Миссионерская православная газета. 2003 г. № 6. Июнь.

ЛШООИОНвРОКАЯ ПРДВОСЛДВНЛЯ ГА36ТА П А Л О М Н И Ч Е С Т В И з д а в н а н а Р у с и с у щ е с т в о в а л б л а г о ч е с ­ т и в ы й о б ы ч а й п а л о м н и ч е с т в а н а С в я т у ю Г о р у . З а с т о л е т и я т а м п о б ы в а л и д е с я т к и т ы с я ч р у с с к и х п и л и г р и м о в : к у п ц ы и д в о р я ­ н е , х у д о ж н и к и и с в я щ е н н о с л у ж и т е л и , ч л е н ы ц а р с к о й с е м ь и и п и с а т е л и . П о с е щ е н и е А ф о ­ н а н а в с е г д а о с т а в л я л о н е и з г л а д и м ы й с л е д в п р а в о с л а в н ы х д у ш а х . В о к а к п и ш е т о б э т о м в о ч е р к е « А ф о н » и з в е с т н ы й р у с с к и й п и с а ­ т е л ь Б о р и с З а й ц е в ( 1 8 8 1 - 1 9 7 2 ) . Я провел на Аф оне семнадца ть н е з абы в а е ­ мы х дней... Афон очень уединен и мало занят внешним. Это как бы остров молитвы. Место непрерывно­ го истока благоволения. Афонцы мало знают о пестрых делах «мира» и судят о них не всегда удачно. Но они не устают молиться о мире, как молятся и о себе. Они сравнительно немного занимаются наукой, философией, богословием. Зато непрерывно служат Бон/ — в церкви, в келии. Это придает им особый оттенок. «Мир» справедливо полагают они грешным, но я не замечал у них гордыни или вы сокомерия к нему. Напротив, сочувствие, желание оказать помощь. Простота и доброта, а не сумрачное отчуждение - вот стиль афонский, и недаром тысячи паломников («поклонников») перебывали в этих приветливых местах... Для того, чтобы быть м онахом , нужен, ко­ нечно, известный дар, и звестное призвание. Но и на не обладающего этим дар ом жизнь около монастыря, лишь отчасти им руководи­ мая и наполняемая, уже есть душевная гигие­ на. Ч ел ов е к рано встает, больше обычного работает, ум ер енно ест, часто (сравнительно) ходит на службы, довольно много молчит, мало слышит пустого и вздорного. Видит синее море, купола, главы, благообразную жизнь... Сам я пишь две ночи провел вполне «по- монашески», обычно же ограничивался поздней литургией да вечерней. Тем не менее, сразу ощутил веяние строгой и чистой жизни, идущей незыблемо и человеческую душу вводящей в свой ритм. Монастырский ритм — вот, мне ка­ жется, самое важное. Вы как будто плывете в широкой реке по течению. И чем дальше заплы- ли. тем больше сама река пас несет... Здесь нет горя, нет острых радостей (вернее, «наслаж­ дении'), особенно нет наркотического, опьяняю­ щего и нервозного, что в миру считается острой приправой, без которой жизнь «скучна». Для монаха нет скуки, нет и пряностей. Е го жизнь вовсе не очень легка. Она не лишена томлений и тягостности, монах иногда подвержен упадку духа, целым полосам уныния. Но все это лишь временное погружение под уровень и, кажется, лишь в начале. В общем, инок быстро всплыва­ ет: его очень поддерживают... Я присутствовал в Пантелеймоновом монас­ тыре на одной глубоко трогательной службе - акафисте Пресвятой Деве. Это служба дневная. В ее заключительной, главнейшей части игумен и два иеромонаха в белых праздничных ризах, стоя полукругом на амвоко против царских врат, по очереди читают акафист. Над вратами же находится образ Пречистой, ко особенный, на­ писанный на тонком, золотеющем «плате». Низ его убран нежной работы кружевом. Во время чтения образ тихо и медленно спускается, все ниже, ниже, развевая легкую ткань своего омо­ фора. Голоса чтецов становятся проникновен­ нее, легкий трепет, светлое воодушевление про­ бегают по церкви. Богоматерь «с честным сво­ им омофором»*, в облике полу воздушном, златисто-облегченном Сама является среди сво­ их верных. Образ останавливается не высоте человеческого роста. Поет хор, все один за другим прикладываются. Вечерние лучи слева мягко ложатся на кружева и золотистые отливы колеблющейся иконы И так же медленно, при­ няв поклонение, образ уходит в свою небесную высь - кажется, недостает только облаков, где бы почил он. «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от есякаго зла честным 'Своим омофором»*. Пари ж, 1 февраля 1928 года. 8 т а Г ора А фыі S. гвятая Гора Афон представляет собой пол уос­ тров в с е в ер о -восточной Греции. Э то восточный выступ пол уострова Халкидики, приблизительно на 80 километров вдавшийся в воды Э ге й с ко го моря, шириной около 20 километров. Полуо стров горист, покрыт густыми л есами , изрыт с к али стыми о в р а г а ­ ми. В ю го-восточной части в о звыш ае т ся вершина горы Афон высотой 2033 м е тр а над у р о в н ем моря. С в я т а я Гора Афон была з н ам е н и т а еще в д р е в ­ ности. До Р ож д е с т в а Х ри ст о в а сюда стекали сь во мн ож е с т в е паломники, чтобы соверш а ть я зы че ск и е торж е ств а перед зо л о тым к ум и р ом Аполлона, глав­ ный хр ам которого стоял на с ам о й вершине Афона. Гору в те в р е м е н а называли Аполлониада. По зднее на вершине горы стоял хр ам З е в с а , который по- гречески на зы в ал ся Аф ос (по-русски - Афон). О с о б е н н о с т ью Аф он а является то, что ж енщ и ­ н ам вход на С в я т ую Гору сов ерш енно н е в о зм ож е н и запрещен. По аф он ск им преданиям , вход женщи­ н ам был во збранен после следующего случая. Ппа- кидия, дочь грече ско го им п е р а т о р а Ф еодо си я , в о з ­ вращаясь из Р и м а в Византию, м им о е з д о м пож ела ­ ла видеть Св. Гору, и в о собенно сти Ватопед ский монастырь, вы строенный иждивением ее отца. Он а прибыла п р ям о к Ва топед ской пристани, т о рж е ­ ственно была в с тр еч ен а и в в еде н а в м о н а сты р ь с подобающей почтительностью и ц е рем он и алом . В умилительном благоговении подступила она к с о б о ­ ру и, сла гая с с е б я ц а р ств е нно е величие, так смирилась, что не хотела войти с главного входа, а прошла ч ерез б оковую дверь. О н а только хотела войти в главный храм , как вдруг ее поразил голос Богородицы, исходивший от Е е иконы, написанной в стенной нише: « З а ч е м ты сюда, зд есь иноки, а ты женщина, для чего же даешь врагу случай ратовать их преступными помы слами ! Ни шагу далее! У д а ­ лись, если хочешь с е б е добра!» Пораженная страхом царевна молча удалилась из обители. (Было это в конце ІѴ или в начале V века). А святые отцы афон ские законоположили между тем, чтобы с той поры ни одна женщина не проника­ ла в тайники афонского подвижничества, что и доны ­ не свято исполняется и в такой степени, что даже не позволяется и среди рабочего скота держать самок. А по поверью простого народа, даже пташки не вьют здесь гнезда и не выводят птенцов. Появление плодов ангельской жизни, проявление сил и даров благодати в бесчисленных подвижниках обратили на С в я т ую Гору особенное внимани е пра­ вославного мира. Во в рем ен а потрясения ум о в е р е ­ сями , в эп о х у отпадения З ап ад ной Церкви от В о с ­ точной Аф он ская Гора о ста в ал а сь единственным оплотом, на котором твердо и незыблем о утвержда­ лась чистота право славной веры. В ѴН веке м о н а сты ри Аф он а пополнились под­ в иж никами Египта, Палестины и Сирии, вы нужд ен ­ ными покинуть свои зем ли после з а в о е в а н и я их араба.ми- мусульманами. В IX веке хрисовул (грамота) царя Василия II даровал инокам право преимущественного владения Аф оном . В с к о р е появляю тся здесь и православные славяне-иноки: русские, сербы , болгары. В о в р е м е н а крестовы х походов (1204-1261 гг.) Афон терпит гонения и ра зорения от римско го пап­ ства, а также н а сил ь ственное насаждение унии. Крушение Ви зан тии (1453 г.) привело к тур ец ко ­ м у вла ды ч е с тв у и на С в я т е й Горе. Афон сохранил з а собой с в о б о д у пр а во сл а в н о й верь: и строй с а ­ м о у п р а в л е н и я при об я з ан н о сти платить подушную подать. В э т о в р е м я Р о сси я , о с в об о д и вш и с ь от т а та р с ко го ига, п о м о га е т м а т ер и ал ь н о о би та те лям С в я т о й Горы. Только с 1830 года, когда Греция провозгласила незави симость, для Аф она наступил мирный период. С е й ч а с С в я т а я Гора находится под юрисдикцией Кон стан тинопольско го Патриарха, являясь частью гр еческого государства. Ныне на Аф оне существует 20 м он а сты рей и большое количе ство скитов и келий. В с е мон а сты ри - православные. По материалам сайта www.afon.orihodoxy.ru. МОНАСТЫРИ Великая Лавра Ватопед Иверон Хиландар Дионисиат Кутлумуш Пантократор Ксиропотам Зограф Дохиар Каракал Филофей Симонопетра Святого Павла Ставроникита Ксенофонт Григориат Есфигмен Пантелеймон Костамонит СКИТЫ Ксилургу Старый Руссик Андреевский Пророка Илии Продром Цифрами обозначены: 1 - Пантелеймон. 2 - Великая Лавра. 3 - Ватопед. 4 - Иверон. 5 - Хиландар. 6 - Пантократор. 7 - Андреевский скит ■ -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz