Миссионерская православная газета. 2003 г. № 4. Апрель.
м и о о и о н е р е к л я п р а е о о л д в н л я г д з е т а 3 русского народа пропитаны Православием, воспитаны им. И утверждать, что меня больше устраивает ка кая-то другая концепция, - значит отмахнуться от тысячелетнего опыта собственной цивилизации. Мне кажется, это, по меньшей мере, легкомысленно. - Сейчас много спорят о введении в школах преподавания «Основ православной культуры». - Этот вопрос задевает всех. Посмотрите, какая дискуссия развернулась в СМИ. Поразительно: как только ставится вопрос, затрагивающий веру, Бога, да еще через школу, - сразу буря. Видимо, под спудно это очень всех волнует. По просьбе Министерства образования я был одним из экспертов программы «Основ православ ной культуры» и думаю, что там, где есть для этого кадры, желание учителей, родителей и детей, пусть это будет. Но в то же время «Основы православной куль туры» - очень информативный предмет, как говорят методисты, «знаниевый». То есть предлагается стро гая система: ребенок должен знать, что такое кли рос, паникадило, уметь называть ряды иконостаса, знать основные события Священной истории Ветхо го и Нового Заветов, решения семи Вселенских Соборов, различать типы монашеского жительства и так далее. А что при этом произойдет в душе ребенка - остается за кадром. В общем хоре протестующих против этого пред мета собрались совершенно разные люди. Одни в принципе против любых знаний о христианстве в школе, другие боятся: не привели бы эти знания к тому, что дети отвернутся от Православия. Потому что надо будет много учить, за это будут ставить «двойки», то есть на уровне обычного, сухого школь ного предмета. Поэтому там, где есть база, пусть это идет, а там где нет - лучше не подставляться. - Что предлагаете Вы? - Я привез в Мурманск наш вологодский проект «Истоки» и надеюсь привить его на Кольской зем ле. Если «Основы православной культуры» идут от логики катехизиса: «Что есть Бог? Что есть Свя щенное Писание? Что есть Священное Предание?» - идут от знания к жизни, то мы, наоборот, идем от жизни к знанию, пытаемся научить ребенка видеть в мире его духовное ядро. Говорим, допустим, о том, что такое имя: что это дар, что в нем множе ство смыслов, и тут же вспоминаем о традиции имянаречения и крещения на Руси. Говорим в тре тьем классе о раскаянии - о том, что очень важно уметь раскаяться, попросить прощения у ближнего, вспоминаем о традициях покаяния, об Исповеди. Так, какую бы тему ни взяли. Главная задача - докопаться до духовного зерна. При этом в цер ковь ребенка никто не тащит, предмет светский. Как говорят в народе, невольник не богомольник, насильно верить никого не заставишь. Но показать, что во всех важнейших жизненных ценностях при сутствует духовное начало, - необходимо. - Каким Вам видится современный момент российской истории с точки зрения возрожде ния в нашей стране Православия? - Конечно, все идет сложно, но все-таки позитив ные перемены есть. Как историк замечу, что быст рых изменений ожидать не приходится. Крещение Руси состоялось в конце десятого века, но только в конце пятнадцатого столетия, через пятьсот лет, на чалось массовое строительство приходских храмов по инициативе самих крестьян, когда церковь уже не насаждали сверху, а снизу хотели, чтобы она была. Понадобилось несколько веков для пробуждения в народе тяги к тому, чтобы рядом был храм, соверша лась литургия, происходила Евхаристия. И чтобы сейчас произошел переворот в сознании людей, пово рот к Церкви - тоже понадобится длительное время. У меня большие надежды на новое поколение священнослужителей. Никоим образом не хочу прини зить роль духовенства советского времени, но знаю, сколько сейчас замечательным молодых св-ященни- ков: грамотных, широко мыслящих, готовых понять нас, простить нам какие-то внутренние колебания - и тем не менее принципиально ведущих свою линию. Я не митинговый оптимист - соблазнов, конечно, много, срывов много, но путь начинает видеться. - Что Вы можете пожелать нашим читателям? - Верующим, постящимся желаю в полной мере ощутить духовную радость поста, пройти его терни стым путем к Светлому Христову Воскресению. А тем, кто смотрит на это со стороны, пожелаю смотреть с уважением, с осознанием того, что это очень важная и древняя духовная традиция. СУДЬБЫ ХРАМОВ И СВЯЩЕННИКОВ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В 30-е гг. XX века (Окончание. Начало в номере 3 за 2003 год.) В конце 1930-х - начале 1940-х годов про изошли следующие события: - в марте 1937 г. под медпункт отдали цер ковь Святителя Николая Чудотворца в с. Пялица; - в сентябре 1937 г. закрыли церковь Михаила Архангела в Чаваньге под клуб и избу-читальню; - в ноябре 1937 г. закрыли часовню Петра и Павла в Варзино под избу-читальню, переобору довали под клуб церковь в Иоканьге (1938 г.); - осенью 1938 г. была закры та церковь Воскресения Христова в с. Умба, здание кото рой стало использоваться под колхозный дом культуры; - в июле 1938 г. Богоявленская церковь села Ловозеро превратилась в районный клуб; - прекратили существование обе церкви в Кандалакше (1940 г.); - в феврале 1941 г. переоборудовали под клуб Троицкую церковь в с. Тетрино (она была закры та с 1937 г .) 1. Нерешенным остался к тридцатым годам и воп рос о предоставлении мурманской общине верую щих права на строительство храма или устройство такового в приемлемом помещении2. Во всей Ле нинградской области Мурманский округ поражает количеством закрытий храмов. По данным на 1 ян варя 1936 г., здесь числится лишь одна действую щая церковь в Коле (хотя, как выше указывалось, были и другие). К 1932 г., несмотря на бедность приходов, Мурманский окружной РИК сумел изъять церковные колокола общим весом более восьми с половиной тонн (84 колокола)3. Тридцатые годы оказались для Кольского Се вера трудными: в новое десятилетие огромный по площади край вступил фактически без единой действующей церкви. Свято-Никольская церковь в селе Варзуга. Осквернена в 30-е году прошлого века, до сих про в ней находится магазин. ПОСТРАДАВШИЕ СВЯЩЕННИКИ Конец первой трети столетия стал для Кольс кого Севера началом серьезных репрессий в отношении священников. Все «расстрельные» дела относятся именно к этому времени. Среди реп рессированных священников Боголепов Вениамин Федорович (село Княжая губа), Коноплев Арсе ний Михайлович (Мурманск), Красильников Алек сандр Алексеевич (село Ковда), Лисеенков Григо рий Евтихиевич (посёлок Умба), Мелентьев Кон стантин Михайлович (Кола), Суворов Алексей Владимирович (Кандалакша). Все они были арес тованы в 1933, 1937-1938 гг. Обвинения были стандартны: ст.58 пп.10-11 - антисоветская про паганда и агитация, подготовка контрреволюцион ного государственного переворота4. Священник Константин Мелентьев в постанов лении об аресте был назван руководителем контр революционной организации церковников, а также обвинялся в проведении среди населения контрре волюционной агитации против ВКП(б) и советской власти, в извращении положений сталинской Кон ституции. Не устраивали карательные органы вла сти и слишком хорошие отношения о. Константина с митрополитом Алексием (Симанским) - будущим Патриархом Алексием I - и архиепископом Нико лаем (Ярушевичем), видными духовными деятеля ми Ленинградской епархии. Мелентьев Констан тин Михайлович родился в селе Кола в 1884 году и был священником Кольской церкви (жил - Со ветский проспект, д. 34). Арестован о. Константин был 14.08.37. Осужден 04.10.37 Особой Тройкой УНКВД ЛО. Статьи обвинения: 58-10 УК РСФСР. Расстреляли его 9 октября 1937 года. Священники Алексий Суворов и Александр Красильников и вовсе проходили обвиняемыми по делу «Заговора финского генштаба», но дока зать их причастность именно к шпионской дея тельности следователям так и не удалось. Обоих обвинили лишь в участии в деятельности по встанческой организации в с. Кандалакша и ис пользовании церковных богослужений и пропове дей для пропаганды антисоветских контрреволю ционных идей. Оба священника были приговорены к 10 годам концлагерей с заменой высылкой в Северный край 5, Священнику Арсению Коноплеву, помимо кон трреволюционной деятельности, вменялось в вину и проведение нелегальных богослужений и требо- исправлений у себя на дому. О. Арсений, 1888года рождения, был уроженцем деревни Кипачевская Шенкурского района Северной области. Он про живал в Мурманске на улице К. Либкнехта, д. 16. Арестован был о. Арсений 19.11.37. Осужден 15.12.37 Особой Тройкой УНКВД ЛО. Статьи обвинения: 58-10 У К РСФСР. Расстрелян 18 де кабря 1937 года. Священник Вениамин Боголепов обвинялся как активный участник повстанческой антисоветской организации в селе Княжая губа. Этот батюшка, 1873 года рождения, был родом из села Ростовско го Архангельской губернии. Арестовали его 24.03.38. Осужден он был 14.04.38 Тройкой НКВД КАССР. Отца Вениамина расстреляли в окрестностях Пет розаводска. Реабилитировали его 29.01.59 г. Священнику Григорию Лисеенкову инкримини ровали проведение контрреволюционной агитации против сталинской Конституции 1936 г. и совер шение Таинства Крещения на дому у верующих. Иерей Григорий Евтихиевич Лисеенков, 1893 года рождения, был уроженецем Ильинского района Западной области, служил в селе Умба Терского района Мурманского округа Ленинградской обла сти. Арестован был отец Григорий 11.11.37. Осуж ден был отец Григорий 15.12.37 Особой Тройкой УНКВД ЛО. Статья обвинения: 58-10 УК РСФСР. Расстреляли батюшку 18 декабря 1937 года. Арестован был в июне 1938 г. и священник села Варзуга Николай Николаевич Гусев, обви нявшийся в систематическом проведении контр революционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и США. Однако, в связи с его смертью в больнице при Мурманской тюрьме, дело в янва ре 1939 г. было прекращено. Юлия Бардипева. Фото из архива иеромонаха Митрофана (Баданина). ' ГАМО. Ф. 405. Оп. 1. Д.10. Л. 88, Д. 11. Л. 157, Дд. 38, 39: Ф. 288. Оп. 1. Д. 112. Л.3-10, Д. 113. Л. 24; Ф. 162. Оп. 1. Д. 945. 33, 46, Д. 1172. Л. 21, Д. 1173. Л. 1; Вишневский Е. Будет ли храм в Кандалакше?/ /Нива. 1994. 17 ноября. С.З. 2 ГАМО. Ф. 88. Оп. 1. Д. 166. Л. 43, 64-67 об. 3 ГА РФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 988. Л. 8, Д. 989. Л. 282. 4 Книга памяти жертв политических репрессий (20-50-е гг.). Мурманская область/Сост. С. Н. Дащин- ский, В. В. Воронив, В. А. Нечушкин. Мурманск. 1997. С.45, 153, 161, 187, 209, 310. 5 Там же: ГАМО. Ф. 140. Оп.З. Д. 5641/2. Л. 1-6, 12, 38-41 а; Д. 3460/2 (т.1). Л. 1-4; Д. 3460/2 (т.2). Л. 37, 41; Д. 4634/2 (наблюдения). Л. 1; Д. 4634/2. Л. 21- 22а; Д. 3337/2. Л. 1, 26-28; Д. 5752/2. Л. 51, 54, 58: Д. 1102/2. Л. 1-1об, 28-44.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz