Миссионерская православная газета. 2003 г. № 3. Март.

миооионерскля п р л в о о л д в н л я глзетл СУДЬБЫ ХРАМОВ И СВЯЩЕННИКОВ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В 30-е rr. XX века Гонения на Церковь в Г о с ги м в X X в е ч е сравнимы с преследованиями Только теперь мы начинаем узнавать правду о том страшном време- х р и с т а н римскими и м п е р а т о р а м и язычниками. Миллионы верующих ни богоборчества. Предлагаем вниманию наших читателей статью исто- п о д е е р і ались мучениям и с м е р т и , т ы с я ч и храмов и монастырей осквер- рика Юлии Петровны Бардилевой, в которой рассказывается о гонениях м я л и с ь и разрушались в с о в е т с к и е д е с я т и л е т и я . на Церковь в Мурманской области. Ж ■....... • : :■ ѵ х «¥й»к?ии-щіс ѴЯ■VA'.-s-.'f. вяж ШЯЯ НЧЛМ Ш 'М М АИВДи Конец двадцатых и тридцатые годы XX века в области государственно-церкові ых отношений - это время массовых гонений и? ! (ерковь и священнос­ лужителей, закрытия и разрушения храмов и молит­ венных зданий, развертывания антирелигиозной пропаганды и воинствующеіо безбожия. Общегосударственная анп цррховная политика на­ шла свое отражение и н.? Кольском Севере, хотя, безусловно, и со своими особенностями. Несмотря на ю, что здесь также был у развернута широкая антирзлыиозная пропаганда, сэгѵн безбожники края не были довольны ее капе лвом. Еще 1925 г. был создан Союз безбожников в Мурманске, который распространял свою деятельное)ь и на всю губер­ нию. Однако даже на окру:' ую конференцию, про­ ходившую в 1929 г., из 5 0 0 городских и -300 дере­ венских безбожников прибыло лишь 25 человек. Уже в мае 1929 г. появилась статья «На антирели­ гиозном фронте», в которой подробнейшим образом об; сваривались недочёты безбожников края: «Ра- ботмики бюро ячеек союза безбожников совершен­ но не чувствуют себя ответственными за поручен- ную им работу, кое-как проводя антирелигиозную пропаганду исключительно от случая к случаю - от Пасхи до Рождества. Существуют уголки безбожни­ ков, по никакой действенной работы в них не ведеіся... Клубы также не ведут систематической р а б о т ы в этой отрасли...»’ Показателем низкой эффективности антирелигиозной пропаганды служит и письмо некоего И. Познарева (1931 г.), который отмечает, что церковники, воспользовавшись «за­ мершей работой СВБ» (союза воинствующих без­ божников), развернули активную работу по ремонту храма, организовав при этом сбор пожертвований на данное дело в Коле и Мурманске. С окончанием же ремонта усилился приток верующих, особенно в праздничные дни2. Отмечается также, что и некото­ рые комсомольцы принимают участие в празднова­ нии Рождества, что Кольская религиозная двадцат­ ка «...развивает бешеную агитацию на привлечение к участию в проведении праздника (Пасхи. - П р и м . а в т . ) не только в Коле, но и в Мурманске»3. Так что в полной мере воплотил- хвои планы безбожни­ кам Кольского полуострова помешали верующие и их духовные наставники ЗАКРЫТИЕ ХРАМОВ НА МУРМАНЕ Волна закрытий храмов прокатилась по приходам в тридцатые годы. В феврале 1931 г. под предлогом того, что невозможно содержать церковь силами религиозной общины, была закрыта Крестовоздви- женская церковь в селе Поной и переделана под избу-читальню. В том же году стали оформляться бумаги на закрытие церкви в селе Полярном (Алек- сандровске). Ее предполагалось переоборудовать под детскую площадку и клуб физкультуры. Но в ней был устроен обычный клуб. В 1932 г. была закрыта и переоборудована под школу церковь в с. Соснов- ка, а одна из церквей в Чаваньге - под медицинский пункт. Закрыта в 1931 г. была и церковь в ст. Голицыно4. Характеризуя религиозную обстановку в крае, нельзя обойти конфликты, возникавшие между об­ щинами верующих и местными властями. На Коль­ ском Севере они связаны с незаконным или непра­ вильным закрытием молитвенных зданий. Так, при закрытии храма в с. Териберка в 1936 г. верующие выразили свое несогласие с решением и трижды (!) направили жалобы в Ленинградский облисполком. Когда не помогло и это, верующие написали письмо в Постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК СССР. Однако она вопрос при­ знала закрытым ввиду того, что своевременных обжалований не поступало! Решение Комиссия вы­ несла в декабре, а жалобы в Леноблисполком по­ ступали еще в мае и в июне, но, видимо, это и было признано несвоевременностью5. БЕСЧИНСТВА БЕЗБОЖНИКОВ В КОЛЕ Негодование в среде верующих и их общины вызвали решения о закрытии часовен и церквей в с. Кола. В марте 1931 г. по решению Мурманского окрисполкома была закрыта часовня в с. Кола. Поводом послужило отсутствие заявлений от груп­ пы верующих на пользование ею, а советские орга­ ны утверждали, что здание ветхое и «его надо предохранять от дальнейшего разрушения» (?!). Верующие выразили несогласие с тем, что у них отобрали помещение часовни Всемилостивого Спа­ са. Они срочно созвали общее собрание 4 октября 1931 г. после предъявления документов о закрытии. Коляне мотивировали необходимость сохранить ча­ совню тем, что она является памятником старины (XV в.), имеющим историческое значение, отмечая, что два года тому назад представители реставраци­ онного отдела Ленинградского художественного му­ зея иконопись данной часовни признали редкой ценной стариной. Однако, видимо, официально это не было зафиксировано, и Кольский РИК изъял здание, а имущество церкви передал группе верую­ щих Кольского собора. Часовню позднее передела­ ли под аптечный ларек6. На этом месте в Кандалакше в 30-е годы еще стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Однако на этом злоключения церковной двад­ цатки с. Колы не закончились. В том же 1931 г. общине Кольского собора предъявили документы о расторжении с ней договора на пользование молит­ венным зданием, так как якобы не выполнены основные условия договора по ремонту здания. Однако выше уже указывалось, что община прове­ ла ремонт, причем с привлечением средств верую­ щих ка к Колы, так и Мурманска. Однако договор был расторгнут и перезаключен с иной религиозной общиной, точнее с иными ее учредителями7. В 1933 г. состоялся самовольный осмотр имуще­ ства Троицкой кладбищенской церкви8, а спустя два года ее переоборудовали под дом пионеров. Этим закрытием заканчивается первая волна изъятия у Церкви молитвенных зданий на Кольском Севере. Позднее прошли закрытия церквей в Коле (Благове­ щенский собор отняли у верующих в 1938 г. - его закрытие напрямую связано с арестом настоятеля и желанием властей покончить с самым серьезным религиозным центром Кольского Севера тихоновс­ кого направления, хотя оно и натолкнулось на а к­ тивное сопротивление граждан)9. (Окончание в следующем номере.) Бардилева Юлия Петровна, кандидат исторических наук. ст. преподаватель кафедры Отечественной истории МГПУ. Фото из архива редакции. 1Конференция союза безбожников // Полярная правда. 1929. 8 января. Полярная правда. 1929. 14 мая. 2ГА РФ. Ф. Р-5407. Оп. 2. Д. 397. Л. 2. 3Комсомольцы - в рядах религиозников // Полярная правда. 1929. 12 января. Полярная правда. 1932. 16 апреля. 4ГАМО. Ф. 162. Оп. 1. Д. 472. Л. 5, 8, 9, 14, 17, 103, 104. 5ГА РФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 996. Л. 137, 138. 6ГАМО. Ф. 162. Оп. 1. Д. 472. Л. 1; Ф. 16-И. Оп. 1. Д. 248. Л. 26, Д. 261. Л. 9, 10. 7ГАМО. Ф. 162. Оп. 1. Д. 262. Л. 4, 7. 8ГАМО. Ф. 16-И. On. 1. Д. 248. Л. 21. 9ГАМО. Ф. 162. Оп. 1. Д. 1172. Л. 41, 43, 55. Церковь Святителя Николая в городе Полярном. Фото второй половины XX века.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz