Миссионерская православная газета. 2003 г. № 3. Март.

4 м и с с и о н е р с к л я п р а в о с л а в н а я г д з е т д Нл Рщвтенеш «срдзштельныя чтения «ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНОСТЬ» ДОКЛАД МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В. М. ФИЛИППОВА Ваше Святейшество, уважаемое собрание, преж­ де всего, позвольте поздравить вас со светлыми праздниками Рождества Христова и Крещения. Рож­ дественские Чтения стали для нас школой, в кото­ рой мы приобщаемся к православной культуре, где открываем для себя высшие ценности человеческо­ го бытия, те ценности, которые должны быть в основании любой системы образования и венчать её в качестве высших целей. Готовится к утверждению новый государствен­ ный стандарт школьного, общего среднего образова­ ния. Разрабатывая основные положения стандарта, мы должны помнить, что русский язык, отечествен­ ная литература, история - именно те предметы, которые формируют нравственный облик человека. Недаром министр народного просвещения Александр Семёнович Рыжков в своём известном труде <Рас­ суждение о любви к Отечеству» ещё в 1824 году писал: «Народ российский всегда был крепок язы­ ком и верой, язык делал его единомысленным, вера - единодушным». Правильное распределение часов по этим пред­ метам должно решать задачу воспитания учащихся в духе отечественной культуры, задачу воспитания человека высокой нравственности. Основная проблема сейчас - это духовно-нрав­ ственное воспитание растущего поколения. В россий­ ских школах и сейчас неплохо развивают ум, но необходимо и воспитание души, преображение серд­ ца. Какова душа воспитателя, воспитуемого, таковы результаты образования. Пока ещё главные показате­ ли работы школ - это хорошая успеваемость, поступ­ ление в вузы, награды на олимпиадах и конкурсах. Но ведь высокие показатели в обучении могут дать и ученики с холодными сердцами, корыстным умом, для которых знания - только механизм, при помощи которого они достигают превосходства над другими... Разве таких людей должна готовить школа для наше­ го Отечества ? Поэтому особенно важно, что в кон­ цепции развития образования на период до 2010 года воспитание рассматривается как ведущий приоритет. Цель воспитания ярко раскрывает в своих трудах известный подвижник Гпинской пустыни старец Пор- фирий: «Богатые средства воспитания должны проти­ водействовать растлению человеческой природы, ис­ коренять недостатки, облагораживать нравы и чув­ ства, пробуждать силы духа настолько, насколько это требуется для служения государству и обществу. Прямая цель воспитания - не только научить воспи­ танника знать нравственные нормы, но и исполнять их постоянно в своей жизни». В связи с этим перед нами стоит духовно-нравственная проблема воспита­ ния самих воспитателей, самих учителей. Учитель­ ство - один из труднейших видов служения Отече­ ству, своему народу. Учителю государством поручена высшая духовная миссия - воспитание нового поколе­ ния. Но, чтобы заложить в души учеников высокие принципы, учителю нужны не только теоретические знания: сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах, иначе деятельность его будет бесплодной. Не случайно преподобный Симеон Новый Богослов говорил: «Бог не того ублажает, кто только учит, но того, кто прежде делает, а потом учит, потому что те, кто слушает такого учителя, бывают готовы подражать ему, не только получая пользу от слов его, сколько, будучи подвигаемы делами его, действовать, подобно ему». Нераздельной составной частью духовно-нравственного воспитания является воспитание любви к Отечеству, к своему народу. Министерство образования принимает активное учас­ тие в осуществлении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Министерство о б р а з о ­ в а н и я Р о с с и и к у р и р у е т п р о в е д е н и е п о и с к о в ы х э к с п е ­ д и ц и й п р о г р а м м ы « В а х т а п а м я т и » . С в ы ш е 7 0 т ы с я ч ч е л о в е к участвовало в п о и с к о в ы х о т р я д а х о б р а з о в а ­ т е л ь н ы х учреждений, н а й д е н о б о л е е 14 ООО погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечествен­ ной войны. Только вдумайтесь: 14000 семей обрели духовное успокоение, обретя места последнего упо­ коения своих родителей! Важно и то, что в поиске этих 14000 погибших участвовали сотни тысяч школь­ ников. Это благородное дело, за которое можно ска­ зать «спасибо» таким ученикам и их учителям (Эти слова министра участники Рождественских Чтений встретили аплодисментами). Уважаемые участники Рождественских Чтений! Вопрос духовного воспитания учащихся в прошлом решался в России на примере людей высокого ду­ ховного совершенства и мужества (так называемая житийная литература). Вот и сейчас особенно акту­ ально издание литературы, создание фильмов, ви­ деофильмов о подвижниках нашей Родины и приоб­ щение к этим материалам молодого поколения. Нрав­ ственные болезни века отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, но самые серьез­ ные осложнения они могут дать именно в сфере образования. И мы обязаны не только лечить, но и предотвращать эти осложнения, вести эффективную профилактическую работу. Здесь мы можем и долж­ ны действовать вместе с Русской Православной Церковью, влияя на семью, организуя досуг молодё­ жи, объединяя подростков и юношество для совер­ шения добрых дел. И я рад констатировать, что нам вместе всё чаще и чаще удаётся это делать. В этой связи особую роль играет практика орга­ низации в школах занятий по изучению православ­ ной культуры. Именно в ней содержатся знания о человеке и его душе, которые могут служить свое­ образной педагогической энциклопедией в деле ду­ ховного формирования человеческой личности. Мощ­ ный потенциал нашего учительства выявили прово­ димые как в Москве, так и в других городах Глинские Чтения. Духовное наследие старцев Глин­ ской пустыни, книга для учителя по духовно-нрав­ ственному воспитанию «Симфония по творениям Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна Мас­ лова широко используется в самых разных регио­ нах: Московской, Курской, Орловской, Липецкой, Тюменской, Пермской, Псковской областях, в Крас­ ноярском крае, в Приморском крае, в республиках Мордовия, Коми, Адыгея и ряде других. Но едва мы вступили в XXI век христианской эры, как он обозначил зримые черты новой исторической эпохи, которая сулит небывалые возможности разви­ тия человека и человечества и в то же время грозит серьёзными катастрофами. Рыночная экономика, обес­ печивая огромное количество товаров и услуг, порож­ дает множество обездоленных, ещё резче разграничи­ вает общество на богатых и бедных, более того, она порождает психологию поклонения маммоне, погоне за деньгами и материальными успехами в сочетании с уклонением от первейших обязанностей перед ближ­ ними своими, перед всем обществом. Нахождение адекватных ответов на эти вызовы времени всегда требовало не столько материальных ресурсов, сколь­ ко духовных, нравственных усилий пробуждения мол­ чащей совести людей. В создавшейся ситуации мы вновь и вновь убеждаемся в том, что традиционные ценности - ценности Православия - представляют собой непременное условие благополучия каждого человека и общества в целом. Никогда прежде Рос­ сия так не нуждалась в укреплении своих самобыт­ ных устоев и никогда прежде над нашей культурой и вековыми традициями не нависала столь явная угро­ за их утраты. Общая миссия системы образования и Русской Православной Церкви заключается в том, чтобы, наконец, сломить силы зла, действующие в современном мире, и открыть простор развитию луч­ ших способностей и качеств человека, укрепить сер­ дца молодых, возродить мораль и поощрить доброде­ тель. Говоря более конкретно, хочу предложить сле­ дующее. Во-первых, предстоит расширить поле деятельности К о о р д и н а ц и о н н о г о Совета Министерства о б р а з о в а н и я Р о с с и и и Р у с с к о й П р а в о с л а в н о й Церкви, о б р а т и в е ё н а к л ю ч е в ы е п р о б л е м ы духовно-нрав­ с т в е н н о г о в о с п и т а н и я . В о з м о ж н о , т а к и е советы (а н а ш С о в е т р а б о т а е т у ж е н е с к о л ь к о л е т ) н а д о создать и на местах, в субъектах Российской Федерации при добром согласии власти, общественности и епархий Русской Православной Церкви. Деятели образования и деятели Русской Православной Церкви должны более энергично участвовать в общественном диалоге со всеми слоями общества по проблемам духовно - нравственного воспитания и развития личности. Это мы должны взять на себя инициативу обсуждения проблем общественного воспитания, а не идти следом за выступлениями средств массовой информации, не всегда зрелыми, мягко говоря, зачастую продикто­ ванными погоней за сенсационностью, а иногда и просто выполненными «на заказ». Мы можем и дол­ жны лучше сотрудничать с политическими и обще­ ственными организациями, с прессой, с электронны­ ми средствами массовой информации. ДОКЛАД МИТРОПОЛИТА КУРСКОГО И РЫЛЬСКОГО ИУВЕНАЛИЯ Уважаемый президиум, уважаемые собратья! Позвольте мне коротко, в тезисной форме выска­ зать свои соображения на основе нашего, теперь уже шестилетнего опыта преподавания курса «Ос­ новы православной культуры» в школах Курской области. Митрополит Курский и Рыльский Иувеналий. I Наш опыт даёт понять, что этот предмет абсо­ лютно необходим в школе. Там, где его преподава­ ние поставлено правильно, дети значительно меня­ ются в лучшую сторону. II Наш опыт показывает, что сегодня есть всего одна серьёзная проблема в организации преподава­ ния этого курса: быть или не быть ему в школе. Нас совершенно не удивляет та борьба, которая развернулась после подписания известного письма министром образования. Мы уже пережили такую ситуацию. Что я могу сказать о тех людях, кото­ рые затеяли войну против Православия, а значит, против своей страны, своей культуры, своих де­ тей? Когда я узнаю, сколько людей, занимающих высокие государственные посты, имеющих научные степени, выступают против изучения «Основ право­ славной культуры», я думаю о том, что и х л и ч н о м о ж н о пожалеть, как л ю д е й , к о т о р ы е н и к о г д а н е у з н а ю т , ч т о т а к о е любовь Отца и х Н е б е с н о г о и м о ж н о ужаснуться от того, что они т в о р я т , р а з л у ­ ч а я м и л л и о н ы д е т е й с Г о с п о д о м , л и ш а я м и л л и о н ы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz