Миссионерская православная газета. 2003 г. № 2. Февраль.

2 миссионерокля прдвоолленля глзета Х_ ГРЕХ ПРОТИВ СЕМЫІІ (Окончание. Начало в № 12 за 2002 год и № 1 за 2003 год) Еще один аргумент в защиту контрацепции, кото­ рый мне довелось услышать от одной женщины, звучит так: «Что я, свиноматка, чтобы каждый год рожать?» Но, во-первых, если сравнивать свиней и людей в отношении к деторождению, то свиньи оказываются более «нравственными» (они живут по законам природы, по законам, установленным Твор­ цом), а человек упал «горее скота», как сказано в покаянном каноне. Во-вторых, кто сказал, что женщина будет ро­ жать каждый год? Ведь деторождение - это тоже талант, то есть дар Божий. В молитвах при совер­ шении Таинства Брака как образец вспоминаются ветхозаветные праведники. И мы видим, что Гос­ подь им дал не одинаковое количество детей: Авра­ аму - одно чадо, Исааку - двух, Иакову - двенад­ цать, Пии - десять детей, Рахили - двух. А кому- то ни одного. Если зачатие зависит только от супругов, то почему же тогда не все люди могут иметь детей? Нет, все «зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9, 16).. Как священник лишь орудие в руках Творца при совершении Таинств (совершителем является Сам Господь), так же и супруги являются лишь орудием, лишь соучастниками в творческом акте Создателя по зарождению новой жизни. Ведь быть или не быть зачатию - решает Господь, это всецело нахо­ дится в Его власти, и похищать эту власть человек не имеет права. Одна знакомая учительница рассказывала мне, что у ее деда было восемь детей. И когда однажды между детьми был перерыв почти четыре года, то дед нервничал и беспокоился: «Значит, нет благо­ воления Божиего к нашей семье, значит, мы чем-то прогневали Бога». Вот так люди раньше относились к деторождению, помня о том, что появление еще одного чада умножает благодать Божию в семье. Господь Сам решает, кому сколько детей и в какое время дать, потому вторгаться в область Божественного Промысла кощунственно и грешно. Апостол Павел пишет о том, что чадородие - это путь спасения для супругов в семье. Жена «спа­ сется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 15). И последний аргумент, который выдвигают за ­ щитники контрацепции: «Мне нельзя рожать». Есть люди, которым в связи с какими-то забо­ леваниями нельзя употреблять алкоголь, жирную, острую, соленую пищу. Что они делают, чтобы не вредить своему организму? Воздерживаются от этой пищи. Так же и в супружеских отношениях: если супруги не могут иметь детей, то они должны воздерживаться. Предвижу бурю негодования и со стороны священнослужителей, и со стороны мирян: «Как же так? Да это невозможно!» Страстный человек всегда будет искать оправ­ дания своей страсти, будет доказывать свою пра­ воту, не прислушиваясь к голосу совести, к голосу Церкви и других людей. Чревоугодник оправдывает невозможность обходиться без скоромной пищи в пост своими немощами, болезнями; раздражитель­ ный человек свою гневливость объясняет особенно­ стями своего характера или причину видит в о кру­ жающих людях: сребролюбец - нехваткой средств, малым достатком; курильщик или алкоголик - слож­ ными обстоятельствами жизни, непониманием окру­ жающих; ленивый нехождение в церковь оправды­ вает занятостью, плохой погодой или отдаленнос­ тью храма. Точно так же и человек, одержимый блудной страстью, вместо того, чтобы бороться с ней, будет оправдывать противозачаточные сред­ ства невозможностью рожать, отсутствием матери­ альных средств, плохими жилищными условиями - всем чем угодно. Именно использование противозачаточных средств способствует развитию в человеке блудной страс­ ти: «наслаждайся и ни о чём не думай». Но разве смысл нашего земного существования в том, чтобы давать свободу своим страстям? Разве цель брака состоит только, в том, чтобы удовлетворить блуд­ ную страсть? Если кто-то создаёт семью, руковод­ ствуясь этими мотивами, то он глубоко ошибается и этот брак обречён на распад. Да, одна из целей брака - обуздать блудную страсть. Святой апостол Павел пишет: «...во избежа­ ние блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 2). Тот же апостол далее говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве толь­ ко на время для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1 Кор. 7, 5). Уподобляя брак союзу Христа и Церкви, апос­ тол Павел имеет в виду союз прежде всего духов­ ный, отсюда главная цель брака - вечное спасение души мужа и жены при взаимной помощи, а также рождении и воспитании детей, как истинных христи­ ан. Святитель Иоанн Златоуст определяет существо брака как «глубочайшее духовно-нравственное еди­ нение мужа и жены». Далее Златоуст призывает супругов «всё лучшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависи­ мость от духовно-нравственной». Именно тогда брач­ ный союз будет уподобляться таинственному союзу Иисуса Христа с Церковью. Если бы люди думали о спасении при вступле­ нии в брак, то не стояла бы проблема абортов и контрацепции. Спасение всегда связано с крестоно- шением, с жертвенной любовью к Богу и ближнему. Да, действительно бывают ситуации, когда ж ен ­ щине нельзя иметь детей. Если девушка узнала об этом до брака и не поставила в известность сво ­ его супруга, то она совершила преступление. Если это обнаружилось в браке, супруги должны вос­ принять это ка к возложенный от Господа крест, ведущий ко спасению. И не жить по плоти. Это будет честно. Чаще всего против такого образа жизни восста­ ют мужчины : «Как же так? Я же мужчина!» Если ты действительно мужчина, а не тряпка, то на­ учись держать себя в руках, имей власть над собой, воспитывай в себе силу воли. Если ты и в самом деле хочешь спасения и любишь свою жену, то имей к ней снисхождение, ка к к «немощному сосуду», потому что настоящая любовь «долготер- пит, милосердствует... не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не раду­ ется неправде, а сорадуется истине; всё покрыва­ ет, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13, 4-7). Да, это сложно, но кто сказал, что спасаться легко? «Душу спасти - не лапоть сплести», -- гла­ сит русская пословица. Святой апостол Павел, ас­ кет и глубокий психолог, предупреждает, что в браке супругов ожидают «скорби по плоти» (1 Кор. 7, 28). Ограничения в супружеских отношениях вслед­ ствие жизненных трудностей или болезней супругов и относятся к таким скорбям. Христиане должны помнить об этом, вступая в брак, не хитрить, не искать лазейку для удовлетворения своих страстей (предохранение от беременности), а должны «но­ сить бремена друг друга» и таким образом испол­ нять закон Христов: «тяготы друг друга носите, да тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). В последнее время ко мне часто обращаются молодые люди, желающие вступить в брак, молодо­ жёны тоже спрашивают, ка к строить свои отноше­ ния. «Любовь ли это?» - часто слышишь такой вопрос. Отвечаю девушкам-христианкам: «Спросите своего жениха, будет ли он с Вами жить, если Вы не сможете рожать и вам придётся жить ка к брату с сестрой, в полном воздержании. Если он ответит: «Нет, это невозможно», если он будет говорить вам о контрацепции или об аборте как возможном реше­ нии проблемы, бегите от такого человека (это по­ тенциальный убийца): он Вас не любит и не будет любить детей. Ваше спасение будет под угрозой. В заключение скажу, что любые противозача­ точные средства и механического, и химического характера являются, по существу, извращением природы и богоустановленных законов супружества. Это своего же самооскопление (пусть даже на какое-то время). И в отношении таких самооскопляющихся непре­ ложно действуют Апостольские правила 21, 22, 23, называющие таковых «врагами Божия создания», «наветниками своей жизни», «злоухищрающихся против твари», «предосуждающих творческому дей­ ствию». И главными причинами, побуждающими людей к таким богопротивным действиям, является неверие, неупование на Промысел Божий, эгоизм (ведь за детьми надо стирать, убирать, вставать к ним по ночам), нежелание идти «узкими вратами» ради спасения своей бессмертной души. А потому те супруги, которые предпринимают хоть какие-то противоестественные средства к тому, чтобы не рождались дети (а большинство из этих средств является смертоносными для уже образо­ вавшегося эмбриона), пусть знают, что они пребы­ вают в нераскаянном грехе, должны покаяться и жить не по своей злой воле и не по дьявольской воле, а по воле Божией. Не надо изгонять Господа из своих семей, ка к был изгнан Богомладенец Христос из Вифлеема - давайте пригласим Господа в свой дом, дабы достичь спасения! Будем по­ мнить, что, где предохраняются от беременности, там Бог сознательно изгоняется из семьи. Такие люди могут ходить в храм Божий, участвовать Таинствах Церкви, даже выполнять церковные по­ слушания, но Таинства эти послужат не ко спасе­ нию, а «в суд и во осуждение». Что значит покаяться? Значит изменить своё сознание и иметь намерение не грешить. Если человек пришёл на исповедь, но говорит, что он грешил и будет грешить, то здесь покаяния нет, и священник имеет право не накладывать епитра­ хиль, не читать разрешительную молитву, не допус­ кать до Причащения. Если нет намерения оставить грех - нет и покаяния. Нельзя играть своим спасе­ нием! Апостол Павел предостерегает: «Страшно впасть в руки Бога Живаго» (Евр. 10, 31). Трудно и мучительно вскрыть в себе духовную скверну и извлечь её из своей души; это так же больно, как удалить какую-нибудь опухоль или гной­ ник из тела; но если мы не сделаем этого, мы лишим себя спасения. Потому надо честно себе сказать: «Да, я убийца: угождая своим страстям, противозачаточными средствами или спиралью я загубила множество невинных душ в своей утробе, даже не знаю сколько. Господи, прости меня, что я противилась Твоему Всеблагому Промыслу и, мо­ жет быть, не дала возможности родиться мировому гению, учёному, художнику, музыканту, может быть, священнику, архиерею или угоднику Твоему». Ка ­ яться должны не только женщины, но и мужчины, ведь часто они заставляют женщин предохраняться или делать аборт. Этот остаток жизни, который Господь даровал для покаяния, надо провести «во всяком благоче­ стии и чистоте». Сказано: «Милостыня очистит грехи» (Сир. 3, 30). Поэтому тот, кто лишил себя возможности ухаживать за собственными детьми, пусть жертвует в детские дома, приюты, в детские колонии, может быть, кто-то возьмёт на воспита­ ние ребёнка из детского дома и таким образом загладит свои грехи. Если мы именуем себя православными христиа­ нами, то мы должны понять и прочувствовать гро­ зящую нам опасность духовного одичания, когда постепенно человечество теряет образ и подобие Божие. Если мы не остановим этот процесс богоот­ ступничества и утраты веры в своих семьях, то можем подвергнуться ещё здесь, в земной жизни, таким испытаниям, о которых мы никогда и не слышали. Этому нас учит история Церкви и нашего Отечества. Иерей Василий Вольский. От редакции. Актуальность данной проблемы подтвержается тем, что вопросы, поднятые в ста­ тье, очень остро обсуждались в рамках XI Между­ народных Рождественских образовательных чтений на секции «Православие и медицина» и конферен­ ции «Демографическая ситуация в России». В следующих номерах нашей газеты мы поста­ раемся познакомить читателей с впечатлениями от участия в работе этой конференции преподава­ теля воскресной школы Свято-Никольского кафед­ рального собора Муренец Серафимы Николаевны. Надеемся, что эта тема не оставит равнодушными наших читателей. Ждем ваших откликов на эту публикацию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz