Миссионерская православная газета. 2003 г. № 6. Июнь.
8 миссионерская прлвосллвндя гдзетл НА МЕСТЕ ДРЕВНЕГО МОНАСТЫРЯ УСТАНОВЛЕН КРЕСТ Как повествуется в трудах кольского краеведа Ивана Федоровича Ушакова, в середине XVI века на левобережье реки Нивы возник монастырь. К 1575 году он имел «церковь Николы Чудотворца, да два придела: Петра и Павла, да Зосимы и Савва- тия, Соловецких чудотворцев, да теплую церковь Рождества Пречистыя Богродицы, а в церкве обра зы и книги да колокол один - строение царя и великого князя (дар царя Иоанна Грозного! - Прим. Ред.). а три колокола поставил строитель того же монастыря». Вот так и вырос и расцвел в середине века на промерзлой Кольской земле оазис духов ной жизни - Рождественско-Богородичный мужской монастырь. Но 8 июня (по новому стилю) 1589 года Канда лакша подверглась нападению шведов. Соловецкая летопись сообщает: «В монастыре братию и в воло- стке (селе. - Прим. Ред.) всех людей посекли... монастырь, и церкви, и волость пожгли... а людей погибло 450 человек». При поддержке правительства монастырь с цер ковью Рождества Богородицы вскоре был восста новлен, Однако в 1693 году случилась новая на пасть - Кандалакшский монастырь «погорел без остатка». Слава Богу, доходы от солеварения и пособие государства позволили монахам восстано вить обитель. По описи 1705 года, в ней стояла «церковь деревянная о пяти верхах с трапезою и келарскою теплыми, главы обиты чешуей». На отдельно сто ящей колокольне висело 5 колоколов. Храмовая икона - образ Рождества Богородицы - имел серебряный оклад с богатыми украшениями: «У Богородицы венец, и корона, и цата серебряные, резные, золочены, в венцах и в цате 6 жемчужин... в привесе три креста серебряных...» В монастырской библиотеке находилось 158 книг, из них 88 - в церкви Рождества Богордицы. В послепетровское время Кандалакшский мона стырь в 1742 году был упразднен. Во время Крымской войны 6 июля 1855 года англичане подвергли Кандалакшу сильному артил лерийскому обстрелу. Десант из 70 матросов выса дился в левобережной части Кандалакши, «вломил ся в церковь Рождества Богородицы и зажег ее изнутри». В 1865 году «на высочайше дарованную сумму» жители Кандалакши построили вместо сгоревшей новую церковь Рождества Богородицы - одногла вую, но на каменном фундаменте. В советское время храм закрыли и разрушили. Вот такой бурной была судьба древнего монастыря. В этом году 8 июня, в день памяти убиенных иноков и мирян, на месте древней Рождественско- Богородицкой обители в Кандалакше был торже ственно водружен крест. Об этом событии нам рассказал настоятель Ус пенского прихода села Варзуга иеромонах Митро фан (Баданин): - Водружение креста, который мы установили по благословению епископа Мурманского и Монче горского Симона, было связано прежде всего с прославлением в лике местночтимых святых в ав густе 2002 года преподобного Феодорита Кольско го. Именно он основал в XVI веке Рождественско- Богородичный монастырь в Кандалакше. Монастырь был общежительным, по характеру своей жизни - нестяжательным, то есть иноки кормились трудами рук своих - рыбной ловлей, солеварением. После установки к р е с т а был отслужен молебен, в котором участвовали благочинный Кандалакшско го округа протоиерей С е р г и й Платунов, жители Кан далакши и Варзуги, гости из Кировска и Апатитов. Крест поставлен там, где некогда располагался алтарь храма. На кресте есть надпись, где кратко рассказывается об исторических событиях, связан ных с монастырем. Надеюсь, что в будущем здесь будет сооружена часовня, в которой станут слу жить панихиды - место ведь здесь кладбищенское - по убиенным в XVI веке инокам. Пониже этого места расположено братское захоронение XX века, времен гражданской войны. К сожалению, имена убиенных монахов нам неизвестны. Хочется наде яться, что изучение архивных материалов поможет узнать их имена. Крест на месте древних подвигрв преподобного Феодорита Кольского и убиенных иноков будет ос вящать опустевшую, но незабытую обитель. И, быть может, Крестной силой вновь возродится в древней Кандалакше еще один храм Божий. Наш. корр. Фото из архива иеромонаха Митрофана (Баданина). Крест на месте разоренного в XVI веке монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Кандалакше. ИСКАЛА ТОЛЬКО ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ Милостью Божией дано было мне познако миться с 91-летней старицей Евфросинией, 36 лет прослужившей игуменией в Спасо-Евфро- синиевском монастыре. Родилась она на Укра ине. Уже в 11 лет ушла в Корецкий монас тырь, находившийся недалеко от места прожи вания. «Усматривала меня мама, но жила я в Корецком монастыре», - рассказывала матуш ка. Была келейницей у тамошней игумении Михаилы, которая стала ее духовной матерью, ей юная инокиня поверяла все помыслы и следовала во всем ее слову. Обучилась музы ке, играла на скрипке, все время пела на клиросе - «пела дискантом». Однажды с ма тушкой Михаилой поехали в столицу. Там ус лышали замечательное духовное пение, зву чавшее из граммофона, накупили кипу нот. Потом эти ноты они подарили с матушкой Михаилой Спасо-Евфросиниевскому монасты рю, где спустя годы пришлось быть игуменией самой матушке Евфросинии. После смерти матушки Михаилы она перешла в Свято-Успен ский Жировицкий монастырь, где приняла игу менский сан . Богу было угодно направить ее в Спасо-Евфросиниевский монастырь, куда приехала уже игуменией. Матушка была дея тельной и любвеобильной. Помимо игуменских обязанностей и пения на клиросе она занима лась еще врачеванием - пригодились знания, полученные в юности на курсах сестер мило сердия. Лечила ка к насельниц монастыря, так и паломниц. 80 (!) лет жила с Богом и ради Бога. Ма тушка рассказала о видении, которое ей было: «Снится мне дивный сад, ветви яблонь гнутся от обилия чудных плодов, их много и на зем ле. Пришел почивший священник о. Констан тин, сорвал чудное яблоко и дал мне, говоря, что это сад святых дев. Одно яблоко взял с собой, чтобы поделиться с братией монастыря. Потом я зашла в другой сад, полный чудных цветов, их невозможно описать словами. При шлось ждать хозяина сада - это был благолеп ный старец. Когда он пришел, то дал ей краси вую гроздь винограда и сказал, что это ХРИ СТОВ ВИНОГРАД». 80 лет С БОГОМ И ДЛЯ БОГА! Как сказа ла матушка Евфросиния: «Я не знала мира и никогда в нем не была.» Последние годы игу менства были в Спасо-Евфросиниевском мона стыре, где она теперь на покое. «Я так люблю пение и до сих пор еще подпевала сестрам. Они любили и радовались, когда я пела. Ка к хорошо пение в храме, но как же дивно ан гельское пение! Единственное мое желание - Царство Небесное, о нем молила всю жизнь. И много молилась о людях и о мире». О матушке Михаиле сказала, что та любила мо литься в одиночестве. И только она, как ке лейница, видела лужи слез у коленей ма тушки. Вместе с ней плакала о мире и она. Я не знаю, жива матушка или отошла ко Господу (встреча была осенью 2002 г ), но встречи этой никогда не забуду. Раба Божия Елизавета. Отделение ХОСПИС в больнице «Севрыба» нуждается в пом ощ и добры х людей, которые с любовью и терпением могут ухаживать за больными . ВОЗМОЖНО ОФОРМЛЕНИЕ САНИТАРОК НА ПОСТОЯНУЮ РАБОТУ. Обращаться к заведующей ХОСПИСом Анциф еровой Елизавете Николаевне по телефону: 23-61 "95 J Издательство Мурманской и Мончегорской Епархии Московского Патр иархата . Редактор иерей Василий Вольский. Адрес: 183010, Мурманск, ул.Зеленая, 11, тел. 56-43-71. E-mail: mispaper@mail.ru Газета зарегистрирована в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № 113448 от 17,12.98 г. Отпечатано в ООО «Кольское полиграфическое предприятие». Тираж 7.000 экз. 11 р и п е р е п е ч а т к е с с ы л к а н а « М и с с и о н с р с к у ю п р а в о с л а в н у ю г а з е т ѵ » о б я з а т е л ь н а . Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» для хозяйственных целей. Если она Вам больше не нужна, дайте ее почитать другому или верните в православный храм.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz