Миссионерская православная газета. 2003 г. № 1. Январь.
лшооионерокдя православная глзетд 5 Архимандрит Ионафан (Баранов). сельскохозяйственных построек колонистов на дру гие места с помощью монастыря. Православное государство во главе с православ ным царем всегда составляли основу для монархи ческих убеждений отца Ионафана. Великодержавность России поддерживались и укреплялась в умах и сердцах всех, кто общался с настоятелем Печенгской обители. Отец Ионафан глубоко почитал и отца Нико лая II - Александра III, правившего в 1881-1894 годы. Настоятеля букваль но потрясло известие о крушении поезда, в котором ехал Александр III вместе с семьей 17 октября 1888 года. Божиим Промыслом семья мо нарха осталась жива. 14 октября 1890 года на заседа нии совета старшей братии монас тыря под председательством отца Ионафана говорилось, что на всем протяжении Мурманского берега не имеется никакого памятника в о з наменование этого чудесного спа сения Императора и царской семьи. Было решено, что таким памятником станет храм, который будет построен на могиле 116 мучеников, и школа для детей, которую монастырь откроет. Никогда слово у отца Ионафана не расходилось с делом. Школа была основана в 1898 году в колонии Баркино и содержалась на средства мона стыря до 1907 года, а храм Рождества Христова, построенный в 1908 году, был освящен в 1911 году. Отец Ионафан активно поддерживал союз Церк ви и государства и не принадлежал к обновленцам, которые предлагали расторгнуть этот многолетний союз и превратить Церковь в обособленный инсти тут во главе с Патриархом. Архимандрита Ионафана уважали все архангель ские губернаторы, многие из которых приезжали в Трифонов Печенгский монастырь. Губернатор Сосновский Иван Васильевич писал: «Высокая полезная и глубоко симпатичная деятель ность отца Ионафана является для него за после днее время источником немалых огорчений и не приятностей. Находятся такие недальновидные лица, которые вменяют ему в вину увлечение «мирским» делом в ущерб духовному... Между тем, если этот замечательный человек, вышедший из простых кре стьян и обладающий, при безукоризненных нрав ственных качествах и строго монашеском образе жизни, светлым умом, железной волей, неисчерпа емой энергией, беззаветной преданностью Царю и Родине, и не стоит, быть может, на высоте всех требований канонических уставов, но приносит зато огромную пользу нашим госу дарственным интересам на Мурмане, а пото му и заслуживает деятельной поддержки пра вительства». Архимандрита Ионафана знали не толь ко в губернских, но и в столичных кругах. Его деятельностью интересовались обер-про- куроры Святейшего Синода Победонос цев К. П. и Лукьянов С. М. Имя его было хорошо известно самому премьер-министру Столыпину П. А. В России, где в 1917 году насчитывалось 1245 монастырей, такое внимание к Печенг ской обители со стороны государства, с ко рее, исключение из правил, чем закономер ность. Причина этого, несомненно, в лично сти самого отца Ионафана. Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства преподнесло отцу Иона фану при посвящении в высший сан настоя теля - митру, 23 мая 1901 года об этом писала газета «Свет». КОНЧИНА НАСТОЯТЕЛЯ Но вот, 22 февраля 1915 года, будучи бодрым с утра, неожиданно к вечеру отец Ионафан почувствовал сильную слабость и, обессилевший, лег на койку. Он не имел сил даже поднять голову с подушки, чтобы принять принесенные ему валериановые капли, и был очень взволнован случившим ся. Испытывая сильную жажду, отец насто ятель часто просил пить, выпив более двух стаканов воды. Еще сохраняя ясный ум, он с нетерпени ем ожидал почту и все спрашивал, когда ее привезет монах Акакий из печенгской почтово-те леграфной конторы, особенно ожидая письма свое го друга Николая Федоровича: «Прочтите мне пись мо Николая Федоровича, больше мне ничего не надо». Почту привезли к полуночи. К этому времени отец Ионафан совсем ослабел, правая рука была парализована и мысли, вероятно, стали не ясны. Тем не менее, полученное письмо Николая Федоро вича ему прочитали. На некоторое время старец успокоился. К двум часам ночи был привезен из колонии фельдшер, однако медицинская помощь была уже бессильна и бесполезна. Отец Ионафан угасал и слабел. Всю ночь до утра неотступно при нем находи лись монах Антоний и послушник Василий Канев. Утром 23 февраля отец Ионафан был все в том же состоянии, одно время его сознание прояснилось и он выразил желание, чтобы над ним скорее совер шили таинство Елеосвящения. В полдень Таинство было совершено собором монастырских священнос лужителей в присутствии многих монашествующих. По окончании таинства Елеосвящения с отцом Ионафаном случился сильный припадок: он, быстро дыша, забился в страшных конвульсиях, чуть не упал с койки, стал харкать мокротой. Вероятно, это была агония, глаза оставались открытыми, но глубоко запали. Страшно было смотреть окружаю щей его братии на эту борьбу жизни со смертью. В это время духовник обители иеромонах Пахо- мий начал читать отходную, напутствуя умирающе го, и благословил его иконой, данной в благослове ние отцу Ионафану матерью. К вечеру судороги прекратились, дыхание было тихое, еле заметное. Братия поочередно присут ствовала и наблюдала за умирающим отцом насто ятелем. Так, постепенно тихо замирая, через 20 минут после полуночи 24 февраля скончался архимандрит Ионафан. Лицо его было белое, покойное, не оста лось и следа перенесенных им за последние сутки страданий при переходе из мира сего в неведомую вечность. Утром 24 февраля священнослужители, в полном облачении, придя из церкви, при пении литии поло жили в гроб тело отца Ионафана и совершили вынос его в Сретенскую церковь. Там в присут ствии множества обитателей монастыря была от служена первая панихида, после чего, по право славному обычаю, началось непрерывное чтение Евангелия и Псалтири над телом покойного. 26 февраля после литургии был совершен торже ственный отпев тела покойного архимандрита Иона фана собором всех священнослужителей монасты ря, священником Печенгского прихода Василием Спасским в присутствии всех монашествующих и обитателей монастыря. Отдать последний долг усоп шему пришло также огромное количество жителей Печенгских колоний и местных лопарей. Краткую прощальную речь пред началом отпева ния произнес духовник монастыря иеромонах Пахо- мий. Перед пением «Приидите последнее целование дадим, братие, умершему» прощальное слово про изнес отец Василий Спасский. В простом деревянном белом гробу, покрашенном снаружи темной краской, покоилось многотрудное тело отца Ионафана, облеченное в простую мантию, клобук и епитрахиль. Лицо было закрыто воздухом, тело с половины покрыто парадной мантией со скри жалями, на груди лежало Евангелие, на аналое пе ред гробом находилась икона праведного Ионафана. С правой стороны аналоя стоял небольшой столик с траурной митрой, слева - с наградами: наперсным крестом и орденами покойного. После отпевания гроб с телом покойного крест ным ходом был торжественно обнесен священнос лужителями вокруг церкви с запрестольным крес том, иконами и хоругвями впереди. При этом у алтарей приделов храма были пропеты литии. Затем тело покойного было погребено в могиле на отведенном самим покойным при жизни месте в трех саженях от деревянного креста, находящегося с правой стороны церкви. Так закончилась земная жизнь «исторического», как его называли уже при жизни, архимандрита Иона фана. Ка к порванная струна, он более не звучит, остались в воспо минаниях о нем видимые плоды его трудов. Могилу отца Ионафана обнесли деревянной оградкой и установили деревянный крест с хорошо напи санным живописцем монастыря иеро диаконом Нестором распятием и частью приводимого ниже стихотво рения Ануфриева Дмитрия Андрее вича, монастырского летописца: Прими от нас привет прощальный Тебе над сенью гробовой, Пусть этот крест святой, печальный, Хранит в могиле твой покой. Ты вновь для северного края Обитель чудно основал, Себе покоя не давая, В трудах своих преград не знал. Дела твои давно в скрижали Народ навечно записал, Тебя в сем мире почитали, Ты славу в нем себе стяжал. И вот к твоей могиле хладной Не раз друзья, скорбя, придут Тропой утоптанной народной И «память вечную» споют. Быть может, у Престола Славы Себе удел ты обретешь, О нас, оставленных тобою, Творцу молитвы вознесешь. На смерть настоятеля Печенгской обители архи мандрита Ионафана откликнулся ряд столичных периодических изданий. А в 1916 году в Петрограде увидела свет брошюра А. Григорьева «Мурманский инок. Архимандрит Ионафан». Материал для статьи предоставлен Трифонов Печенгским монастырем За церковные заслуги и особые труды по благоустройству обители, \ ! народному образованию отец Ионафан был удостоен множества наград: j I - награжден набедренником и наперсным крестом 6 июня 1892 года; і I - возведен в сан игумена 2 июля 1896 года; \ j - награжден палицею 14 ноября 1896 года; | } - возведен в сан архимандрита 20 мая 1901 года; \ I - награжден орденом Святой Анны II степени 24 июля 1908 года; | ! - награжден орденом Святого Владимира III степени 13 августа 1913 года; | [ - награжден серебряной медалью на Александровской ленте в память ! j царствования Императора Александра III. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz