Миссионерская православная газета. 2003 г. № 5. Май.

2 миооионерокдя п р а в о с л а в н а я гдзетл Прихожане нашего храма хорошо помнят служившего в начале 70-х годов игумена Дорофея. Это был уже пожи­ лой священник. Люди любили батюш­ ку. Жизнь у него была трудная, си­ ротой остался с двух лет. Воспиты­ вали его верующие люди. Всю войну прошел. Отец Дорофей имел благодатный дар пастыря, проповедника, педагога. Он оказывал благотворное духовно­ нравственное влияние на юные ищу­ щие души, пробуждал их сердца. Очень заботился отец Дорофей о детях, осо­ бенно больных, брал их на воспита­ ние, лечил. Одного даже вылечил так, что он смог в армии служить и после армии работать. Отец Дорофей покорял силой хри­ стианской веры. Его духовная муд­ рость и сострадательная любовь при­ влекали многие души, которые тяну­ лись к священнику, чувствуя свою обделенность. Батюшка имел дар прозорливости. Как-то приняли в храме от одной женщины записку с просьбой отпеть умершего двенадцатилетнего мальчи­ ка и денежное пожертвование. Выхо­ дит батюшка и говорит: «А вы знае­ те, что он некрещеный?» Отдали деньги женщине, а та взяла - и бегом из храма. Мария Ефимовна Королева была у него келейницей. Когда батюшка был на службе, она у него убирала, стира­ ла. Рассказывала Мария, какой ба­ тюшка был больной: вены у него ло­ пались, полотенцами ноги обматывал. Она придет, а полотенца все в крови. Раздор произошел примерно в 1970- 71 г.г. потому, что отец Дорофей ре­ шил сменить казначея. Как расска­ зывают прихожане, тут такое нападе­ ние вражье попустил Господь для укрепления в вере! Клевету на ба­ тюшку возвели немыслимую. Подстро­ ила все казначей: подкупила бродяг, деньги им заплатила, чтобы лжесви­ детельствовали. Составила ложное об­ винение в совращении малолетних (в годы советской власти это был изве­ стный способ борьбы против право­ ТРОША (Окончание. Начало на 1 стр.) не совсем идет евангельским путем. В Гефсимании Господь многократно говорит о необходимости су­ ществовании Церкви. Например, Спаситель сравни­ вает Церковь с виноградной лозой. Как виноград­ ная веточка может расти отдельно без лозы? Вот так и один человек не может иметь духовной ж и з ­ ни, отсекая себя от Церкви: веточка, отломанная от лозы, засохнет. Что означает <Православная»? - Православная Церковь - это Церковь, право (правильно) славящая Бога. Кстати, о понятии «цер­ ковь». Очень часто люди называют церковью только лишь здание, это заблуждение. Церковь - это прежде всего общество людей, объединенных одной верой - в спасение, в Воскресшего Спасителя. Батюшка, почему Церковь называют Те­ лом Христовым? - Апостол Павел в своем послании говорит о том, что Глава Церкви - Христос, а мы все - ее члены. У нас в Мурманске (да и в области) ак­ тивно действует секта пятидесятников - <Кольский христианский центр». Ее члены уверяют, что у них и сейчас происходит то же, что совершилось в Пятидесятницу - схож­ дение Святого Духа и говорение на языках. Верно ли это? Есть ли в Православной Цер­ кви такое явление, как схождение Святого Духа, и если есть, то как оно проявляется? - Надо помнить, что Православная Церковь сохранила апостольское преемство через рукопо ­ ложение священников, епископов. Соответственно, она сохранила те дары, благодатные дары, кото ­ рые Господь даровал Своей Церкви в лице апосто­ лов. Известно, что объединение пятидесятников «Кольский христианский центр» и другие секты и религиозные группировки не имеют этой апостоль­ ской преемственности. Уже это одно говорит о том, что все их рассуждения, мягко говоря, весь­ ма сомнительны. Это относится к якобы имеющим­ ся у них дарам Святого Духа, говорению на иных я з ь і к э х . Дело в том, что на протяжении нескольких со­ тен лет такое явление, ка к говорение на иных языках, отсутствует в Церкви. Например, святи­ тель Иоанн Златоуст (IV век) ничего об этом не пишет. А отсутствует этот дар потому, что в нем сейчас нет смысла, ведь Евангелие переведено на все языки мира. Апостолам же, простым, малооб­ разованным людям, знание иных языков было не­ обходимо для миссии. Поэтому кажется весьма сомнительным божественное происхождение этого явления в наше время у пятидесятников. В насто­ ящее время благодать Святого Духа действует в Церкви в других своих формах. Примером присутствия Духа Святого в Право­ славной Церкви служит Евхаристический канон. Каждый день в храмах совершается Литургия, Ев­ харистический канон, когда Дух Святой сходит на Святые Дары, когда хлеб и вино прелагаются в Истинное Тело и Истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Б а т ю ш к а , ч т о б ы В ы посоветовали тем лю­ славного духовенства). Имя ее те­ перь никто и вспомнить не может. А батюшку посадили под следствие: при­ шли в три часа ночи и забрали. Вы­ зывали и прихожан в милицию. Клав­ дия Ивановна Батура вспоминает, что с ней беседовали минут сорок. Она горячо защищала батюшку и заявила им, что все это от начала и до конца ложь, помои, грязная клевета. При­ хожане очень жалели отца Дорофея, даже плакали, знали о его невинов­ ности. Но сам батюшка не разрешал защищать себя! Все равно прихожане решили нанять адвоката из Ленингра­ да. Послали туда Клавдию Ивановну. А ка к ей в таком большом городе найти защитника, да еще по такому вопросу? Поехала с Божией помо­ щью, с молитвой. На Невском нашла нужное учреждение и хорошего адво­ ката. Приехала юрист из Питера, но не та, с которой договаривались, а другая - какую Бог послал. Прихожа­ не встретили её, устроили в гостини­ цу жить. Познакомилась она с де­ лом, поговорила с обвинителем и, поняв всю суть, пошла к отцу Доро­ фею: «Хотите, я всех клеветавших и лжесвидетельствовавших против вас засажу? Они этого заслуживают». А батюшка не согласился: «Нет, я один буду отвечать, раз Господь дал мне такой крест нести». И был открытый суд. Какую грязь несли! Тяжело было слушать. Игумен Дорофей с терпением принял посыла­ емые Богом скорби. В тюрьме сидел в Сегеже (Карелия). По очереди к нему ездили Мария Ефимовна Коро­ лева и Александра Григорьевна Та- тарникова, одна - келейница, другая - староста. И прихожане ездили про- ведовать отца Дорофея, среди них - Александра Дмитриевна Лапицкая. Длилось это примерно года два. Пос­ ле батюшка приезжал сюда к Марии Ефимовне. По словам знавших его людей, жить он уехал в Великие Луки. Оставил игумен Дорофей о себе в сердцах верующих память как о без­ винном страдальце, жертвенно стояв­ шем за веру. дям, близкие которых отошли от Православия и попали в какую-нибудь секту? Что можно посоветовать? Прежде всего, конеч­ но, молиться за них. И если сами люди будут укрепляться в вере, приходить к Богу, то через них Господь будет спасать и их родственников, кото­ рые впали в заблуждение. Относиться к таким людям (тем, кто находится в сектах) надо как к заблудшим овцам, пытаться их вразумить и наста­ вить на путь истинный. Но скорее всего не нраво­ учениями, а примером своей доброй, благочестивой жизни. Очень часто люди пытаются убедить своих родных прийти в Православную Церковь словами, на деле они не показывают, что они действительно православные христиане. Надо помнить слова Спа­ сителя о том, что мы должны творить добро, чтобы люди, видя наши добрые дела, прославляли Отца Небесного. К сожалению, мы очень часто об этом забываем. Делами милосердия, терпения и любви привлекаются сердца людей к Православию. Надо заметить и то, что люди, по духу право­ славные, рано или поздно из сект все-таки выхо­ дят. Они не обретают там той глубины, которая есть в Православии. Такие люди постепенно начи­ нают чувствовать, что им чего-то не хватает. И вот если ка к раз в этот момент рядом окажется право­ славный человек, друг, родственник или знакомый, то именно тогда, видя его добрые дела, его веру, они и находят ту глубину, которой нет в сектах. И они обращаются к православной вере. Благодарим Вас, отец Иоанн, за Вашу душе­ полезную беседу. Беседовала Галина Сиротинская. Скоро наступит всенародный день памяти - 22 июня. Именно в этот день началась в 1941 году Великая Отечественная война. О судьбе воина, а затем инока и священника Дорофея, служившего в советские годы в Казанском храме Кировска, нам рассказала преподаватель воскресной школы Казанского храма Алевтина Ляпинская. Фото из архива прихода Казанской иконы Божией Матери города Кировска.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz