Миссионерская православная газета. 2003 г. № 2. Февраль.
2 миссионерокля прдвоолленля глзета Х_ ГРЕХ ПРОТИВ СЕМЫІІ (Окончание. Начало в № 12 за 2002 год и № 1 за 2003 год) Еще один аргумент в защиту контрацепции, кото рый мне довелось услышать от одной женщины, звучит так: «Что я, свиноматка, чтобы каждый год рожать?» Но, во-первых, если сравнивать свиней и людей в отношении к деторождению, то свиньи оказываются более «нравственными» (они живут по законам природы, по законам, установленным Твор цом), а человек упал «горее скота», как сказано в покаянном каноне. Во-вторых, кто сказал, что женщина будет ро жать каждый год? Ведь деторождение - это тоже талант, то есть дар Божий. В молитвах при совер шении Таинства Брака как образец вспоминаются ветхозаветные праведники. И мы видим, что Гос подь им дал не одинаковое количество детей: Авра аму - одно чадо, Исааку - двух, Иакову - двенад цать, Пии - десять детей, Рахили - двух. А кому- то ни одного. Если зачатие зависит только от супругов, то почему же тогда не все люди могут иметь детей? Нет, все «зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9, 16).. Как священник лишь орудие в руках Творца при совершении Таинств (совершителем является Сам Господь), так же и супруги являются лишь орудием, лишь соучастниками в творческом акте Создателя по зарождению новой жизни. Ведь быть или не быть зачатию - решает Господь, это всецело нахо дится в Его власти, и похищать эту власть человек не имеет права. Одна знакомая учительница рассказывала мне, что у ее деда было восемь детей. И когда однажды между детьми был перерыв почти четыре года, то дед нервничал и беспокоился: «Значит, нет благо воления Божиего к нашей семье, значит, мы чем-то прогневали Бога». Вот так люди раньше относились к деторождению, помня о том, что появление еще одного чада умножает благодать Божию в семье. Господь Сам решает, кому сколько детей и в какое время дать, потому вторгаться в область Божественного Промысла кощунственно и грешно. Апостол Павел пишет о том, что чадородие - это путь спасения для супругов в семье. Жена «спа сется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 15). И последний аргумент, который выдвигают за щитники контрацепции: «Мне нельзя рожать». Есть люди, которым в связи с какими-то забо леваниями нельзя употреблять алкоголь, жирную, острую, соленую пищу. Что они делают, чтобы не вредить своему организму? Воздерживаются от этой пищи. Так же и в супружеских отношениях: если супруги не могут иметь детей, то они должны воздерживаться. Предвижу бурю негодования и со стороны священнослужителей, и со стороны мирян: «Как же так? Да это невозможно!» Страстный человек всегда будет искать оправ дания своей страсти, будет доказывать свою пра воту, не прислушиваясь к голосу совести, к голосу Церкви и других людей. Чревоугодник оправдывает невозможность обходиться без скоромной пищи в пост своими немощами, болезнями; раздражитель ный человек свою гневливость объясняет особенно стями своего характера или причину видит в о кру жающих людях: сребролюбец - нехваткой средств, малым достатком; курильщик или алкоголик - слож ными обстоятельствами жизни, непониманием окру жающих; ленивый нехождение в церковь оправды вает занятостью, плохой погодой или отдаленнос тью храма. Точно так же и человек, одержимый блудной страстью, вместо того, чтобы бороться с ней, будет оправдывать противозачаточные сред ства невозможностью рожать, отсутствием матери альных средств, плохими жилищными условиями - всем чем угодно. Именно использование противозачаточных средств способствует развитию в человеке блудной страс ти: «наслаждайся и ни о чём не думай». Но разве смысл нашего земного существования в том, чтобы давать свободу своим страстям? Разве цель брака состоит только, в том, чтобы удовлетворить блуд ную страсть? Если кто-то создаёт семью, руковод ствуясь этими мотивами, то он глубоко ошибается и этот брак обречён на распад. Да, одна из целей брака - обуздать блудную страсть. Святой апостол Павел пишет: «...во избежа ние блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 2). Тот же апостол далее говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве толь ко на время для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1 Кор. 7, 5). Уподобляя брак союзу Христа и Церкви, апос тол Павел имеет в виду союз прежде всего духов ный, отсюда главная цель брака - вечное спасение души мужа и жены при взаимной помощи, а также рождении и воспитании детей, как истинных христи ан. Святитель Иоанн Златоуст определяет существо брака как «глубочайшее духовно-нравственное еди нение мужа и жены». Далее Златоуст призывает супругов «всё лучшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависи мость от духовно-нравственной». Именно тогда брач ный союз будет уподобляться таинственному союзу Иисуса Христа с Церковью. Если бы люди думали о спасении при вступле нии в брак, то не стояла бы проблема абортов и контрацепции. Спасение всегда связано с крестоно- шением, с жертвенной любовью к Богу и ближнему. Да, действительно бывают ситуации, когда ж ен щине нельзя иметь детей. Если девушка узнала об этом до брака и не поставила в известность сво его супруга, то она совершила преступление. Если это обнаружилось в браке, супруги должны вос принять это ка к возложенный от Господа крест, ведущий ко спасению. И не жить по плоти. Это будет честно. Чаще всего против такого образа жизни восста ют мужчины : «Как же так? Я же мужчина!» Если ты действительно мужчина, а не тряпка, то на учись держать себя в руках, имей власть над собой, воспитывай в себе силу воли. Если ты и в самом деле хочешь спасения и любишь свою жену, то имей к ней снисхождение, ка к к «немощному сосуду», потому что настоящая любовь «долготер- пит, милосердствует... не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не раду ется неправде, а сорадуется истине; всё покрыва ет, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13, 4-7). Да, это сложно, но кто сказал, что спасаться легко? «Душу спасти - не лапоть сплести», -- гла сит русская пословица. Святой апостол Павел, ас кет и глубокий психолог, предупреждает, что в браке супругов ожидают «скорби по плоти» (1 Кор. 7, 28). Ограничения в супружеских отношениях вслед ствие жизненных трудностей или болезней супругов и относятся к таким скорбям. Христиане должны помнить об этом, вступая в брак, не хитрить, не искать лазейку для удовлетворения своих страстей (предохранение от беременности), а должны «но сить бремена друг друга» и таким образом испол нять закон Христов: «тяготы друг друга носите, да тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). В последнее время ко мне часто обращаются молодые люди, желающие вступить в брак, молодо жёны тоже спрашивают, ка к строить свои отноше ния. «Любовь ли это?» - часто слышишь такой вопрос. Отвечаю девушкам-христианкам: «Спросите своего жениха, будет ли он с Вами жить, если Вы не сможете рожать и вам придётся жить ка к брату с сестрой, в полном воздержании. Если он ответит: «Нет, это невозможно», если он будет говорить вам о контрацепции или об аборте как возможном реше нии проблемы, бегите от такого человека (это по тенциальный убийца): он Вас не любит и не будет любить детей. Ваше спасение будет под угрозой. В заключение скажу, что любые противозача точные средства и механического, и химического характера являются, по существу, извращением природы и богоустановленных законов супружества. Это своего же самооскопление (пусть даже на какое-то время). И в отношении таких самооскопляющихся непре ложно действуют Апостольские правила 21, 22, 23, называющие таковых «врагами Божия создания», «наветниками своей жизни», «злоухищрающихся против твари», «предосуждающих творческому дей ствию». И главными причинами, побуждающими людей к таким богопротивным действиям, является неверие, неупование на Промысел Божий, эгоизм (ведь за детьми надо стирать, убирать, вставать к ним по ночам), нежелание идти «узкими вратами» ради спасения своей бессмертной души. А потому те супруги, которые предпринимают хоть какие-то противоестественные средства к тому, чтобы не рождались дети (а большинство из этих средств является смертоносными для уже образо вавшегося эмбриона), пусть знают, что они пребы вают в нераскаянном грехе, должны покаяться и жить не по своей злой воле и не по дьявольской воле, а по воле Божией. Не надо изгонять Господа из своих семей, ка к был изгнан Богомладенец Христос из Вифлеема - давайте пригласим Господа в свой дом, дабы достичь спасения! Будем по мнить, что, где предохраняются от беременности, там Бог сознательно изгоняется из семьи. Такие люди могут ходить в храм Божий, участвовать Таинствах Церкви, даже выполнять церковные по слушания, но Таинства эти послужат не ко спасе нию, а «в суд и во осуждение». Что значит покаяться? Значит изменить своё сознание и иметь намерение не грешить. Если человек пришёл на исповедь, но говорит, что он грешил и будет грешить, то здесь покаяния нет, и священник имеет право не накладывать епитра хиль, не читать разрешительную молитву, не допус кать до Причащения. Если нет намерения оставить грех - нет и покаяния. Нельзя играть своим спасе нием! Апостол Павел предостерегает: «Страшно впасть в руки Бога Живаго» (Евр. 10, 31). Трудно и мучительно вскрыть в себе духовную скверну и извлечь её из своей души; это так же больно, как удалить какую-нибудь опухоль или гной ник из тела; но если мы не сделаем этого, мы лишим себя спасения. Потому надо честно себе сказать: «Да, я убийца: угождая своим страстям, противозачаточными средствами или спиралью я загубила множество невинных душ в своей утробе, даже не знаю сколько. Господи, прости меня, что я противилась Твоему Всеблагому Промыслу и, мо жет быть, не дала возможности родиться мировому гению, учёному, художнику, музыканту, может быть, священнику, архиерею или угоднику Твоему». Ка яться должны не только женщины, но и мужчины, ведь часто они заставляют женщин предохраняться или делать аборт. Этот остаток жизни, который Господь даровал для покаяния, надо провести «во всяком благоче стии и чистоте». Сказано: «Милостыня очистит грехи» (Сир. 3, 30). Поэтому тот, кто лишил себя возможности ухаживать за собственными детьми, пусть жертвует в детские дома, приюты, в детские колонии, может быть, кто-то возьмёт на воспита ние ребёнка из детского дома и таким образом загладит свои грехи. Если мы именуем себя православными христиа нами, то мы должны понять и прочувствовать гро зящую нам опасность духовного одичания, когда постепенно человечество теряет образ и подобие Божие. Если мы не остановим этот процесс богоот ступничества и утраты веры в своих семьях, то можем подвергнуться ещё здесь, в земной жизни, таким испытаниям, о которых мы никогда и не слышали. Этому нас учит история Церкви и нашего Отечества. Иерей Василий Вольский. От редакции. Актуальность данной проблемы подтвержается тем, что вопросы, поднятые в ста тье, очень остро обсуждались в рамках XI Между народных Рождественских образовательных чтений на секции «Православие и медицина» и конферен ции «Демографическая ситуация в России». В следующих номерах нашей газеты мы поста раемся познакомить читателей с впечатлениями от участия в работе этой конференции преподава теля воскресной школы Свято-Никольского кафед рального собора Муренец Серафимы Николаевны. Надеемся, что эта тема не оставит равнодушными наших читателей. Ждем ваших откликов на эту публикацию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz