Миссионерская православная газета. 2003 г. № 3. Март.

м и о с и о н е р о к д я п р а в о с л а в н а я г д з е т л 5 детей любви Господней - воистину, это страшно. Вразуми их. Господи' По неведению своему они не знают, какое чудовищное преступление они творят. Ііі И вот сегодня нас радует органическое, по зову сердца принятие этого предмета на всех уров­ нях в нашей области. Мы начинали принятие этого предмета в обстановке почти полного отторжения. Теперь же мы видим, что руководители всех уров­ ней: и главы администраций, и начальники отделов образования , и директора школ -- не только вводят этот предмет, но и участвуют в восстанов­ лении приходов, строительстве храмов. Это убеждает, что Православие по-прежнему живо в нашем народе, является потребностью каждого российского человека. Итак, основ­ ной вопрос: быть или не быть православной культуре? Всё остальное - аргументы «за» или «против». Обратите внимание на одну деталь: ни Конституция, ни законодатель­ ство России не запрещают сегодня изуче­ ние православной культуры, но сколько тре­ бований запретить это изучение, поскольку это якобы противоречит Конституции! Но допустим. Конституция России и её законы действительно запрещали бы преподавать этот жизненно важный предмет в школе. Что тог­ да надо делать ? Изменять Конституцию или калечить детей? IV Из каких соображений мы должны исходить, вводя этот предмет? Из аксиомы: 5удущее любой страны решается за школь­ ной партой. Теперь у нас должно хватить мужества спросить себя: кто придёт завтра на заводы, поля, в больницы, в армии, в научные лаборатории - пьяницы, наркома­ ны. преступники? V Можно ли выстроить духовно-нравственное воспитание вне Православия? Ответ однозначен: нет, нет и тысячу раз нет! Потому что нравствен­ ность без духовных корней так же невозможна, как плоды без дерева. Без духовного фундамента мы даже не сможем говорить с учениками о нравствен­ ности - они просто будут смеяться над нами! Разу­ меется. теоретически рассуждая, можно заняться поисками современной духовной нравственности, но ведь семидесятилетний эксперимент, проводимый в нашей стране, обернулся катастрофой величайшей страны и личной катастрофой десятков и миллионов людей! Вне Православия невозможно не только воспитание но и обучение. Разве возможно вне Православия истинное понимание нашей истории, литературы, других предметов? VI Исходя из этого, мы даже можем определить содержание курса предмета «Основы православной культуры». С одной стороны, оно должно дать полное понимание о Православии в его духовном, нравствен­ ном и культурном аспектах, а дня этого «Основы православной культуры» должны изучаться во всех дошкольных учреждениях, во всех средних и профес­ сиональных школах в качестве отдельного предмета, и. кроме того, этот предмет должен приобрести смыс­ лообразующее значение в учебном процессе. VII Позвольте остановиться на вопросах изуче­ ния этого курса. Что нам надо сделать прежде всего? Я бы на первое место поставил восстанов­ ление исторической правды о Православии и право­ славном образовании до революции. Пока в наших учебных заведениях будут говорить о Православии как о мракобесии, трудно говорить о положитель­ ном отношении учителей к Православию. Нам надо рассказать правду о Православии и православном образовании до революции, о том, что Православ­ ная Церковь внесла огромный вклад в образование Отделение ХОСПИС в больнице «Севры ба» нуждается в помощи добрых людей, ко торые с любовью и т е р п е н и ем мо гут ухаживать за больными. В о зм ож н о оформление сани тарок на постояную работу. Обращаться к заведующей ХОСПИСОМ Анциферовой Елизавете Николаевне по телефону: 23 - 61-95 до революции, надо сказать и о том, что потеряла школа и педагогика, потеряв связи с Православи­ ем. Например, психология, оказавшись от изучения души и духа, исследует в лучшем случае только интеллект человека. Но надо исследовать душу и дух человека в целом. Разве не является образование, построен­ ное на такой основе, заведомо односторонним, а значит, калечащим человека ? На второе место надо поставить взаимодействие Русской Православной Церкви и государственных органов всех уровней в деле духовно-нравственного воспитания. VIII Необходимо создание координационных со­ ветов по изучению православной культуры на всех уровнях, начиная государственным и заканчивая, может быть, школами, в которые бы вошли руково­ дители всех уровней, учёные, педагоги, родители, деятели культуры и священники. И эти советы смогут решить все вопросы организации изучения «Основ православной культуры» на своём уровне. Что нужно сделать Русской Православной Церкви? Осознать, что сегодня нужна систематическая и широкая работа со школой, хотя бы такая, какая велась Церковью до революции. Как показали пос­ ледние исследования, в том числе проведённые на материале нашей области, это была огромная рабо­ та, и многие священники, особенно сельские, жер­ твенно служили школе и детям. А сегодня нам необходимо восстановить образовательную деятель­ ность Церкви. И первый реальный шаг в этом направлении в нашей области уже сделан. Так, уже с осени прошлого года распоряжением главы Курс­ кой администрации и управляющего епархией во все школы города Курска определены священники, аналогичные распоряжения сделаны и по области, и мы уже занимаемся решением этого вопроса. Х о ­ чется верить, что это начало большой работы по духовно-нравственному воспитанию наших, детей. IX Что нужно со стороны государственной влас­ ти для проведения этой работы? Прежде всего, нужно мужество для начала организации препода­ вания во всех средних школах. К сожалению, се­ годня многие руководители просто бояться принять решение о введении этого предмета, но ведь без него невозможно спасти наших детей. Кто же дол­ жен решить вопрос о преподавании этого предмета в конкретной школе и в конкретном классе? Роди­ тели и ученики! Меня поразил случай, произошед­ ший в одном из районов Курской области. Когда завуч этой школы запретила преподавание « Основ православной культуры», дети с плачем молили оставить этот предмет в школе. Я не знаю, о каком бы ещё предмете с плачем молили ученики! И в заключение мне хотелось бы сказать: ува­ жаемые участники Рождественских Чтений! Многие вопросы предстоит решить на этих Чтениях. И всё- таки самый важный вопрос, который надо решить на этих Чтениях: отстоять решение о введении курсе■«Основ православной культуры>• на госуцар ствечном уровне и как можно быстрее вводить его б школы. Каждая минута промедления во rrej.;< лно «Основ православной культуры» - это сотни и тысячи искалеченных жизней, а Господь прямо пре­ дупреждает: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10). И Господь, словно обращаясь к нам в эту минуту, говорит: «...кто примет одно такое дитя во имя Мое. тот Меня принимает» (Мф. 18, 5). По сле слов ми трополи та Иувеналия. исполнен ­ ных скорби и о тече ской трево ги за судьбы русских детей, невольно во зни кае т вопрос: «Н е уж е ­ ли сл о ва о р а звращ ении детей в наш ем б е зб ож ном мире, о духовной погибели Руси, пр о з в уч а вш и е на Чтениях, уже в который ра з о с та в я т ра внод уш ными наших чиновни ­ ков, в т ом числе м у рм ан ск и х , м е с тны х ру­ ководителей ор гано в о б р а зо в а н и я ? » Я у в е ­ рена, что родителям н е з а ч е м п а сси вно вы ­ жидать, когда ж е эт о в школах вм е с т о новейших западны х пр о грамм , обучающих ра зли чным порокам , введут наконец, и зуч е ­ ние родной пра во сла вной культуры нашего Отечества, христианской нравственности. Как ска зал недавно ка собрании Кольско го рай ­ онного отдела образования руководитель епар­ хиально го отдела по ре ли гио зном у о б р а з о ­ ванию и катехизации М у рм а н ск о й и М о н ч е ­ горской епархии священник Василий Вольский, запрещение преподавания «Основ православ­ ной культуры» незаконно . Вводи ть такой предм е т в средних общ еобр а зов а те льны х школах и высших у ч ебны х за в е д е н и я х р а з ­ реш ено за ко н о д а т е л ь с тв ом России. И пото­ м у родители должны активно с п о с о б с т в о ­ вать том у, чтобы это т предм е т их дети изучали в школе, убеждать админи страцию у ч е бн о ­ го за в е д е н и я в н еоб ход им о сти преподавания «О с ­ нов православной культуры». Дело это богоугодное. И в с ем надо помни ть сл о ва з ам е ст и т е л я мини стра образования Р о с с ии Леонида С ер гее вич а Гребнева, ко торым и он выра зил официальную позицию всего мини стер ства: «Естественно , чтобы такой предмет, как «О сновы православной культуры», преподавали люди воцер ковлённые , люди, находящие ся в той церковной культуре, знания о которой они должны преподно сить ш кольникам . То, что я ска зал о в о в ­ лечённости этих преподавателей в церковную жизнь, должно как-то контролироваться, проверяться, под­ тверждаться, п о этом у во многих регионах эта рабо ­ та ведётся в с о тр уднич е ст в е с ме стной церковной властью, и проблем никаких не возникает». То есть речь идет о воцер ковлённых людях, которые любое дело, о с о б е н н о же учительство, сов ерш аю т только по благословению священноначалия. Статью подготовила участница XI Рождественских образовательных чтений Галина Сиротинская. Фото автора. В Е Р У Ю . Г О С П О Д И ! Каждый день мы произносим молитву Иису­ сову, моли тв у Господню , моли тв у ко П р е с в я ­ той Богородице. Е сли м ы м о л и м с я с чистым , о т кр о ве н ным серд ц ем , в ер уя от в сей души, Б о г н ам всегда помо гае т. Ле т д е ся ть на зад у м е н я о бн ар уж и ­ ли неприятную опухоль. Ходила еж егодно к врачу п р ов е ря т ь с о с то я н и е здоровья. В 1999 году поехала в деревню , перед отъ ездом была в х р а м е н а службе, батюшка О л е г (дай Бог е м у здоровья) бла го словил м е н я в дорогу, и м н е до в е л о с ь побы в а ть в С а р о в е . П риложи ­ лась к м ощ ам преподобно го С е р аф и м а С а р о в ­ ского, и ск уп ала сь в ж и в о т во р ящ ем источнике, пила воду из в с е х четы рёх источников, кото­ рые т ам есть. Бы л а я т а м 14 августа, а через д в а м е с я ц а м о я опухоль исчезла! А в 2001 году з а с т у п н и ч е с т в о м Божией М атери, Ко торой я м олила сь пред иконой Её, им е н у е м о й «И збавительница», отпала н е о б х о ­ дим о ст ь в операции. Надо с любовью и в ерою молиться, чтобы ѵіысли попусту не рассеивались. Храни вас всех Господь. Раба Божи «■' Апег.■ ачппр

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz