Миссионерская православная газета. 2003 г. № 3. Март.
2 л л и о о и о н е р с к л я п р л е о о л л в н л я г л з е г л тт, братья, т тт, п^тилѵеяидедош Но дьявоп-то вообще ничего не ест! У него пост всегда, однако от этого он лучше не становится. Пост заключается не в неедении. Апостол Павел пишет: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем: не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, 8). Тот, Кто дал нам заповедь о посте, дал и заповедь о посещении храма Божия в воскресные дни (четвёртая заповедь). Пост - это вовсе не диета. Молитва необходима для нас, све сти всё к телесной жизни нельзя. Пост подкрепля ет нашу молитву. В Ветхом Завете мы читаем, что и Моисей постился, и Даниил-пророк со своими друзьями, и Сам Господь постился и молился в пустыне. Пост и молитва - это два крыла в духовной жизни. Необходимо ли п о с т и т с я путешествующим или тем, кто выполняет тяжёлую физическую работу? Естественно, если есть возможность, путешеству ющим желательно поститься, не нарушать пост. Если уж такая ситуация, что вообще нечего есть, то можно вкушать скоромную пищу, но мясо лучше не вкушать, обойтись без него. Надо ли поститься, тем, кто выполняет тяжёлую работу? А раньше-то что, никто не работал? В старину на Руси все мужики делали тяжёлую работу, крестьяне занимались физическим трудом, однако вся Русь постилась. Или, если даже взять мир животных: лошадь выполняет тяжёлую ра боту. Чем она питается? Овсом, растительной пищей. Значит, силы не от мяса, силы даёт Господь. В пост православные идут на Исповедь. А в чём её смысл, ведь Господь и так видит наши грехи? Господь, конечно, видит наши грехи. Покаяние осуществляется не только в момент Исповеди. Не которые считают: вот пришли в храм, рассказали свои грехи священнику, тот прочитал разрешитель ную молитву - и всё, я чистый, святой, совершен ный! Это заблуждение. Само слово «исповедь» од нокоренное с «поведать» (рассказать), «исповедо вать». Человек приходит в храм исповедовать своё несовершенство, то есть в присутствии священника перед всей Церковью он свидетельствует о своём несовершенстве, о желании исправляться, каяться. Как быть, если на Великий пост приходится юбилей, или день рождения, или профессиональный праздник? Быть послушным Богу и Церкви. Если, напри мер, Вы оказались среди людей нецерковных за скоромоной трапезой, то не стоит показывать себя постящимся, превозносясь этим над остальными. Постарайтесь остаться верным Богу, не обращая на себя внимание окружающих. Что касается дня Ан гела (именин), то христиане обычно исповедуют ся и причащаются в этот день. Можно сделать постный стол и пригласить своих близких. А поминки? Надо же всего наготовить, чтобы помянуть усопшего? Поминание - это не приём пищи. Самое главное - молитва. Превращение поминок в пышное застолье противоречит и духу поста, и цели поминовения. Почему Церковь установила в Великом посту поми нальные субботы? Это сделано из-за того, что на неделе не совершается проскомидия. Можно перене сти поминки на ближайшую субботу. А если помина ют всё-таки в другой день, например, в день похо рон, то можно пригласить ближайших родственников. Надо, чтобы это всё сообразовывалось с духом поста и не шло вразрез с Церковным Уставом. Как быть, если один из супругов категоричес ки против поста и запрещает поститься верую щим членам семьи? Как можно запрещать поститься, насильно-то никто не будет тебя заставлять есть скоромную пищу? Но возникают конфликты: неверующий чело век упрекает тех, кто соблюдает пост, настаивает на том, чтобы готовили и ели мясную пищу. Пост - добровольное дело. Не хочешь поститься (Окончание. Начало на стр. 1) - не постись. Господь не терпит насилия. А если неверующий человек ругает тех, кто постится, то верующие должны переносить это со смирением, ка к возложенный Господом крест. Спаситель ведь сказал: «...враги человеку - домашние его» (Мф. 10, 36). Надо помнить, что «...должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29). Как можно соблюдать пост в учреждениях и предприятиях, тем, кто лежит в больнице, или служит в армии, или обедает в рабочей (школь ной) столовой? Бывает, что там почти всегда готовят скоромную пищу? Хорошо бы нашим учреждениям обратить внима ние на этот вопрос. Вот в прошлом году писали в одной газете,что в столовой Президента в Великом посту в меню были постные блюда. Я учился в институте, иногда обедал в студенческой столовой. Там были в меню и постные блюда, и мясные. А что касается тех, кто лежит в больнице, то здесь уже воля не своя - надо есть, что принесут. Болезнь сама заменяет пост. Это тоже аскеза. А что бы Вы посоветовали читать в пост? Всегда надо читать Евангелие, Священное Писа ние. Это самое главное. Надо читать Слово Божие, размышлять над ним. Есть ещё книга «Чтения на Великий пост», в ней даётся душеполезное чтение на каждый день каждой седмицы Великого поста в соответствии с воспоминаемыми событиями. Как часто можно причащаться, можно ли каж дую неделю причащаться в Великий пост? Протоиерей Димитрий Смирнов на этот вопрос ответил так: «Причащаться надо не чаще, чем один раз в день, и не реже, чем раз в год». Всё остальное зависит от потребности человека. Поздравляю всех наших читателей с Великим постом - весной души - и желаю всем духовного оздоровления на предстоящий год. Фото С. Филиппова. П А М Я Т И И . С , М Е Р К У Р Ь Е В А 111 » ■ В s e l w Щ Щ Ш НИН Я Л невесный свет н а д русской землёй «Хочется надеяться, что в возрождённой России будут нужны знания не только по бизнесу и эконо мике, но и по истории и духовной культуре», - эти слова отца Василия Вольского из его статьи об Иване Севастьяновиче Меркурьеве я считаю ключе выми. Меркурьев - известный учёный-филолог, много лет проработавший в Мурманском педагогическом институте. В течение двадцати лет он организовывал диалектологические фольклорные экспедиции на Тер ский берег, изучал говор и культуру поморов. В феврале 2003 года Мурманское книжное издатель ство выпустило альманах «Явление учителю Креста Господня» о жизни этого замечательного педагога и учёного. Могу предположить, что он будет интересен и полезен многим: и студентам, и филологам, и историкам, и вообще всем, кто любит наш право славный северный край. Есть в этом журнале статья иерея Василия Воль ского, который справедливо считает, что Меркурьеву удалось прикоснуться к уходящему прошлому помор ской деревни, а главное, к её духовным истокам. «Там русский дух, там Русью пахнет...» И не просто Русью, а Русью Святой, православной. Ведь ни доре волюционную Чаваньгу, ни Варзугу без храмов и живой народной веры представить себе невозможно. А весь поморский уклад, как в зеркале, отразился в местном наречии, в местных песнях и преданиях, пословицах и поговорках. Вот и собирал с великим трудом Иван Севастьянович те слова-осколочки, ко торые сохранились от разбитой вдребезги и осквер нённой Святой Руси, от разбитого и опоганенного некогда хрустального её языка. Россия до 1917 года для поколений, сформировавшихся в советское вре мя, - это горячо любимый, но навсегда ушедший в результате катастрофы град Китеж (об этом писали поэты Ахматова, Волошин, Бехтеев). Да, вроде бы жили люди, возделывали землю, ловили рыбу, служи ли в храмах, венчались, воспитывали детей, слагали песни... Но как пахали, как ловили, как воспитывали детей, о чём пели и говорили? Нет, неизвестно! А хуже того - никому не нужно! А это всё наши родные прадеды и прабабушки... Распалась связь времён. Они - христиане, мы, их правнуки, в основном нехри сти, дикари, и жизнь у нас басурманская. И языка-то нашего современного они бы не поняли (почти одно сквернословие). Жаль, что мы не знаем и не хотим знать их язык. А профессор Меркурьев старательно добывал пословицы и слова, словно жемчуг для по морского ожерелья. Привлекателен сам образ Ивана Меркурьева: деревенский парнишка, потом - воин, защищавший Россию в Великую Отечественную, потом - сту дент, преподаватель, учёный-диалектолог, фолькло рист, сумевший в кромешном и воинственном без божии советской системы образования сохранить трепетный огонёк веры. Живёт всё-таки в душе многих русских людей жажда Бога. Вот и у Меркурьева было заветное желание - построить храм на родной земле. Как почти каждый из преподавателей вуза, он был в советское время членом КПСС (вышел из партии по собственному желанию в 1991 году). По его словам, «наблюдал с детства все «прелести» коллективиза ции и раскулачивания, но не понимал многого до самой своей старости. Верил всему, чему нас учи ли... Жил всю жизнь почти неверующим. С семи лет не носил нательного креста, не крестился, не ходил в церковь...» Но Господь, «всем Хотящий спастись и в разум истины прийти», уберёг Ивана и от погибели на войне, и от самой страшной, духовной погибели. Ещё до ухода в армию 17-летнему юноше было видение: на Псковщине, в родной деревне Тараски- но, проходя мимо того места, где когда-то стояла изба его родителей, Иван увидел на небе золотой восьмиконечный Крест. Это на всю жизнь запечат лелось в чистой юной душе. Он желал построить церковь недалеко от того места, где некогда стоял родительский дом. За несколько лет до смерти даже купил в тех местах участок земли. Трогательно пишет об этом его ученица С. Ф. Щукина: «По сло вам сына Ивана Севастьяновича, Василия Иванови ча Меркурьева, - это самое красивое место в округе: на холме, недалеко от озера. Здесь прежде стоял дом предков, от которого в целости сохранил ся фундамент, - он должен был стать основанием церкви. Приобретённый участок, по расчётам Ивана Севастьяновича, достаточен для постройки церкви и колокольни, дома священника, сторожки, стоянки автомобилей... Иван Севастьянович говорил, что надо проложить дорогу от большака к храму. Тогда, меч тал он, началось бы возрождение погибших окрест ных деревень и хуторов, появились бы крестьяне и крестьянские хозяйства. Небесный свет, закрытый от нас тёмными тучами, постепенно стал бы откры ваться и снова сиять над Русской землёй». Надеюсь, что журнал «Явление учителю Креста Господня» будут использовать учителя в школах, рассказывая детям об истории Кольского края. Галина Сиротинская.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz