Миссионерская православная газета. 2003 г. № 1. Январь.

лшооионерокдя православная глзетд 5 Архимандрит Ионафан (Баранов). сельскохозяйственных построек колонистов на дру­ гие места с помощью монастыря. Православное государство во главе с православ­ ным царем всегда составляли основу для монархи­ ческих убеждений отца Ионафана. Великодержавность России поддерживались и укреплялась в умах и сердцах всех, кто общался с настоятелем Печенгской обители. Отец Ионафан глубоко почитал и отца Нико­ лая II - Александра III, правившего в 1881-1894 годы. Настоятеля букваль­ но потрясло известие о крушении поезда, в котором ехал Александр III вместе с семьей 17 октября 1888 года. Божиим Промыслом семья мо­ нарха осталась жива. 14 октября 1890 года на заседа­ нии совета старшей братии монас­ тыря под председательством отца Ионафана говорилось, что на всем протяжении Мурманского берега не имеется никакого памятника в о з ­ наменование этого чудесного спа­ сения Императора и царской семьи. Было решено, что таким памятником станет храм, который будет построен на могиле 116 мучеников, и школа для детей, которую монастырь откроет. Никогда слово у отца Ионафана не расходилось с делом. Школа была основана в 1898 году в колонии Баркино и содержалась на средства мона­ стыря до 1907 года, а храм Рождества Христова, построенный в 1908 году, был освящен в 1911 году. Отец Ионафан активно поддерживал союз Церк­ ви и государства и не принадлежал к обновленцам, которые предлагали расторгнуть этот многолетний союз и превратить Церковь в обособленный инсти­ тут во главе с Патриархом. Архимандрита Ионафана уважали все архангель­ ские губернаторы, многие из которых приезжали в Трифонов Печенгский монастырь. Губернатор Сосновский Иван Васильевич писал: «Высокая полезная и глубоко симпатичная деятель­ ность отца Ионафана является для него за после­ днее время источником немалых огорчений и не­ приятностей. Находятся такие недальновидные лица, которые вменяют ему в вину увлечение «мирским» делом в ущерб духовному... Между тем, если этот замечательный человек, вышедший из простых кре­ стьян и обладающий, при безукоризненных нрав­ ственных качествах и строго монашеском образе жизни, светлым умом, железной волей, неисчерпа­ емой энергией, беззаветной преданностью Царю и Родине, и не стоит, быть может, на высоте всех требований канонических уставов, но приносит зато огромную пользу нашим госу­ дарственным интересам на Мурмане, а пото­ му и заслуживает деятельной поддержки пра­ вительства». Архимандрита Ионафана знали не толь­ ко в губернских, но и в столичных кругах. Его деятельностью интересовались обер-про- куроры Святейшего Синода Победонос­ цев К. П. и Лукьянов С. М. Имя его было хорошо известно самому премьер-министру Столыпину П. А. В России, где в 1917 году насчитывалось 1245 монастырей, такое внимание к Печенг­ ской обители со стороны государства, с ко ­ рее, исключение из правил, чем закономер­ ность. Причина этого, несомненно, в лично­ сти самого отца Ионафана. Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства преподнесло отцу Иона­ фану при посвящении в высший сан настоя­ теля - митру, 23 мая 1901 года об этом писала газета «Свет». КОНЧИНА НАСТОЯТЕЛЯ Но вот, 22 февраля 1915 года, будучи бодрым с утра, неожиданно к вечеру отец Ионафан почувствовал сильную слабость и, обессилевший, лег на койку. Он не имел сил даже поднять голову с подушки, чтобы принять принесенные ему валериановые капли, и был очень взволнован случившим­ ся. Испытывая сильную жажду, отец насто­ ятель часто просил пить, выпив более двух стаканов воды. Еще сохраняя ясный ум, он с нетерпени­ ем ожидал почту и все спрашивал, когда ее привезет монах Акакий из печенгской почтово-те­ леграфной конторы, особенно ожидая письма свое­ го друга Николая Федоровича: «Прочтите мне пись­ мо Николая Федоровича, больше мне ничего не надо». Почту привезли к полуночи. К этому времени отец Ионафан совсем ослабел, правая рука была парализована и мысли, вероятно, стали не ясны. Тем не менее, полученное письмо Николая Федоро­ вича ему прочитали. На некоторое время старец успокоился. К двум часам ночи был привезен из колонии фельдшер, однако медицинская помощь была уже бессильна и бесполезна. Отец Ионафан угасал и слабел. Всю ночь до утра неотступно при нем находи­ лись монах Антоний и послушник Василий Канев. Утром 23 февраля отец Ионафан был все в том же состоянии, одно время его сознание прояснилось и он выразил желание, чтобы над ним скорее совер­ шили таинство Елеосвящения. В полдень Таинство было совершено собором монастырских священнос­ лужителей в присутствии многих монашествующих. По окончании таинства Елеосвящения с отцом Ионафаном случился сильный припадок: он, быстро дыша, забился в страшных конвульсиях, чуть не упал с койки, стал харкать мокротой. Вероятно, это была агония, глаза оставались открытыми, но глубоко запали. Страшно было смотреть окружаю ­ щей его братии на эту борьбу жизни со смертью. В это время духовник обители иеромонах Пахо- мий начал читать отходную, напутствуя умирающе­ го, и благословил его иконой, данной в благослове­ ние отцу Ионафану матерью. К вечеру судороги прекратились, дыхание было тихое, еле заметное. Братия поочередно присут­ ствовала и наблюдала за умирающим отцом насто­ ятелем. Так, постепенно тихо замирая, через 20 минут после полуночи 24 февраля скончался архимандрит Ионафан. Лицо его было белое, покойное, не оста­ лось и следа перенесенных им за последние сутки страданий при переходе из мира сего в неведомую вечность. Утром 24 февраля священнослужители, в полном облачении, придя из церкви, при пении литии поло­ жили в гроб тело отца Ионафана и совершили вынос его в Сретенскую церковь. Там в присут­ ствии множества обитателей монастыря была от­ служена первая панихида, после чего, по право­ славному обычаю, началось непрерывное чтение Евангелия и Псалтири над телом покойного. 26 февраля после литургии был совершен торже­ ственный отпев тела покойного архимандрита Иона­ фана собором всех священнослужителей монасты­ ря, священником Печенгского прихода Василием Спасским в присутствии всех монашествующих и обитателей монастыря. Отдать последний долг усоп­ шему пришло также огромное количество жителей Печенгских колоний и местных лопарей. Краткую прощальную речь пред началом отпева­ ния произнес духовник монастыря иеромонах Пахо- мий. Перед пением «Приидите последнее целование дадим, братие, умершему» прощальное слово про­ изнес отец Василий Спасский. В простом деревянном белом гробу, покрашенном снаружи темной краской, покоилось многотрудное тело отца Ионафана, облеченное в простую мантию, клобук и епитрахиль. Лицо было закрыто воздухом, тело с половины покрыто парадной мантией со скри­ жалями, на груди лежало Евангелие, на аналое пе­ ред гробом находилась икона праведного Ионафана. С правой стороны аналоя стоял небольшой столик с траурной митрой, слева - с наградами: наперсным крестом и орденами покойного. После отпевания гроб с телом покойного крест­ ным ходом был торжественно обнесен священнос­ лужителями вокруг церкви с запрестольным крес­ том, иконами и хоругвями впереди. При этом у алтарей приделов храма были пропеты литии. Затем тело покойного было погребено в могиле на отведенном самим покойным при жизни месте в трех саженях от деревянного креста, находящегося с правой стороны церкви. Так закончилась земная жизнь «исторического», как его называли уже при жизни, архимандрита Иона­ фана. Ка к порванная струна, он более не звучит, остались в воспо­ минаниях о нем видимые плоды его трудов. Могилу отца Ионафана обнесли деревянной оградкой и установили деревянный крест с хорошо напи­ санным живописцем монастыря иеро­ диаконом Нестором распятием и частью приводимого ниже стихотво­ рения Ануфриева Дмитрия Андрее­ вича, монастырского летописца: Прими от нас привет прощальный Тебе над сенью гробовой, Пусть этот крест святой, печальный, Хранит в могиле твой покой. Ты вновь для северного края Обитель чудно основал, Себе покоя не давая, В трудах своих преград не знал. Дела твои давно в скрижали Народ навечно записал, Тебя в сем мире почитали, Ты славу в нем себе стяжал. И вот к твоей могиле хладной Не раз друзья, скорбя, придут Тропой утоптанной народной И «память вечную» споют. Быть может, у Престола Славы Себе удел ты обретешь, О нас, оставленных тобою, Творцу молитвы вознесешь. На смерть настоятеля Печенгской обители архи­ мандрита Ионафана откликнулся ряд столичных периодических изданий. А в 1916 году в Петрограде увидела свет брошюра А. Григорьева «Мурманский инок. Архимандрит Ионафан». Материал для статьи предоставлен Трифонов Печенгским монастырем За церковные заслуги и особые труды по благоустройству обители, \ ! народному образованию отец Ионафан был удостоен множества наград: j I - награжден набедренником и наперсным крестом 6 июня 1892 года; і I - возведен в сан игумена 2 июля 1896 года; \ j - награжден палицею 14 ноября 1896 года; | } - возведен в сан архимандрита 20 мая 1901 года; \ I - награжден орденом Святой Анны II степени 24 июля 1908 года; | ! - награжден орденом Святого Владимира III степени 13 августа 1913 года; | [ - награжден серебряной медалью на Александровской ленте в память ! j царствования Императора Александра III. \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz