Миссионерская православная газета. 2003 г. № 12. Декабрь.

4 миооионерокля православная глзетл ШБРЛЩ8Ш Б НАШИМ Ш Ш 5 ноября в Мурманском областном институте усовершенствования учителей состоялся семинар для преподавателей начальных классов по методи­ ческому курсу «Истоковедение». Семинар проводил преподаватель Вологодского педагогического уни­ верситета, доктор исторических наук профессор Александр Васильевич Камкин. Он рассказал, что программа по предмету «Истоковедение» шагает по Российской земле уже семь лет. - В е ё р а з р а б о т к е у ч а с т в о в а л и у ч ё н ы е , ш к о л ь ­ н ы е у ч и т е л я , м е т о д и с т ы , п с и х о л о г и . В ы ш л и в с в е т у ч е б н и к и д л я 2 - 6 к л а с с о в , в с к о р о м в р е м е н и б у д е т н а п е ч а т а н у ч е б н и к д л я 7 к л а с с а . В В о л о г о д ­ с к о й о б л а с т и - 8 0 0 ш к о л , п р и м е р н о в 7 3 0 и з н и х у ж е в в е д ё н к у р с « И с т о к и » , э т о т п р е д м е т с т о и т в ш к о л ь н о м р а с п и с а н и и . В д р у г и х р е г и о н а х г д е - т о э т о т п р е д м е т и з у ч а ю т п о в ы б о р у и л и к а к д о п о л н е н и е к р е г и о н а л ь н о м у к о м п о н е н т у п р о г р а м м . Н а п р и м е р , С в е р д л о в с к а я о б ­ л а с т ь з а к а з а л а б о л ь ш о е к о л и ч е с т в о у ч е б н и к о в . В А р х а н г е л ь с к о й о б л а с т и о н и д ё т к р о м е ш к о л е щ ё и в у ч р е ж д е н и я х д о п о л н и т е л ь н о г о о б р а з о в а н и я . В М у р ­ м а н с к о й и А р х а н г е л ь с к о й о б л а с т я х н а у р о в н е к о м и ­ т е т о в п о о б р а з о в а н и ю п р и н я л и р е ш е н и е о т о м , ч т о б ы в г р у п п е ш к о л в в и д е э к с п е р и м е н т а в в е с т и о б у ч е н и е п о у ч е б н и к у « И с т о к и » . Э т о т у ч е б н и к п р о ­ ш ё л э к с п е р т и з у о б л а с т н о г о э к с п е р т н о г о с о в е т а В о ­ л о г о д с к о й о б л а с т и . Н а в с е х у ч е б н и к а х е с т ь р е з о ­ л ю ц и я : « Р е к о м е н д о в а н о д е п а р т а м е н т о м о б р а з о в а ­ н и я В о л о г о д с к о й о б л а с т и » . В 2 0 0 2 г о д у м ы о т п р а в и л и у ч е б н и к и в ф е д е р а л ь н ы й э к с п е р т н ы й с о в е т М и н и ­ с т е р с т в а о б р а з о в а н и я Р о с с и и . В с е п я т ь у ч е б н и к о в п о л у ч и л и р е з о л ю ц и ю : « Р е к о м е н д о в а н о э к с п е р т н ы м с о в е т о м М и н и с т е р с т в а о б р а з о в а н и я Р Ф » , п о с л е ч е г о М и н и с т е р с т в о м о б р а з о в а н и я б ы л о н а п р а в л е н о п и с ь ­ м о в о в с е о б л а с т и с п р е д л о ж е н и е м р е к о м е н д о в а т ь е г о д л я и с п о л ь з о в а н и я в у ч е б н о - в о с п и т а т е л ь н о м п р о ц е с с е . С о в с е м н е д а в н о м ы п р о в е л и к о н ф е р е н ­ ц и ю п о у ч е б н и к у « И с т о к и » в М о с к в е , н а к о т о р у ю п р и е х а л и 1 6 0 ч е л о в е к и з 2 1 р е г и о н а . С е й ч а с п р е п о ­ д а ю т п о у ч е б н и к у « И с т о к и » в А р х а н г е л ь с к о й , В о л о ­ г о д с к о й , М у р м а н с к о й , Я р о с л а в с к о й , К о с т р о м с к о й , И в а н о в с к о й , С в е р д л о в с к о й , С а м а р с к о й , В о л г о г р а д с ­ к о й и д р у г и х о б л а с т я х . В М у р м а н с к о й о б л а с т и я у ж е в т о р о й р а з п р о в о ж у з а н я т и я . П р о ш л ы й р а з п р и е з ж а л в м а р т е 2 0 0 3 . П о м и м о у ч е б н о г о к у р с а , у н а с е с т ь в о с п и т а т е л ь ­ н а я п р о г р а м м а « В о с п и т а н и е н а с о ц и о к у л ь т у р н о м о п ы т е » . О н а я в л я е т с я с о с т а в н о й и н е о б х о д и м о й ч а с т ь ю в с е г о н а ш е г о п р о е к т а , п о т о м у ч т о 4 5 м и н у т в н е д е л ю н а у р о к е п о г о в о р и т ь о в е ч н ы х ц е н н о с т я х - э т о н е т а к у ж м н о г о . В а ж н о , ч т о б ы п р о г р а м м а с о е д и н и л а с ь с в о с п и т а т е л ь н о й р а б о т о й . П р о г р а м м а « И с т о к и » н о с и т н е з н а н и е в ы й , а ц е н н о с т н о - о р и е н т и ­ р о в а н н ы й х а р а к т е р . Т о е с т ь э т о н е н а б о р к а к и х - т о з н а н и й , к о т о р ы м и н а д о н а ф а р ш и р о в а т ь г о л о в у ш к у н а ш е г о у ч е н и к а , в н е й - н е п р о с т о е щ ё о д н а п о р ц и я и н ф о р м а ц и и , к о т о р у ю н а д о в ы з у б р и т ь , в ц е н т р е « И с т о к о в » - ц е н н о с т и н а ш е й р у с с к о й к у л ь т у р ы , о б р а з а ж и з н и , п р о в е р е н н ы е в е к а м и , у с т о й ч и в ы е ц е н ­ н о с т и , к о т о р ы е д о л ж н ы п о м о ч ь с ф о р м и р о в а т ь ж и з ­ н е н н у ю п о з и ц и ю , н р а в с т в е н н у ю о р и е н т а ц и ю . В о т в ч ё м г л а в н а я и д е я . И , с о о т в е т с т в е н н о , н а м и р а з р а ­ б о т а н а о с о б а я м е т о д и к а , ч т о б ы з н а н и я о с т а в а л и с ь н е т о л ь к о в г о л о в е , н о в с е р д ц е п р о б у ж д а л и с ь д о б р ы е ч у в с т в а . Д е л о в т о м , ч т о д е т и п р и х о д я т и з р а з н ы х с е м е й : г д е - т о е с т ь д у ш е в н о е т е п л о в д о м е , г д е - т о - н е т , о п ы т у к а ж д о г о р е б ё н к а с в о й . И е с л и м ы г о в о р и м о л ю б в и , о с о г л а с и и , о р о д е , о п р а з д ­ н и к е , т о в ы я с н я е т с я , ч т о н е в с е э т о м о г у т г л у б о к о п о н я т ь и п р о ч у в с т в о в а т ь . У р о к п о с о д е р ж а н и ю м о ­ ж е т б ы т ь г о р а з д о о б ш и р н е е т е м ы и х у ч е б н и к а , у ч и т е л ь м о ж е т д о п о л н я т ь , и м п р о в и з и р о в а т ь . В е д ь и т е р р и т о р и и у н а с р а з н ы е , и у с л о в и я : о д н о д е п о - У р а л , д р у г о е д е л о - К о л ь с к и й к р а й , и н о е - м о я б о г о с п а с а е м а я п а т р и а р х а л ь н а я В о л о г д а . Т е к с т « И с ­ т о к о в » - э т о н е ж ё с т к и й н о р м а т и в н ы й т е к с т . Э т о ж е н е м а т е м а т и к а , к о г д а в с е ш к о л ь н и к и о т М у р м а н ­ с к а д о В л а д и в о с т о к а д о л ж н ы т о ч н о и о д н о з н а ч н о с к а з а т ь , ч т о т а к о е т р е у г о л ь н и к . А т е к с т ы « И с т о ­ к о в » в а р и а т и в н ы , о н и н е и м е ю т ж е с т к и х г р а н и ц . Н а п р и м е р , в т р е т ь е м к л а с с е и з у ч а е т с я т е м а « М и ­ л о с е р д и е » . М о ж е т л и б ы т ь к а к а я - т о ф о р м у л а м и л о ­ с е р д и я ? Н е т , о н о п р о я в л я е т с я п о - р а з н о м у . М е т о д и ­ к и н а ш и н а п р а в л е н ы н а т о , ч т о б ы д е т и б ы л и а к т и в ­ н ы и г о в о р и л и , м о ж е т б ы т ь , б о л ь ш е , ч е м у ч и т е л ь . М н о г о д и а л о г о в , м н о г о р а б о т ы в г р у п п а х , к о г д а д е т и у ч а т с я п р и х о д и т ь к е д и н о м у м н е н и ю , п о н и ­ м а т ь и с л ы ш а т ь д р у г д р у г а . Ч т о е щ ё в х о д и т в « И с т о к и » ? В н е ш к о л ь н а я в о с ­ п и т а т е л ь н а я п р о г р а м м а . У н а с в В о л о г д е д а ж е б ы л с о з д а н п о д в л и я н и е м н а ш е й п р о г р а м м ы о б л а с т н о й д у х о в н о - п р о с в е т и т е л ь с к и й ц е н т р - о б р а з о в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е п р и д е п а р т а м е н т е о б р а з о в а н и я . Н а б а з е э т о г о ц е н т р а с о в е р ш а ю т с я п о е з д к и в м о н а с т ы р и , п р и ч ё м д е т и е д у т н е п р о с т о в к а ч е с т в е э к с к у р с а н - На трибуне - Александр Васильевич Камкин. т о в , н о п о м о ч ь в в о з р о ж д е н и и к а к о г о - т о х р а м а и л и м о н а с т ы р я . В Ф е р а п о н т о в м о н а с т ы р ь е д у т о д а р ё н ­ н ы е д е т и в ш к о л у и м е н и Д и о н и с и я и з а н и м а ю т с я т а м п о п р о г р а м м е « И с т о к и » . Н а к а к о й н а у ч н о й о с н о в е с т о я т « И с т о к и » ? О н и б а з и р у ю т с я , в о - п е р в ы х , н а э т н о л о г и и ( э т н о г р а ф и и ) - н а у к е , к о т о р а я и з у ч а е т б ы т , т р а д и ц и и и , ч т о о с о б е н н о в а ж н о , с и с т е м у ц е н н о с т е й н а р о д а . В с в я ­ з и с э т и м х о ч у з а м е т и т ь , м н е в с в о ё в р е м я к а к и с т о р и к у ( я п р о р а б о т а л в ш к о л е 1 2 п е т ) б ы л о в с е г д а д о с а д н о , ч т о и с т о р и я , т а к а я и н т е р е с н а я , б о г а т а я , м ч и т с я п е р е д р е б ё н к о м к а к н е з н а к о м ы й г о р о д з а о к н а м и т у р и с т и ч е с к о г о а в т о б у с а , с е г о д н я у м е н я - И в а н Г р о з н ы й , з а в т р а - С м у т а . И с т о р и я м ч и т с я , о н а п о л и т и з и р о в а н а . 9 - 1 1 л е т р е б ё н о к у ч и т с я в ш к о л е , и п о п р о б у й п о о к о н ч а н и и ш к о л ы з а д а т ь е м у в о п р о с : « А к а к ж и л и н а ш и п р е д к и ? » , д а о н с к о р е е к а к и е - н и б у д ь р е ф о р м ы в с п о м н и т ! А в о т п о в с е д н е в н а я ж и з н ь , п о в с е д н е в н а я к у л ь т у р а : с е ­ м ь я , т р у д , т р а д и ц и и - п р о п у с к а е т с я . Э т н о г р а ф ы ж е о б р а щ а ю т с я н е к д и н а м и к е , а к с т а т и к е - с т а б и л ь ­ н о м у , у с т о й ч и в о м у , в е ч н о м у . В т о р а я н а у к а , н а к о т о р о й с т р о и т с я и с т о к о в е д е н и е , - э т о к у л ь т у р о - в е д е н и е . В н а ш е м В о л о г о д с к о м п е д у н и в е р с и т е т е м ы т р и г о д а н а з а д с о з д а л и о т д е л е н и е к у л ь т у р о л о ­ г и и и к у л ь т у р о л о г а м б у д е м д а в а т ь е щ ё с п е ц и а л и ­ з а ц и ю « и с т о к о в е д е н и е » . Т р е т ь я н а у к а - к у л ь т у р ­ н а я а н т р о п о л о г и я ( н а у к а о м е с т е ч е л о в е к а в с и с ­ т е м е к у л ь т у р н ы х ц е н н о с т е й ) . Э т а н а у к а и з у ч а е т н о р м ы п о в е д е н и я ч е л о в е к а в о п р е д е л ё н н о й с и с т е ­ м е к у л ь т у р н ы х ц е н н о с т е й . К о н е ч н о , к у р с « И с т о к и » о п и р а е т с я н а и с т о р и ю , п р е ж д е в с е г о и с т о р и ю р о д н о г о к р а я , п о т о м у ч т о н е л ь з я п р и в и т ь р е б ё н к у к а к и е - т о а б с т р а к т н ы е ц е н ­ н о с т и . П о э т о м у у ч и т е л ь д о л ж е н н а п о л н и т ь у р о к о б р а з а м и р о д н о г о к р а я , о б р а з а м и з н а к о м ы х л ю д е й - с в о е й м е с т н о й и с т о р и ч е с к о й п а м я т ь ю и к у л ь т у р ­ н ы м и ц е н н о с т я м и . Е щ ё м ы с и л ь н о о п и р а е м с я н а р е л и г и о в е д е н и е . П о м о е м у г л у б о к о м у у б е ж д е н и ю , к а к и у б е ж д е н и ю м н о ­ г и х д р у г и х и с с л е д о в а т е л е й , н и о д н а к у л ь т у р а в м и р е н е в о з н и к л а б е з о п о р ы н а р е л и г и ю . Д р е в н и й Е г и п е т , Р и м , Г р е ц и я , Р о с с и я , Ф р а н ц и я - в е з д е к у л ь т у р а г у с т о з а м е ш а н а н а о п р е д е л ё н н о м р е л и г и о з н о м м и р о ­ в о з з р е н и и . С о в р е м е н н ы й ч е л о в е к д о л ж е н б ы т ь г р а ­ м о т е н в в о п р о с а х т о й р е л и г и и , к о т о р а я с ф о р м и р о в а ­ л а к у л ь т у р у . М ы х о т и м д а т ь о с в е д о м л ё н н о с т ь в в о п р о с а х в е р ы с в о е г о н а р о д а . И я у в е р е н , ч т о н а ­ с и л ь н о н и к о г о н е л ь з я к в е р е п р и о б щ а т ь , т а к ж е к а к н а с и л ь н о и н е л ь з я н и к о г о о т в е р ы о т р ы в а т ь . В « И с т о к а х » м ы п ы т а е м с я п о к а з а т ь ц е н н о с т и х р и с т и ­ а н с т в а , т а к к а к р о с с и й с к а я к у л ь т у р а в ы р о с л а в с и с т е м е э т и х ц е н н о с т е й . Р у с с к а я к у л ь т у р а п р о п и т а ­ н а х р и с т и а н с к и м и п р е д с т а в л е н и я м и о д о б р е , о з л е , о г р е х е , о с в я т о с т и , о п о в е д е н и и . « И с т о к и » - э т о с в е т с к и й п р е д м е т д л я с в е т с к о й ш к о л ы , н о е г о п р о ­ г р а м м а п ы т а е т с я р е ш а т ь в о п р о с ы р е л и г и о з н о г о о б р а ­ з о в а н и я . У н а с е с т ь в у ч е б н и к а х р е п р о д у к ц и и и к о н , б е с е д ы о х р а м е , н а д о н а у ч и т ь с я р а с с к а з ы в а т ь о б э т о м д о б р о ж е л а т е л ь н о и с у в а ж е н и е м . О ч ё м « И с т о к и » ? О ф у н д а м е н т а л ь н ы х ц е н н о с т я х к у л ь т у р ы . Т а к и е ц е н н о с т и о д и н а к о в о п о н и м а ю т и в н а ш е в р е м я , и в X V , и в X V I I , в X I X в е к а х . В о т е с л и э т и ф у н д а м е н т а л ь н ы е ц е н н о с т и о д и н а к о в о п о ­ н и м а ю т с я , з н а ч и т , в с ё в п о р я д к е с э т и м н а р о д о м , у н е г о п а м я т ь с в е т л а я , о н э т и в е щ и о д и н а к о в о п о н и м а е т в р а з н ы х п о к о л е н и я х , з н а ч и т , к у л ь т у р н а я п р е е м с т в е н н о с т ь о б е с п е ч е н а ! А п о п р о б у й т е в о т э т и в е ч н ы е ц е н н о с т и в ы б и т ь и з н а ш е й п а м я т и . И л и п р и д а т ь и м д р у г о й с м ы с л . И с р а з у с т а н о в и т с я я с н о , ч т о т а к а я к у л ь т у р а н а ч и н а е т з а ж и в о г н и т ь . « И с т о ­ к и » п ы т а ю т с я в о с с т а н о в и т ь к у л ь т у р н у ю п р е е м с т в е н ­ н о с т ь , ч т о б ы л ю б о в ь ю н а з ы в а л и т о , ч т о л ю б о в ь ю н а з ы в а л и н а ш и п р е д к и , а н е то , ч т о э т и м с л о в о м н а з ы в а ю т с е й ч а с в м а с с о в о й к у л ь т у р е . В л ю б о й к у л ь т у р е е с т ь д у х о в н ы е ц е н н о с т и : Б о г , с о в е с т ь , с в я т о с т ь , х р а м . Е с т ь о н и и в р у с с к о й - к у л ь т у р е , о т а к и х ц е н н о с т я х и г о в о р я т « И с т о к и » . Слушая Камкина, я отметила, с каким живым интересом слушали его учителя начальных школ. И правда, его труд, разработанная им программа вну­ шает надежду на то, что дети в средних школах начнут изучать своё Отечество, свой родной край с их традициями, историей и культурой, которые не­ мыслимы вне Православия. Как немыслимы вне его Ферапонтов монастырь на Вологодчине, храм Хри­ ста Спасителя в Москве, Соловки, Успенская цер­ ковь Варзуги. Помню до сих пор то восхищение, с которым в юности прочла книгу Александра Васи­ льевича Камкина о Православии на Севере Руси, изданную ещё в начале 1990-х годов. Больше всего меня тогда поразило то, что в дореволюционной Вологде было ни много ни мало 50 православных храмов! Были в этой книге рассказы и о храмах Кольского края. Хотелось бы, чтобы школьники тоже знали о наших святынях. Важно то, что речь в «Истоках» идёт не только о передаче какой-т суммы знаний, но о воспитании детей в ценностях именно своей, русской культуры. Самое главное - передать детям не только знания о синусах и тангенсах, но о том, без чего человек просто не сможет жить, оставаясь человеком, - о вере, на­ дежде, любви, понятиях совести, греха, святости, милосердия, чести, долга, Отечества, семьи, хра­ ма, святыни, то есть о духовном. Если прикоснуть­ ся к кольским истокам, то ясно, что речь здесь пойдёт и о просветителе лопарей преподобном Три­ фоне Печенгском, и основанной им обители, и о древнем Благовещенском храме, и об основателе Романова-на-Мурмане святом мученике царе Нико­ лае II, и о тех, кем был построен не только Казанский храм Кировска, но сам город, рудники, электростанции - о раскулаченных крестьянах-спец- переселенцах. Все эти исторические образы нашего края принесут в души детей веру, чистоту, духов­ ную крепость, научат смирению и терпению. Это и будет духовно-нравственным и патриотическим вос­ питанием. Нельзя забывать и о воинах, защищав­ ших Заполярье, дети должны о них знать. Не могут преподаватели обойти молчанием и современные православные храмы - Спас-на-водах, Свято-Ни- кольский собор, Владимирский храм. Детям надо с малых лет прививать любовь к русской архитекту­ ре и к русской иконописи. У нас в области есть сторонники программы «Истоки» и среди препода­ вателей МГПУ, и среди школьных учителей, и среди священнослужителей. Без корней дерево засыхает, и мы тоже сильны только тем, что питаемся от наших духовных истоков, из святого источника, имя которому - Православие. Г апина Сиротинская. Фото автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz