Миссионерская православная газета. 2003 г. № 2. Февраль.

6 ЛШОСИОНвРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТЛ ГЛИНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ В Большом зале Московской мэрии проходила конференция «Православная культура в светской школе» (Глинские чтения). Вестибюль был празд­ нично украшен: взгляд привлекали большие ж иво ­ писные полотна, на которых были изображены стар­ цы Глинской пустыни. Глинская пустынь, давшая название этим чтениям, - это старинный монас­ тырь на Украине на границе Сумской и Курской областей. В ней всегда благоуханным цветом про­ цветало старчество, а некоторые монахи-подвижни- ки, стяжав благодать Духа Святого, сподобились от Господа дара чудотворений и прозорливости. Почи­ тается и память воспитанника Глинской пустыни, богослова, духоносного старца, преподавателя Мос­ ковской Духовной Академии схиархимандрита Иоанна (Маслова). Он является автором многих богословс­ ких трудов, а также составителем «Глинского пате­ рика» (эту замечательную книгу, ка к и другие тру­ ды отца Иоанна, можно было приобрести в фойе). Нашему правящему архиерею епископу Симону до­ велось слушать лекции архимандрита Иоанна в Мос­ ковской Духовной Академии. В президиуме этой конференции были епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим, архиман­ дрит Иоанн (Экономцев). игумен Петр (Пиголь), пер­ вый проректор Православного университета Иоанна Богослова, кандидат богословия, Гребнев Леонид Сергеевич, заместитель министра образования Рос­ сии, Крутов Александр Николаевич, главный редак­ тор телепередачи и журнала «Русский дом». Вёл конференцию Николай Васильевич Маслов, прези­ дент историко-патриотического общества «Наслед­ ники Александра Невского», первый заместитель председателя Госстроя России, магистр богосло­ вия. Надо особо отметить, что все заседания, где бы они ни происходили, обязательно начинались и завершались совместной молитвой. Благословив всех собравшихся, первым выступил епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим. Он очень горячо и взволнованно говорил о пробле­ мах православного образования в своей северной епархии, «Представьте себе, что священнику придёт­ ся окормлять духовно сразу 50 классов! Но ведь у него есть и другие, ещё более важные обязанности - совершение богослужений», - сказал Владыка, призывая мирян оказать активную помощь духовен­ ству в деле православного воспитания и образова­ ния. «Нам не надо в настоящее время строить большое количество храмов - архитектурных шедев­ ров, огромных и дорогостоящих, как призывают нас некоторые, необходимо, чтобы Церкви отдавали не­ большие клубные помещения в городских кварталах, и там организовывать катехизаторские курсы, на которых люди могли бы изучать Закон Божий. Народ нуждается в духовном просвещении», - завершил своё выступление епископ Питирим. ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ОБ РА ЗОВАНИЯ С большим интересом слушали участники конфе­ ренции доклад заместителя министра образования России Леонида Сергеевича Гребнева. Он рассказал, что в мае 2002 года на заседании Координационного Совета Московской Патриархии и Министерства образования России министр образо­ вания Владимир Михайлович Филиппов вёл перего­ воры с Патриархом и подписал письмо о преподава­ нии предмета «Основы православной культуры». Леонид Сергеевич заметил, что, по его сведениям, на местах часто дают неправильную информацию, будто бы если и разрешено преподавание «Основ православной культуры», то только за счёт родите­ лей. Но постановление правительства гласит, что предмет «Основы православной культуры» можно проводить и за счёт государственного финансирова­ ния. Предмет «Основы православной культуры» мо­ жет быть дополнен другими предметами о культурах и религиях иных наций, будут и соответствующие учебники. В этих учебниках тоже будет представле­ на православная культура, и необходимо, чтобы она была представлена достойно. Мы должны просле­ дить. чтобы наша культура нигде не ущемлялась. Леонид Сергеевич познакомил собравшихся с позицией министра образования по вопросу препо­ давания в общеобразовательных школах «Основ православной культуры». Первое пожелание мини­ стра - расширить поле деятельности на местах. Упоминавшееся письмо министра было рассчитано на регионы. И вообще, по его мнению, это дело регионов. Владимир Михайлович также считает, что Координационному Совету необходимо подробно ознакомиться с работой Курской и Белгородской епархии, так как в средних общеобразовательных школах Курской области «Основы православной культуры» преподаются уже несколько лет. Позиция Министерства образования такова: Ми­ нистерство образования РФ и органы народного образования на местах должны полностью отвечать за содержание предмета «Основы православной культуры». Необходимо, чтобы у преподавателей этого предмета было светское педагогическое обра­ зование. Преподаватели должны любить свой пред­ мет. Без совета со священником ни одного препо­ давателя предмета «Основы православной культу­ ры» к работе допускать нельзя. Ещё раз напомню: я излагаю точку зрения мини­ стра образования России. В связи с этим хочу подчеркнуть, что мы живём в многоконфессиональ­ ной стране. ПРЕПОДАВАНИЕ РЕЛИГИИ В ГЕРМАНИИ Большой интерес вызвал у всех доклад гостя из Германии, эксперта в области образования Йоттена Лео Диттера. Он рассказывал об опыте преподава­ ния религиозных дисциплин в Германии на примере земли Северный Рейн Вестфалия, в Министерстве образования которой долгое время работал. Начиная с X III века в Гэрмании появляются первые школы, а к XVI возникли определенные правила, по которым они работали. Школы были церковными, и до XIX века преподавали в них клирики . они отвечали вообще за все предметы. В XIX веке стала увеличиваться роль государства в образовании. Естественно, религиозные конфессии (а у нас это в основном католики и лютеране) хотели сохранить своё влияние на школу. Католики и лютеране заключали с государством особые дого­ воры в сфере образования. В 1931 году был заключен ещё один договор между Гэрманией и Римско-католической церковью (Ватиканом) в области образования. Римо-католики и лютеране - основные религиоз­ ные конфессии в Гэрмании. Православным (а в Гэрмании проживает много православных греков и сирийцев) гарантируются те же права на преподава­ ние и изучение своего вероучения, что и другим. Религиозные дисциплины - полноправный пред­ мет, который преподаётся во всех школах, он обя­ зателен для всех. Оценка по нему необходима для перехода в следующий класс. Это закреплено зако­ нодательно в Конституции Германии. В учебных заведениях Германии на преподава­ ние религии отводится больше часов, чем на изуче­ ние истории, географии, политологии, естествозна­ ния, но меньше, чем на изучение родного языка. Статья 7, п. 1 Конституции Земли Северный Рейн Вестфалия гласит, что основной целью обра­ зования должно быть пробуждение в учащихся бла­ гоговения к Богу и стремления трудиться на благо общества. Учебные планы по вероучительным дисциплинам формирует специальная комиссия. Состав этой ко ­ миссии государственные органы согласовывают с конфессиями. Туда входят люди, которые пользу­ ются доверием религиозных общин. Статья 7, п. 33 Конституции Земли Северный Рейн Вестфалия гла­ сит, что учебники по религии должны согласовы­ ваться с религиозными общинами. Подготовка преподавателей религии ведётся в государственных вузах. После курса обучения про­ водится экзамен, затем двухгодичная практика, после неё - снова экзамен. После этого экзамена препо­ даватель должен получить одобрение соответствую­ щей религиозной конфессии. Конфессия имеет пра­ во отклонить кандидатуру преподавателя религии, если его личная жизнь противоречит установлениям конфессии. Конфессия имеет право при нехватке преподава­ телей религии направить в школу священников или катехизаторов, не имеющих специального педагоги­ ческого светского образования, их труд также оп­ лачивает государство. Конфессии могут наблюдать за работой преподавателей религии. ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Доклад начальника Отдела управления высшего образования Министерства образования РФ, докто­ ра педагогических наук Маргариты Николаевны Костиковой «Православное воспитание в светской школе в России XIX века» был посвящён в основ­ ном гимназическому образованию. Что такое вообще светская школа (теперь ведь постоянно говорят о том, что образование в сред­ них школах непременно должно сохранять светский характер)? Какие школы были до революции 1917 года ? Светские ? Но в них же преподавался Закон Божий! А в Германии в светских школах обучение религии и сегодня является обязательным предме­ том. Почему же мы, по мнению некоторых, наруша­ ем светскость образования введением «Основ пра­ вославной культуры»? Обратимся к истории образования в России. До 1917 года часть школ (Духовные Академии, Семина­ рии, училища, церковно-приходские школы) находи­ лись в ведении Св. Синода, то есть Церкви. Осталь­ ные учебные заведения (университеты, институты, лицеи, гимназии, реальные училища и другие) отно­ сились к Министерству Просвещения Российской Империи, то есть были светскими, но в них изучал­ ся Закон Божий. Как мы видим, обучение религии не препятствует светскости образования. ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Нашей государственной системе образования - 200 лет. Но школы на Руси, конечно, появились гораздо раньше, со времени её Крещения. Они создавались при храмах, школами и даже универ­ ситетами высокого уровня были монастыри. Нужно делать различие между понятием «школа» и « госу­ дарственное образование». В Европе система государственного среднего образования родилась в XVII веке, а в России она сформировалась к 1804 году. Появилось образова­ ние трёх уровней: начальные школы (церковно-при­ ходские), средние школы (гимназии) и университеты. ОБУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ГИМНАЗИЯХ Устав гимназий 1804 года не предусматривал преподавание Закона Божия. Но в 1817 году распо­ ряжением Министерства Просвещения Российской Империи Закон Божий появился в гимназиях. По законодательству 1828 года (был принят но­ вый устав гимназий) было введён Закон Божий как обязательный и основной предмет. Его содержание включало в себя главным образом Священную Исто­ рию Ветхого и Нового Заветов и историю Церкви. Появилась и штатная должность законоучителя. Какие же требования по уставу предъявлялись к преподавателю Закона Божия? Им рекомендова­ лось «действовать на воспитанников своим приме­ ром, приводя их к благонравию». Предполагался индивидуальный подход к учащимся. Указывалось на необходимость творческого отношения к обуче­ нию не только учителя, но и учеников. Что же особенно волновало учителей дореволю­ ционных гимназий ? Больше всего педагогов заботило, чтобы препо­ давание носило живой характер и ориентировалось не только на усвоение знаний, а на воспитание воли и чувств. От теоретических бесплодных ум ­ ствований старались уходить. Сегодня в нашей школе на уроках «Основы пра­ вославной культуры» также волю надо укреплять, а чувства развивать. В следующем номере мы продолжим рассказ уча­ стников Рождественских чтениях от нашей епархии о таких направлениях, как «Православие и медицина», «Церковь и Армия», «Православие и наука», «Цер­ ковь и интернет», «Церковь и органы правопорядка», «Преподавание церковнославянского языка». Участница XI Рождественских образовательных Чтений Гапина Сиротинская.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz