Миссионерская православная газета. 2003 г. № 3. Март.
миооионерскля п р л в о о л д в н л я глзетл СУДЬБЫ ХРАМОВ И СВЯЩЕННИКОВ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В 30-е rr. XX века Гонения на Церковь в Г о с ги м в X X в е ч е сравнимы с преследованиями Только теперь мы начинаем узнавать правду о том страшном време- х р и с т а н римскими и м п е р а т о р а м и язычниками. Миллионы верующих ни богоборчества. Предлагаем вниманию наших читателей статью исто- п о д е е р і ались мучениям и с м е р т и , т ы с я ч и храмов и монастырей осквер- рика Юлии Петровны Бардилевой, в которой рассказывается о гонениях м я л и с ь и разрушались в с о в е т с к и е д е с я т и л е т и я . на Церковь в Мурманской области. Ж ■....... • : :■ ѵ х «¥й»к?ии-щіс ѴЯ■VA'.-s-.'f. вяж ШЯЯ НЧЛМ Ш 'М М АИВДи Конец двадцатых и тридцатые годы XX века в области государственно-церкові ых отношений - это время массовых гонений и? ! (ерковь и священнос лужителей, закрытия и разрушения храмов и молит венных зданий, развертывания антирелигиозной пропаганды и воинствующеіо безбожия. Общегосударственная анп цррховная политика на шла свое отражение и н.? Кольском Севере, хотя, безусловно, и со своими особенностями. Несмотря на ю, что здесь также был у развернута широкая антирзлыиозная пропаганда, сэгѵн безбожники края не были довольны ее капе лвом. Еще 1925 г. был создан Союз безбожников в Мурманске, который распространял свою деятельное)ь и на всю губер нию. Однако даже на окру:' ую конференцию, про ходившую в 1929 г., из 5 0 0 городских и -300 дере венских безбожников прибыло лишь 25 человек. Уже в мае 1929 г. появилась статья «На антирели гиозном фронте», в которой подробнейшим образом об; сваривались недочёты безбожников края: «Ра- ботмики бюро ячеек союза безбожников совершен но не чувствуют себя ответственными за поручен- ную им работу, кое-как проводя антирелигиозную пропаганду исключительно от случая к случаю - от Пасхи до Рождества. Существуют уголки безбожни ков, по никакой действенной работы в них не ведеіся... Клубы также не ведут систематической р а б о т ы в этой отрасли...»’ Показателем низкой эффективности антирелигиозной пропаганды служит и письмо некоего И. Познарева (1931 г.), который отмечает, что церковники, воспользовавшись «за мершей работой СВБ» (союза воинствующих без божников), развернули активную работу по ремонту храма, организовав при этом сбор пожертвований на данное дело в Коле и Мурманске. С окончанием же ремонта усилился приток верующих, особенно в праздничные дни2. Отмечается также, что и некото рые комсомольцы принимают участие в празднова нии Рождества, что Кольская религиозная двадцат ка «...развивает бешеную агитацию на привлечение к участию в проведении праздника (Пасхи. - П р и м . а в т . ) не только в Коле, но и в Мурманске»3. Так что в полной мере воплотил- хвои планы безбожни кам Кольского полуострова помешали верующие и их духовные наставники ЗАКРЫТИЕ ХРАМОВ НА МУРМАНЕ Волна закрытий храмов прокатилась по приходам в тридцатые годы. В феврале 1931 г. под предлогом того, что невозможно содержать церковь силами религиозной общины, была закрыта Крестовоздви- женская церковь в селе Поной и переделана под избу-читальню. В том же году стали оформляться бумаги на закрытие церкви в селе Полярном (Алек- сандровске). Ее предполагалось переоборудовать под детскую площадку и клуб физкультуры. Но в ней был устроен обычный клуб. В 1932 г. была закрыта и переоборудована под школу церковь в с. Соснов- ка, а одна из церквей в Чаваньге - под медицинский пункт. Закрыта в 1931 г. была и церковь в ст. Голицыно4. Характеризуя религиозную обстановку в крае, нельзя обойти конфликты, возникавшие между об щинами верующих и местными властями. На Коль ском Севере они связаны с незаконным или непра вильным закрытием молитвенных зданий. Так, при закрытии храма в с. Териберка в 1936 г. верующие выразили свое несогласие с решением и трижды (!) направили жалобы в Ленинградский облисполком. Когда не помогло и это, верующие написали письмо в Постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК СССР. Однако она вопрос при знала закрытым ввиду того, что своевременных обжалований не поступало! Решение Комиссия вы несла в декабре, а жалобы в Леноблисполком по ступали еще в мае и в июне, но, видимо, это и было признано несвоевременностью5. БЕСЧИНСТВА БЕЗБОЖНИКОВ В КОЛЕ Негодование в среде верующих и их общины вызвали решения о закрытии часовен и церквей в с. Кола. В марте 1931 г. по решению Мурманского окрисполкома была закрыта часовня в с. Кола. Поводом послужило отсутствие заявлений от груп пы верующих на пользование ею, а советские орга ны утверждали, что здание ветхое и «его надо предохранять от дальнейшего разрушения» (?!). Верующие выразили несогласие с тем, что у них отобрали помещение часовни Всемилостивого Спа са. Они срочно созвали общее собрание 4 октября 1931 г. после предъявления документов о закрытии. Коляне мотивировали необходимость сохранить ча совню тем, что она является памятником старины (XV в.), имеющим историческое значение, отмечая, что два года тому назад представители реставраци онного отдела Ленинградского художественного му зея иконопись данной часовни признали редкой ценной стариной. Однако, видимо, официально это не было зафиксировано, и Кольский РИК изъял здание, а имущество церкви передал группе верую щих Кольского собора. Часовню позднее передела ли под аптечный ларек6. На этом месте в Кандалакше в 30-е годы еще стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Однако на этом злоключения церковной двад цатки с. Колы не закончились. В том же 1931 г. общине Кольского собора предъявили документы о расторжении с ней договора на пользование молит венным зданием, так как якобы не выполнены основные условия договора по ремонту здания. Однако выше уже указывалось, что община прове ла ремонт, причем с привлечением средств верую щих ка к Колы, так и Мурманска. Однако договор был расторгнут и перезаключен с иной религиозной общиной, точнее с иными ее учредителями7. В 1933 г. состоялся самовольный осмотр имуще ства Троицкой кладбищенской церкви8, а спустя два года ее переоборудовали под дом пионеров. Этим закрытием заканчивается первая волна изъятия у Церкви молитвенных зданий на Кольском Севере. Позднее прошли закрытия церквей в Коле (Благове щенский собор отняли у верующих в 1938 г. - его закрытие напрямую связано с арестом настоятеля и желанием властей покончить с самым серьезным религиозным центром Кольского Севера тихоновс кого направления, хотя оно и натолкнулось на а к тивное сопротивление граждан)9. (Окончание в следующем номере.) Бардилева Юлия Петровна, кандидат исторических наук. ст. преподаватель кафедры Отечественной истории МГПУ. Фото из архива редакции. 1Конференция союза безбожников // Полярная правда. 1929. 8 января. Полярная правда. 1929. 14 мая. 2ГА РФ. Ф. Р-5407. Оп. 2. Д. 397. Л. 2. 3Комсомольцы - в рядах религиозников // Полярная правда. 1929. 12 января. Полярная правда. 1932. 16 апреля. 4ГАМО. Ф. 162. Оп. 1. Д. 472. Л. 5, 8, 9, 14, 17, 103, 104. 5ГА РФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 996. Л. 137, 138. 6ГАМО. Ф. 162. Оп. 1. Д. 472. Л. 1; Ф. 16-И. Оп. 1. Д. 248. Л. 26, Д. 261. Л. 9, 10. 7ГАМО. Ф. 162. Оп. 1. Д. 262. Л. 4, 7. 8ГАМО. Ф. 16-И. On. 1. Д. 248. Л. 21. 9ГАМО. Ф. 162. Оп. 1. Д. 1172. Л. 41, 43, 55. Церковь Святителя Николая в городе Полярном. Фото второй половины XX века.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz