Миссионерская православная газета. 2003 г. № 5. Май.

ЛЛИССИОНѲРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ глзетл 3 В А Ш А К Н И Ж Н А Я П О Л К л ш і ш ш іш ш ѵютш ¥шм J J J Многие прихожане, наверное, видели в Свято-Ни- кольском соборе книгу в ярко-красном твёрдом пере­ плёте «Пасха Красная». Мне посчастливилось купить и прочитать её. Содержание книги поразило меня. ...Десять лет назад, в 1993 году, на Пасху в Оптиной пустыни были убиты иеромонах Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарёв). С искренней любовью и благоговением, очень живо и ярко рассказывает об иноках Нина Павлова. Книга составлена по воспоминаниям лю­ дей, знавших и любивших убиенных оптинских брать­ ев: их родителей, братьев, сестёр, бывших одно­ классников и сослуживцев, оптинских монахов, па­ ломников, духовных чад, приводятся в ней и отрывки из дневника, стихи иеромонаха Василия. Книга вышла в свет по благословению Святейше­ го Патриарха Алексия, состоит она из шести частей. О самом убийстве рассказывается в третьей части, которая называется так же, как и вся книга - «Пасха Красная». Вот её подзаголовки: «Пасхальная ночь», «Братиков убили!», «Немые колокола». Часть четвёртая посвящена истории жизни инока Ферапонта, часть пятая - иноку Трофиму, часть шестая - иеромонаху Василию. Кем они были до монастыря? Инок Ферапонт (в миру Владимир Пушкарёв) работал лесником в Бурятии. Инок Трофим (Леонид Татарников) до ар­ мии работал машинистом, а после армии ходил в море на судах Сахалинского морского пароход­ ства. Судьба иеромонаха Василия (Игоря Росляко­ ва) необычна: огромного роста, очень сильный, одарённый блестящими способностями, он был зна­ менит в спортивном мире, ездил на международ­ ные соревнования ка к мастер спорта по ватерпо­ ло. Кроме того, окончил факультет журналистики МГУ. И вот, в 1988 году в возрасте 28 лет оставил мир и ушёл служить Богу в Оптину, которая тогда ещё только-толко воскресала из руин. Какими они были? Ответить на этот вопрос и пытается автор. По воспоминаниям оптинского по­ слушника Петра Алексеева, «сострадание к немощ­ ным сочеталось у отца Василия с долготерпением и какой-то особой духовной силой». Петр вспоминает: «Жил тогда в монастыре болящий паломник М. Раньше М. увлекался наркотиками, его духовный отец не справлялся с ним и отсылал его на испо­ ведь к отцу Василию. М. не мог причаститься и убегал от причастия, а отец Василий мог буквально догнать и помочь причаститься. Однажды М. так закрутило, что он лежал пластом и не мог ходить ни в трапезную, ни в храм. Ка к же выхаживал его отец Василий - ежедневно носил ему просфорки, обеды из братской трапезной и очень часто испове­ довал и причащал прямо в келье» Множество таких рассказов о милосердии трёх иноков содержится в книге. Люди с благодарнос­ тью вспоминают, ка к инок Трофим на тракторе пахал огороды одиноким деревенским бабушкам, всеми силами старался помочь «завязать» подро- сткам -наркоманам , в тяжелейших условиях усерд­ но помогал насельницам соседнего восстанавлива­ ющегося Шамординского монастыря. Вспоминают, ка к отец Ферапонт. мастер на все руки, одно время работал в трапезной. Паломник-трудник Александр Герасименко, работавший тогда вместе с отцом Ферапонтом в трапезной, рассказывает: «В первый же день, ка к только сготовили обед, взял я половник, тарелку и лезу в кастрюлю с супом. «Нет, брат, так дело не пойдёт», - говорит отец Ферапонт. - Сперва мы должны накормить рабочих и паломников, чтобы все были сыты и довольны. А потом и сами поедим, если, конечно, что останется». В общем, ни супа, ни второго нам в тот день не досталось. Так я попал на «хлебное место», где пока всех накормим, то самим, быва­ ло, остаётся хлеб да чай». Нельзя без содрогания читать о зверском убий­ стве иноков. Убиты они были ранее судимым Нико­ лаем Авериным (он занимался чёрной магией и оккультизмом). Убийца нанёс своим жертвам под­ лые предательские удары в спину специально изго­ товленным мечом. В книге о смерти иеромонаха Василия повествуется так: «Следствие установило, что отец Василий встретился лицом к лицу с убий­ цей, и был между ними краткий разговор, после которого отец Василий доверчиво повернулся спи­ ной к убийце. Удар был нанесён снизу вверх - через почки к сердцу. Все внутренности были пере­ резаны. Но отец Василий ещё стоял на ногах и, сделав несколько шагов, упал, заливая молодую траву. Он жил после этого ещё около часа, но жизнь уходила от него с потоками крови». Кровью мучеников растет и утверждается Цер­ ковь Христова. Так было в первые века христиан­ ства, так было в XX веке в советской России, так и сейчас происходит возрождение Церкви - страда­ ниями и молитвами новомучеников Российских. Вос­ стали из небытия не только храмы Оптиной и Шамордина - восстанут молитвами новомучеников, в том числе убиенных иноков Василия, Ферапонта и Трофима, множество православных храмов, собо­ ров и монастырей. А главное - оживут тысячи душ, потянутся к вере в Господа, потому что всегда после мученической смерти христиан, взирая на их подвиг, к Богу обращались многие и многие люди. «И словно срывается с уст возглас: «Да вос­ креснет Бог и расточатся врази Его, - записал в дневнике послушник Игорь Росляков, будущий иеро­ монах Василий, в первую свою оптинскую Пасху. - Что за великие и таинственные слова! Как трепе­ щет и ликует душа, слыша их!» (Н. Павлова. Пасха Красная.- М., 2000. С. 105). Воскресением Христовым и молитвами оптинс­ ких иноков да расточатся во всём мире и в нашем Отечестве враги! Желаю вам, братья и сестры, с духовной пользой и умилением прочитать книгу о трёх оптинских иноках: угодники Божии молятся о тех, кто читает про них. Раба Божия Галина. Й й й й й й й Й й й й й й й й й й й й й Й й «БИБАШШ ОТКРЫТКИ » ПРОТОИЕРЕЯ ВЛАДИМИРА ЖОХОВА , w/x&sm- os 28 мая, 1969 г. Среда. Е в а н г е л и е о т М а р к а . Г л . 16, с т . 1 - 2 0 . «ИТАК, ГОСПОДЬ, ПОСЛЕ БЕСЕДОВА- НИЯ С НИМИ, ВОЗНЕССЯ НА НЕБО И ВОС­ СЕЛ ОДЕСНУЮ БОГА» (ст. 19). Через сорок дней после Воскресения (Деян. 1, 2-3) на глазах изумленных апостолов свершилось Вознесение Господне на небо, куда и мы обязаны постоянно возноситься духом своим в молитвословиях и обращениях к Небесному Отцу. Но, к сожалению, наши вольные мысли чаще всего блуждают по земле и и по мирс­ ким распутиям. Мы привыкли ограничивать себя пределами земли и временной жизни, забывая о драгоценной способности устрем­ лять свои мысли через небесные простран­ ства в лучезарную высь, к Богу. Христос для того и вознесся видимым образом, чтобы привлечь следом за Собой все наши желания и чувства туда, где воссе­ дает Он в Царстве Славы, туда, где находит­ ся все наше лучшее, драгоценное и вечное. Мы должны ежедневно искать как духовного вос­ кресения со Христом, так и духовного вознесения. «О ГОРНЕМ ПОМЫШЛЯЙТЕ, А НЕ О ЗЕМНОМ» (Колос. 3, 2). Р я д о в ы е ч т е н и я : Деян. 23, 1-11, И о а н н 16, 15- 23. Требный день и дежурство в соборе. Лиза весь день трудилась над украшением главного алтаря в соборе, 1 4 и ю л я 1 8 6 9 г. П о н е д е л ь н и к . Деяния св. апостопов. Гл. 2, ст. 1-47. «И БУДЕТ В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ, ГОВОРИТ БОГ, ИЗЛИЮ ОТ ДУХА МОЕГО НА ВСЯКУЮ ПЛОТЬ, И БУДУТ ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ СЫНЫ ВАШИ И ДО ­ ЧЕРИ ВАШИ...» (ст. 17). После победы Богочеловека над смертью и вслед за вознесением Господним на небо началось великое созидание Церкви Христовой на земле и учреждение Царствия Божия в душе человеческой - «ИБО ВОТ ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ ВНУГРИ ВАС ЕСТЬ» (Лк. 17,21). Человек не оставлен на произвол судьбы. И в день Сошествия Святаго Духа на апостолов, или, вернее, в день явления силы Его в них, в ощутимости Его особенного присутствия (ст. 1- 4) открылось в мире Царство благодати, а затем «...ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ ПРОШЕЛ ГОЛОС ИХ, И ДО ПРЕДЕЛОВ ВСЕЛЕННОЙ СЛОВА ИХ» (Римл. 10, 18). Деятельность Духа Свята­ го в Церкви Божией состоит в постоянном освящении верующих людей, в облечении их силою свыше, в даровании им многоразлич­ ных духовных способностей (1 Кор. 12, 4-11), но «...ЕСЛИ КТО НЕ РОДИТСЯ ОТ ВОДЫ И ДУХА, НЕ МОЖЕТ ВОЙТИ В ЦАРСТВО БО­ ЖИЕ» (Ин. 3, 5), то есть, кто не употребляет собственных усилий к духовному возрожде­ нию и препятствует проникновению в свое сердце Духу Святому, загораживая Ему вход грехами, тот может навсегда лишить себя Царствия Божия. «ЕСЛИ КТО ДУХА ХРИСТОВА НЕ ИМЕ­ ЕТ, ТОТ НЕ ЕГО» (Рим. 8, 9). Рядовые чтения: 1 К о р . 5, 9 - 6 , 11, М ф . 13, 5 4 - 5 8 . 31 -й день отпуска. Занимался дома. Вечером навестил сестру Нину Платоновну. Й я яяяя я я я я я яяяяяяяяяяяя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz