Миссионерская православная газета. 2003 г. № 1. Январь.
4 ЛШССИОНбРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА ПРАЗДНИК ВОСКРЕСНОЙ школы Словно к Вифлеемским яслям, вместе с шедшими издалека волхвами, с чистыми серд- I цем пастухами, вместе с ангелами пришли на рождественский праздник 12 января воспитан- I ники воскресной школы Свято-Никольского 1 кафедрального собора г. Мурманска. Праздник состоялся в актовом зале Мур- I майского государственного педагогического уни- 1 верситета, администрация которого всегда идет навстречу Церкви, ведь актовый зал воскрес ной школы очень мал и не позволяет прово дить праздники такого масштаба. Поскольку правящий архиерей епископ Си мон не смог присутствовать на празднике в связи с поездкой по епархии, то ребята при шли поздравить Владыку в сам праздник Рож дества Христова накануне великой Рождествен ской вечерни в епархиальное управление, не смотря на тридцатиградусный мороз. Пели колядки, рождественские песни, рассказывали j стихи. В свою очередь и Владыка сердечно поздравил воспитанников школы и каждому I вручил рождественский подарок. По традиции, сложившейся в течение после- I дних нескольких лет, ребята готовят к праздни- I ку рождественское действо. И в этом году на I суд зрителей было представлено «Сказание о I Рождестве Господа Иисуса Христа, о прокля- I том царе Ироде и его ужасной смерти». Надо I отметить, что самыми активными участниками ( праздника оказались учащиеся 1 класса вос кресной школы. Радует, что в этом году в школу пришло много интересных, талантливых I ребят, постоянно посещающих храм Божий. Как всегда, праздник украсило выступле ние воспитанников воскресной школы Благове- I щенского храма города Колы. I К сожалению, в этом году в празднике не приняли участие воспитанники детского дома I № 1 поселка Абрам-мыс. Ребята в течение трех I лет приезжали к нам, готовили концертную про грамму вместе со своим педагогом Валентиной I Витальевной Смирновой. С сентября прошлого 1 года работа по православному воспитанию в детском доме была запрещена начальником Пер- I вомайского отдела народного образования горо- 1 да Мурманска Л. А. Ананьиной. Очень жаль, что f есть в органах образования люди, которые, по- J добно царю Ироду, гоняются за Богомладенцем j Христом. И ребята на сцене наглядно показали ! нам, что происходит с человеком, который ста новится враждебным Христу. Хочется поблагодарить всех тех, чьими си- I лами Рождественский праздник состоялся: рек- 1 тора МГПУ Романа Израилевича Трипольского, j педагогов Оксану Николаевну Шевченко и Ека- I терину Александровну Перминову (Мурманск), I Светлану Карловну Карпову (Кола), Наталию Александровну Кулик с сестрами милосердия. 1 В заключение праздника директор воскрес- j ной школы Свято-Никольского кафедрального ! собора и руководитель епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации I иерей Василий Вольский вручил гостям подар- I ки от имени владыки Симона и сказал, что j этот праздник подобен Вифлеемской звезде в I темноте полярной ночи и пусть этот свет осве- I щает всем мурманчанам путь ко Христу. I Наш корр. I Фото Г. Буздугана возовновитель Т рифонов п еч ен г ек о го монастыря “исторический” 0Т6Ц ИОНАФАН (1849 -1915 гг.) 24 февраля - день кончины возобновителя Трифонов Печенгекого монастыря архи мандрита Ионафана. Современникам он запомнился как муж пламенной веры и неуто мимого трудолюбия. Молитвы, скорби, болезни, непрестанные труды... Отец Иоанафан послушно взял на себя тяжёлый крест - заботу о возрождении святой обители и нёс его до самой смерти. Царствие ему Небесное. Сегодня мы с благодарностью вспоминаем его имя и подвиг. ПИТОМЕЦ СОЛОВЕЦКОЙ ОБИТЕЛИ Настоятель Трифонов Печенгекого монастыря с 17 сентября 1890 года и до своей кончины в мона стыре 24 февраля 1915 года архимандрит Ионафан был человеком высоких душевных качеств и нео споримого природного ума. Трудами этого под вижника, по его инициативе и планам, при неукро тимой энергии возродился на дикой северной окра ине России дивный рассадник духовности и культуры, достигший подлинного расцвета. Отец Ионафан (в миру Иван Баранов) родился в 15 января 1849 года в семье крестьян деревни Еглы Боровичского уезда Новгородской губернии - земли, откуда пришел на Север и преподобный Трифон. Образование будущий настоятель получил домашнее и в Соловецком монастыре. По обещанию своей благочестивой матери Ма рии Варлаамовны он пришел на жительство в Соло вецкий монастырь в 1867 году. В число послушни ков был определен 28 сентября 1871 года, посвя щен в стихарь 10 июля 1877 года, пострижен в монашество 10 августа 1880 года, рукоположен в иеродиакона 7 сентября того же года, в иеромонаха - 24 июня 1882 года. С 30 июня 1882 года по 12 августа 1889 года отец Ионафан исполняет должность строителя Сав- ватиевского скита Соловецкой обители. В Саввати- еве было немалое хозяйство: имелось несколько братских корпусов, гостиница, баня, конюшня. Указом Священного Синода от 17 сентября 1890 года № 3333 иеромонах Ионафан назначается стро ителем Трифонов Печенгекого монастыря. Энергич ный и хозяйственный новый настоятель монастыря отличался и высокой духовностью. Он умел нахо дить подход к самым разным людям, мог заинтере совать их помощью восстанавливаемой святыне се верной земли. Круг благотворителей монастыря не уклонно расширялся, принимая все новых и новых почитателей. Не явился исключением даже дом Ро мановых во главе с самим Государем Императором. МОЛИТВАМИ ПЕЧЕНГСКИХ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ Серьезным препятствием для возобновления обители в месте древнего монастыря был вопрос переноса колонии Монастырская. Колонисты не желали переходить на новое место, чему во мно гом способствовали находившиеся среди них рас кольники, которые имели большое влияние на ос тальных. Отцу Ионафану пришлось немало сил положить на увещевания их. В июле 1893 года с такими увещеваниями к колонистам обратился даже епископ Архангельский Никанор при посещении монастыря после панихиды на могиле 116 мучени ков. А в августе этого же года новый Архангель ский губернатор А. П. Энгельгардт, вступивший в управление губернией после Голицына, при посе щении монастыря обращается к колонистам с до водами, что занимаемое ими место должно, ка к священное, принадлежать Трифоно-Печенгскому монастырю. Только тогда колонисты дали согласие на переход с тем условием, что монастырь прини мает на себя перенесение и постройку домов на новых местах для колонистов или уплачивает их стоимость. Однако прошел еще один год после этого согла шения, а у колонистов все еще не хватало решимо сти начать переселение, частью по привычке к обсиженному месту, частью по упрямству придер живавшихся раскола. Неизвестно, сколько бы при шлось считаться с этой нерешимостью, если бы появление лесного медведя не придало колонистам нужной решимости. Именно таким образом препо добный Трифон явил свою помощь и заступниче ство возобновляемому монастырю. Сообщил об этом случае священник Печенгекого прихода отец Георгий Терентьев, основываясь на записи в памятной книге Печенгской церкви. 18 августа 1894 года неизвестно откуда появился боль шой лесной зверь - медведь - и стал посещать колонии по побережью Печенгской губы, начиная всегда с колонии, расположенной на месте древне го монастыря. При этом он похищал у жителей разный скот из дворов и хлевов по вечерам и ночью, когда скот возвращается с пастбища. При этом, к удивлению колонистов, днем на пастбище медведь не обидел ни одной скотины, хотя она пасется безо всякого присмотра и очень далеко от колоний, в надежде, что преподобным Трифоном строго запрещено медведю обижать скот. Эта на дежда была вполне оправдана, поскольку до этого случая медведи здесь не появлялись. По явному попущению Божию медведь посещал Печенгскую колонию всегда вечером, когда колони сты напивались, поскольку у них было завезено много вина по случаю окончания навигации. Он бегал по улицам и гонял у всех на глазах незапер тых телят, уносил овцу или теленка, несмотря на то, что в него стреляли из ружей не один раз, но убить не могли. В течение двух недель медведь успел затравить 5 коров, 4 нетели и до 20 овец. От этого небывалого нападения колонисты пришли к убеждению, что этот чудный медведь, берущий скот со дворов и не трогающий его на пастбище, послан от преподобного Трифона за упорный отказ строи телю монастыря отцу Ионафану уступить святое место под обитель и перейти самим на другое место. Тогда колонисты начали совещаться между собою о переходе. К удивлению всех, уже на следующий день медведь не пришел. Куда он вдруг скрылся, никому неизвестно, только никто и нигде с тех пор его не видел. Такое неожиданное появле ние зверя и внезапное его исчезновение не остави ло сомнения у колонистов в чудесности этого собы тия, посланного от преподобного Трифона в защиту своего святого места. Колонисты попросили местного причтового свя щенника отслужить молебен и беспрекословно по решили переселиться на другое место. Решение это по соглашению с монашествующими и было оформ лено и засвидетельствовано в Мурманско-колонис тском волостном правлении в присутствии кольско- го исправника Смирнова, настоятеля Трифонов Пе- чен гско го монастыря иеромонаха Ионафана и волостного старшины Лазаря Ананьина. Причем именно последний долго не соглашался на перенос и спорил с исправником, но, по его собственному рассказу, в ночь на этот день он видел сон, что какой-то седой старец строго повелел ему пересе литься и указал ему место на другом берегу реки Печенги. Так, именно с помощью преподобного Трифона, отец Ионафан добивается такого важного для жизни монастыря решения. В сентябре 1895 года по Указу Его Императорского Величества Трифоно-Печенгс- кому монастырю определяется дополнительный на дел 8070 десятин земли по левому берегу реки Печенги, а Священный Синод разрешает восстанов ление монастыря на месте прежнего его нахожде ния близ устья реки Печенги. При этом в пустыни у Сретенской церкви, ка к на месте упокоения пре подобного Трифона, должен быть устроен монастыр ский скит. Такой У ка з стал возможным благодаря тому, что был решен вопрос о переносе жилищ и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz