Миссионерская православная газета. 2003 г. № 3. Март.
м и о с и о н е р о к д я п р а в о с л а в н а я г д з е т л 5 детей любви Господней - воистину, это страшно. Вразуми их. Господи' По неведению своему они не знают, какое чудовищное преступление они творят. Ііі И вот сегодня нас радует органическое, по зову сердца принятие этого предмета на всех уров нях в нашей области. Мы начинали принятие этого предмета в обстановке почти полного отторжения. Теперь же мы видим, что руководители всех уров ней: и главы администраций, и начальники отделов образования , и директора школ -- не только вводят этот предмет, но и участвуют в восстанов лении приходов, строительстве храмов. Это убеждает, что Православие по-прежнему живо в нашем народе, является потребностью каждого российского человека. Итак, основ ной вопрос: быть или не быть православной культуре? Всё остальное - аргументы «за» или «против». Обратите внимание на одну деталь: ни Конституция, ни законодатель ство России не запрещают сегодня изуче ние православной культуры, но сколько тре бований запретить это изучение, поскольку это якобы противоречит Конституции! Но допустим. Конституция России и её законы действительно запрещали бы преподавать этот жизненно важный предмет в школе. Что тог да надо делать ? Изменять Конституцию или калечить детей? IV Из каких соображений мы должны исходить, вводя этот предмет? Из аксиомы: 5удущее любой страны решается за школь ной партой. Теперь у нас должно хватить мужества спросить себя: кто придёт завтра на заводы, поля, в больницы, в армии, в научные лаборатории - пьяницы, наркома ны. преступники? V Можно ли выстроить духовно-нравственное воспитание вне Православия? Ответ однозначен: нет, нет и тысячу раз нет! Потому что нравствен ность без духовных корней так же невозможна, как плоды без дерева. Без духовного фундамента мы даже не сможем говорить с учениками о нравствен ности - они просто будут смеяться над нами! Разу меется. теоретически рассуждая, можно заняться поисками современной духовной нравственности, но ведь семидесятилетний эксперимент, проводимый в нашей стране, обернулся катастрофой величайшей страны и личной катастрофой десятков и миллионов людей! Вне Православия невозможно не только воспитание но и обучение. Разве возможно вне Православия истинное понимание нашей истории, литературы, других предметов? VI Исходя из этого, мы даже можем определить содержание курса предмета «Основы православной культуры». С одной стороны, оно должно дать полное понимание о Православии в его духовном, нравствен ном и культурном аспектах, а дня этого «Основы православной культуры» должны изучаться во всех дошкольных учреждениях, во всех средних и профес сиональных школах в качестве отдельного предмета, и. кроме того, этот предмет должен приобрести смыс лообразующее значение в учебном процессе. VII Позвольте остановиться на вопросах изуче ния этого курса. Что нам надо сделать прежде всего? Я бы на первое место поставил восстанов ление исторической правды о Православии и право славном образовании до революции. Пока в наших учебных заведениях будут говорить о Православии как о мракобесии, трудно говорить о положитель ном отношении учителей к Православию. Нам надо рассказать правду о Православии и православном образовании до революции, о том, что Православ ная Церковь внесла огромный вклад в образование Отделение ХОСПИС в больнице «Севры ба» нуждается в помощи добрых людей, ко торые с любовью и т е р п е н и ем мо гут ухаживать за больными. В о зм ож н о оформление сани тарок на постояную работу. Обращаться к заведующей ХОСПИСОМ Анциферовой Елизавете Николаевне по телефону: 23 - 61-95 до революции, надо сказать и о том, что потеряла школа и педагогика, потеряв связи с Православи ем. Например, психология, оказавшись от изучения души и духа, исследует в лучшем случае только интеллект человека. Но надо исследовать душу и дух человека в целом. Разве не является образование, построен ное на такой основе, заведомо односторонним, а значит, калечащим человека ? На второе место надо поставить взаимодействие Русской Православной Церкви и государственных органов всех уровней в деле духовно-нравственного воспитания. VIII Необходимо создание координационных со ветов по изучению православной культуры на всех уровнях, начиная государственным и заканчивая, может быть, школами, в которые бы вошли руково дители всех уровней, учёные, педагоги, родители, деятели культуры и священники. И эти советы смогут решить все вопросы организации изучения «Основ православной культуры» на своём уровне. Что нужно сделать Русской Православной Церкви? Осознать, что сегодня нужна систематическая и широкая работа со школой, хотя бы такая, какая велась Церковью до революции. Как показали пос ледние исследования, в том числе проведённые на материале нашей области, это была огромная рабо та, и многие священники, особенно сельские, жер твенно служили школе и детям. А сегодня нам необходимо восстановить образовательную деятель ность Церкви. И первый реальный шаг в этом направлении в нашей области уже сделан. Так, уже с осени прошлого года распоряжением главы Курс кой администрации и управляющего епархией во все школы города Курска определены священники, аналогичные распоряжения сделаны и по области, и мы уже занимаемся решением этого вопроса. Х о чется верить, что это начало большой работы по духовно-нравственному воспитанию наших, детей. IX Что нужно со стороны государственной влас ти для проведения этой работы? Прежде всего, нужно мужество для начала организации препода вания во всех средних школах. К сожалению, се годня многие руководители просто бояться принять решение о введении этого предмета, но ведь без него невозможно спасти наших детей. Кто же дол жен решить вопрос о преподавании этого предмета в конкретной школе и в конкретном классе? Роди тели и ученики! Меня поразил случай, произошед ший в одном из районов Курской области. Когда завуч этой школы запретила преподавание « Основ православной культуры», дети с плачем молили оставить этот предмет в школе. Я не знаю, о каком бы ещё предмете с плачем молили ученики! И в заключение мне хотелось бы сказать: ува жаемые участники Рождественских Чтений! Многие вопросы предстоит решить на этих Чтениях. И всё- таки самый важный вопрос, который надо решить на этих Чтениях: отстоять решение о введении курсе■«Основ православной культуры>• на госуцар ствечном уровне и как можно быстрее вводить его б школы. Каждая минута промедления во rrej.;< лно «Основ православной культуры» - это сотни и тысячи искалеченных жизней, а Господь прямо пре дупреждает: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10). И Господь, словно обращаясь к нам в эту минуту, говорит: «...кто примет одно такое дитя во имя Мое. тот Меня принимает» (Мф. 18, 5). По сле слов ми трополи та Иувеналия. исполнен ных скорби и о тече ской трево ги за судьбы русских детей, невольно во зни кае т вопрос: «Н е уж е ли сл о ва о р а звращ ении детей в наш ем б е зб ож ном мире, о духовной погибели Руси, пр о з в уч а вш и е на Чтениях, уже в который ра з о с та в я т ра внод уш ными наших чиновни ков, в т ом числе м у рм ан ск и х , м е с тны х ру ководителей ор гано в о б р а зо в а н и я ? » Я у в е рена, что родителям н е з а ч е м п а сси вно вы жидать, когда ж е эт о в школах вм е с т о новейших западны х пр о грамм , обучающих ра зли чным порокам , введут наконец, и зуч е ние родной пра во сла вной культуры нашего Отечества, христианской нравственности. Как ска зал недавно ка собрании Кольско го рай онного отдела образования руководитель епар хиально го отдела по ре ли гио зном у о б р а з о ванию и катехизации М у рм а н ск о й и М о н ч е горской епархии священник Василий Вольский, запрещение преподавания «Основ православ ной культуры» незаконно . Вводи ть такой предм е т в средних общ еобр а зов а те льны х школах и высших у ч ебны х за в е д е н и я х р а з реш ено за ко н о д а т е л ь с тв ом России. И пото м у родители должны активно с п о с о б с т в о вать том у, чтобы это т предм е т их дети изучали в школе, убеждать админи страцию у ч е бн о го за в е д е н и я в н еоб ход им о сти преподавания «О с нов православной культуры». Дело это богоугодное. И в с ем надо помни ть сл о ва з ам е ст и т е л я мини стра образования Р о с с ии Леонида С ер гее вич а Гребнева, ко торым и он выра зил официальную позицию всего мини стер ства: «Естественно , чтобы такой предмет, как «О сновы православной культуры», преподавали люди воцер ковлённые , люди, находящие ся в той церковной культуре, знания о которой они должны преподно сить ш кольникам . То, что я ска зал о в о в лечённости этих преподавателей в церковную жизнь, должно как-то контролироваться, проверяться, под тверждаться, п о этом у во многих регионах эта рабо та ведётся в с о тр уднич е ст в е с ме стной церковной властью, и проблем никаких не возникает». То есть речь идет о воцер ковлённых людях, которые любое дело, о с о б е н н о же учительство, сов ерш аю т только по благословению священноначалия. Статью подготовила участница XI Рождественских образовательных чтений Галина Сиротинская. Фото автора. В Е Р У Ю . Г О С П О Д И ! Каждый день мы произносим молитву Иису сову, моли тв у Господню , моли тв у ко П р е с в я той Богородице. Е сли м ы м о л и м с я с чистым , о т кр о ве н ным серд ц ем , в ер уя от в сей души, Б о г н ам всегда помо гае т. Ле т д е ся ть на зад у м е н я о бн ар уж и ли неприятную опухоль. Ходила еж егодно к врачу п р ов е ря т ь с о с то я н и е здоровья. В 1999 году поехала в деревню , перед отъ ездом была в х р а м е н а службе, батюшка О л е г (дай Бог е м у здоровья) бла го словил м е н я в дорогу, и м н е до в е л о с ь побы в а ть в С а р о в е . П риложи лась к м ощ ам преподобно го С е р аф и м а С а р о в ского, и ск уп ала сь в ж и в о т во р ящ ем источнике, пила воду из в с е х четы рёх источников, кото рые т ам есть. Бы л а я т а м 14 августа, а через д в а м е с я ц а м о я опухоль исчезла! А в 2001 году з а с т у п н и ч е с т в о м Божией М атери, Ко торой я м олила сь пред иконой Её, им е н у е м о й «И збавительница», отпала н е о б х о дим о ст ь в операции. Надо с любовью и в ерою молиться, чтобы ѵіысли попусту не рассеивались. Храни вас всех Господь. Раба Божи «■' Апег.■ ачппр
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz