Миссионерская православная газета. 2003 г. № 4. Апрель.
2 МИОСИОН6РОКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА нлйти ж «ішн» Александр Васильевич Кам кин - профессор Вологодского педагогического университета, известный историк, один из ведущих православных педагогов страны. Недавно он побывал в М урманске, принял участие в научно-практической конференции М урманского педагогического университета, представил разработанный им совместно с другими вологодскими специалистами проект «ИСТОКИ». Мы предлагаем вашему вниманию беседу профессора Камкина с журналистом Дмитрием Ермолаевым. - В ы с ч и т а е т е с ь к р у п н е й ш и м с п е ц и а л и с т о м по и с т о р и и П р а в о с л а в и я н а С е в е р е Р о с с и и . О т куда у В а с и н т е р е с к э т о й т е м е ? - Неожиданные повороты в судьбе, в жизненном и научном поиске представляют загадку даже для меня самого. Я начинал как учитель, проработал в школе 13 лет, а потом мой учитель, известный уче ный Петр Андреевич Колесников, перетянул меня в Вологодский педагогический институт. Тем а моей кан дидатской диссертации с в я зан а с общественным с о знанием русских крестьян XVI! века. И вот, изучая эти, в общем-то, далекие от Православия вещи, впер- вые понял, насколько вся жизнь русского мужика была пронизана православной верой, почувствовал, какой это огромный пласт нашей истории, никем, к сожалению, по сей день не поднятый. Докторская у меня уже была свя зан а с традиционными к.і.«?•: .тьянскими сообщества ми- волость, об щина. приход. А уж е п о гр у з и в - & шись в приходе- % кую жизнь, я и \ ■..'гк рыл для себя окончательно мир веры, мир Церкви. - Редкий слу чай прихода к вере «o r науки». - Получается так. Хотя, конечно, были и другие предпосыл ки. Бабка моя - не грамотная крестьянка, родившаяся в XIX веке. Я воспитывался, если так можно выразиться, у ее подола. До сих пор помню ее руки - кресть янские. теплые, большие, доброту, от нее исходив шую. и не только доброту, но и веру. Она не являлась каким -то особенным знато- | ком Священного Писания, она просто жила по его законам , по его заповедям, и общение с ней, возможно, и заложило во мне какой-то фундамент будущей веры. А наука позволила не забыть о нем, снова к нему обратиться. Когда я написал докторскую , м н е историки с к а зали, как др евние новгородцы князю: «“Пойди, кня- же, вон”, ты не историк». Пришлось защ ищ а ться в институте этнографии. Меня тепло приняли не толь ко там, но и в м о с к о в с к о й школе этнографов, изучающих д уховные традиции р у сско го народа. П арадо кс в том, что мы пришли к э т о м у о тн о си тельно недавно. Р ан ьш е изучали исключения из правил: архаику, следы я зы ч е с т в а - и проходили м и м о того, что было норм ой - м и м о традиций и обы чаев православной жизни - мол, раз норма, то н е з а ч е м ее и изучать. Те п ер ь как раз изучаю т с а м о правило, с а м у норму. Горжусь, что принадле жу к этой школе, поскольку мы о т к ры в а е м буду щим поколениям мир духовны х устоев, духовной культуры кре стьян ств а - 95 % на селения Руси. - Сомневающаяся современная интеллигенция, которая, с одной стороны, стремится к вере, ибо ощущает некую духовную пустоту, но, с другой стороны, боится веры, высказывает такое опасение: не сведется ли все к смене идеологии, не станет ли нынешнее возрождение Православия насаждением эдакого православного большевиз ма - звезды поменяют на кресты, на месте клу бов снова пооткрывают храмы, а внутри, в душах человеческих, все останется ка к было ? - Есть такое опасение, это правда. Вспоминаю замечательные слова митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. На очередных Рожде ственских чтениях в Москве, обращаясь к самым ретивым «верующим», особенно из числа новообра щенных, желающим добиться всего и по возможно сти сразу, он сказал: «Дорогие мои, сокрушитель ной победы Православия нам не нужно». Акцент был сделан на слове «сокрушительной», то есть такой победы, которая разрушит все остальное. Насчет того, не превратится ли это в идеологию: мне кажется, что Православие - это, конечно, ни в коем случае не идеология - это нормы жизни. Один * мои знакомый, пожилои мудрый священник, заметил как-то: Господь нас на Страшном Суде не станет спрашивать по букве Библии. Не спросит: назови мне, что сказано в Евангелии от Луки, главе пятой, стихе таком-то, а спросит по духу: как ты жил? Поэтому идеологическая составляющая, если она есть, играет исключительно подчиненную роль, а главное - нормы жизни, предложенные Православием. Есть известная притча. На каком-то острове жили два праведника. Один из профессоров СПб Духовной Академии (дело было до революции) ре шил, зная славу этих праведников, к ним съездить. Приехал: а у них молитвы неканонические, икон нет, Священное Писание толком не знают. Он про жил у них какое-то время, очень долго их учил, все им рассказал, как и что надо правильно делать, и очень довольный, что вразумил и образовал стар цев, отправился обратно. Плывет на пароходе и вдруг вечером при закате солнца видит, как по волнам за судном бегут эти старцы. Спрашивает: «Что вам надо?» - «Мы плохо записали молитвы, повторите еще раз вот эту фразу, мы, наверно, опять неправильно молимся». Профессор махнул рукой и сказал: «Идите, вы все делаете правиль но». Это к вопросу об идеологии и о духе. - С у щ е с т в у е т д р у г а я к р а й н о с т ь , к о г д а в с е с в о д и т с я к в ы п о л н е н и ю в е т х о з а в е т н ы х з а п о в е д е й « н е у к р а д и » , « н е у б и й » . А п о т о м г о в о р я т : « Н у м ы ж е н о р м а л ь н о ж и в е м - н и к о г о н е у б и в а е м , н е г р а б и м . . . » - Сразу вспоминается первое произведение древ нерусской литературы - «Слово о законе и благода ти». Уже там говорится, что закон, конечно, важен, но если нет оживотворяющего все духа любви - закон, заповеди будут мертвы. У нас в Вологде долгое время жил архиепископ Михаил (Мудьюгин), известный богослов. Я был с ним хорошо знаком. И однажды его спросили, чем отличаются ветхозавет ные заповеди от новозаветных. Он ответил примерно так: заповеди Ветхого Завета в основном с частич кой «не»: не лжесвидетельствуй, не завидуй и т. п. а то тебе будет плохо. Господь в этой ситуации напо минает воспитателя детского сада, который грозит ребенку пальцем и говорит: «Не надо этого делать, иначе придется тебя наказать». То есть Бог тогда имел дело с человечеством, в смысле нравственно сти, еще младенческим. Потом, через много веков, когда люди настрадались, захлебнулись в крови, за были истинного Бога и в конце концов стали искать выход из тупика, появляют ся новые заповеди: будьте кроткими, будьте милостивы ми, будьте мирот ворцами... Эти за поведи, заповеди блаженства, показы вают не то, каким нельзя быть, но то, каким быть надо. И выполнимы они только при условии любви к Богу и ближнему. Про сто из страха их выпол нить невозможно: слиш ком высока планка. Опять- таки возвращаясь к «Слову о законе и благодати»: за кон - буква, благодать - дух. Нужно по возможности стремиться постичь не толь ко букву заповеди, но и дух. - Х « З а п о в е д и м ы с о г л а с н ы и с п о л н я т ь , н о з а ч е м н а м п р и э т о м п р а в о с л а в н ы й Б о г ? В с е р е л и г и и о д и н а к о в ы , в с е г о в о р я т о б о д н о м » . О т о д н о г о и з н а ш и х д о в о л ь н о - т а к и к р у п н ы х ч и н о в н и к о в о б л а с т н о г о у р о в н я д о в е л о с ь у с л ы ш а т ь т а к у ю ф р а з у : « С о ц и а л ь н а я к о н ц е п ц и я б у д д и з м а д л я м е н я г о р а з д о п р и в л е к а т е л ь н е е , ч е м к о н ц е п ц и я х р и с т и а н с к а я , п р а в о с л а в н а я » . - Ну, это вечный вопрос: все ли религии спаса ют? Один католический священник, не отрекаясь от своей веры, ушел в буддийский монастырь. Ему важно было понять буддизм изнутри. И он в итоге научился уважать эту религию, осознал, что она представляет собой особую систему ценностей, но понял также и то, что эти ценности - нехристианс кие. И он не стал буддистом, он остался католиком. Сошлюсь на уже упоминавшегося здесь митро полита Кирилла. Он высказал однажды такую мысль: Замысел Божий о мире нам до конца не известен. Мы не можем точно сказать, для чего попущено существование многих вер. Я не могу, - говорит он, - быть уверенным в том, что буддизм спасает человека, или что ислам спасает человека. Но то, что Православие спасает, - это я знаю по-своему личному опыту, по двухтысячелетнему опыту своей Церкви. И поэтому я остаюсь в ней и иду за ней». Когда мы произносим слово «буддизм» - имеем в виду не только религиозные представления, но и огромную, многовековую буддийскую культуру. Когда произносим «ислам», также понимаем под этим не только нормы Корана, но и всю мусульманскую цивилизацию. И если мы живем в России, мы должны признать, что русская история, культура, менталитет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz