Миссионерская православная газета. 2003 г. № 6. Июнь.

миссионерская православная глзетл 5 М О Н А С Т Ы Р И И С В Я Т Ы Н И А Ф О Н А МШЫРЬ пшшимм Монастырь св. вмч. Пантелеймона расположен на берегу моря между Ксенофонтовым монастырем и пристанью Дафни. Обитель известна также как Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, Киновия Каллимахов, или Руссик. На своем нынешнем месте у моря обитель по­ явилась после 1765 г. До того она находилась в другом месте, дальше от побережья - теперь там расположен так называемый «старый», «нагорный Руссик», основанный в начале XI в., когда на Святой Горе появились первые русские монахи. Источников об истории Руссика до XIII в. почти не сохранилось из-за пожара, полностью разрушив­ шего весь монастырь вместе с архивами и библио­ текой. Во времена монгольского ига на Руси в большинстве насельники Руссика были греками; подпись игумена на всех документах той эпохи стоит по-гречески. Однако после 1497 г. начинается массовый приток русских иноков на Святую Гору. В 1394 г. Пантелеймонов монастырь значится пятым в порядке иерархии афонских обителей. Од­ нако после краткого периода расцвета монастырь беднеет и попадает в долги. Тогда он и лишается ряда своих владений. К середине XVIII в. врата Руссика закрылись и монастырь вновь попал в руки греков. Греческая братия решила переселить­ ся поближе к морю, где и был построен нынешний Пантелеймонов монастырь. В начале XIX в. Руссик, как и большинство афонских обителей, пришел в запустение. Монас­ тырь находился в бедственном положении, когда в 1840 г в нем вновь стали появляться русские на­ сельники. Вскоре они, как и прежде, составляли большинство братии. В 1875 г., впервые после дол­ гих лет, был избран русский игумен и Руссик стал действительно русским монастырем. К концу про­ шлого века в Пантелеймоновом монастыре жило более 1000 монахов; множество русских жило и в других монастырях, скитах и келлиях Святой Горы... Архитектурный ансамбль монастыря с его мно­ гочисленными многоэтажными постройками и высо­ кими куполами храмов производит впечатление не­ большого города. Соборный храм монастыря, как гласит надпись над входом в притвор, был построен в 1812-1821 гг. Стены его сложены из прямоуголь­ ных шлифованных каменных плит; на восьми купо­ лах водружены кресты, причем на главном - тради­ ционный для России - восьмиконечный. Богато ук­ рашенный иконостас выполнен русскими мастерами. Согласно правилу, принятому в 1875 г., службы в этом храме совершаются на двух языках - гречес­ ком и славянском. Напротив входа в собор нахо­ дится трапезная, построенная в 1890 г.. она может вместить до 800 человек. Над трапезной возвыша­ ется колокольня, где находится множество русских колоколов, знаменитых по всему Афону. В Руссике, помимо соборного, есть и другие храмы. К собору пристроен придел Успения Богоро­ дицы; к западу от библиотеки расположен храм свт. Митрофана Воронежского. В северной части монастыря расположены храмы в честь Вознесения Господня, прп. Сергия, вмч. Димитрия, Архангела Михаила, прп. Герасима, свв. Константина и Елены, равноапп. кнн. Владимира и Ольги., а также храм Покрова с приделом святого благоверного князя Александра Невского, богато украшенный иконами в золотых ризах и позолоченным иконостасом. 3 южной части монастыря сохранились две церкви: прп. Саввы и свт. Николая. За стенами обители расположены два храма: Свя­ тителей Московских на кладбище и Преображения Господня в гостинице. Кроме этого, Руссику принад­ лежит подворье Хромица недалеко от Урануполя. скит Ксилургу, или, как его называют на Афоне, «Богородица», пустынный скит «Новая Фиваида» на юго-западе Святой Горы и Старый Руссик. В обители хранятся мощи многих святых: глава св. вмч. Пантелеймона, частицы Честного Креста, а также множество икон, облачений, крестов. В хра­ ме Покрова находятся Святая Чаша искусной рабо­ ты и Евангелие в богатом окладе - дары великого князя Константина Николаевича, посетившего оби­ тель в 1845 г. Пантелеймонов монастырь занимает сейчас 19-е место в иерархии святогорских обителей. МЕРА 5Ш4Г4 АФШШ Лавра святого Афанасия - древнейшая и самая большая по размеру обитель - известна еще и как Великая Лавра. Она занимает первое место в иерар­ хии афонских монастырей. Ее основатель - один из наиболее почитаемых монахов Святой Горы св. Афанасий Афонский. Он привнес в пещерное и отшельническое монашество систему общежития, ки- новии, которая впоследствии стала по преимуще­ ству монашеским образом жизни. Центральный храм, первоначально освященный во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в XV в. был вновь освящен, и св. Афанасий становится его святым покровителем. Среди бесценных сокро­ вищ монастыря - множество святых мощей. «ШТЫРЬ БШІЩ Монастырь Ватопед был основан около 972-985 гг. Среди святогорских монастырей Ватопед зани­ мает 2-е место. В XII и XIII столетиях свв. Савва и Симеон, самые чтимые сербские святые, были монахами Ватопеда. В XV столетии членом братства Ватопед был св. Максим Грек. Главный собор монастыря освящен во имя Бла­ говещения Пресвятой Богородицы. Среди сокровищ монастыря наиболее известен пояс Пресвятой Богородицы. Монастырь хранит много одеяний и священных сосудов, необыкновенных по красоте и изяществу отделки, а также множество чудотворных икон Пресвятой Богородицы, таких, ка к Всецарица, Елеоточивая, Ктиторская и Заклан­ ная, являющихся украшением монастыря. «штырь кти Святой Иверский монастырь основан в конце X столетия св. Иоанном Иверским (т. е. Грузинским) чуть позже монастырей Великая Лавра и Ватопед. Св. Иоанн был спостником св. Афанасия Афонского. В трудные времена XVI в. грузинские государи оказывали монастырю помощь и этим спасали его от экономических трудностей. Ивер держит 3-е место в иерархии афонских монастырей. Иверский монастырь - дом иконы покровитель­ ницы Святой Горы Пресвятой Богородицы Иверской - Вратарницы (Портаитиссы). В 1651 г. копия этой иконы была послана в Москву по просьбе государя Алексея Михайловича Романова (отца Петра I). Собор монастыря освящен в честь Успения Пре­ святой Богородицы. Среди сокровищ монастыря - «лимонное дерево» - серебряный семисвещник за святым престолом и дверь между притвором и папертью, сделанная из черного дерева и отделан­ ная серебром. Евангелие, подаренное российским императором Петром Великим, священные сосуды, одеяния и вышивки, а также мощи 150 святых МШЫРЬ шднр С в о и м о сн о в а н и ем обитель о б я з а н а (.^пбсксму королю С т еф а н у і Н ем а н и и его сы н у Рад*о (сев. С а в в е и С им е он у). М о н а с ты р ь не всегда был с е р б ­ с к им по национальной принадлежности. В конце X V I і в ека здесь поселились болгары и несколько греческих м онахов , но в 1896 году, после по сещ е ­ ния обители с е р б с к им ц ар ём Ал е к с ан д ром Оврено - вичем . который выплатил все долги м он а сты ря здесь сно в а о б о сно вали сь сербы . С о б с р н ы і' хр ам посвящён празднику Введения во х р ам П ре свя той Богородицы . З а епи скопской кафедрой х р ам а находится м о ги ла св, С им е о н а , откуда ч уде сным о бра зом , по сле п е р ен е сени я о с ­ танков подвижника благочестия, выро сла виноград­ ная лоза Е е г-годы и злечиваю т от бесплодия ж е н ­ щин которые обращаются к св. С им е о н у с просьбой излечить их от -этого недуга. В м е с т е с вино градом м о н а с ты р ь д ае т советы , как им пользоваться. Наверное, с ам о й главной с в я ты н ей мона сты ря по праву счи тается икона Божией Матери «Трихе- русса» (русское н а зв ани е - «Троеручица»). О н а была пи-'ной иконой св я то го Иоанн а Д ам а с с к о го (VI!І ьек). С р е ди с в я ты н ь с ерб ской обители - два кусочка «Тшэсного Древа», части тер нового в е н і•£■., по со ха и с а в а н а Го спода нашего Иисѵса Христа, ча сть выпиленно го лика пророка Исайи. правая нога святого Пантелеймона, правая рука Никифора, Патриарха Константинопольского, мощи святой Вар­ вары и святой Екатерины. С дня своего основания Хиландарский монас­ тырь занимает четвёртое место в иерархии афонс­ ких монастырей. скитодтого дішшя щт іюгсшнш Бывший русский скит св. Андрея Первозванного подчиняется монастырю Ватопед. Соборный храм скита был основан в 1867 г. с щедрой помощью российских царей. Скит по площади превосходит многие монастыри, и его величественность не ума­ ляют обветшавшие здания, которые сегодня ремон­ тируются и восстанавливаются Ватопедом. Справа у входа в соборный храм на большой мраморной плите изложена история его основания: «Сей величественный храм заложен собственно­ ручно Его Императорским Высочеством, Великим Князем Алексеем Александровичем 16 июня 1867 года, в память чудесного спасения Августейшего Родителя его, Благочестивейшего Государя Импера­ тора Александра II, от злодейского покушения на священную жизнь Его Величества в Париже 25 мая 1866 года. Начало постройки последовало 4-го апреля 1881 года при игумене архимандрите Феодорите: в его настоятельство фундамент храма доведен с основа­ ния до уровня земли. Дальнейшая работа начата 3 мая 1893 г. при настоятеле архимандрите Иосифе и закончена с Божиею помощию при нем же с постановкою иконо­ стаса 1 июля 1889 года. Торжественное освящение храма сего соверши­ лось 16 июня 1900 года в настоятельство того же архимандрита Иосифа с братиею о Христе Иисусе. Освящал бывший Константинопольский Святей­ ший Вселенский Патриарх Иоаким». Здесь пребывает лобная часть святой главы апостола Андрея. По материалам сайга www.afon.orthodoxy.ru. Р \ ) НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ГРЕЦИИ И АФОНЕ \ j РЕЛИГИЯ I 1 Около 98% населения Греции - православные, f I Богослужения совершаются по новому стилю. I І Афон -- полностью православный монашеский | і полуостров, на который уже более 10 веков не § I допускаются женщины. Здесь, в отличие от всей } I страны, для богослужений используется старый j 1 стиль календаря. Монахи живут по юлианскому { календарю. ! j ВРЕМЯ f 1 На Афоне - византийское время. Оно опре- \ I деляется следующим образом: во время захода j ? солнца (в субботу) стрелки часов устанавливают- | - ся ка полночь. Начинается новый день В Иверо- j не- сугки начинаются с восходом солнца. ! ОБЫЧАИ В Греции нельзя входить в монастыри и хра- ; г мы в шортах или мини-юбках. Не стоит отказы- j г ваться от угощения в деревенских домах. Не- % j смотря на то, что греки любят критиковать свою j f страну, вам этого лучше не делать. I На Афоне в монастыре Есфигмен вход в храм | I разрешается только в рубашках с длинным рука- | I вом. Они лежат у входа. Можно взять любую. В I I остальных монастырях на эго не обращают вни- | j мания. I I ФОТО И ВИДЕОСЪЁМКА I На Афоне видеосъёмка запрещена на всей I его территории. Видеокамеры даже нельзя вво- ? I зить на полуостров. Если видеокамеру увидит I - полиция, у Вас её просто изымут. Вернут в Ура- ‘ \ нололесе по возвращении с Астона. Но досмотра | ч при въезде нет (только при выезде с него). Фо- | I тограЛировать без разрешения можно на улице, j f Для фотосъёмок в храмах и других помещениях I I нужно обязательно иметь благословение. ' j КУПАНИЕ И ЗАГА» \ і На Афона, по древнему лэтеоику, купание и ; * загорание запрещены. Но некоторые паломники, j I туристы и рабочие делают ото в пустынных, скры- } . тых от всех местах. Если увидис полиция, то могут | I .забрать разрешение нэ пребываний на погуосг- ( j рове, то есть Вам оттуда пр-/д<Ѵ,ѵя удалиться *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz