Миссионерская православная газета. 2003 г. № 5. Май.
ЛЛИССИОНѲРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ глзетл 3 В А Ш А К Н И Ж Н А Я П О Л К л ш і ш ш іш ш ѵютш ¥шм J J J Многие прихожане, наверное, видели в Свято-Ни- кольском соборе книгу в ярко-красном твёрдом пере плёте «Пасха Красная». Мне посчастливилось купить и прочитать её. Содержание книги поразило меня. ...Десять лет назад, в 1993 году, на Пасху в Оптиной пустыни были убиты иеромонах Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарёв). С искренней любовью и благоговением, очень живо и ярко рассказывает об иноках Нина Павлова. Книга составлена по воспоминаниям лю дей, знавших и любивших убиенных оптинских брать ев: их родителей, братьев, сестёр, бывших одно классников и сослуживцев, оптинских монахов, па ломников, духовных чад, приводятся в ней и отрывки из дневника, стихи иеромонаха Василия. Книга вышла в свет по благословению Святейше го Патриарха Алексия, состоит она из шести частей. О самом убийстве рассказывается в третьей части, которая называется так же, как и вся книга - «Пасха Красная». Вот её подзаголовки: «Пасхальная ночь», «Братиков убили!», «Немые колокола». Часть четвёртая посвящена истории жизни инока Ферапонта, часть пятая - иноку Трофиму, часть шестая - иеромонаху Василию. Кем они были до монастыря? Инок Ферапонт (в миру Владимир Пушкарёв) работал лесником в Бурятии. Инок Трофим (Леонид Татарников) до ар мии работал машинистом, а после армии ходил в море на судах Сахалинского морского пароход ства. Судьба иеромонаха Василия (Игоря Росляко ва) необычна: огромного роста, очень сильный, одарённый блестящими способностями, он был зна менит в спортивном мире, ездил на международ ные соревнования ка к мастер спорта по ватерпо ло. Кроме того, окончил факультет журналистики МГУ. И вот, в 1988 году в возрасте 28 лет оставил мир и ушёл служить Богу в Оптину, которая тогда ещё только-толко воскресала из руин. Какими они были? Ответить на этот вопрос и пытается автор. По воспоминаниям оптинского по слушника Петра Алексеева, «сострадание к немощ ным сочеталось у отца Василия с долготерпением и какой-то особой духовной силой». Петр вспоминает: «Жил тогда в монастыре болящий паломник М. Раньше М. увлекался наркотиками, его духовный отец не справлялся с ним и отсылал его на испо ведь к отцу Василию. М. не мог причаститься и убегал от причастия, а отец Василий мог буквально догнать и помочь причаститься. Однажды М. так закрутило, что он лежал пластом и не мог ходить ни в трапезную, ни в храм. Ка к же выхаживал его отец Василий - ежедневно носил ему просфорки, обеды из братской трапезной и очень часто испове довал и причащал прямо в келье» Множество таких рассказов о милосердии трёх иноков содержится в книге. Люди с благодарнос тью вспоминают, ка к инок Трофим на тракторе пахал огороды одиноким деревенским бабушкам, всеми силами старался помочь «завязать» подро- сткам -наркоманам , в тяжелейших условиях усерд но помогал насельницам соседнего восстанавлива ющегося Шамординского монастыря. Вспоминают, ка к отец Ферапонт. мастер на все руки, одно время работал в трапезной. Паломник-трудник Александр Герасименко, работавший тогда вместе с отцом Ферапонтом в трапезной, рассказывает: «В первый же день, ка к только сготовили обед, взял я половник, тарелку и лезу в кастрюлю с супом. «Нет, брат, так дело не пойдёт», - говорит отец Ферапонт. - Сперва мы должны накормить рабочих и паломников, чтобы все были сыты и довольны. А потом и сами поедим, если, конечно, что останется». В общем, ни супа, ни второго нам в тот день не досталось. Так я попал на «хлебное место», где пока всех накормим, то самим, быва ло, остаётся хлеб да чай». Нельзя без содрогания читать о зверском убий стве иноков. Убиты они были ранее судимым Нико лаем Авериным (он занимался чёрной магией и оккультизмом). Убийца нанёс своим жертвам под лые предательские удары в спину специально изго товленным мечом. В книге о смерти иеромонаха Василия повествуется так: «Следствие установило, что отец Василий встретился лицом к лицу с убий цей, и был между ними краткий разговор, после которого отец Василий доверчиво повернулся спи ной к убийце. Удар был нанесён снизу вверх - через почки к сердцу. Все внутренности были пере резаны. Но отец Василий ещё стоял на ногах и, сделав несколько шагов, упал, заливая молодую траву. Он жил после этого ещё около часа, но жизнь уходила от него с потоками крови». Кровью мучеников растет и утверждается Цер ковь Христова. Так было в первые века христиан ства, так было в XX веке в советской России, так и сейчас происходит возрождение Церкви - страда ниями и молитвами новомучеников Российских. Вос стали из небытия не только храмы Оптиной и Шамордина - восстанут молитвами новомучеников, в том числе убиенных иноков Василия, Ферапонта и Трофима, множество православных храмов, собо ров и монастырей. А главное - оживут тысячи душ, потянутся к вере в Господа, потому что всегда после мученической смерти христиан, взирая на их подвиг, к Богу обращались многие и многие люди. «И словно срывается с уст возглас: «Да вос креснет Бог и расточатся врази Его, - записал в дневнике послушник Игорь Росляков, будущий иеро монах Василий, в первую свою оптинскую Пасху. - Что за великие и таинственные слова! Как трепе щет и ликует душа, слыша их!» (Н. Павлова. Пасха Красная.- М., 2000. С. 105). Воскресением Христовым и молитвами оптинс ких иноков да расточатся во всём мире и в нашем Отечестве враги! Желаю вам, братья и сестры, с духовной пользой и умилением прочитать книгу о трёх оптинских иноках: угодники Божии молятся о тех, кто читает про них. Раба Божия Галина. Й й й й й й й Й й й й й й й й й й й й й Й й «БИБАШШ ОТКРЫТКИ » ПРОТОИЕРЕЯ ВЛАДИМИРА ЖОХОВА , w/x&sm- os 28 мая, 1969 г. Среда. Е в а н г е л и е о т М а р к а . Г л . 16, с т . 1 - 2 0 . «ИТАК, ГОСПОДЬ, ПОСЛЕ БЕСЕДОВА- НИЯ С НИМИ, ВОЗНЕССЯ НА НЕБО И ВОС СЕЛ ОДЕСНУЮ БОГА» (ст. 19). Через сорок дней после Воскресения (Деян. 1, 2-3) на глазах изумленных апостолов свершилось Вознесение Господне на небо, куда и мы обязаны постоянно возноситься духом своим в молитвословиях и обращениях к Небесному Отцу. Но, к сожалению, наши вольные мысли чаще всего блуждают по земле и и по мирс ким распутиям. Мы привыкли ограничивать себя пределами земли и временной жизни, забывая о драгоценной способности устрем лять свои мысли через небесные простран ства в лучезарную высь, к Богу. Христос для того и вознесся видимым образом, чтобы привлечь следом за Собой все наши желания и чувства туда, где воссе дает Он в Царстве Славы, туда, где находит ся все наше лучшее, драгоценное и вечное. Мы должны ежедневно искать как духовного вос кресения со Христом, так и духовного вознесения. «О ГОРНЕМ ПОМЫШЛЯЙТЕ, А НЕ О ЗЕМНОМ» (Колос. 3, 2). Р я д о в ы е ч т е н и я : Деян. 23, 1-11, И о а н н 16, 15- 23. Требный день и дежурство в соборе. Лиза весь день трудилась над украшением главного алтаря в соборе, 1 4 и ю л я 1 8 6 9 г. П о н е д е л ь н и к . Деяния св. апостопов. Гл. 2, ст. 1-47. «И БУДЕТ В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ, ГОВОРИТ БОГ, ИЗЛИЮ ОТ ДУХА МОЕГО НА ВСЯКУЮ ПЛОТЬ, И БУДУТ ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ СЫНЫ ВАШИ И ДО ЧЕРИ ВАШИ...» (ст. 17). После победы Богочеловека над смертью и вслед за вознесением Господним на небо началось великое созидание Церкви Христовой на земле и учреждение Царствия Божия в душе человеческой - «ИБО ВОТ ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ ВНУГРИ ВАС ЕСТЬ» (Лк. 17,21). Человек не оставлен на произвол судьбы. И в день Сошествия Святаго Духа на апостолов, или, вернее, в день явления силы Его в них, в ощутимости Его особенного присутствия (ст. 1- 4) открылось в мире Царство благодати, а затем «...ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ ПРОШЕЛ ГОЛОС ИХ, И ДО ПРЕДЕЛОВ ВСЕЛЕННОЙ СЛОВА ИХ» (Римл. 10, 18). Деятельность Духа Свята го в Церкви Божией состоит в постоянном освящении верующих людей, в облечении их силою свыше, в даровании им многоразлич ных духовных способностей (1 Кор. 12, 4-11), но «...ЕСЛИ КТО НЕ РОДИТСЯ ОТ ВОДЫ И ДУХА, НЕ МОЖЕТ ВОЙТИ В ЦАРСТВО БО ЖИЕ» (Ин. 3, 5), то есть, кто не употребляет собственных усилий к духовному возрожде нию и препятствует проникновению в свое сердце Духу Святому, загораживая Ему вход грехами, тот может навсегда лишить себя Царствия Божия. «ЕСЛИ КТО ДУХА ХРИСТОВА НЕ ИМЕ ЕТ, ТОТ НЕ ЕГО» (Рим. 8, 9). Рядовые чтения: 1 К о р . 5, 9 - 6 , 11, М ф . 13, 5 4 - 5 8 . 31 -й день отпуска. Занимался дома. Вечером навестил сестру Нину Платоновну. Й я яяяя я я я я я яяяяяяяяяяяя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz