Миссионерская православная газета. 2003 г. № 12. Декабрь.
миссионерская православная газета 3 ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ Добрый и бескорыстный пастырь трудился на ниве Божией в Кандалакше в начале XX века. Таких людей в старину называли бессребрениками. Есть такой чин святых в Православной Церкви наряду с мучениками, исповедниками, преподобными. Например, целителями-бессребрениками называют святых Коему и Дамиана, врачей безмездных, Кира и Иоанна, великомученика Пантелеймона и мученика Диомида. О кольском бессребренике отце Павле рассказывает мурманский журналист Дмитрий Ермолаев. ' > '.Г*," Ш » т м Л Сказанное в Священном Писании - на все времена. «Я еемь пастырь добрый: пастырь доб рый полагает жизнь свою за овец; а наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходя щего волка и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их; а наемник бежит, потому что наем ник, и не радит об овцах». (Ин. 10, 11-13). Да, есть пастыри, а есть наемники. В любой эпохе, в любом столетии существовали и существуют, с одной стороны, те, кто служит согласно старой поговорке «не за страх, а за совесть», с другой - те, кто, отказываясь от самого принципа служе ния, ставит на первое место свои эгоистические, узкокорыстные интересы. Можно выделить и оп ределённую историческую закономерность: коли чество «наемников» многократно умножается в смутные времена, точней, падение нравов в наро де неизбежно влечёт угасание веры в массе свя щеннослужителей, ибо они тоже часть народа, что в итоге рождает смуту. Предреволюционные годы не были исключением . Вот что писал, размышляя о причинах трагедии 1917 года, митрополит Вени- ѵіин (Федченков): «Духовная жизнь и религиоз ное горение к тому времени начали падать и слабеть. Вера становилась лишь долгом и тради цией, молитва - холодным обрядом по привычке. Огня не было в нас и окружающих... Как-то всё у нас «опреснилось», или, по выражению Спаси теля, соль в нас потеряла свою силу. Мы преста ли быть «солью земли и светом мира». Нисколь ко не удивляло меня ни тогда, ни теперь, что мы никого не увлекали за собою: ка к могли мы зажигать души, если не горели сами?! Было об щее охлаждение в нас». И в другом месте: «Мож но бы сказать о духовенстве. На моей памяти мы не могли хвалиться чем-либо особым. «Служили», так можно сказать. Большей частью мы станови лись требоисполнителями, а не горящими све тильниками. Не помню, чтобы от нас загорались души». Да, всё это действительно так. Но Церковь не Іы л а бы Церковью Христовой, если бы не сохраня лись в лоне Её истинные пастыри - смиренные, честные, бескорыстные. Тот же владыка Вениамин отмечает, что, несмотря на общую теплохладность, «бывали... поразительные примеры святых людей, почти в каждой губернии были свои маленькие «кронштадтские». Были они, разумеется, и на Коль ском Севере. Господу они ведомы, но мы с вами з н а ем далеко не всех. Вот почему так радует любая находка, в аж ными станов я тся любое упоми нание, любое имя. Не так давно, и зучая в областной научной б и б лиотеке мат ер и алы по истории нашего края, я наткнулся на очерки А. Р е н н и к о в а - к о р р е сп о н дента архангельской газеты « Р у с с к о е слово». О с е чью 1916 года он сопровож д ал а р х и е п и с к о п а А р хан гель ско го и Х о л м о го р с к о го Нафанаила* в его поезд ке на Кольский полуостров. О т ры в о к из его оч ер к а «Нав стреч у С е в е р н о м у сиянию» предлагаю ваш ем у вниманию . - Интересный случай, какого не встречал я никогда в жизни, довелось наблюдать мне в Канда лакшской церкви. Отслужив молебен, епископ Н а фанаил вступил с крестьянами в беседу относи тельно их нужд и наболевших вопросов. И вот крестьяне начинают жаловаться на своего священ * Архиепископ Нафанаил (Троицкий) - с 17.04.1912 епископ Архангельский и Холмогорский; 4 октября 1916 года совершил молебен и освятил место закладки хра ма святителя Николая в новом городе Романов-на- Мурмане (на месте нынешнего ДК Кирова); с 1918 года в сане архиепископа: с 1921 года -- архиепископ Харьковский и Ахтырский; с 1924 года в сане митропо лита; с 1924 в заключении; с 1927 года управлял Во ронежской епархией; с 1927 года на покое; f7.04.33. н и к а о т ц а П а в л а , к о т о р ы й с л у ч а й н о в э т и д н и б ы л в о т ъ е з д е . - У ж у г о в о р и т е е г о , В а ш е П р е о с в я щ е н с т в о , т а к н е л ь з я , э т о н е г о д и т с я . - Ч т о т а к о е , о ч ё м в ы ? - Д а в с ё о б о т ц е П а в л е , В а ш е П р е о с в я щ е н с т в о , н е б е р ё т д е н е г с н а с о т е ц П а в е л н и к о п е й к и . Р а з в е э т о п о р я д о к ? - В е р н о , в е р н о , - р а з д а ё т с я х о р о м . - Ч т о ж е з а п о р я д о к : б а т ю ш к а д е н е г н е п р и н и м а е т ! - М ы у ж е п р о с и л и е г о , В а ш е П р е о с в я щ е н с т в о . П у с т ь н а з н а ч и т , с к о л ь к о з а ч т о . И л и , с м о т р я п о б е д н о с т и , с к а ж д о г о , с к о л ь к о к а ж д ы й м о ж е т . Н и ч е г о с л у ш а т ь н е х о ч е т . В и д и м , к а к е м у т р у д н о - т о с с е м ь ё й ! И ж и в ё т т е с н о и б е д н о . А х о т ь б ы ч т о ! С а м р ы б к и н а л о в и т и п и т а е т с я . - Н у , в ы б ы е м у д о б р о в о л ь н ы м и п р и н о ш е н и я м и п о м о г а л и , к т о р ы б о й , к т о х л е б о м . - Н е б е р е т , В а ш е П р е о с в я щ е н с т в о . З а с т а в и т ь е г о н у ж н о . С в я т о й о ч е н ь о н у н а с . В л а д ы к а Н а ф а н а и л з а д у м ы в а е т с я . Т а к о й р е д к и й к а з у с н е л е г к о р а з р е ш и т ь в е п а р х и а л ь н о й п р а к т и к е . - Н е м о г у н и ч е г о с д е л а т ь , д е т и м о и , - г о в о р и т н а к о н е ц П р е о с в я щ е н н ы й . - Е с л и н е х о ч е т б р а т ь , т о э т о е г о в о л я , з а с т а в л я т ь н е м о г у . А в ы е м у д о м п о с т р о й т е , п о м о г а й т е т р у д о м , о б л е г ч а й т е ж и з н ь . И в е д и т е с е б я т а к , ч т о б ы р а д о в а т ь е г о с в о и м п о в е д е н и е м . Э т о и б у д е т в о з н а г р а ж д е н и е м . - У ж м ы с т а р а е м с я , В а ш е П р е о с в я щ е н с т в о ! - М ы е г о у в а ж а е м и л ю б и м , м о ж н о с к а з а т ь , о ч е н ь ! - Ч т о и г о в о р и т ь ! П р е о с в я щ е н н ы й б л а г о с л о в л я е т р ы б а к о в и у х о д и т в с л е д з а н и м и . А я с т о ю и н е м о г у п р и й т и в с е б я о т у д и в л е н и я . Н е б е р ё т ! М н о г о ч у д е с п р и х о д и л о с ь в с т р е ч а т ь н а с в о ё м в е к у в Р о с с и и . Н о в с е э т и ч у д е с а с в я з а н ы , г л а в н ы м о б р а з о м , с о б р а т н ы м я в л е н и е м : с т е м , к а к б е р у т . Я з н а ю д а ж е с л у ч а й , к а к о д и н п р о в и н ц и а л ь н ы й р е п о р т ё р у м у д р и л с я в з я т ь т р и р у б л я с о к о л о т о ч н о г о н а д з и р а т е л я . Н о в о т ч т о з н а ч и т п о л ь з а п у т е ш е с т в и й , к о т о р о й н а с у ч и л и н а у р о к а х р у с с к о й с л о в е с н о с т и : н у ж н о б ы л о з а б р а т ь с я в К а н д а л а к ш у , з а с е в е р н ы й п о л я р н ы й к р у г , ч т о б ы у з н а т ь о с у щ е с т в о в а н и и б е с с р е б р е н и к а о т ц а П а в л а . Откроем второй том трёхтомного собрания со чинений академика Ивана Фёдоровича Ушакова: «В среднем в конце XIX века священник получал казённого жалования около 400 рублей, псалом щик - 125 рублей. Кроме того, они имели доход от церковных угодий и требоисправлений (за ка з ных молебнов, панихид и других треб) около 250 рублей, из которых три четверти шли священнику. В целом доход священника вдвое превышал зара боток квалифицированного рабочего в промыш ленности». Если судить на основании этих данных, то получается, что священники были людьми обеспе ченными. Однако цифры лукавы. Средние показа тели не дают истинной картины. На самом деле доходы священника в крупных и небольших горо дах существенно отличались. А уж о бедственном положении сельских батюшек ещё в то, дореволю ционное время сколько было говорено-переговоре- но! Вот и выходит, что, не желая обременять и без того, видимо, не слишком богатых прихожан, отец Павел добровольно отказывался от платы за совершение треб, то есть от значительной части своих доходов... Отец Павел. Поиск в Государственном архиве Мурманской области, проведённый кандидатом ис торических наук Юлией Петровной Бардилевой, подтвердил: был такой батюшка. Полное его имя - Павел Иванович Васильев. Сведения, которые до велось о нём собрать, скудны. Родился Павел Иванович в семье священника. С 1913 года слу жил псаломщиком. С 1914 года - священник Кан далакшского прихода. Жену отца Павла звали Анисия Иосифовна. В 1915 году у них родилась дочь Анна. Служение отца Павла в Кандалакше завер шилось между 1920-1927 годами. Вот и все дан ные, имеющиеся на сегодняшний день в нашем распоряжении. Если бы не приведённый отрывок из дореволюционной статьи, столь ярко свидетель ствующий о духе этого человека, мы, возможно, никогда и не выделили бы его из общего ряда священнослужителей. Теперь же хочется продол жать поиски, чтобы узнать об отце Павле как можно больше. Будем помнить, однако, что Гос подь открывает нам ровно столько, сколько необ ходимо знать. И будем молиться о том, чтобы умножилось в Церкви число истинных пастырей. Дмитрий Ермолаев. О т р е д а к ц и и . В то время, как готовился к выпуску этот номер газеты, в редакцию пришла мурманчанка Нина Владимировна Голикова, принесла свои статьи и некоторые материалы из своего семейного архива. Когда мы стали рассматривать их, наткнулись на пожелтевшую бумажку, написанную красивым старинным почерком. Это оказалась справка, выданная дедушке и бабушке Нины Владимировны, жившим в Кандалакше, в связи с рождением их сына. И выдал ее не кто иной, ка к священник Павел Иванович Васильев. Верим, что эта находка произошла по Промыслу Божиему - так отец Павел дал о себе знать. % - У У & ■ Копия свидетельства о рождении, выданная священником Павлом Васильевым б 1919 году Из семейного архива Н. В. Голиковой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz