Миссионерская православная газета. 2003 г. № 2. Февраль.
6 ЛШОСИОНвРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТЛ ГЛИНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ В Большом зале Московской мэрии проходила конференция «Православная культура в светской школе» (Глинские чтения). Вестибюль был празд нично украшен: взгляд привлекали большие ж иво писные полотна, на которых были изображены стар цы Глинской пустыни. Глинская пустынь, давшая название этим чтениям, - это старинный монас тырь на Украине на границе Сумской и Курской областей. В ней всегда благоуханным цветом про цветало старчество, а некоторые монахи-подвижни- ки, стяжав благодать Духа Святого, сподобились от Господа дара чудотворений и прозорливости. Почи тается и память воспитанника Глинской пустыни, богослова, духоносного старца, преподавателя Мос ковской Духовной Академии схиархимандрита Иоанна (Маслова). Он является автором многих богословс ких трудов, а также составителем «Глинского пате рика» (эту замечательную книгу, ка к и другие тру ды отца Иоанна, можно было приобрести в фойе). Нашему правящему архиерею епископу Симону до велось слушать лекции архимандрита Иоанна в Мос ковской Духовной Академии. В президиуме этой конференции были епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим, архиман дрит Иоанн (Экономцев). игумен Петр (Пиголь), пер вый проректор Православного университета Иоанна Богослова, кандидат богословия, Гребнев Леонид Сергеевич, заместитель министра образования Рос сии, Крутов Александр Николаевич, главный редак тор телепередачи и журнала «Русский дом». Вёл конференцию Николай Васильевич Маслов, прези дент историко-патриотического общества «Наслед ники Александра Невского», первый заместитель председателя Госстроя России, магистр богосло вия. Надо особо отметить, что все заседания, где бы они ни происходили, обязательно начинались и завершались совместной молитвой. Благословив всех собравшихся, первым выступил епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим. Он очень горячо и взволнованно говорил о пробле мах православного образования в своей северной епархии, «Представьте себе, что священнику придёт ся окормлять духовно сразу 50 классов! Но ведь у него есть и другие, ещё более важные обязанности - совершение богослужений», - сказал Владыка, призывая мирян оказать активную помощь духовен ству в деле православного воспитания и образова ния. «Нам не надо в настоящее время строить большое количество храмов - архитектурных шедев ров, огромных и дорогостоящих, как призывают нас некоторые, необходимо, чтобы Церкви отдавали не большие клубные помещения в городских кварталах, и там организовывать катехизаторские курсы, на которых люди могли бы изучать Закон Божий. Народ нуждается в духовном просвещении», - завершил своё выступление епископ Питирим. ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ОБ РА ЗОВАНИЯ С большим интересом слушали участники конфе ренции доклад заместителя министра образования России Леонида Сергеевича Гребнева. Он рассказал, что в мае 2002 года на заседании Координационного Совета Московской Патриархии и Министерства образования России министр образо вания Владимир Михайлович Филиппов вёл перего воры с Патриархом и подписал письмо о преподава нии предмета «Основы православной культуры». Леонид Сергеевич заметил, что, по его сведениям, на местах часто дают неправильную информацию, будто бы если и разрешено преподавание «Основ православной культуры», то только за счёт родите лей. Но постановление правительства гласит, что предмет «Основы православной культуры» можно проводить и за счёт государственного финансирова ния. Предмет «Основы православной культуры» мо жет быть дополнен другими предметами о культурах и религиях иных наций, будут и соответствующие учебники. В этих учебниках тоже будет представле на православная культура, и необходимо, чтобы она была представлена достойно. Мы должны просле дить. чтобы наша культура нигде не ущемлялась. Леонид Сергеевич познакомил собравшихся с позицией министра образования по вопросу препо давания в общеобразовательных школах «Основ православной культуры». Первое пожелание мини стра - расширить поле деятельности на местах. Упоминавшееся письмо министра было рассчитано на регионы. И вообще, по его мнению, это дело регионов. Владимир Михайлович также считает, что Координационному Совету необходимо подробно ознакомиться с работой Курской и Белгородской епархии, так как в средних общеобразовательных школах Курской области «Основы православной культуры» преподаются уже несколько лет. Позиция Министерства образования такова: Ми нистерство образования РФ и органы народного образования на местах должны полностью отвечать за содержание предмета «Основы православной культуры». Необходимо, чтобы у преподавателей этого предмета было светское педагогическое обра зование. Преподаватели должны любить свой пред мет. Без совета со священником ни одного препо давателя предмета «Основы православной культу ры» к работе допускать нельзя. Ещё раз напомню: я излагаю точку зрения мини стра образования России. В связи с этим хочу подчеркнуть, что мы живём в многоконфессиональ ной стране. ПРЕПОДАВАНИЕ РЕЛИГИИ В ГЕРМАНИИ Большой интерес вызвал у всех доклад гостя из Германии, эксперта в области образования Йоттена Лео Диттера. Он рассказывал об опыте преподава ния религиозных дисциплин в Германии на примере земли Северный Рейн Вестфалия, в Министерстве образования которой долгое время работал. Начиная с X III века в Гэрмании появляются первые школы, а к XVI возникли определенные правила, по которым они работали. Школы были церковными, и до XIX века преподавали в них клирики . они отвечали вообще за все предметы. В XIX веке стала увеличиваться роль государства в образовании. Естественно, религиозные конфессии (а у нас это в основном католики и лютеране) хотели сохранить своё влияние на школу. Католики и лютеране заключали с государством особые дого воры в сфере образования. В 1931 году был заключен ещё один договор между Гэрманией и Римско-католической церковью (Ватиканом) в области образования. Римо-католики и лютеране - основные религиоз ные конфессии в Гэрмании. Православным (а в Гэрмании проживает много православных греков и сирийцев) гарантируются те же права на преподава ние и изучение своего вероучения, что и другим. Религиозные дисциплины - полноправный пред мет, который преподаётся во всех школах, он обя зателен для всех. Оценка по нему необходима для перехода в следующий класс. Это закреплено зако нодательно в Конституции Германии. В учебных заведениях Германии на преподава ние религии отводится больше часов, чем на изуче ние истории, географии, политологии, естествозна ния, но меньше, чем на изучение родного языка. Статья 7, п. 1 Конституции Земли Северный Рейн Вестфалия гласит, что основной целью обра зования должно быть пробуждение в учащихся бла гоговения к Богу и стремления трудиться на благо общества. Учебные планы по вероучительным дисциплинам формирует специальная комиссия. Состав этой ко миссии государственные органы согласовывают с конфессиями. Туда входят люди, которые пользу ются доверием религиозных общин. Статья 7, п. 33 Конституции Земли Северный Рейн Вестфалия гла сит, что учебники по религии должны согласовы ваться с религиозными общинами. Подготовка преподавателей религии ведётся в государственных вузах. После курса обучения про водится экзамен, затем двухгодичная практика, после неё - снова экзамен. После этого экзамена препо даватель должен получить одобрение соответствую щей религиозной конфессии. Конфессия имеет пра во отклонить кандидатуру преподавателя религии, если его личная жизнь противоречит установлениям конфессии. Конфессия имеет право при нехватке преподава телей религии направить в школу священников или катехизаторов, не имеющих специального педагоги ческого светского образования, их труд также оп лачивает государство. Конфессии могут наблюдать за работой преподавателей религии. ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Доклад начальника Отдела управления высшего образования Министерства образования РФ, докто ра педагогических наук Маргариты Николаевны Костиковой «Православное воспитание в светской школе в России XIX века» был посвящён в основ ном гимназическому образованию. Что такое вообще светская школа (теперь ведь постоянно говорят о том, что образование в сред них школах непременно должно сохранять светский характер)? Какие школы были до революции 1917 года ? Светские ? Но в них же преподавался Закон Божий! А в Германии в светских школах обучение религии и сегодня является обязательным предме том. Почему же мы, по мнению некоторых, наруша ем светскость образования введением «Основ пра вославной культуры»? Обратимся к истории образования в России. До 1917 года часть школ (Духовные Академии, Семина рии, училища, церковно-приходские школы) находи лись в ведении Св. Синода, то есть Церкви. Осталь ные учебные заведения (университеты, институты, лицеи, гимназии, реальные училища и другие) отно сились к Министерству Просвещения Российской Империи, то есть были светскими, но в них изучал ся Закон Божий. Как мы видим, обучение религии не препятствует светскости образования. ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Нашей государственной системе образования - 200 лет. Но школы на Руси, конечно, появились гораздо раньше, со времени её Крещения. Они создавались при храмах, школами и даже универ ситетами высокого уровня были монастыри. Нужно делать различие между понятием «школа» и « госу дарственное образование». В Европе система государственного среднего образования родилась в XVII веке, а в России она сформировалась к 1804 году. Появилось образова ние трёх уровней: начальные школы (церковно-при ходские), средние школы (гимназии) и университеты. ОБУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ГИМНАЗИЯХ Устав гимназий 1804 года не предусматривал преподавание Закона Божия. Но в 1817 году распо ряжением Министерства Просвещения Российской Империи Закон Божий появился в гимназиях. По законодательству 1828 года (был принят но вый устав гимназий) было введён Закон Божий как обязательный и основной предмет. Его содержание включало в себя главным образом Священную Исто рию Ветхого и Нового Заветов и историю Церкви. Появилась и штатная должность законоучителя. Какие же требования по уставу предъявлялись к преподавателю Закона Божия? Им рекомендова лось «действовать на воспитанников своим приме ром, приводя их к благонравию». Предполагался индивидуальный подход к учащимся. Указывалось на необходимость творческого отношения к обуче нию не только учителя, но и учеников. Что же особенно волновало учителей дореволю ционных гимназий ? Больше всего педагогов заботило, чтобы препо давание носило живой характер и ориентировалось не только на усвоение знаний, а на воспитание воли и чувств. От теоретических бесплодных ум ствований старались уходить. Сегодня в нашей школе на уроках «Основы пра вославной культуры» также волю надо укреплять, а чувства развивать. В следующем номере мы продолжим рассказ уча стников Рождественских чтениях от нашей епархии о таких направлениях, как «Православие и медицина», «Церковь и Армия», «Православие и наука», «Цер ковь и интернет», «Церковь и органы правопорядка», «Преподавание церковнославянского языка». Участница XI Рождественских образовательных Чтений Гапина Сиротинская.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz