Миссионерская православная газета. 2003 г. № 3. Март.

миссионерская православная г дзета 3 м иі IZD Ё О Времена противостояния естественной науки и Православия в нашей стране прошли, будем надеяться, бесповоротно. По сути, этого антагонизма не было: атеистическая идея, навязанная советскому обществу политическими властями, никак не следовала из накопленного к тому времени научного опыта. Однако в памяти доныне здравствующих «семидесятников» еще сохранились популярные тридцать лет назад понятия «мракобесие» и «поповщина», а также курс научного атеизма, который, впрочем, уже тогда мало кто воспринимал всерьез. Для научных работников этого поколения, к которым относится и автор настоящей статьи, крутой поворот официальной науки в сторону Православия выглядит почти фантастично. Тем не менее, его реальность подтверждается конференциями «Христианство и наука», уже в одинадцатый раз проходящими в стенах Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в рамках ежегодных Рождественских Чтений. Впервые, по благословению Епископа Мурманского и Мончегорского Симона, мне удалось побывать на такой конференции 29 января текущего года. Так как проблемой взаимоотношений естественной науки и православной теологии я раньше не занимался, многое из представленного там оказалось для меня принципиально новым и требующим времени для осмысления. Поэтому, кроме собственно материалов конференции, в данной статье кратко изложены отдельные сведения из других публикаций тех же авторов. Не имея достаточного опыта в изучении этой проблемы, заранее прошу прощения у читателей за возможную субъективность моих суждений. Владимир Константинович Жиров, директор Полярно-альпийского ботанического института КНЦ РАН, доктор биологических наук, профессор. Конференция проходила под сопредседательством кандидата богословия и кандидата физико-математи­ ческих наук, ученого секретаря Санкт-Петербургс­ кой Духовной Академии и Духовной Семинарии про­ тоиерея Кирилла Копейкина и доктора физико-мате- матических наук, профессора МГУ Ю. С. Владимирова. С докладами, посвященными общефилософским роблемам диалога естественной науки и право­ славной теологии, выступили известный богослов и публицист, профессор ПСТБИ диакон Андрей Кура­ ев, представители Библейского богословского ин­ ститута иерей Петр Коломийцев и А. С. Филоненко, а также сотрудники научно-исследовательских ин­ ститутов РАН: доктор физико-математических наук В. Н. Первушин (Объединенный институт ядерных исследований в Дубне) и кандидат философских наук В. Д. Эрекаев (Институт философии). Со времен Реформации классическая европейс­ кая наука претерпела эволюцию от понимания при­ роды как мертвой механической системы к понима­ нию ее целостности ка к единого живого организма (согласно идеям В. И. Вернадского). При этом эво­ люция науки происходила под влиянием христианс­ кого мировоззрения, полагающего иерархию Бога над человеком, а человека - над природой. В гума­ нитарных науках эти изменения нашли выражение в рорме новых философско-прикладных понятий био­ этики и биополитики. Их появление может расцени­ ваться как признак наступления нового этапа в развитии естественной науки, на котором возможно­ сти ее диалога с христианством значительно расши­ ряются. В этой связи очевидны различия между позициями Православной Церкви и западно-христи­ анских конфессий. Если в православном понимании при взаимодействии человека с природой акцент делается на общении и причастии, то в западно­ христианском - на обладании и доминировании. Та­ ким образом, восточная христианская традиция бо­ лее «экологична» по сравнению с западной. Второе тематическое направление конференции было связано с интерпретацией различных право­ славных космологических представлений на основе современных научных теорий, с одной стороны, и православного осмысления данных естественных наук - с другой. Последние были представлены теорети­ ческой физикой, математикой и биологией. Среди работ по физике следует отметить сооб­ щения кандидата физико-математических наук про­ тоиерея Александра Геронимуса «Православная кос­ мология и современная наука», доктора физико- математических наук А. А. Гриба «Квантовая физика и мировоззрение» и кандидата физико-математи­ ческих наук иерея Олега Петренко «Слово о про­ странстве и времени». Мысль о том, что в своем развитии естественно­ научное миропонимание идет вслед за богословс­ ким, но всегда отстает от него, несколько раз зву­ чала на конференции и, по существу, стала ее ключевой идеей. На этом пути XX век стал поворот­ ным в связи с открытием квантовой физики, кото­ рое большинство участников конференции оценило как принципиально новый этап на пути приближения светской науки к православной космологии. В основе современного естествознания лежит идея о том, что наблюдаемое и наблюдатель раз­ личны. Она вполне созвучна нашему бытовому опы­ ту и потому долгое время, вплоть до открытия квантовой механики в 1927 году, не вызывала со­ мнений в научном мире. Более того, со времен Аристотеля и до этих пор неизменно возрастала объективизация науки, или независимость мира от его исследователей. С этой точки зрения класси­ ческая наука в своем крайнем выражении утверж ­ дает абсолютную его объективностью. Данная ситуация служила серьезным препятствием для взаимопонимания богословов и естествоиспы­ тателей, поскольку православная космология не является описанием объекта творения, но его субъек­ том и со-творцом. С позиций Православия, литургическое богослу­ жение, как и чтение Св. Писания, изменяет окружа­ ющий нас мир: совершая эти действия, мы не только и не столько вспоминаем, сколько воспро­ изводим события Нового Завета. Естественно-научное понимание данной истины стало возможным с появлением квантовой физики. Важной особенностью квантовых объектов является невозможность говорить о существовании их свойств, а также их самих независимо от стороннего наблю­ дения. Другими словами, материальный объект при­ обретает онтологический статус только при участии наблюдателя. Возникает вопрос: в каком смысле реальны эти обьекты? Ответ на него может быть получен при использовании новых физических пред­ ставлений о так называемой скрытой реальности. Квантовые объекты и их свойства существуют как объективные потенциальные возможности. При усло­ вии наблюдения такая возможность становится на­ блюдаемой реальностью. Последняя, таким образом, отлична от более широкой скрытой реальности. Эти особенности квантовой физики позволяют с новых позиций оценить понятие первородного гре­ ха, который некоторые богословы связывают с осо­ бым падшим состоянием человеческого сознания. Оно, в свою очередь, обусловливает и падшее состояние наблюдаемого человеком мира. В результате грехопадения на уровне наблюдае­ мой реальности произошла мгновенная перестройка пространства и времени, изменились действовавшие в мире физические законы. «Кожаные ризы», в которые оделись Адам и Ева, являются символичес­ ким отображением катастрофических изменений их биологической сущности. Мир стал плотным и тяже­ лым, и Бог стал сокрыт от наблюдателя. Рождение ребенка в нашем мире - не сотворение, а приход в него через грехопадение. Душа привносится извне, а рождение равносильно изгнанию от Бога. Противоречие скрытой и наблюдаемой реальнос­ тей устраняется литургией. При этом во время богослужения Высшая логика, альтернативная пад­ шей человеческой логике, создает другую наблюда­ емую реальность. В блоке физико-математических и философских докладов, представленных на конференции, отразил­ ся значительный прогресс этих наук на пути сбли­ жения с православной теологией. К сожалению, это­ го нельзя сказать про биологическое направление, которое было представлено только одним докладом кандидата биологических наук Г. Л. Муравник «Про­ исхождение жизни: научно-богословский анализ про­ блемы». Его содержание и общий стиль странным образом напомнил семинары по дарвинизму, кото­ рые мне доводилось посещать в начале 70-х годов. Подробно изложив основные позиции сугубо матери­ алистической теории академика Опарина о проис­ хождении жизни и дарвиновской теории - о проис­ хождении видов, автор под конец все же утешила собравшихся брошенным вскользь замечанием, что «вся эта эволюция, по-видимому, проходила не без участия Всевышнего». И на том спасибо. Как ни странно, на конференции не получили слова присутствовавшие в зале представители Об­ щества креационной науки Позднее мне удалось ШЯСИЩЬ*,что причиш іі.а тай „ научной д и с кр имш а -. ции послужил многолетний спор двух школ право­ славных биологов вокруг проблемы происхождения жизни, перешедший со временем в конфликт. Консервативная для Православной Церкви креа­ ционистская позиция (отстаиваемая в свое время святителем Василием Великим, а недавно - иеро­ монахом Серафимом Роузом) строится на букваль­ ном понимании Книги Бытия. Альтернативная идея, которую, в частности, поддерживают прот. Стефан Ляшевский и доктор геолого-минералогических наук прот. Глеб Каледа, заключается в условном пони­ мании шести дней Творения, которые, по мнению более модернистски настроенных православных ученых, могли продолжаться миллиарды лет в пол­ ном соответствии с данными геохронологии. Разделяя первую позицию, но не вдаваясь в предмет теоретических разногласий между этими направлениями богословской мысли, я хотел бы заметить, что научное творчество возможно лишь в условиях свободной дискуссии и уважения к своим оппонентам. Именно фундаментальная естествен­ ная наука, в отличие от богословской, является тем полем творческой деятельности, на котором человеку разрешен свободный выбор идей и авто­ ритетов. Нетерпимость к инакомыслию в такой на­ уке не приближает, а удаляет нас - через грех осуждения - от истинного Знания. В связи с этим уместно вспомнить, что из двух типов монастырс­ ких общин Русской Православной Церкви в XVI веке именно нестяжатели, в отличие от иосифлян, сохранили древние традиции православных монас­ тырей, проявляя при этом особую терпимость к вероотступникам. Что уж тут говорить о естествен­ но-научном поле деятельности, которое - в сравне­ нии с монашеским - меньше, чем детская песочни­ ца. Прискорбно, что такие мысли вызывает обста­ новка на ученом собрании, организаторам которого по определению должны быть свойственны доброде­ тели смирения и терпимости. Современное положение отечественного естествоз­ нания можно уподобить состоянию блудного сына, преисполненного сомнений, но уже повернувшегося к Отчему дому и сделавшего свой первый шаг по дороге к Нему. Владимир Жиров, город Апатиты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz