Миссионерская православная газета. 2003 г. № 3. Март.
миссионерская православная г дзета 3 м иі IZD Ё О Времена противостояния естественной науки и Православия в нашей стране прошли, будем надеяться, бесповоротно. По сути, этого антагонизма не было: атеистическая идея, навязанная советскому обществу политическими властями, никак не следовала из накопленного к тому времени научного опыта. Однако в памяти доныне здравствующих «семидесятников» еще сохранились популярные тридцать лет назад понятия «мракобесие» и «поповщина», а также курс научного атеизма, который, впрочем, уже тогда мало кто воспринимал всерьез. Для научных работников этого поколения, к которым относится и автор настоящей статьи, крутой поворот официальной науки в сторону Православия выглядит почти фантастично. Тем не менее, его реальность подтверждается конференциями «Христианство и наука», уже в одинадцатый раз проходящими в стенах Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в рамках ежегодных Рождественских Чтений. Впервые, по благословению Епископа Мурманского и Мончегорского Симона, мне удалось побывать на такой конференции 29 января текущего года. Так как проблемой взаимоотношений естественной науки и православной теологии я раньше не занимался, многое из представленного там оказалось для меня принципиально новым и требующим времени для осмысления. Поэтому, кроме собственно материалов конференции, в данной статье кратко изложены отдельные сведения из других публикаций тех же авторов. Не имея достаточного опыта в изучении этой проблемы, заранее прошу прощения у читателей за возможную субъективность моих суждений. Владимир Константинович Жиров, директор Полярно-альпийского ботанического института КНЦ РАН, доктор биологических наук, профессор. Конференция проходила под сопредседательством кандидата богословия и кандидата физико-математи ческих наук, ученого секретаря Санкт-Петербургс кой Духовной Академии и Духовной Семинарии про тоиерея Кирилла Копейкина и доктора физико-мате- матических наук, профессора МГУ Ю. С. Владимирова. С докладами, посвященными общефилософским роблемам диалога естественной науки и право славной теологии, выступили известный богослов и публицист, профессор ПСТБИ диакон Андрей Кура ев, представители Библейского богословского ин ститута иерей Петр Коломийцев и А. С. Филоненко, а также сотрудники научно-исследовательских ин ститутов РАН: доктор физико-математических наук В. Н. Первушин (Объединенный институт ядерных исследований в Дубне) и кандидат философских наук В. Д. Эрекаев (Институт философии). Со времен Реформации классическая европейс кая наука претерпела эволюцию от понимания при роды как мертвой механической системы к понима нию ее целостности ка к единого живого организма (согласно идеям В. И. Вернадского). При этом эво люция науки происходила под влиянием христианс кого мировоззрения, полагающего иерархию Бога над человеком, а человека - над природой. В гума нитарных науках эти изменения нашли выражение в рорме новых философско-прикладных понятий био этики и биополитики. Их появление может расцени ваться как признак наступления нового этапа в развитии естественной науки, на котором возможно сти ее диалога с христианством значительно расши ряются. В этой связи очевидны различия между позициями Православной Церкви и западно-христи анских конфессий. Если в православном понимании при взаимодействии человека с природой акцент делается на общении и причастии, то в западно христианском - на обладании и доминировании. Та ким образом, восточная христианская традиция бо лее «экологична» по сравнению с западной. Второе тематическое направление конференции было связано с интерпретацией различных право славных космологических представлений на основе современных научных теорий, с одной стороны, и православного осмысления данных естественных наук - с другой. Последние были представлены теорети ческой физикой, математикой и биологией. Среди работ по физике следует отметить сооб щения кандидата физико-математических наук про тоиерея Александра Геронимуса «Православная кос мология и современная наука», доктора физико- математических наук А. А. Гриба «Квантовая физика и мировоззрение» и кандидата физико-математи ческих наук иерея Олега Петренко «Слово о про странстве и времени». Мысль о том, что в своем развитии естественно научное миропонимание идет вслед за богословс ким, но всегда отстает от него, несколько раз зву чала на конференции и, по существу, стала ее ключевой идеей. На этом пути XX век стал поворот ным в связи с открытием квантовой физики, кото рое большинство участников конференции оценило как принципиально новый этап на пути приближения светской науки к православной космологии. В основе современного естествознания лежит идея о том, что наблюдаемое и наблюдатель раз личны. Она вполне созвучна нашему бытовому опы ту и потому долгое время, вплоть до открытия квантовой механики в 1927 году, не вызывала со мнений в научном мире. Более того, со времен Аристотеля и до этих пор неизменно возрастала объективизация науки, или независимость мира от его исследователей. С этой точки зрения класси ческая наука в своем крайнем выражении утверж дает абсолютную его объективностью. Данная ситуация служила серьезным препятствием для взаимопонимания богословов и естествоиспы тателей, поскольку православная космология не является описанием объекта творения, но его субъек том и со-творцом. С позиций Православия, литургическое богослу жение, как и чтение Св. Писания, изменяет окружа ющий нас мир: совершая эти действия, мы не только и не столько вспоминаем, сколько воспро изводим события Нового Завета. Естественно-научное понимание данной истины стало возможным с появлением квантовой физики. Важной особенностью квантовых объектов является невозможность говорить о существовании их свойств, а также их самих независимо от стороннего наблю дения. Другими словами, материальный объект при обретает онтологический статус только при участии наблюдателя. Возникает вопрос: в каком смысле реальны эти обьекты? Ответ на него может быть получен при использовании новых физических пред ставлений о так называемой скрытой реальности. Квантовые объекты и их свойства существуют как объективные потенциальные возможности. При усло вии наблюдения такая возможность становится на блюдаемой реальностью. Последняя, таким образом, отлична от более широкой скрытой реальности. Эти особенности квантовой физики позволяют с новых позиций оценить понятие первородного гре ха, который некоторые богословы связывают с осо бым падшим состоянием человеческого сознания. Оно, в свою очередь, обусловливает и падшее состояние наблюдаемого человеком мира. В результате грехопадения на уровне наблюдае мой реальности произошла мгновенная перестройка пространства и времени, изменились действовавшие в мире физические законы. «Кожаные ризы», в которые оделись Адам и Ева, являются символичес ким отображением катастрофических изменений их биологической сущности. Мир стал плотным и тяже лым, и Бог стал сокрыт от наблюдателя. Рождение ребенка в нашем мире - не сотворение, а приход в него через грехопадение. Душа привносится извне, а рождение равносильно изгнанию от Бога. Противоречие скрытой и наблюдаемой реальнос тей устраняется литургией. При этом во время богослужения Высшая логика, альтернативная пад шей человеческой логике, создает другую наблюда емую реальность. В блоке физико-математических и философских докладов, представленных на конференции, отразил ся значительный прогресс этих наук на пути сбли жения с православной теологией. К сожалению, это го нельзя сказать про биологическое направление, которое было представлено только одним докладом кандидата биологических наук Г. Л. Муравник «Про исхождение жизни: научно-богословский анализ про блемы». Его содержание и общий стиль странным образом напомнил семинары по дарвинизму, кото рые мне доводилось посещать в начале 70-х годов. Подробно изложив основные позиции сугубо матери алистической теории академика Опарина о проис хождении жизни и дарвиновской теории - о проис хождении видов, автор под конец все же утешила собравшихся брошенным вскользь замечанием, что «вся эта эволюция, по-видимому, проходила не без участия Всевышнего». И на том спасибо. Как ни странно, на конференции не получили слова присутствовавшие в зале представители Об щества креационной науки Позднее мне удалось ШЯСИЩЬ*,что причиш іі.а тай „ научной д и с кр имш а -. ции послужил многолетний спор двух школ право славных биологов вокруг проблемы происхождения жизни, перешедший со временем в конфликт. Консервативная для Православной Церкви креа ционистская позиция (отстаиваемая в свое время святителем Василием Великим, а недавно - иеро монахом Серафимом Роузом) строится на букваль ном понимании Книги Бытия. Альтернативная идея, которую, в частности, поддерживают прот. Стефан Ляшевский и доктор геолого-минералогических наук прот. Глеб Каледа, заключается в условном пони мании шести дней Творения, которые, по мнению более модернистски настроенных православных ученых, могли продолжаться миллиарды лет в пол ном соответствии с данными геохронологии. Разделяя первую позицию, но не вдаваясь в предмет теоретических разногласий между этими направлениями богословской мысли, я хотел бы заметить, что научное творчество возможно лишь в условиях свободной дискуссии и уважения к своим оппонентам. Именно фундаментальная естествен ная наука, в отличие от богословской, является тем полем творческой деятельности, на котором человеку разрешен свободный выбор идей и авто ритетов. Нетерпимость к инакомыслию в такой на уке не приближает, а удаляет нас - через грех осуждения - от истинного Знания. В связи с этим уместно вспомнить, что из двух типов монастырс ких общин Русской Православной Церкви в XVI веке именно нестяжатели, в отличие от иосифлян, сохранили древние традиции православных монас тырей, проявляя при этом особую терпимость к вероотступникам. Что уж тут говорить о естествен но-научном поле деятельности, которое - в сравне нии с монашеским - меньше, чем детская песочни ца. Прискорбно, что такие мысли вызывает обста новка на ученом собрании, организаторам которого по определению должны быть свойственны доброде тели смирения и терпимости. Современное положение отечественного естествоз нания можно уподобить состоянию блудного сына, преисполненного сомнений, но уже повернувшегося к Отчему дому и сделавшего свой первый шаг по дороге к Нему. Владимир Жиров, город Апатиты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz