Миссионерская православная газета. 2003 г. № 10. Октябрь.

АШССИОНвРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА 7 Детская страничка А Н Г Е А - т Н И Т Е А Ь ЮТР-МШЩ Н«ПОБИТЬБРШНІІШAST» Сияло летнее солнце, в са­ дах Киева поспевали вишни и яблоки, весело щебетали птицы, когда в 1061 году от Рождества Христова к воротам Киево-Печерс- кого монастыря подошёл юноша лет семнадцати, судя по одежде, княжеский отрок, дружинник. Его светло-русые волосы, выгоревшие в походах, были перевязаны кожаным ремешком, лицо, загорелое и обветренное, казалось суровым. Большие серые глаза юноши смотрели внимательно и серьёзно. Перед вратами святой обители юный дружинник перекрестился и, волнуясь, произнёс: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». На стук вышел инок-привратник и, поговорив с пришельцем, сообщил о нём настоя­ телю, а затем проводил незнакомца к пещере, где '-"Чвизался духовный отец всех печерских иноков. рылённый надеждой, юноша поспешил под низкие своды пещеры. Он пал в ноги игумену Феодосию и со слезами на глазах стал умолять его, чтобы тот благословил его жить в пещерах вместе с иноками. Великий Феодосий, указывая на пещеру, сказал: «Чадо, жизнь монаха сурова и полна тяжких тру­ дов, а пещеры темны и унылы. Ты молод, сможешь ли отречься от земного благополучия и понести иноческие труды?» - Отче, - продолжал упрашивать юноша, - я привык переносить лишения и невзгоды в походах. Доныне служил я киевскому князю Изяславу и бился с печенегами, теперь же хочу служить Хри­ сту, Царю Небесному, и бороться со страстями и духами злобы поднебесной. Готов исполнять любую работу: варить пищу для иноков, таскать воду, рубить дрова, молоть зерно. Буду служить братии, как купленный раб. Честный отче, Сам Бог по твоему милосердию привёл меня сюда для спасе- я моей души, потому буду слушать тебя во всём». Игумен Феодосий получил за свою подвижничес­ кую жизнь от Бога дар прозорливости - он предви­ дел, что этот юноша со временем станет ревнос­ тным подвижником, и потому сказал: - Благословен Бог, укрепивший тебя, чадо, на этот подвиг. Оставайся в наших пещерах, да помо­ жет тебе Господь! Юноша вновь упал в ноги стар­ цу, а тот благословил его. Прошло несколько лет. Скончались основатели Киево-Печерской обители преподобные Антоний и Феодосий. Юный послушник принял от нового пе­ черского игумена Стефана святой ангельский ино­ ческий образ с именем в честь мученика Нестора Солунского и облекся в монашескую одежду. Затем он был рукоположен во диакона. Иеродиакон Нестор начал усердно молиться своему небесному заступ­ нику, прося терпения, так необходимого в иночес­ кой жизни. Имя «Нестор» в переводе греческого означает «вернувшийся домой», и молодой монах чувствовал, что он и вправду, словно блудный сын, после многих скитаний вернулся домой, к Отцу Небесному. Родным домом стала для него Печерс­ кая обитель, отцом духовным - игумен, братьями - иноки. Нестор день ото дня усиливал свои подвиги, умерщвляя плотские страсти и творя всякую истину, чтобы не быть плотским, но духовным человеком, истинным рабом и поклонником Божиим. Кротким и молчаливым был Нестор. Нечистых духов отец Нестор побеждал больше всего неизре­ ченным смирением. Он даже в летописи смиренно называет себя недостойным, грубым невеждою, ис­ полненным множества грехов. Он любил молиться в храме Божием и в своей келье-пещере со слезами и земными поклонами. А ещё любил подвижник читать книги Священного Писания: через них ведь Сам Господь беседует с нами. Кроме того, внимательно изучал отец Нестор творения святых отцов, визан­ тийские хроники, первоначальные славянские лето­ писи. О прочитанном Нестор часто беседовал со своими духовными наставниками, мудрыми печерс­ кими старцами. Грамоте он был обучен с детства: князь Владимир Красное Солнышко, креститель Руси, а затем и его сын Ярослав Мудрый создавали шко­ лы для детей при всех церквях, чтобы отроки обуча­ лись Закону Божию, чтению и письму. При храме, где он учился в детстве, было много книг. Но сколь­ ко же их было в Киево-Печерской обители! Древние рукописи, богослужебные книги на греческом и цер­ ковнославянском языках, книги, привезённые со Святой горы Афон... В монастыре Нестор укреплялся и возрастал духовно. И вот однажды игумен дал ему новое послушание - вести летопись. Летопись - сложное слово, оно образовано из двух слов - «лето» (по- церковнославянски - год) и «писать». «Как же быть летописцем мне, немощному и грешному невежде? Как правдиво поведать о слав­ ных делах Божиих?» - растерялся сперва Нестор. Но потом вспомнил, что послушание выше поста и молитвы, и взялся за труд. Далеко за полночь не угасал огонёк свечи в его келье-пещере. Тёмными осенними и зимними вече­ рами с молитвой к Богу, очистив ум постом, при­ лежно трудился Нестор-летописец, красивым устав­ ным письмом неторопливо на пергаменте запечат­ левая историю: рассказ о происхождении славян, проповедь апостола Андрея, призвание варяжского князя Рюрика, подвиги иноков, строительство хра­ мов, повествования о чудотворных иконах, о похо­ дах русских князей против печенегов и половцев, о преступных и братоубийственных княжеских междо­ усобицах. Дивные дела Божии ложились год за годом на страницы летописи. Назвал преподобный Нестор летопись «Повестью временных лет» и на­ чал её словами: «Откуда есть пошла Русская Зем ­ ля и кто первый в Киеве начал княжити». А далее - рассказы о дивных монахах-подвижниках и дея­ ниях русских князей: «В лето 6463. Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду...» Почему такой непонятный год - 6463? Тогда лето- исчисление велось от сотворения мира, а сейчас мы считаем годы от Рождества Христова. То есть равноапостольная княгиня Ольга отправилась в Царь- град в 6463 году от сотворения мира (в 955 году от Рождества Христова). Для работы над летописью Нестор перечитал мно­ го книг, беседовал со многими людьми. В Киево- Печерском монастыре жил древний старец Иеремия, который помнил ещё, как святой Владимир крестил Русь в 988 году. Неспешно повествовал столетний седобородый монах летописцу о тех славных днях: «Был я тогда ещё мал, но многое запомнил. Князь наш, Владимир Красное Солнышко, сам крестился в Греческой земле и нам всем повелел креститься. Пришёл мой отец как-то домой с великой радостью и говорит: «Наш князь, мудрый и храбрый Владимир, сказал, что если не придёт кто завтра на Днепр - будь то богатый или бедный, нищий или раб, - да будет ему враг». Поразмыслили мои родители и решили: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы Крещения князь наш и бояре». Да и видели все мы, и родня, и соседи наши, как накануне, по пове­ лению княжескому, деревянных мерзких «богов»: и Мокошь, и Велеса, и всех остальных - изрубили и сожгли. Мы изумлялись, что эти кумиры, которым все так поклонялись, молчали и не пошевелились и никак не наказали своих обидчиков! Дерево оно и есть дерево. Я видел, бегая с другими детьми, как громадного Перуна привязали к конскому хвосту и волочили его с горы по Боричеву взвозу к Ручью; двенадцать же мужей колотили его железами, чтобы посрамить бесов. Некоторые неверные, ещё не про­ свещённые Святым Крещением, плакали, когда Перу­ на влекли к Днепру. Но мои родители сказали, что не от большого ума они так печалились: Перун-то - такой великан из самых крепких брёвен, а сделать ничего не мог, даром что усы у него золочёные! К тому же многие семьи вздохнули с облегчением: не будут больше убивать юношей и девушек в жертву этому кровожадному Перуну! Весело, с надеждой на перемены к лучшему и зарождающейся верой в Спасителя шли мои род­ ные и я на Днепр. Туда же вместе с нами собира­ лись толпы киевлян в нарядных белых одеждах. Люди дорогой говорили то же самое, что и мой батюшка: «Дело это хорошее, раз сам князь и все бояре крестились!» Народ ликовал. Вошли мы все в воды Днепра: я и другие ребя­ тишки по грудь, а взрослые - по шею. Мать моя держала мою младшую сестрёнку на руках. Помню голубое небо над нами и яркий солнечный свет, вспыхивающий в волнах Днепра. Был конец лета, но дни стояли ещё жаркие. Всё меня изумляло: и молитвы, и стройное церковное пение, и золотые блистающие ризы духовенства, молившегося на берегу, и князь Владимир, стоявший рядом с митрополитом Киевским Михаилом. Сверкали золо­ том кресты в руках священников. Когда людей окрестили во имя Святой Троицы, владыка Михаил благословил всех и народ стал расходиться по домам, но я застыл на берегу как вкопанный и всё смотрел то в бездонное голубое небо, то на кресты и иконы, то на нашего князя в пурпурном плаще и княжеском венце, украшенном драгоценными кам ­ нями. Князь, могучий и статный, стоял на самом высоком месте над Днепром, его кудри золотились на солнце, грозные очи сияли необычайной радос­ тью. Он молился, благодаря Бога». Так рассказывал старец Иеремия Нестору-лето- писцу о Крещении Руси. А тот усердно, не покла­ дая рук трудился над летописью, исполняя волю Божию. Он составил «Повесть временных лет» не ради славы человеческой, не ради корысти, а ради Господа - чтобы знали о славных делах Божиих потомки православных - мы с вами. Раба Божия Галина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz