Миссионерская православная газета. 2003 г. № 1. Январь.

4 ЛШССИОНбРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА ПРАЗДНИК ВОСКРЕСНОЙ школы Словно к Вифлеемским яслям, вместе с шедшими издалека волхвами, с чистыми серд- I цем пастухами, вместе с ангелами пришли на рождественский праздник 12 января воспитан- I ники воскресной школы Свято-Никольского 1 кафедрального собора г. Мурманска. Праздник состоялся в актовом зале Мур- I майского государственного педагогического уни- 1 верситета, администрация которого всегда идет навстречу Церкви, ведь актовый зал воскрес­ ной школы очень мал и не позволяет прово­ дить праздники такого масштаба. Поскольку правящий архиерей епископ Си­ мон не смог присутствовать на празднике в связи с поездкой по епархии, то ребята при­ шли поздравить Владыку в сам праздник Рож­ дества Христова накануне великой Рождествен­ ской вечерни в епархиальное управление, не­ смотря на тридцатиградусный мороз. Пели колядки, рождественские песни, рассказывали j стихи. В свою очередь и Владыка сердечно поздравил воспитанников школы и каждому I вручил рождественский подарок. По традиции, сложившейся в течение после- I дних нескольких лет, ребята готовят к праздни- I ку рождественское действо. И в этом году на I суд зрителей было представлено «Сказание о I Рождестве Господа Иисуса Христа, о прокля- I том царе Ироде и его ужасной смерти». Надо I отметить, что самыми активными участниками ( праздника оказались учащиеся 1 класса вос­ кресной школы. Радует, что в этом году в школу пришло много интересных, талантливых I ребят, постоянно посещающих храм Божий. Как всегда, праздник украсило выступле­ ние воспитанников воскресной школы Благове- I щенского храма города Колы. I К сожалению, в этом году в празднике не приняли участие воспитанники детского дома I № 1 поселка Абрам-мыс. Ребята в течение трех I лет приезжали к нам, готовили концертную про­ грамму вместе со своим педагогом Валентиной I Витальевной Смирновой. С сентября прошлого 1 года работа по православному воспитанию в детском доме была запрещена начальником Пер- I вомайского отдела народного образования горо- 1 да Мурманска Л. А. Ананьиной. Очень жаль, что f есть в органах образования люди, которые, по- J добно царю Ироду, гоняются за Богомладенцем j Христом. И ребята на сцене наглядно показали ! нам, что происходит с человеком, который ста­ новится враждебным Христу. Хочется поблагодарить всех тех, чьими си- I лами Рождественский праздник состоялся: рек- 1 тора МГПУ Романа Израилевича Трипольского, j педагогов Оксану Николаевну Шевченко и Ека- I терину Александровну Перминову (Мурманск), I Светлану Карловну Карпову (Кола), Наталию Александровну Кулик с сестрами милосердия. 1 В заключение праздника директор воскрес- j ной школы Свято-Никольского кафедрального ! собора и руководитель епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации I иерей Василий Вольский вручил гостям подар- I ки от имени владыки Симона и сказал, что j этот праздник подобен Вифлеемской звезде в I темноте полярной ночи и пусть этот свет осве- I щает всем мурманчанам путь ко Христу. I Наш корр. I Фото Г. Буздугана возовновитель Т рифонов п еч ен г ек о го монастыря “исторический” 0Т6Ц ИОНАФАН (1849 -1915 гг.) 24 февраля - день кончины возобновителя Трифонов Печенгекого монастыря архи­ мандрита Ионафана. Современникам он запомнился как муж пламенной веры и неуто­ мимого трудолюбия. Молитвы, скорби, болезни, непрестанные труды... Отец Иоанафан послушно взял на себя тяжёлый крест - заботу о возрождении святой обители и нёс его до самой смерти. Царствие ему Небесное. Сегодня мы с благодарностью вспоминаем его имя и подвиг. ПИТОМЕЦ СОЛОВЕЦКОЙ ОБИТЕЛИ Настоятель Трифонов Печенгекого монастыря с 17 сентября 1890 года и до своей кончины в мона­ стыре 24 февраля 1915 года архимандрит Ионафан был человеком высоких душевных качеств и нео­ споримого природного ума. Трудами этого под­ вижника, по его инициативе и планам, при неукро­ тимой энергии возродился на дикой северной окра­ ине России дивный рассадник духовности и культуры, достигший подлинного расцвета. Отец Ионафан (в миру Иван Баранов) родился в 15 января 1849 года в семье крестьян деревни Еглы Боровичского уезда Новгородской губернии - земли, откуда пришел на Север и преподобный Трифон. Образование будущий настоятель получил домашнее и в Соловецком монастыре. По обещанию своей благочестивой матери Ма­ рии Варлаамовны он пришел на жительство в Соло­ вецкий монастырь в 1867 году. В число послушни­ ков был определен 28 сентября 1871 года, посвя­ щен в стихарь 10 июля 1877 года, пострижен в монашество 10 августа 1880 года, рукоположен в иеродиакона 7 сентября того же года, в иеромонаха - 24 июня 1882 года. С 30 июня 1882 года по 12 августа 1889 года отец Ионафан исполняет должность строителя Сав- ватиевского скита Соловецкой обители. В Саввати- еве было немалое хозяйство: имелось несколько братских корпусов, гостиница, баня, конюшня. Указом Священного Синода от 17 сентября 1890 года № 3333 иеромонах Ионафан назначается стро­ ителем Трифонов Печенгекого монастыря. Энергич­ ный и хозяйственный новый настоятель монастыря отличался и высокой духовностью. Он умел нахо­ дить подход к самым разным людям, мог заинтере­ совать их помощью восстанавливаемой святыне се­ верной земли. Круг благотворителей монастыря не­ уклонно расширялся, принимая все новых и новых почитателей. Не явился исключением даже дом Ро­ мановых во главе с самим Государем Императором. МОЛИТВАМИ ПЕЧЕНГСКИХ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ Серьезным препятствием для возобновления обители в месте древнего монастыря был вопрос переноса колонии Монастырская. Колонисты не желали переходить на новое место, чему во мно­ гом способствовали находившиеся среди них рас­ кольники, которые имели большое влияние на ос­ тальных. Отцу Ионафану пришлось немало сил положить на увещевания их. В июле 1893 года с такими увещеваниями к колонистам обратился даже епископ Архангельский Никанор при посещении монастыря после панихиды на могиле 116 мучени­ ков. А в августе этого же года новый Архангель­ ский губернатор А. П. Энгельгардт, вступивший в управление губернией после Голицына, при посе­ щении монастыря обращается к колонистам с до­ водами, что занимаемое ими место должно, ка к священное, принадлежать Трифоно-Печенгскому монастырю. Только тогда колонисты дали согласие на переход с тем условием, что монастырь прини­ мает на себя перенесение и постройку домов на новых местах для колонистов или уплачивает их стоимость. Однако прошел еще один год после этого согла­ шения, а у колонистов все еще не хватало решимо­ сти начать переселение, частью по привычке к обсиженному месту, частью по упрямству придер­ живавшихся раскола. Неизвестно, сколько бы при­ шлось считаться с этой нерешимостью, если бы появление лесного медведя не придало колонистам нужной решимости. Именно таким образом препо­ добный Трифон явил свою помощь и заступниче­ ство возобновляемому монастырю. Сообщил об этом случае священник Печенгекого прихода отец Георгий Терентьев, основываясь на записи в памятной книге Печенгской церкви. 18 августа 1894 года неизвестно откуда появился боль­ шой лесной зверь - медведь - и стал посещать колонии по побережью Печенгской губы, начиная всегда с колонии, расположенной на месте древне­ го монастыря. При этом он похищал у жителей разный скот из дворов и хлевов по вечерам и ночью, когда скот возвращается с пастбища. При этом, к удивлению колонистов, днем на пастбище медведь не обидел ни одной скотины, хотя она пасется безо всякого присмотра и очень далеко от колоний, в надежде, что преподобным Трифоном строго запрещено медведю обижать скот. Эта на­ дежда была вполне оправдана, поскольку до этого случая медведи здесь не появлялись. По явному попущению Божию медведь посещал Печенгскую колонию всегда вечером, когда колони­ сты напивались, поскольку у них было завезено много вина по случаю окончания навигации. Он бегал по улицам и гонял у всех на глазах незапер­ тых телят, уносил овцу или теленка, несмотря на то, что в него стреляли из ружей не один раз, но убить не могли. В течение двух недель медведь успел затравить 5 коров, 4 нетели и до 20 овец. От этого небывалого нападения колонисты пришли к убеждению, что этот чудный медведь, берущий скот со дворов и не трогающий его на пастбище, послан от преподобного Трифона за упорный отказ строи­ телю монастыря отцу Ионафану уступить святое место под обитель и перейти самим на другое место. Тогда колонисты начали совещаться между собою о переходе. К удивлению всех, уже на следующий день медведь не пришел. Куда он вдруг скрылся, никому неизвестно, только никто и нигде с тех пор его не видел. Такое неожиданное появле­ ние зверя и внезапное его исчезновение не остави­ ло сомнения у колонистов в чудесности этого собы­ тия, посланного от преподобного Трифона в защиту своего святого места. Колонисты попросили местного причтового свя­ щенника отслужить молебен и беспрекословно по­ решили переселиться на другое место. Решение это по соглашению с монашествующими и было оформ­ лено и засвидетельствовано в Мурманско-колонис­ тском волостном правлении в присутствии кольско- го исправника Смирнова, настоятеля Трифонов Пе- чен гско го монастыря иеромонаха Ионафана и волостного старшины Лазаря Ананьина. Причем именно последний долго не соглашался на перенос и спорил с исправником, но, по его собственному рассказу, в ночь на этот день он видел сон, что какой-то седой старец строго повелел ему пересе­ литься и указал ему место на другом берегу реки Печенги. Так, именно с помощью преподобного Трифона, отец Ионафан добивается такого важного для жизни монастыря решения. В сентябре 1895 года по Указу Его Императорского Величества Трифоно-Печенгс- кому монастырю определяется дополнительный на­ дел 8070 десятин земли по левому берегу реки Печенги, а Священный Синод разрешает восстанов­ ление монастыря на месте прежнего его нахожде­ ния близ устья реки Печенги. При этом в пустыни у Сретенской церкви, ка к на месте упокоения пре­ подобного Трифона, должен быть устроен монастыр­ ский скит. Такой У ка з стал возможным благодаря тому, что был решен вопрос о переносе жилищ и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz