Миссионерская православная газета. 2003 г. № 5. Май.
4 миссионерская православная гдзетл В п р о ш л ы х н о м е р а х н а ш е й г а з е т ы м ы н а ч а л и р а з г о в о р о д у х о в н ы х п р о б л е м а х с о в р е м е н н о й с е м ь и , в е д ь з д о р о в а я с е м ь я - э т о з д о р о в а я н а ц и я , с и л ь н о е г о с у д а р с т в о . П р о д о л ж а я э т у т е м у , с е г о д н я м ы б у д е м г о в о р и т ь о б р а к е . Ч т о д у м а е т Ц е р к о в ь о н е м ? С в о и м и м ы с л я м и и п е р е ж и в а н и я м и н а э т у т е м у с ч и т а т е л я м и д е л и т с я и е р е й В а с и л и й В о л ь с к и й , р у к о в о д и т е л ь о т д е л а п о д у х о в н о м у о б р а з о в а н и ю и к а т е х и з а ц и и М у р м а н с к о й и М о н ч е г о р с к о й е п а р х и и . П Р А В О С Л А В Н А Я П О Э З И Я СМИРИТЬСЯ СЕРДЦЕМ В стихах человек обычно изливает свою душу: стихотворные строки, словно зеркало, отражают поэтический и вообще внутренний мир автора. Открываю новый сборник стихов «По дороге в Отечество»: С м и р и т ь с я с е р д ц е м . С д е л а т ь у м п о с л у ш н ы м , В с ю с и л у д у х а к Н е б е с а м п о д н я т ь . И в д р у г п о н я т ь , ч т о б ы л о о ч е н ь н у ж н о В с е у н и ж е н ь е м и р а и с п ы т а т ь . И н а ч е к а к с е б я п о н я т ь н е л о ж н о , П л е в е л ы в и д е т ь , ч т о в з о ш л и о п я т ь , К о т о р ы е б е з б о л и н е в о з м о ж н о О ч и с т и т ь р а з у м о м и ч у в с т в а м и у н я т ь ? Чьи это стихи? Можно дать ответ: эти стро ки принадлежат верующему человеку, всеми силами души стремящемуся к духовному, воз вышенному. Верно, автор - из тех верующих людей, которые решились всю свою жизнь, все свои силы отдать на очищение от «пле вел» души. Это монахиня Васса, знакомая многим прихожанам по своему послушанию в часовне иконы Божией Матери «Спорительни- ца хлебов» при Свято-Никольском соборе го рода Мурманска. Наверное, из-за того, что находимся мы под покровительством Николая Угодника, особенно тепло звучит стихотворе ние «Николаю Блаженному», обращенное к знакомому прихожанину: К о с м о п о л и т к е , в в е к с к а ж е н н ы й У ж е м н е н е ч е г о т е р я т ь . Н о з а м е н я , м о й д р у г б л а ж е н н ы й , Т ы в х р а м е м о л и ш ь с я о п я т ь . Вообще, заметно, что храм, дом Божий, по степенно становится и родным приютом, тихой пристанью для автора стихов. Поэтому так много в сборнике ярких и живых, правдивых «зарисо вок с натуры», картинок из жизни прихода. М а р т н а ч а л с я - з н а к в е с н ы н а и в н о й . Ж е н с к и й п р а з д н и к в с к о р е н а с т у п а л . Ю н о ш а п о р ы в и с т о - н е в и н н ы й К р е с т и к в Б о ж ь е м х р а м е п о к у п а л . Далее объясняется, что молодой человек покупал крестик, как водится, в подарок (оче видно, на «женский день» 8 марта) юной под руге. Поэтесса не дает никаких прямых оце нок поступку героя: ни положительных, ни от рицательных. Только строки в завершение: Х р а м с и я л . Т е к л о Б о г о с л у ж е н ь е . О т к а д и л а а р о м а т л е т е л . И с н е б е с б е з т е н и р а з д р а ж е н ь я Б о г з а б ы т ы й н а н е г о г л я д е л . Забытый Бог, Который терпеливо и с любо вью смотрит на нас всех, забывших Его, ос корбляющих Его, детей... Как это до боли знакомо! І Особенно привлекли меня размышления ма- \ тушки Вассы о смерти. Ведь не секрет, что мы | почти все с каким-то языческим отчаянием | воспринимаем смерть, а православное, тем более | монашеское, отношение к ней совсем иное: ... У ж е р о д н я е г о х о р о н и т , И к т о - т о ж а л о б н о к р и ч и т . Д у ш а , с в о б о д н а я о т б о л и , Н а в с е в з и р а е т и м о л ч и т . Е й н и к ч е м у у ж е м о л е н ь я , И э т о т е й н е с л а д о к с в е т . С в о б о д н а . С б р о ш е н ы с о м н е н ь я . О н а - В С Е Г Д А . А с м е р т и н е т . В книге монахини Вассы каждый может найти (и находит) какой-то отклик своим заду шевным чувствам. Стихи матушки Вассы - это, по сути, живая беседа, размышление вслух о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле. Книгу стихов «По дороге в Отечество» можно приобрести у автора в часовне иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» Свято-Николь- ского собора. Как рассказала матушка Васса, доходы от продажи книги она жертвует на покупку лекарств для детей с пороком сердца из бедных семей. Галина Сиротинская. Батюшка, что такое гражданский брак? - Мы живем в такое время, когда у большинства людей совершенно отсутствуют четкие понятия о добре и зле. Сознание искажено, помрачено гре хом. И это наше извращенное сознание отражается прежде всего в нашей речи, лексике, который мы пользуемся, - повсеместно происходит подмена понятий. Гражданским браком называется брак, заключенный по законам данного государства. Суп руги, заключившие брак, имеют соответствующий документ, удостоверяющий его законность. Однако на извращенном языке современного общества «граж данским браком» называется незаконное блудное сожительство, причем эта болезнь захватила сей час и старых, и малых. Самое страшное: люди не осознают, что это грех. Как-то в храм пришла женщина, обратилась ко мне с одним вопросом. Из беседы с ней выяс нилось, что она состоит в так называемом «граж данском браке». А ее вопрос был связан именно с этим. Я сказал, что это не брак, а на языке Церкви это блуд. Тут она как закричала на весь храм: «Как Вам не стыдно, Вы меня блудницей назвали, я никогда блудницей не была!» И многие рассуждают примерно так: «Раз мы свободные люди, по добровольному согласию со шлись - никакого греха нет». Про таких людей говорят обычно: «Сошлись, живут». Такие «сходки» бывают обычно у собак или кошек. Батюшка, многие считают, что сейчас слиш ком тяжелое время для создания семьи, никто ни в чем не уверен. Некоторые просто вступают в сожительство, и они сами, и их родители счита ют, что это нормально. Так ли это ? - Вся беда в том, что у нас нет веры, нет страха Божьего - страха отпасть от Бога, нет упования на Промысел Божий. С Богом любые трудности переживаются легко. Брак перестал быть святыней. А то, что молодые люди боятся созда вать семью, - это результат бездуховного воспита ния детей. Нет доверия к человеку, с которым можно было бы прожить жизнь. Ведь вступление в брак - это всегда риск: узнать глубоко друг друга до брака вряд ли возможно. Семья - это еще и крест, семейная жизнь - крестоношение, и для нее необходимы такие качества, как терпение, муже ство, прощение, смирение. Семья - это прежде всего труд, настоящая семья - это аскеза. А к подвигам современный человек не способен. К сожалению, порой родители толкают детей на блуд: «Поживите, присмотритепь друг ко другу, а потом зарегистрируетесь, а если нет - разойде тесь». Это - страшный грех. И грех тем родителям, которые советуют своим детям «пожить - посмот реть - присмотреться». В нашей Церкви такие отношения традиционно воспринимаются как блуд. Об этом мы можем про читать, например, в правилах святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, вселенского учителя Церкви (IV век). Правило 6 гласит: «Любодеяния посвященных Богу (то есть крещенных. - П р и м . авт.) да не обращаются в брак, но всячески да расторгается их совокупление. Ибо сие и для утверждения Церкви полезно, и еретикам не даст случая укорять нас в том, что якобы при влекаем к себе попущением греха». И в 26 правиле святитель Василий говорит: «Блуд не есть брак и даже не начало брака. Посему совокупившихся по средством блуда лучше разлучать, если возможно. Если же всемерно держатся сожителя, то да примут епитимию блуда, но да оставятся в сожитии брач ном, да не горшее что будет». А епитимию святи тель Василий установил за блуд такую: «Блудник семь лет да не причастится Святых Таин». Сейчас грех становится нормой и люди пытают ся обвинять Православную Церковь в том, что ее нравственные установки и правила устарели, их пора менять или делать исключения. Но тогда Цер ковь не будет Церковью Христовой, это будет цер ковь Антихриста. Сейчас некоторые не торопятся заключить офи циальный брак. Пожил с одной, пожил с другой, сошелся с одинокой, имеющей ребенка, - это обычное дело; к чему это может привести? - К смерти души, к вечной муке, если человек не покается. Апостол Павел пишет: «...блудники... Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10). Нет ничего удивительного, что многие юноши и девушки не хотят создавать семью. Семья - это труд, а трудиться молодежь не приучена. Семья - это ответственность. А этого как раз страшатся молодые люди. Человек, который постоянно грешит, оказывается в плену своей страсти, становится одержимым, рабом греха: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34). А раб, как известно, ничего не имеет своего. Человек перестает быть личностью, перестает быть человеком. На что должен себя настраивать юноша, серьезно решивший создать семью. Как выб рать верную спутницу жизни? - Юноша, как и девушка, должен настраивать себя на спасение. Ведь семья - это один из путей спасения, и этим путем идет большинство людей. Наш чин венчания в символах показывает, что ожидает человека: венцы - это не только венцы царские, это и венцы мученические (не случайно поется: «Святии мученицы,..»); общая чаша вина - это общие радости и горести. Не на удовольствия нужно настраивать себя, а на труд, на ответствен ность за членов своей семьи. Многие спрашивают, как выбрать спутницу жизни. Помню, моя бабушка говорила такую пословицу: «Вы бирай коровушку по рогу, а девушку по роду». Неко торые скажут: «Да что там семья, я ее люблю и хочу жениться». Я тоже за то, чтобы браки совершались по любви, а не по расчету, но духовный расчет должен быть, то есть надо задать себе вопрос: «Смогу я спастись с этим человеком или нет?» Вот что в первую очередь должно волновать молодых. По-разному люди встречаются в жизни: это на ходится всецело в ведении Промысла Божиего. Я, например, познакомился со своей супругой в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz