Миссионерская православная газета. 2003 г. № 2. Февраль.
ми с сион ер ск ля православная г л з е т д КОВДОРСКИЕ ПАЛОМНИКИ В ВАРЗУГЕ Богата земля Кольская своими святынями и своими вели кими святыми, которые никогда не ос тавляли нас, своих по том ков, и даже в лихие в р е мена неверия и бе збожия они молились о нашем спасении. Что мы знаем о них, как чтим их па мять? Преподобных Варлаама Керетского, Трифона Печенгского помним, а вот других подвижников - не всегда. Но все-таки с каждым годом людей, думающих о духовном, нравственном возрождении, становится все больше. Вот и мы, ковдорские пра вославные христиане, решили узнать побольше и поподробнее о святынях Кольского края и по бла гословению епископа Мурманского и Мончегорско го Симона и ковдорского священника Димитрия Смолия отправились в древнее село Варзугу. Нам предстояла встреча с древними святынями наших предков сначала в поселке Умба, а затем в селах Кашкаранцы и Варзуга. В Умбе мы встрети лись со священником церкви Воскресения Христо ва иереем Владимиром Андриановым и с настояте лем Успенского храма Варзуги иеромонахом Мит рофаном (Баданиным). В Умбе отец Владимир рассказал нам об исто рии духовного окормления поморов, о месте, где был первоначально православный храм, и о том, что он по изволению Небес и по молитвам наших кольских святых скоро будет восстановлен на пре жнем месте. Мы все захотели поклониться этому святому месту и поехали к заново строящейся на своем исконном месте церкви. По возвращении нас ждала еще большая ра дость: по благословению отца Владимира мы с молитвой приложились к чудотворной иконе свя- щенномученика Илариона (Троицкого), претерпевше го невероятные мучения за веру. Архиепископ Ил ларион в безбожное большевистское время не прельстился на посулы властей и предпочел лучше быть сосланным на Соловецкие острова, нежели принять что-либо из рук богоотступников. Его ду ховный облик был настолько возвышенным, что на Соловках даже красноармейцы не осмеливались над ним глумиться или обращаться к нему непочти тельно. Частица святых мощей священномученика Иллариона находится в иконе этого великого свято го в Умбском храме. И все те, кто с молитвою сюда приходит, находят утешение и помощь. После Умбы мы отправились в Варзугу, а по пути заехали в Кашкаранцы. Нас сопровождал отец Митрофан. Он интересно рассказывал о подвижни ках Кольского края. Приехав в Кащкаранцы, мы почувствовали, что мощный спасительный свет ис ходит здесь не столько от маяка, сколько от вели кой святыни - могилы трех соловецких иноков, некогда несших монашеское послушание на Терс ком берегу - преподобных Астерия, Авксентия и Тарасия. Мы затаив дыхание слушали рассказ отца Митрофана. Как повествует предание, история жиз ни трех иноков и их кончина восходит к тому времени, когда здесь еще не было поселения, а люди приходили сюда лишь на промысел морского зверя. Это было во второй половине XVI века. Со временем часовня над могилой трех иноков была об ращена в алтарь храма Тих винской иконы Божией Мате ри, но в конце XIX века эта церковь пострадала от пожа ра. Потом, в 30-е годы, воин ствующие безбожники устрои ли в ней клуб. Под алтарем церкви существовала крипта, позволяющая верующим спус каться к могиле трем кашка- ранским святым - Астерию, Авксентию и Тарасию. Нынеш ней осенью, в день памяти этих святых, у алтаря церкви отец Митрофан установил поклонный крест. Тогда жители села при шли почтить память преподоб ных старцев. И мы тоже сми ренно преклонили головы пе ред этой древней святыней и в тишине прошептали: «Святые иноки Астерий, Авксентий и Тарасий, мо лите Бога о нас». Следующая жемчужина Терского берега ожидала нас у тридцать второго километра. По скользкому снегу мы гуськом спешили за отцом Митрофаном, стараясь не пропустить ни единого слова. И вот мы добрались до захоронения неизвестного инока. Кем он был, ка к его звали и откуда приплыло его нетленное тело (так по вествует предание), на верное, это не суть важ но. Главное, что неиз ве с тны й и н о к с тех с амы х пор, к а к е го здесь захоронили, стал чудесным образом по могать людям, которые обращались к нему с мо литвой. И до сих пор знают местные жители о том, что именно эта акватория Белого моря изобилует рыбой, имен но отсюда никто не воз вращается без улова. Мы спросили разреше ния батюшки и по его благословению взяли с могилы н еи зве с тн о го инока по маленькому ка мешку. На душе были такие радость и восторг, что не передать словами. Главное же чудо ожидало нас впереди. В дороге отец Митрофан о нем не рассказывал, видимо, хотел, чтобы мы сильнее обрадовались на месте, а точнее, проверить, прозреем ли мы сами и отличим чудо Божие, свидетельство любви Божией к нам, грешным. И мы узрели это чудо в Афанасьевском храме Варзуги. На нас снизошла великая благо дать, когда мы все по очереди прикладывались к Ахтырской иконе Божией Матери, которая источала не сравнимое ни с чем на свете неземное благо ухание! Я посмотрела на Лик Богородицы и обомле ла: на меня взглянули ясные, радостные (мне так показалось) глаза Пресвятой Девы. В сердце мое вошли покой и умиротворение. Отец Митрофан повел нас затем к святому ис точнику, который расположен на левом берегу Вар зуги. Согласно преданию, этому источнику уже около четырех веков. Над ним стоит крест с иконочкой святого равноапостольного князя Владимира. Неко торые из наших паломников добрались туда и при несли воды из святого источника. Всенощное бдение и литургию отец Митрофан совершил в старинной, чудом уцелевшей от разгро ма деревянной церкви апостолов Петра и Павла. Был праздник Иверской иконы Божией Матери, мы исповедовались и причастились Святых Христовых У могилы Безымянного инока Кашкаранского. Зимняя Варзуга. Тайн. Стоять на службе у отца Митрофана - одна радость, словно от него самого исходит та благо датная сила, которая укрепляет веру и помогает духовному очищению. Здесь ощущалась особая бла годать. И потому, наверное, кротость, доброта, все прощение и любовь незримо сходят на душу. И так ясно осознаешь пред Господом вину за все наше прокоммунистическое и атеистическое поколение. Отец Митрофан благословил на обратную дорогу и вынес частицы святых мощей Пузовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии, расстрелянных в 1919 году в Нижегородской губернии. Мы приложи лись к святыне. Паломники приобрели житие этих мучениц, изданное настоятелем Успенской церкви Варзуги. Это первая книга иеромонаха Митрофана, вторая не менее интересна: она повествует о препо добном Феодорите Кольском, просветителе лопарей. Радость переполняла наши сердца от встречи с Варзугой, ее удивительно добрыми жителями, мона хиней Евдокией, иеромонахом Митрофаном. Очень хотелось приехать в Варзугу еще раз! Надеюсь, что так оно и будет, ведь пути Господни неиспове димы. Живи и возрождайся, Варзуга, мы молимся о тебе по мере наших слабых сил! Татьяна Сапронова, Ковдор. Фото автора. Фото на память.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz