Миссионерская православная газета. 2003 г. № 12. Декабрь.
4 миооионерокля православная глзетл ШБРЛЩ8Ш Б НАШИМ Ш Ш 5 ноября в Мурманском областном институте усовершенствования учителей состоялся семинар для преподавателей начальных классов по методи ческому курсу «Истоковедение». Семинар проводил преподаватель Вологодского педагогического уни верситета, доктор исторических наук профессор Александр Васильевич Камкин. Он рассказал, что программа по предмету «Истоковедение» шагает по Российской земле уже семь лет. - В е ё р а з р а б о т к е у ч а с т в о в а л и у ч ё н ы е , ш к о л ь н ы е у ч и т е л я , м е т о д и с т ы , п с и х о л о г и . В ы ш л и в с в е т у ч е б н и к и д л я 2 - 6 к л а с с о в , в с к о р о м в р е м е н и б у д е т н а п е ч а т а н у ч е б н и к д л я 7 к л а с с а . В В о л о г о д с к о й о б л а с т и - 8 0 0 ш к о л , п р и м е р н о в 7 3 0 и з н и х у ж е в в е д ё н к у р с « И с т о к и » , э т о т п р е д м е т с т о и т в ш к о л ь н о м р а с п и с а н и и . В д р у г и х р е г и о н а х г д е - т о э т о т п р е д м е т и з у ч а ю т п о в ы б о р у и л и к а к д о п о л н е н и е к р е г и о н а л ь н о м у к о м п о н е н т у п р о г р а м м . Н а п р и м е р , С в е р д л о в с к а я о б л а с т ь з а к а з а л а б о л ь ш о е к о л и ч е с т в о у ч е б н и к о в . В А р х а н г е л ь с к о й о б л а с т и о н и д ё т к р о м е ш к о л е щ ё и в у ч р е ж д е н и я х д о п о л н и т е л ь н о г о о б р а з о в а н и я . В М у р м а н с к о й и А р х а н г е л ь с к о й о б л а с т я х н а у р о в н е к о м и т е т о в п о о б р а з о в а н и ю п р и н я л и р е ш е н и е о т о м , ч т о б ы в г р у п п е ш к о л в в и д е э к с п е р и м е н т а в в е с т и о б у ч е н и е п о у ч е б н и к у « И с т о к и » . Э т о т у ч е б н и к п р о ш ё л э к с п е р т и з у о б л а с т н о г о э к с п е р т н о г о с о в е т а В о л о г о д с к о й о б л а с т и . Н а в с е х у ч е б н и к а х е с т ь р е з о л ю ц и я : « Р е к о м е н д о в а н о д е п а р т а м е н т о м о б р а з о в а н и я В о л о г о д с к о й о б л а с т и » . В 2 0 0 2 г о д у м ы о т п р а в и л и у ч е б н и к и в ф е д е р а л ь н ы й э к с п е р т н ы й с о в е т М и н и с т е р с т в а о б р а з о в а н и я Р о с с и и . В с е п я т ь у ч е б н и к о в п о л у ч и л и р е з о л ю ц и ю : « Р е к о м е н д о в а н о э к с п е р т н ы м с о в е т о м М и н и с т е р с т в а о б р а з о в а н и я Р Ф » , п о с л е ч е г о М и н и с т е р с т в о м о б р а з о в а н и я б ы л о н а п р а в л е н о п и с ь м о в о в с е о б л а с т и с п р е д л о ж е н и е м р е к о м е н д о в а т ь е г о д л я и с п о л ь з о в а н и я в у ч е б н о - в о с п и т а т е л ь н о м п р о ц е с с е . С о в с е м н е д а в н о м ы п р о в е л и к о н ф е р е н ц и ю п о у ч е б н и к у « И с т о к и » в М о с к в е , н а к о т о р у ю п р и е х а л и 1 6 0 ч е л о в е к и з 2 1 р е г и о н а . С е й ч а с п р е п о д а ю т п о у ч е б н и к у « И с т о к и » в А р х а н г е л ь с к о й , В о л о г о д с к о й , М у р м а н с к о й , Я р о с л а в с к о й , К о с т р о м с к о й , И в а н о в с к о й , С в е р д л о в с к о й , С а м а р с к о й , В о л г о г р а д с к о й и д р у г и х о б л а с т я х . В М у р м а н с к о й о б л а с т и я у ж е в т о р о й р а з п р о в о ж у з а н я т и я . П р о ш л ы й р а з п р и е з ж а л в м а р т е 2 0 0 3 . П о м и м о у ч е б н о г о к у р с а , у н а с е с т ь в о с п и т а т е л ь н а я п р о г р а м м а « В о с п и т а н и е н а с о ц и о к у л ь т у р н о м о п ы т е » . О н а я в л я е т с я с о с т а в н о й и н е о б х о д и м о й ч а с т ь ю в с е г о н а ш е г о п р о е к т а , п о т о м у ч т о 4 5 м и н у т в н е д е л ю н а у р о к е п о г о в о р и т ь о в е ч н ы х ц е н н о с т я х - э т о н е т а к у ж м н о г о . В а ж н о , ч т о б ы п р о г р а м м а с о е д и н и л а с ь с в о с п и т а т е л ь н о й р а б о т о й . П р о г р а м м а « И с т о к и » н о с и т н е з н а н и е в ы й , а ц е н н о с т н о - о р и е н т и р о в а н н ы й х а р а к т е р . Т о е с т ь э т о н е н а б о р к а к и х - т о з н а н и й , к о т о р ы м и н а д о н а ф а р ш и р о в а т ь г о л о в у ш к у н а ш е г о у ч е н и к а , в н е й - н е п р о с т о е щ ё о д н а п о р ц и я и н ф о р м а ц и и , к о т о р у ю н а д о в ы з у б р и т ь , в ц е н т р е « И с т о к о в » - ц е н н о с т и н а ш е й р у с с к о й к у л ь т у р ы , о б р а з а ж и з н и , п р о в е р е н н ы е в е к а м и , у с т о й ч и в ы е ц е н н о с т и , к о т о р ы е д о л ж н ы п о м о ч ь с ф о р м и р о в а т ь ж и з н е н н у ю п о з и ц и ю , н р а в с т в е н н у ю о р и е н т а ц и ю . В о т в ч ё м г л а в н а я и д е я . И , с о о т в е т с т в е н н о , н а м и р а з р а б о т а н а о с о б а я м е т о д и к а , ч т о б ы з н а н и я о с т а в а л и с ь н е т о л ь к о в г о л о в е , н о в с е р д ц е п р о б у ж д а л и с ь д о б р ы е ч у в с т в а . Д е л о в т о м , ч т о д е т и п р и х о д я т и з р а з н ы х с е м е й : г д е - т о е с т ь д у ш е в н о е т е п л о в д о м е , г д е - т о - н е т , о п ы т у к а ж д о г о р е б ё н к а с в о й . И е с л и м ы г о в о р и м о л ю б в и , о с о г л а с и и , о р о д е , о п р а з д н и к е , т о в ы я с н я е т с я , ч т о н е в с е э т о м о г у т г л у б о к о п о н я т ь и п р о ч у в с т в о в а т ь . У р о к п о с о д е р ж а н и ю м о ж е т б ы т ь г о р а з д о о б ш и р н е е т е м ы и х у ч е б н и к а , у ч и т е л ь м о ж е т д о п о л н я т ь , и м п р о в и з и р о в а т ь . В е д ь и т е р р и т о р и и у н а с р а з н ы е , и у с л о в и я : о д н о д е п о - У р а л , д р у г о е д е л о - К о л ь с к и й к р а й , и н о е - м о я б о г о с п а с а е м а я п а т р и а р х а л ь н а я В о л о г д а . Т е к с т « И с т о к о в » - э т о н е ж ё с т к и й н о р м а т и в н ы й т е к с т . Э т о ж е н е м а т е м а т и к а , к о г д а в с е ш к о л ь н и к и о т М у р м а н с к а д о В л а д и в о с т о к а д о л ж н ы т о ч н о и о д н о з н а ч н о с к а з а т ь , ч т о т а к о е т р е у г о л ь н и к . А т е к с т ы « И с т о к о в » в а р и а т и в н ы , о н и н е и м е ю т ж е с т к и х г р а н и ц . Н а п р и м е р , в т р е т ь е м к л а с с е и з у ч а е т с я т е м а « М и л о с е р д и е » . М о ж е т л и б ы т ь к а к а я - т о ф о р м у л а м и л о с е р д и я ? Н е т , о н о п р о я в л я е т с я п о - р а з н о м у . М е т о д и к и н а ш и н а п р а в л е н ы н а т о , ч т о б ы д е т и б ы л и а к т и в н ы и г о в о р и л и , м о ж е т б ы т ь , б о л ь ш е , ч е м у ч и т е л ь . М н о г о д и а л о г о в , м н о г о р а б о т ы в г р у п п а х , к о г д а д е т и у ч а т с я п р и х о д и т ь к е д и н о м у м н е н и ю , п о н и м а т ь и с л ы ш а т ь д р у г д р у г а . Ч т о е щ ё в х о д и т в « И с т о к и » ? В н е ш к о л ь н а я в о с п и т а т е л ь н а я п р о г р а м м а . У н а с в В о л о г д е д а ж е б ы л с о з д а н п о д в л и я н и е м н а ш е й п р о г р а м м ы о б л а с т н о й д у х о в н о - п р о с в е т и т е л ь с к и й ц е н т р - о б р а з о в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е п р и д е п а р т а м е н т е о б р а з о в а н и я . Н а б а з е э т о г о ц е н т р а с о в е р ш а ю т с я п о е з д к и в м о н а с т ы р и , п р и ч ё м д е т и е д у т н е п р о с т о в к а ч е с т в е э к с к у р с а н - На трибуне - Александр Васильевич Камкин. т о в , н о п о м о ч ь в в о з р о ж д е н и и к а к о г о - т о х р а м а и л и м о н а с т ы р я . В Ф е р а п о н т о в м о н а с т ы р ь е д у т о д а р ё н н ы е д е т и в ш к о л у и м е н и Д и о н и с и я и з а н и м а ю т с я т а м п о п р о г р а м м е « И с т о к и » . Н а к а к о й н а у ч н о й о с н о в е с т о я т « И с т о к и » ? О н и б а з и р у ю т с я , в о - п е р в ы х , н а э т н о л о г и и ( э т н о г р а ф и и ) - н а у к е , к о т о р а я и з у ч а е т б ы т , т р а д и ц и и и , ч т о о с о б е н н о в а ж н о , с и с т е м у ц е н н о с т е й н а р о д а . В с в я з и с э т и м х о ч у з а м е т и т ь , м н е в с в о ё в р е м я к а к и с т о р и к у ( я п р о р а б о т а л в ш к о л е 1 2 п е т ) б ы л о в с е г д а д о с а д н о , ч т о и с т о р и я , т а к а я и н т е р е с н а я , б о г а т а я , м ч и т с я п е р е д р е б ё н к о м к а к н е з н а к о м ы й г о р о д з а о к н а м и т у р и с т и ч е с к о г о а в т о б у с а , с е г о д н я у м е н я - И в а н Г р о з н ы й , з а в т р а - С м у т а . И с т о р и я м ч и т с я , о н а п о л и т и з и р о в а н а . 9 - 1 1 л е т р е б ё н о к у ч и т с я в ш к о л е , и п о п р о б у й п о о к о н ч а н и и ш к о л ы з а д а т ь е м у в о п р о с : « А к а к ж и л и н а ш и п р е д к и ? » , д а о н с к о р е е к а к и е - н и б у д ь р е ф о р м ы в с п о м н и т ! А в о т п о в с е д н е в н а я ж и з н ь , п о в с е д н е в н а я к у л ь т у р а : с е м ь я , т р у д , т р а д и ц и и - п р о п у с к а е т с я . Э т н о г р а ф ы ж е о б р а щ а ю т с я н е к д и н а м и к е , а к с т а т и к е - с т а б и л ь н о м у , у с т о й ч и в о м у , в е ч н о м у . В т о р а я н а у к а , н а к о т о р о й с т р о и т с я и с т о к о в е д е н и е , - э т о к у л ь т у р о - в е д е н и е . В н а ш е м В о л о г о д с к о м п е д у н и в е р с и т е т е м ы т р и г о д а н а з а д с о з д а л и о т д е л е н и е к у л ь т у р о л о г и и и к у л ь т у р о л о г а м б у д е м д а в а т ь е щ ё с п е ц и а л и з а ц и ю « и с т о к о в е д е н и е » . Т р е т ь я н а у к а - к у л ь т у р н а я а н т р о п о л о г и я ( н а у к а о м е с т е ч е л о в е к а в с и с т е м е к у л ь т у р н ы х ц е н н о с т е й ) . Э т а н а у к а и з у ч а е т н о р м ы п о в е д е н и я ч е л о в е к а в о п р е д е л ё н н о й с и с т е м е к у л ь т у р н ы х ц е н н о с т е й . К о н е ч н о , к у р с « И с т о к и » о п и р а е т с я н а и с т о р и ю , п р е ж д е в с е г о и с т о р и ю р о д н о г о к р а я , п о т о м у ч т о н е л ь з я п р и в и т ь р е б ё н к у к а к и е - т о а б с т р а к т н ы е ц е н н о с т и . П о э т о м у у ч и т е л ь д о л ж е н н а п о л н и т ь у р о к о б р а з а м и р о д н о г о к р а я , о б р а з а м и з н а к о м ы х л ю д е й - с в о е й м е с т н о й и с т о р и ч е с к о й п а м я т ь ю и к у л ь т у р н ы м и ц е н н о с т я м и . Е щ ё м ы с и л ь н о о п и р а е м с я н а р е л и г и о в е д е н и е . П о м о е м у г л у б о к о м у у б е ж д е н и ю , к а к и у б е ж д е н и ю м н о г и х д р у г и х и с с л е д о в а т е л е й , н и о д н а к у л ь т у р а в м и р е н е в о з н и к л а б е з о п о р ы н а р е л и г и ю . Д р е в н и й Е г и п е т , Р и м , Г р е ц и я , Р о с с и я , Ф р а н ц и я - в е з д е к у л ь т у р а г у с т о з а м е ш а н а н а о п р е д е л ё н н о м р е л и г и о з н о м м и р о в о з з р е н и и . С о в р е м е н н ы й ч е л о в е к д о л ж е н б ы т ь г р а м о т е н в в о п р о с а х т о й р е л и г и и , к о т о р а я с ф о р м и р о в а л а к у л ь т у р у . М ы х о т и м д а т ь о с в е д о м л ё н н о с т ь в в о п р о с а х в е р ы с в о е г о н а р о д а . И я у в е р е н , ч т о н а с и л ь н о н и к о г о н е л ь з я к в е р е п р и о б щ а т ь , т а к ж е к а к н а с и л ь н о и н е л ь з я н и к о г о о т в е р ы о т р ы в а т ь . В « И с т о к а х » м ы п ы т а е м с я п о к а з а т ь ц е н н о с т и х р и с т и а н с т в а , т а к к а к р о с с и й с к а я к у л ь т у р а в ы р о с л а в с и с т е м е э т и х ц е н н о с т е й . Р у с с к а я к у л ь т у р а п р о п и т а н а х р и с т и а н с к и м и п р е д с т а в л е н и я м и о д о б р е , о з л е , о г р е х е , о с в я т о с т и , о п о в е д е н и и . « И с т о к и » - э т о с в е т с к и й п р е д м е т д л я с в е т с к о й ш к о л ы , н о е г о п р о г р а м м а п ы т а е т с я р е ш а т ь в о п р о с ы р е л и г и о з н о г о о б р а з о в а н и я . У н а с е с т ь в у ч е б н и к а х р е п р о д у к ц и и и к о н , б е с е д ы о х р а м е , н а д о н а у ч и т ь с я р а с с к а з ы в а т ь о б э т о м д о б р о ж е л а т е л ь н о и с у в а ж е н и е м . О ч ё м « И с т о к и » ? О ф у н д а м е н т а л ь н ы х ц е н н о с т я х к у л ь т у р ы . Т а к и е ц е н н о с т и о д и н а к о в о п о н и м а ю т и в н а ш е в р е м я , и в X V , и в X V I I , в X I X в е к а х . В о т е с л и э т и ф у н д а м е н т а л ь н ы е ц е н н о с т и о д и н а к о в о п о н и м а ю т с я , з н а ч и т , в с ё в п о р я д к е с э т и м н а р о д о м , у н е г о п а м я т ь с в е т л а я , о н э т и в е щ и о д и н а к о в о п о н и м а е т в р а з н ы х п о к о л е н и я х , з н а ч и т , к у л ь т у р н а я п р е е м с т в е н н о с т ь о б е с п е ч е н а ! А п о п р о б у й т е в о т э т и в е ч н ы е ц е н н о с т и в ы б и т ь и з н а ш е й п а м я т и . И л и п р и д а т ь и м д р у г о й с м ы с л . И с р а з у с т а н о в и т с я я с н о , ч т о т а к а я к у л ь т у р а н а ч и н а е т з а ж и в о г н и т ь . « И с т о к и » п ы т а ю т с я в о с с т а н о в и т ь к у л ь т у р н у ю п р е е м с т в е н н о с т ь , ч т о б ы л ю б о в ь ю н а з ы в а л и т о , ч т о л ю б о в ь ю н а з ы в а л и н а ш и п р е д к и , а н е то , ч т о э т и м с л о в о м н а з ы в а ю т с е й ч а с в м а с с о в о й к у л ь т у р е . В л ю б о й к у л ь т у р е е с т ь д у х о в н ы е ц е н н о с т и : Б о г , с о в е с т ь , с в я т о с т ь , х р а м . Е с т ь о н и и в р у с с к о й - к у л ь т у р е , о т а к и х ц е н н о с т я х и г о в о р я т « И с т о к и » . Слушая Камкина, я отметила, с каким живым интересом слушали его учителя начальных школ. И правда, его труд, разработанная им программа вну шает надежду на то, что дети в средних школах начнут изучать своё Отечество, свой родной край с их традициями, историей и культурой, которые не мыслимы вне Православия. Как немыслимы вне его Ферапонтов монастырь на Вологодчине, храм Хри ста Спасителя в Москве, Соловки, Успенская цер ковь Варзуги. Помню до сих пор то восхищение, с которым в юности прочла книгу Александра Васи льевича Камкина о Православии на Севере Руси, изданную ещё в начале 1990-х годов. Больше всего меня тогда поразило то, что в дореволюционной Вологде было ни много ни мало 50 православных храмов! Были в этой книге рассказы и о храмах Кольского края. Хотелось бы, чтобы школьники тоже знали о наших святынях. Важно то, что речь в «Истоках» идёт не только о передаче какой-т суммы знаний, но о воспитании детей в ценностях именно своей, русской культуры. Самое главное - передать детям не только знания о синусах и тангенсах, но о том, без чего человек просто не сможет жить, оставаясь человеком, - о вере, на дежде, любви, понятиях совести, греха, святости, милосердия, чести, долга, Отечества, семьи, хра ма, святыни, то есть о духовном. Если прикоснуть ся к кольским истокам, то ясно, что речь здесь пойдёт и о просветителе лопарей преподобном Три фоне Печенгском, и основанной им обители, и о древнем Благовещенском храме, и об основателе Романова-на-Мурмане святом мученике царе Нико лае II, и о тех, кем был построен не только Казанский храм Кировска, но сам город, рудники, электростанции - о раскулаченных крестьянах-спец- переселенцах. Все эти исторические образы нашего края принесут в души детей веру, чистоту, духов ную крепость, научат смирению и терпению. Это и будет духовно-нравственным и патриотическим вос питанием. Нельзя забывать и о воинах, защищав ших Заполярье, дети должны о них знать. Не могут преподаватели обойти молчанием и современные православные храмы - Спас-на-водах, Свято-Ни- кольский собор, Владимирский храм. Детям надо с малых лет прививать любовь к русской архитекту ре и к русской иконописи. У нас в области есть сторонники программы «Истоки» и среди препода вателей МГПУ, и среди школьных учителей, и среди священнослужителей. Без корней дерево засыхает, и мы тоже сильны только тем, что питаемся от наших духовных истоков, из святого источника, имя которому - Православие. Г апина Сиротинская. Фото автора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz