Миссионерская православная газета. 2003 г. № 4. Апрель.

м и о о и о н е р е к л я п р а е о о л д в н л я г д з е т а 3 русского народа пропитаны Православием, воспитаны им. И утверждать, что меня больше устраивает ка­ кая-то другая концепция, - значит отмахнуться от тысячелетнего опыта собственной цивилизации. Мне кажется, это, по меньшей мере, легкомысленно. - Сейчас много спорят о введении в школах преподавания «Основ православной культуры». - Этот вопрос задевает всех. Посмотрите, какая дискуссия развернулась в СМИ. Поразительно: как только ставится вопрос, затрагивающий веру, Бога, да еще через школу, - сразу буря. Видимо, под­ спудно это очень всех волнует. По просьбе Министерства образования я был одним из экспертов программы «Основ православ­ ной культуры» и думаю, что там, где есть для этого кадры, желание учителей, родителей и детей, пусть это будет. Но в то же время «Основы православной куль­ туры» - очень информативный предмет, как говорят методисты, «знаниевый». То есть предлагается стро­ гая система: ребенок должен знать, что такое кли­ рос, паникадило, уметь называть ряды иконостаса, знать основные события Священной истории Ветхо­ го и Нового Заветов, решения семи Вселенских Соборов, различать типы монашеского жительства и так далее. А что при этом произойдет в душе ребенка - остается за кадром. В общем хоре протестующих против этого пред­ мета собрались совершенно разные люди. Одни в принципе против любых знаний о христианстве в школе, другие боятся: не привели бы эти знания к тому, что дети отвернутся от Православия. Потому что надо будет много учить, за это будут ставить «двойки», то есть на уровне обычного, сухого школь­ ного предмета. Поэтому там, где есть база, пусть это идет, а там где нет - лучше не подставляться. - Что предлагаете Вы? - Я привез в Мурманск наш вологодский проект «Истоки» и надеюсь привить его на Кольской зем ­ ле. Если «Основы православной культуры» идут от логики катехизиса: «Что есть Бог? Что есть Свя­ щенное Писание? Что есть Священное Предание?» - идут от знания к жизни, то мы, наоборот, идем от жизни к знанию, пытаемся научить ребенка видеть в мире его духовное ядро. Говорим, допустим, о том, что такое имя: что это дар, что в нем множе­ ство смыслов, и тут же вспоминаем о традиции имянаречения и крещения на Руси. Говорим в тре­ тьем классе о раскаянии - о том, что очень важно уметь раскаяться, попросить прощения у ближнего, вспоминаем о традициях покаяния, об Исповеди. Так, какую бы тему ни взяли. Главная задача - докопаться до духовного зерна. При этом в цер­ ковь ребенка никто не тащит, предмет светский. Как говорят в народе, невольник не богомольник, насильно верить никого не заставишь. Но показать, что во всех важнейших жизненных ценностях при­ сутствует духовное начало, - необходимо. - Каким Вам видится современный момент российской истории с точки зрения возрожде­ ния в нашей стране Православия? - Конечно, все идет сложно, но все-таки позитив­ ные перемены есть. Как историк замечу, что быст­ рых изменений ожидать не приходится. Крещение Руси состоялось в конце десятого века, но только в конце пятнадцатого столетия, через пятьсот лет, на­ чалось массовое строительство приходских храмов по инициативе самих крестьян, когда церковь уже не насаждали сверху, а снизу хотели, чтобы она была. Понадобилось несколько веков для пробуждения в народе тяги к тому, чтобы рядом был храм, соверша­ лась литургия, происходила Евхаристия. И чтобы сейчас произошел переворот в сознании людей, пово­ рот к Церкви - тоже понадобится длительное время. У меня большие надежды на новое поколение священнослужителей. Никоим образом не хочу прини­ зить роль духовенства советского времени, но знаю, сколько сейчас замечательным молодых св-ященни- ков: грамотных, широко мыслящих, готовых понять нас, простить нам какие-то внутренние колебания - и тем не менее принципиально ведущих свою линию. Я не митинговый оптимист - соблазнов, конечно, много, срывов много, но путь начинает видеться. - Что Вы можете пожелать нашим читателям? - Верующим, постящимся желаю в полной мере ощутить духовную радость поста, пройти его терни­ стым путем к Светлому Христову Воскресению. А тем, кто смотрит на это со стороны, пожелаю смотреть с уважением, с осознанием того, что это очень важная и древняя духовная традиция. СУДЬБЫ ХРАМОВ И СВЯЩЕННИКОВ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В 30-е гг. XX века (Окончание. Начало в номере 3 за 2003 год.) В конце 1930-х - начале 1940-х годов про­ изошли следующие события: - в марте 1937 г. под медпункт отдали цер­ ковь Святителя Николая Чудотворца в с. Пялица; - в сентябре 1937 г. закрыли церковь Михаила Архангела в Чаваньге под клуб и избу-читальню; - в ноябре 1937 г. закрыли часовню Петра и Павла в Варзино под избу-читальню, переобору­ довали под клуб церковь в Иоканьге (1938 г.); - осенью 1938 г. была закры та церковь Воскресения Христова в с. Умба, здание кото ­ рой стало использоваться под колхозный дом культуры; - в июле 1938 г. Богоявленская церковь села Ловозеро превратилась в районный клуб; - прекратили существование обе церкви в Кандалакше (1940 г.); - в феврале 1941 г. переоборудовали под клуб Троицкую церковь в с. Тетрино (она была закры ­ та с 1937 г .) 1. Нерешенным остался к тридцатым годам и воп­ рос о предоставлении мурманской общине верую­ щих права на строительство храма или устройство такового в приемлемом помещении2. Во всей Ле­ нинградской области Мурманский округ поражает количеством закрытий храмов. По данным на 1 ян­ варя 1936 г., здесь числится лишь одна действую­ щая церковь в Коле (хотя, как выше указывалось, были и другие). К 1932 г., несмотря на бедность приходов, Мурманский окружной РИК сумел изъять церковные колокола общим весом более восьми с половиной тонн (84 колокола)3. Тридцатые годы оказались для Кольского Се­ вера трудными: в новое десятилетие огромный по площади край вступил фактически без единой действующей церкви. Свято-Никольская церковь в селе Варзуга. Осквернена в 30-е году прошлого века, до сих про в ней находится магазин. ПОСТРАДАВШИЕ СВЯЩЕННИКИ Конец первой трети столетия стал для Кольс­ кого Севера началом серьезных репрессий в отношении священников. Все «расстрельные» дела относятся именно к этому времени. Среди реп­ рессированных священников Боголепов Вениамин Федорович (село Княжая губа), Коноплев Арсе­ ний Михайлович (Мурманск), Красильников Алек­ сандр Алексеевич (село Ковда), Лисеенков Григо­ рий Евтихиевич (посёлок Умба), Мелентьев Кон­ стантин Михайлович (Кола), Суворов Алексей Владимирович (Кандалакша). Все они были арес­ тованы в 1933, 1937-1938 гг. Обвинения были стандартны: ст.58 пп.10-11 - антисоветская про­ паганда и агитация, подготовка контрреволюцион­ ного государственного переворота4. Священник Константин Мелентьев в постанов­ лении об аресте был назван руководителем контр­ революционной организации церковников, а также обвинялся в проведении среди населения контрре­ волюционной агитации против ВКП(б) и советской власти, в извращении положений сталинской Кон­ ституции. Не устраивали карательные органы вла­ сти и слишком хорошие отношения о. Константина с митрополитом Алексием (Симанским) - будущим Патриархом Алексием I - и архиепископом Нико­ лаем (Ярушевичем), видными духовными деятеля­ ми Ленинградской епархии. Мелентьев Констан­ тин Михайлович родился в селе Кола в 1884 году и был священником Кольской церкви (жил - Со­ ветский проспект, д. 34). Арестован о. Константин был 14.08.37. Осужден 04.10.37 Особой Тройкой УНКВД ЛО. Статьи обвинения: 58-10 УК РСФСР. Расстреляли его 9 октября 1937 года. Священники Алексий Суворов и Александр Красильников и вовсе проходили обвиняемыми по делу «Заговора финского генштаба», но дока­ зать их причастность именно к шпионской дея­ тельности следователям так и не удалось. Обоих обвинили лишь в участии в деятельности по­ встанческой организации в с. Кандалакша и ис­ пользовании церковных богослужений и пропове­ дей для пропаганды антисоветских контрреволю­ ционных идей. Оба священника были приговорены к 10 годам концлагерей с заменой высылкой в Северный край 5, Священнику Арсению Коноплеву, помимо кон­ трреволюционной деятельности, вменялось в вину и проведение нелегальных богослужений и требо- исправлений у себя на дому. О. Арсений, 1888года рождения, был уроженцем деревни Кипачевская Шенкурского района Северной области. Он про­ живал в Мурманске на улице К. Либкнехта, д. 16. Арестован был о. Арсений 19.11.37. Осужден 15.12.37 Особой Тройкой УНКВД ЛО. Статьи обвинения: 58-10 У К РСФСР. Расстрелян 18 де­ кабря 1937 года. Священник Вениамин Боголепов обвинялся как активный участник повстанческой антисоветской организации в селе Княжая губа. Этот батюшка, 1873 года рождения, был родом из села Ростовско­ го Архангельской губернии. Арестовали его 24.03.38. Осужден он был 14.04.38 Тройкой НКВД КАССР. Отца Вениамина расстреляли в окрестностях Пет­ розаводска. Реабилитировали его 29.01.59 г. Священнику Григорию Лисеенкову инкримини­ ровали проведение контрреволюционной агитации против сталинской Конституции 1936 г. и совер­ шение Таинства Крещения на дому у верующих. Иерей Григорий Евтихиевич Лисеенков, 1893 года рождения, был уроженецем Ильинского района Западной области, служил в селе Умба Терского района Мурманского округа Ленинградской обла­ сти. Арестован был отец Григорий 11.11.37. Осуж­ ден был отец Григорий 15.12.37 Особой Тройкой УНКВД ЛО. Статья обвинения: 58-10 УК РСФСР. Расстреляли батюшку 18 декабря 1937 года. Арестован был в июне 1938 г. и священник села Варзуга Николай Николаевич Гусев, обви­ нявшийся в систематическом проведении контр­ революционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и США. Однако, в связи с его смертью в больнице при Мурманской тюрьме, дело в янва­ ре 1939 г. было прекращено. Юлия Бардипева. Фото из архива иеромонаха Митрофана (Баданина). ' ГАМО. Ф. 405. Оп. 1. Д.10. Л. 88, Д. 11. Л. 157, Дд. 38, 39: Ф. 288. Оп. 1. Д. 112. Л.3-10, Д. 113. Л. 24; Ф. 162. Оп. 1. Д. 945. 33, 46, Д. 1172. Л. 21, Д. 1173. Л. 1; Вишневский Е. Будет ли храм в Кандалакше?/ /Нива. 1994. 17 ноября. С.З. 2 ГАМО. Ф. 88. Оп. 1. Д. 166. Л. 43, 64-67 об. 3 ГА РФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 988. Л. 8, Д. 989. Л. 282. 4 Книга памяти жертв политических репрессий (20-50-е гг.). Мурманская область/Сост. С. Н. Дащин- ский, В. В. Воронив, В. А. Нечушкин. Мурманск. 1997. С.45, 153, 161, 187, 209, 310. 5 Там же: ГАМО. Ф. 140. Оп.З. Д. 5641/2. Л. 1-6, 12, 38-41 а; Д. 3460/2 (т.1). Л. 1-4; Д. 3460/2 (т.2). Л. 37, 41; Д. 4634/2 (наблюдения). Л. 1; Д. 4634/2. Л. 21- 22а; Д. 3337/2. Л. 1, 26-28; Д. 5752/2. Л. 51, 54, 58: Д. 1102/2. Л. 1-1об, 28-44.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz