Миссионерская православная газета. 2003 г. № 5. Май.

МИОСИОНбРОКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ газета Я считаю, что эта буква показывает нам единение птиц и животных - тварей Божиих. Первоначально даже хищные звери не трогали птиц. Они были дружны и составляли как бы одно целое, как и столп рядом. Маша Новоселова Я думаю, что моя буква значит: Бог *9 в назидание за какой-нибудь грех ‘J ^ превратил человека в птицу 9 Аня Миндер БУКВИЦЫ Ш Ш Ш «Язык есть высший дар Бога человеку». -- писал великий русский писатель-христианин Н. В. Гоголь. Действительно, как рассказывается в житии святых Ки ­ рилла и Мефодия, Бог дал святому Кириллу славянские книги, чтобы и славяне «были причислены к великим наро­ дам, которые славят Бога на своем языке». Утвердить сла­ вянскую письменность как особую религиозную традицию, существующую наравне с греческой и латинской, было очень трудным делом: это подвиг сродни апостольскому служению. Святой Константин (с схиме Кирилл) на сорок дней затво­ рился в келье ради поста и пламенной молитвы, взывая к Всещедрому Господу о даровании ему премудрости для со- на современный русский язык, высказывая мысль о том, что церковнославянский язык непонятный. Не так было в дореволюционные времена. Академик Н. И. Толстой о своих детстве, отрочестве и юности, которые прошли в условиях беженского быта в Сербии, в Белграде, пишет следующее: «...я учился в “старомодной" русской школе, а потом в мужской русской гимназии. В старшем классе моим законоучителем и духовным отцом был протоиерей Георгий Флоровский... Молитвы, Символ веры и Евангелие (Новый Завет) были исключительно на ц е р к о в н о сл а в я н с к ом я зы ке... На воскресной обедне, которую многие из нас знали почти наизусть, стояли в гимназической церкви строем, иногда, перед большими праздниками, отстаивали вечерни, часть класса (счастливчики!) пела в церковном хоре, некоторые ходили в городскую русскую Троицкую церковь и на кладби­ ще к Иверской. Церковнославянский язык звучал постоянно, церковнославянские тексты (заповеди Моисея и заповеди Блаженства, молитвы, тропари, небольшие притчи из Евангелия), как и латинские тексты или тургеневские стихотворения в прозе, заучива­ лись наизусть, отдельные гимназисты прислуживали в церкви, читали часы, исполняли обязанности псаломщика. Церковнославянский язык звучал чаще, чем воспринимался зрительно». Хотелось бы, чтобы и в нашу жизнь вернулась культура и дух церковнославянского слова. Первая ступенька к этому - воскресная школа, где церковнославянский язык - обязательный предмет. Предлагаем нашим читателям познакомиться с некоторыми инте­ ресными, на наш взгляд, материалами из опыта работы по церковнославянскому языку здания славянских письмен. Созданная им славянская азбу­ ка (глаголица) несет в себе явную печать благодати. Эти буквы не просто изобретения филолога, но проникновение в дух славянства. Святой Константин не стал передавать звуки славянской речи привычными ему греческими или латински­ ми буквами, древнейшие славянские «резы» под его пером приобрели красоту и одухотворенность, стали способны воз­ вещать слово Божие. Каждая буква получила не скупой ярлык, но имя, и славянская азбука зазвучала таинственной музыкой духа. Впоследствии ученик святого Кирилла святитель Кли­ мент Охридский и его сподвижники: Наум, Ангеляр, Савва, Горазд и Лаврентий - придали этим Богом дарованным письменам еще большую красоту и изящество и назвали их в честь своего великого наставника кириллицей. Этим алфа­ витом и пользуется сейчас славянский мир. Без церковнославянского языка, бытовавшего на Руси, трудно представить развитие русского литературного «зыка во все эпохи его истории. Это одна из важнейших духовных ценностей славян. К сожалению, несколько поколений русских людей были лишены возможности изучать церковнославянский язык. По­ этому в нынешней России он многими ощущается и восприни­ мается как язык «мертвый», то есть сохранившийся только в церковных книгах и службах. Некоторые, пытаясь расколоть единство Церкви, требуют перевода богослужебных текстов t І I t £ <r £ ‘ і «г $ Виноградная лоза и "Азъ" - всегда указывают на то, что имеется в виду Иисус. Виноградная лоза цепляется - как бы отталкивает, оттаскивает решетку, темную, черную. Кружок и буквы - это солнце с облаками. Дальше по кружочкам синяя волна бушующего моря. Полуптицы, полуморской зверь, полурастения - это все обитатели земли: животные, звери, птицы - все представители флоры и фауны. Основа буквы красного цвета обагрена кровью Иисуса, то есть Иисус пытался всеми силами оттащить людей от бездны греха. Но Его не понимали и не считали посланником Божиим и Его чудеса, к примеру усмирение бури (солнце с тучами и волна), не произвели на людей впечатления. Но лишь животные и все обитатели земли, кроме людей, сразу восприняли Иисуса как Бога. Маша Филиппова. ‘S ? ¥ ? I I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz