Миссионерская православная газета. 2003 г. № 12. Декабрь.

миссионерская православная газета 3 ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ Добрый и бескорыстный пастырь трудился на ниве Божией в Кандалакше в начале XX века. Таких людей в старину называли бессребрениками. Есть такой чин святых в Православной Церкви наряду с мучениками, исповедниками, преподобными. Например, целителями-бессребрениками называют святых Коему и Дамиана, врачей безмездных, Кира и Иоанна, великомученика Пантелеймона и мученика Диомида. О кольском бессребренике отце Павле рассказывает мурманский журналист Дмитрий Ермолаев. ' > '.Г*," Ш » т м Л Сказанное в Священном Писании - на все времена. «Я еемь пастырь добрый: пастырь доб­ рый полагает жизнь свою за овец; а наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходя­ щего волка и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их; а наемник бежит, потому что наем ­ ник, и не радит об овцах». (Ин. 10, 11-13). Да, есть пастыри, а есть наемники. В любой эпохе, в любом столетии существовали и существуют, с одной стороны, те, кто служит согласно старой поговорке «не за страх, а за совесть», с другой - те, кто, отказываясь от самого принципа служе­ ния, ставит на первое место свои эгоистические, узкокорыстные интересы. Можно выделить и оп ­ ределённую историческую закономерность: коли­ чество «наемников» многократно умножается в смутные времена, точней, падение нравов в наро­ де неизбежно влечёт угасание веры в массе свя ­ щеннослужителей, ибо они тоже часть народа, что в итоге рождает смуту. Предреволюционные годы не были исключением . Вот что писал, размышляя о причинах трагедии 1917 года, митрополит Вени- ѵіин (Федченков): «Духовная жизнь и религиоз­ ное горение к тому времени начали падать и слабеть. Вера становилась лишь долгом и тради­ цией, молитва - холодным обрядом по привычке. Огня не было в нас и окружающих... Как-то всё у нас «опреснилось», или, по выражению Спаси­ теля, соль в нас потеряла свою силу. Мы преста­ ли быть «солью земли и светом мира». Нисколь­ ко не удивляло меня ни тогда, ни теперь, что мы никого не увлекали за собою: ка к могли мы зажигать души, если не горели сами?! Было об­ щее охлаждение в нас». И в другом месте: «Мож­ но бы сказать о духовенстве. На моей памяти мы не могли хвалиться чем-либо особым. «Служили», так можно сказать. Большей частью мы станови ­ лись требоисполнителями, а не горящими све ­ тильниками. Не помню, чтобы от нас загорались души». Да, всё это действительно так. Но Церковь не Іы л а бы Церковью Христовой, если бы не сохраня­ лись в лоне Её истинные пастыри - смиренные, честные, бескорыстные. Тот же владыка Вениамин отмечает, что, несмотря на общую теплохладность, «бывали... поразительные примеры святых людей, почти в каждой губернии были свои маленькие «кронштадтские». Были они, разумеется, и на Коль­ ском Севере. Господу они ведомы, но мы с вами з н а ем далеко не всех. Вот почему так радует любая находка, в аж ными станов я тся любое упоми­ нание, любое имя. Не так давно, и зучая в областной научной б и б ­ лиотеке мат ер и алы по истории нашего края, я наткнулся на очерки А. Р е н н и к о в а - к о р р е сп о н ­ дента архангельской газеты « Р у с с к о е слово». О с е чью 1916 года он сопровож д ал а р х и е п и с к о п а А р ­ хан гель ско го и Х о л м о го р с к о го Нафанаила* в его поезд ке на Кольский полуостров. О т ры в о к из его оч ер к а «Нав стреч у С е в е р н о м у сиянию» предлагаю ваш ем у вниманию . - Интересный случай, какого не встречал я никогда в жизни, довелось наблюдать мне в Канда­ лакшской церкви. Отслужив молебен, епископ Н а ­ фанаил вступил с крестьянами в беседу относи­ тельно их нужд и наболевших вопросов. И вот крестьяне начинают жаловаться на своего священ­ * Архиепископ Нафанаил (Троицкий) - с 17.04.1912 епископ Архангельский и Холмогорский; 4 октября 1916 года совершил молебен и освятил место закладки хра­ ма святителя Николая в новом городе Романов-на- Мурмане (на месте нынешнего ДК Кирова); с 1918 года в сане архиепископа: с 1921 года -- архиепископ Харьковский и Ахтырский; с 1924 года в сане митропо­ лита; с 1924 в заключении; с 1927 года управлял Во­ ронежской епархией; с 1927 года на покое; f7.04.33. н и к а о т ц а П а в л а , к о т о р ы й с л у ч а й н о в э т и д н и б ы л в о т ъ е з д е . - У ж у г о в о р и т е е г о , В а ш е П р е о с в я щ е н с т в о , т а к н е л ь з я , э т о н е г о д и т с я . - Ч т о т а к о е , о ч ё м в ы ? - Д а в с ё о б о т ц е П а в л е , В а ш е П р е о с в я щ е н с т в о , н е б е р ё т д е н е г с н а с о т е ц П а в е л н и к о п е й к и . Р а з в е э т о п о р я д о к ? - В е р н о , в е р н о , - р а з д а ё т с я х о р о м . - Ч т о ж е з а п о р я д о к : б а т ю ш к а д е н е г н е п р и н и м а е т ! - М ы у ж е п р о с и л и е г о , В а ш е П р е о с в я щ е н с т в о . П у с т ь н а з н а ч и т , с к о л ь к о з а ч т о . И л и , с м о т р я п о б е д н о с т и , с к а ж д о г о , с к о л ь к о к а ж д ы й м о ж е т . Н и ч е ­ г о с л у ш а т ь н е х о ч е т . В и д и м , к а к е м у т р у д н о - т о с с е м ь ё й ! И ж и в ё т т е с н о и б е д н о . А х о т ь б ы ч т о ! С а м р ы б к и н а л о в и т и п и т а е т с я . - Н у , в ы б ы е м у д о б р о в о л ь н ы м и п р и н о ш е н и я м и п о м о г а л и , к т о р ы б о й , к т о х л е б о м . - Н е б е р е т , В а ш е П р е о с в я щ е н с т в о . З а с т а в и т ь е г о н у ж н о . С в я т о й о ч е н ь о н у н а с . В л а д ы к а Н а ф а н а и л з а д у м ы в а е т с я . Т а к о й р е д к и й к а з у с н е л е г к о р а з р е ш и т ь в е п а р х и а л ь н о й п р а к т и к е . - Н е м о г у н и ч е г о с д е л а т ь , д е т и м о и , - г о в о р и т н а к о н е ц П р е о с в я щ е н н ы й . - Е с л и н е х о ч е т б р а т ь , т о э т о е г о в о л я , з а с т а в л я т ь н е м о г у . А в ы е м у д о м п о с т р о й т е , п о м о г а й т е т р у д о м , о б л е г ч а й т е ж и з н ь . И в е д и т е с е б я т а к , ч т о б ы р а д о в а т ь е г о с в о и м п о в е д е ­ н и е м . Э т о и б у д е т в о з н а г р а ж д е н и е м . - У ж м ы с т а р а е м с я , В а ш е П р е о с в я щ е н с т в о ! - М ы е г о у в а ж а е м и л ю б и м , м о ж н о с к а з а т ь , о ч е н ь ! - Ч т о и г о в о р и т ь ! П р е о с в я щ е н н ы й б л а г о с л о в л я е т р ы б а к о в и у х о ­ д и т в с л е д з а н и м и . А я с т о ю и н е м о г у п р и й т и в с е б я о т у д и в л е н и я . Н е б е р ё т ! М н о г о ч у д е с п р и х о ­ д и л о с ь в с т р е ч а т ь н а с в о ё м в е к у в Р о с с и и . Н о в с е э т и ч у д е с а с в я з а н ы , г л а в н ы м о б р а з о м , с о б р а т н ы м я в л е н и е м : с т е м , к а к б е р у т . Я з н а ю д а ж е с л у ч а й , к а к о д и н п р о в и н ц и а л ь н ы й р е п о р т ё р у м у д р и л с я в з я т ь т р и р у б л я с о к о л о т о ч н о г о н а д з и ­ р а т е л я . Н о в о т ч т о з н а ч и т п о л ь з а п у т е ш е с т в и й , к о т о р о й н а с у ч и л и н а у р о к а х р у с с к о й с л о в е с н о с ­ т и : н у ж н о б ы л о з а б р а т ь с я в К а н д а л а к ш у , з а с е ­ в е р н ы й п о л я р н ы й к р у г , ч т о б ы у з н а т ь о с у щ е с т в о ­ в а н и и б е с с р е б р е н и к а о т ц а П а в л а . Откроем второй том трёхтомного собрания со­ чинений академика Ивана Фёдоровича Ушакова: «В среднем в конце XIX века священник получал казённого жалования около 400 рублей, псалом ­ щик - 125 рублей. Кроме того, они имели доход от церковных угодий и требоисправлений (за ка з ­ ных молебнов, панихид и других треб) около 250 рублей, из которых три четверти шли священнику. В целом доход священника вдвое превышал зара ­ боток квалифицированного рабочего в промыш­ ленности». Если судить на основании этих данных, то получается, что священники были людьми обеспе­ ченными. Однако цифры лукавы. Средние показа ­ тели не дают истинной картины. На самом деле доходы священника в крупных и небольших горо­ дах существенно отличались. А уж о бедственном положении сельских батюшек ещё в то, дореволю­ ционное время сколько было говорено-переговоре- но! Вот и выходит, что, не желая обременять и без того, видимо, не слишком богатых прихожан, отец Павел добровольно отказывался от платы за совершение треб, то есть от значительной части своих доходов... Отец Павел. Поиск в Государственном архиве Мурманской области, проведённый кандидатом ис­ торических наук Юлией Петровной Бардилевой, подтвердил: был такой батюшка. Полное его имя - Павел Иванович Васильев. Сведения, которые до­ велось о нём собрать, скудны. Родился Павел Иванович в семье священника. С 1913 года слу­ жил псаломщиком. С 1914 года - священник Кан­ далакшского прихода. Жену отца Павла звали Анисия Иосифовна. В 1915 году у них родилась дочь Анна. Служение отца Павла в Кандалакше завер­ шилось между 1920-1927 годами. Вот и все дан­ ные, имеющиеся на сегодняшний день в нашем распоряжении. Если бы не приведённый отрывок из дореволюционной статьи, столь ярко свидетель­ ствующий о духе этого человека, мы, возможно, никогда и не выделили бы его из общего ряда священнослужителей. Теперь же хочется продол­ жать поиски, чтобы узнать об отце Павле как можно больше. Будем помнить, однако, что Гос­ подь открывает нам ровно столько, сколько необ­ ходимо знать. И будем молиться о том, чтобы умножилось в Церкви число истинных пастырей. Дмитрий Ермолаев. О т р е д а к ц и и . В то время, как готовился к выпуску этот номер газеты, в редакцию пришла мурманчанка Нина Владимировна Голикова, принесла свои статьи и некоторые материалы из своего семейного архива. Когда мы стали рассматривать их, наткнулись на пожелтевшую бумажку, написанную красивым старинным почерком. Это оказалась справка, выданная дедушке и бабушке Нины Владимировны, жившим в Кандалакше, в связи с рождением их сына. И выдал ее не кто иной, ка к священник Павел Иванович Васильев. Верим, что эта находка произошла по Промыслу Божиему - так отец Павел дал о себе знать. % - У У & ■ Копия свидетельства о рождении, выданная священником Павлом Васильевым б 1919 году Из семейного архива Н. В. Голиковой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz