Миссионерская православная газета. 2003 г. № 5. Май.

4 миссионерская православная гдзетл В п р о ш л ы х н о м е р а х н а ш е й г а з е т ы м ы н а ч а л и р а з г о в о р о д у х о в н ы х п р о б л е м а х с о в р е м е н н о й с е м ь и , в е д ь з д о р о в а я с е м ь я - э т о з д о р о в а я н а ц и я , с и л ь н о е г о с у д а р с т в о . П р о д о л ж а я э т у т е м у , с е г о д н я м ы б у д е м г о в о р и т ь о б р а к е . Ч т о д у м а е т Ц е р к о в ь о н е м ? С в о и м и м ы с л я м и и п е р е ж и в а н и я м и н а э т у т е м у с ч и т а т е л я м и д е л и т с я и е р е й В а с и л и й В о л ь с к и й , р у к о в о д и т е л ь о т д е л а п о д у х о в н о м у о б р а з о в а н и ю и к а т е х и ­ з а ц и и М у р м а н с к о й и М о н ч е г о р с к о й е п а р х и и . П Р А В О С Л А В Н А Я П О Э З И Я СМИРИТЬСЯ СЕРДЦЕМ В стихах человек обычно изливает свою душу: стихотворные строки, словно зеркало, отражают поэтический и вообще внутренний мир автора. Открываю новый сборник стихов «По дороге в Отечество»: С м и р и т ь с я с е р д ц е м . С д е л а т ь у м п о с л у ш н ы м , В с ю с и л у д у х а к Н е б е с а м п о д н я т ь . И в д р у г п о н я т ь , ч т о б ы л о о ч е н ь н у ж н о В с е у н и ж е н ь е м и р а и с п ы т а т ь . И н а ч е к а к с е б я п о н я т ь н е л о ж н о , П л е в е л ы в и д е т ь , ч т о в з о ш л и о п я т ь , К о т о р ы е б е з б о л и н е в о з м о ж н о О ч и с т и т ь р а з у м о м и ч у в с т в а м и у н я т ь ? Чьи это стихи? Можно дать ответ: эти стро­ ки принадлежат верующему человеку, всеми силами души стремящемуся к духовному, воз­ вышенному. Верно, автор - из тех верующих людей, которые решились всю свою жизнь, все свои силы отдать на очищение от «пле­ вел» души. Это монахиня Васса, знакомая многим прихожанам по своему послушанию в часовне иконы Божией Матери «Спорительни- ца хлебов» при Свято-Никольском соборе го­ рода Мурманска. Наверное, из-за того, что находимся мы под покровительством Николая Угодника, особенно тепло звучит стихотворе­ ние «Николаю Блаженному», обращенное к знакомому прихожанину: К о с м о п о л и т к е , в в е к с к а ж е н н ы й У ж е м н е н е ч е г о т е р я т ь . Н о з а м е н я , м о й д р у г б л а ж е н н ы й , Т ы в х р а м е м о л и ш ь с я о п я т ь . Вообще, заметно, что храм, дом Божий, по­ степенно становится и родным приютом, тихой пристанью для автора стихов. Поэтому так много в сборнике ярких и живых, правдивых «зарисо­ вок с натуры», картинок из жизни прихода. М а р т н а ч а л с я - з н а к в е с н ы н а и в н о й . Ж е н с к и й п р а з д н и к в с к о р е н а с т у п а л . Ю н о ш а п о р ы в и с т о - н е в и н н ы й К р е с т и к в Б о ж ь е м х р а м е п о к у п а л . Далее объясняется, что молодой человек покупал крестик, как водится, в подарок (оче­ видно, на «женский день» 8 марта) юной под­ руге. Поэтесса не дает никаких прямых оце­ нок поступку героя: ни положительных, ни от­ рицательных. Только строки в завершение: Х р а м с и я л . Т е к л о Б о г о с л у ж е н ь е . О т к а д и л а а р о м а т л е т е л . И с н е б е с б е з т е н и р а з д р а ж е н ь я Б о г з а б ы т ы й н а н е г о г л я д е л . Забытый Бог, Который терпеливо и с любо­ вью смотрит на нас всех, забывших Его, ос­ корбляющих Его, детей... Как это до боли знакомо! І Особенно привлекли меня размышления ма- \ тушки Вассы о смерти. Ведь не секрет, что мы | почти все с каким-то языческим отчаянием | воспринимаем смерть, а православное, тем более | монашеское, отношение к ней совсем иное: ... У ж е р о д н я е г о х о р о н и т , И к т о - т о ж а л о б н о к р и ч и т . Д у ш а , с в о б о д н а я о т б о л и , Н а в с е в з и р а е т и м о л ч и т . Е й н и к ч е м у у ж е м о л е н ь я , И э т о т е й н е с л а д о к с в е т . С в о б о д н а . С б р о ш е н ы с о м н е н ь я . О н а - В С Е Г Д А . А с м е р т и н е т . В книге монахини Вассы каждый может найти (и находит) какой-то отклик своим заду­ шевным чувствам. Стихи матушки Вассы - это, по сути, живая беседа, размышление вслух о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле. Книгу стихов «По дороге в Отечество» можно приобрести у автора в часовне иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» Свято-Николь- ского собора. Как рассказала матушка Васса, доходы от продажи книги она жертвует на покупку лекарств для детей с пороком сердца из бедных семей. Галина Сиротинская. Батюшка, что такое гражданский брак? - Мы живем в такое время, когда у большинства людей совершенно отсутствуют четкие понятия о добре и зле. Сознание искажено, помрачено гре­ хом. И это наше извращенное сознание отражается прежде всего в нашей речи, лексике, который мы пользуемся, - повсеместно происходит подмена понятий. Гражданским браком называется брак, заключенный по законам данного государства. Суп­ руги, заключившие брак, имеют соответствующий документ, удостоверяющий его законность. Однако на извращенном языке современного общества «граж­ данским браком» называется незаконное блудное сожительство, причем эта болезнь захватила сей­ час и старых, и малых. Самое страшное: люди не осознают, что это грех. Как-то в храм пришла женщина, обратилась ко мне с одним вопросом. Из беседы с ней выяс­ нилось, что она состоит в так называемом «граж­ данском браке». А ее вопрос был связан именно с этим. Я сказал, что это не брак, а на языке Церкви это блуд. Тут она как закричала на весь храм: «Как Вам не стыдно, Вы меня блудницей назвали, я никогда блудницей не была!» И многие рассуждают примерно так: «Раз мы свободные люди, по добровольному согласию со­ шлись - никакого греха нет». Про таких людей говорят обычно: «Сошлись, живут». Такие «сходки» бывают обычно у собак или кошек. Батюшка, многие считают, что сейчас слиш­ ком тяжелое время для создания семьи, никто ни в чем не уверен. Некоторые просто вступают в сожительство, и они сами, и их родители счита­ ют, что это нормально. Так ли это ? - Вся беда в том, что у нас нет веры, нет страха Божьего - страха отпасть от Бога, нет упования на Промысел Божий. С Богом любые трудности переживаются легко. Брак перестал быть святыней. А то, что молодые люди боятся созда­ вать семью, - это результат бездуховного воспита­ ния детей. Нет доверия к человеку, с которым можно было бы прожить жизнь. Ведь вступление в брак - это всегда риск: узнать глубоко друг друга до брака вряд ли возможно. Семья - это еще и крест, семейная жизнь - крестоношение, и для нее необходимы такие качества, как терпение, муже­ ство, прощение, смирение. Семья - это прежде всего труд, настоящая семья - это аскеза. А к подвигам современный человек не способен. К сожалению, порой родители толкают детей на блуд: «Поживите, присмотритепь друг ко другу, а потом зарегистрируетесь, а если нет - разойде­ тесь». Это - страшный грех. И грех тем родителям, которые советуют своим детям «пожить - посмот­ реть - присмотреться». В нашей Церкви такие отношения традиционно воспринимаются как блуд. Об этом мы можем про­ читать, например, в правилах святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, вселенского учителя Церкви (IV век). Правило 6 гласит: «Любодеяния посвященных Богу (то есть крещенных. - П р и м . авт.) да не обращаются в брак, но всячески да расторгается их совокупление. Ибо сие и для утверждения Церкви полезно, и еретикам не даст случая укорять нас в том, что якобы при­ влекаем к себе попущением греха». И в 26 правиле святитель Василий говорит: «Блуд не есть брак и даже не начало брака. Посему совокупившихся по­ средством блуда лучше разлучать, если возможно. Если же всемерно держатся сожителя, то да примут епитимию блуда, но да оставятся в сожитии брач­ ном, да не горшее что будет». А епитимию святи­ тель Василий установил за блуд такую: «Блудник семь лет да не причастится Святых Таин». Сейчас грех становится нормой и люди пытают­ ся обвинять Православную Церковь в том, что ее нравственные установки и правила устарели, их пора менять или делать исключения. Но тогда Цер­ ковь не будет Церковью Христовой, это будет цер­ ковь Антихриста. Сейчас некоторые не торопятся заключить офи­ циальный брак. Пожил с одной, пожил с другой, сошелся с одинокой, имеющей ребенка, - это обычное дело; к чему это может привести? - К смерти души, к вечной муке, если человек не покается. Апостол Павел пишет: «...блудники... Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10). Нет ничего удивительного, что многие юноши и девушки не хотят создавать семью. Семья - это труд, а трудиться молодежь не приучена. Семья - это ответственность. А этого как раз страшатся молодые люди. Человек, который постоянно грешит, оказывается в плену своей страсти, становится одержимым, рабом греха: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34). А раб, как известно, ничего не имеет своего. Человек перестает быть личностью, перестает быть человеком. На что должен себя настраивать юноша, серьезно решивший создать семью. Как выб­ рать верную спутницу жизни? - Юноша, как и девушка, должен настраивать себя на спасение. Ведь семья - это один из путей спасения, и этим путем идет большинство людей. Наш чин венчания в символах показывает, что ожидает человека: венцы - это не только венцы царские, это и венцы мученические (не случайно поется: «Святии мученицы,..»); общая чаша вина - это общие радости и горести. Не на удовольствия нужно настраивать себя, а на труд, на ответствен­ ность за членов своей семьи. Многие спрашивают, как выбрать спутницу жизни. Помню, моя бабушка говорила такую пословицу: «Вы­ бирай коровушку по рогу, а девушку по роду». Неко­ торые скажут: «Да что там семья, я ее люблю и хочу жениться». Я тоже за то, чтобы браки совершались по любви, а не по расчету, но духовный расчет должен быть, то есть надо задать себе вопрос: «Смогу я спастись с этим человеком или нет?» Вот что в первую очередь должно волновать молодых. По-разному люди встречаются в жизни: это на­ ходится всецело в ведении Промысла Божиего. Я, например, познакомился со своей супругой в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz