Миссионерская православная газета. 2003 г. № 1. Январь.

м и с с и о н е р с к а я п р а во с л а в н а я г а з ѳ т а 3 ТЕРСКИЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ Ежегодно в первое воскресенье после 25 января (по старому стилю) Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедни­ ков Российских (в этом году празднование приходится на 9 февраля по новому стилю). В этот день совершается также поминовение всех усопших, пострадавших в годы гонения за веру Христову. Собор новомучеников поис- тине всенародный праздник. У кого из нас нет родственников, которые в 20- 30-е годы безвинно сидели в тюрьмах, томились в концлагерях, ссылках или даже были расстреляны? А если спросить, у кого родители, деды и прадеды были раскулачены? Почти каждый ответит, что такое случилось и с его семьей. Как же нам, потомкам новомучеников и исповедников, не прийти в день поминовения в храм Божий ? Как не привести своих детей ? В этом номере мы публикуем статью о некоторых новомучениках и исповедниках Терского берега, составленную по архивным материалам, со­ бранным иеромонахом Митрофаном (Баданиным). Поминать их призывает голос нашей совести. Их молитвами, можно сказать, на их крови возрожда­ ется сейчас Православие, вырастают храмы на Мурмане. В годы гонений верующие подчинялись власти: по словам апостола Петра, «всякая власть - от Бога», и советскую власть Господь попустил за грехи русских людей. Православные платили налоги, служили в армии, жили мирно и послушно. Но в вере стояли твердо, и только в одном этом не покорялись безбожному начальству, за что и страдали. Были расстреляны или замучены в лагерях священнослужители и благочестивые миряне, крепкие рыбаки, готовые уме­ реть за Христа, за Его храмы. Царствие им Небесное... Лучших людей России извели, воцерковленных людей пока ещё немного - вот и умирают духовно в безбожии, пьянстве и наркомании Мурманск, Умба, Варзуга и другие наши города и поселки. Не потому ли опустел и Терский берег (ведь умерли целые деревни), что из-за разрушения храмов (здесь их было особен­ но много) благодать Божия отступила от этих мест и они превратились в дикую пустыню? Но еще страшнее пустыня в душах человеческих, равнодуш­ ных к Богу и своему спасению. Редакция ПРИХОД ЦЕРКВИ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ПОСЕЛКА УМБЫ СТАРОСТА ПАВЛА Павла Васильевна Дурынина (1881 года рожде­ ния) с 1930 года была избрана старостой церковной двадцатки посёлка Лесной (нынешний посёлок Умба). После смерти в апреле 1937 года умбского священ­ ника Николая Михайловича Павловского (1869 г. р.), прилагала все усилия по поиску нового настоятеля в поселковую церковь Воскресения Христова. Павла Васильевна нашла священника в Старой Руссе, со­ брала и выслала ему деньги на дорогу. С прибытием в Умбу 23 октября 1937 года священника Григория Лисеенкова была восстановлена церковная «двад­ цатка». Старостой были собраны и представлены в Совет документы, необходимые для регистрации при­ хода и возобновления богослужений. Через несколько дней, 11.11.37 года, Павлу Ва­ сильевну и отца Григория арестовали. Им предъяви­ ли обвинение в проведении среди населения контр­ революционной (религиозной) агитации и создании контрреволюционной группы («двадцатки»), 15.12.37 года старосту приговорили к 8 годам концлагерей. СВЯЩЕННИК ГРИГОРИЙ ЛИСЕЕНКОВ Священник Григорий Евтихиевич Лисеенков (1893 года рождения) прибыл в Умбу из Новгородской епархии 23.10.37 года. Активно приступил к воз­ рождению приходской жизни, ходил по домам к верующим, возобновил требы («крестил по домам в антисанитарных условиях» и «открыто ходил по поселку в священнической одежде» - в этом обви­ няли его власти). Арестован 11.11.37 года. Обвинял­ ся в систематическом ведении среди населения контрреволюционной (религиозной) агитации как по прежнему месту службы в Старой Руссе, откуда он якобы скрылся, опасаясь ареста, так и в новом месте - Умбе. Особая Тройка УНКВД 15.12.37 года приговорила его к расстрелу. Отца Григория рас­ стреляли 18.12.1937 года. ПРИХОД ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СЕЛА ОЛЕНИЦА Моисей Никитич Кожин (1868 года рождения) с 1896 года иеромонах Соловецкого монастыря вплоть до его закрытия в 1924 году. С 1926 года, вернув­ шись в родное село, служил священником церкви Рождества Иоанна Предтечи села Оленица. Вместе с церковным старостой Петром Егоровичем Кож и ­ ным и псаломщиком Феодором Климентьевичем Ко­ жиным («святая троица», как их называли колхоз­ ные активисты) он занимал твердую позицию в вопросе сохранения православных устоев на селе. Священника арестовали 16.04.31 года по обвинению в том, что систематическом проводил антиколхоз- ную пропаганду, «прикрываясь флагом религии». Приговорили его к трем годам ссылки в исправи­ тельно-трудовой лагерь. Умер батюшка 7 сентября 1931 года в Ленинградской больнице доктора Гааза с диагнозом «скорбут (цинга), энтероколит». Феодор Климентьевич Кожин (1870 года рож ­ дения) служил пономарем (дьячком) церкви с. Оле­ ница. Являлся активным помощником священника села. Вместе со своей женой Кожиной, сыном Иоси­ фом и прихожанами: Кожиным Александром Рома­ новичем, Кожиным Сергеем Яковлевичем, Василье­ вым и Терентьевым Иваном Федоровичем - зимой 1931 года Феодор Климетьевич проводил работу по объединению сельчан вокруг церкви и укреплению церковной общины: «Записывайтесь, православные, во спасение от врага». Арестовали его 16.04.31 года. Осудили на три года ссылки в концлагеря Северного Края. Освободили его по инвалидности на два месяца раньше срока, 10.02.34 года. Из Архангельска отправили по прежнему месту ж и ­ тельства. Похоронен Феодор Климентьевич в селе Оленица. Петр Егорович Кожин (1868 года рождения) был церковным старостой (председатель приходско­ го собрания) села Оленица, в прошлом - старостой села. Активно поддерживал Белое движение при мобилизации жителей на Терском берегу в 1919 году. Вместе со своими родными и близкими: Топи- хиным Никанором Гавриловичем и Талых Алексеем Ипполитовичем - он являлся твердым сторонником православного уклада жизни на селе. Ка к церков­ ный староста, собирал прихожан и противостоял насильственному внедрению коммунистической иде­ ологии и проведению коллективизации, призывая «не творить дел антихриста» и «укреплять воедино паству Христову». Арестовали его также 16.04.31 года и осудили по ст. 58-10 УК, приговорили к трем годам ссылки в концлагеря Северного Края. По окончании срока Петр Егорович вернулся в село Оленицу, где и похоронен. Фотография 1948-1950 годов. Мужчина слева - бывший староста Предтеченского прихода села Оленица Кожин Петр Егорович. ПРИХОД УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА ВАРЗУГА СВЯЩЕННИК НИКОЛАЙ ГУСЕВ Николай Николаевич Гусев служил священником в селе Варзуга. В 1929 году Афанасиевскую цер­ ковь отобрали под ясли-сад. Вскоре там сделали мастерскую по изготовлению лодок. С Никольской церкви сняли купола и также реквизировали храм под магазин. 16.08.32 года за контрреволюционную (религиозную) агитацию был арестован отец Нико­ лай. Осужден по статье 58-10 УК. Досрочно осво­ божден по суду 31.03.33 года. Когда к 1937 году закрыли и последнюю Петропавловскую церковь села, то отец Николай продолжал окормлять веру­ ющих: крестил, исповедовал и совершал все требы у себя на дому. Батюшка был повторно арестован в 1939 году. ЗАЩИТНИК УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ Степан Григорьевич Попов (1888 года рожде­ ния) был председателем церковной «двадцатки» Ус­ пенского прихода села Варзуга. Он отличался креп­ кой верой и удивительным благочестием. Был при­ мером исполнения христианского долга как в своей многодетной (6 человек детей) семье, так и среди прихожан. Объединил вокруг себя людей оставших­ ся на селе верными Церкви Христовой («двадцат­ ку»), чем спас последний (Успенский) приход в Варзуге от ликвидации. С обыском к Степану Гри­ горьевичу пришли 27 августа 1937 года, накануне главного праздника села - Успения Пресвятой Бо­ городицы. При обыске изъяли вещественные дока­ зательства: «книг божественных - 13 шт., икон- картинок - 2 шт., книга, в которую он собственно­ ручно записывал прихожан, - 1 шт.» Арестован 4 сентября 1937 года. В качестве доказательств кон­ трреволюционной и антиколхозной агитации и «ре­ лигиозного одурманивания масс» в деле упоминает­ ся постоянное обращение церковного старосты к сельчанам со словами из Священного Писания («спе­ циально подобранные выдержки для запугивания верующих»). Также в показаниях свидетелей цити­ руются и собственные слова Степана Григорьевича о том, что его вступление в колхоз было бы «от­ ступлением и грехом», поскольку все происходя­ щее «есть признаки конца времен и завершения жизни». Свое нежелание получать пособие по мно­ годетности он объяснял так: «Принимая эти деньги, мы соглашаемся с тем, что у нас отнимут гораздо больше, и даже наших детей... я от этой власти помощи не приму и сам помогать ей не хочу, власть царская - вот была власть законная и от Бога данная. А этой власти деньги на заем давать - грех, деньги надо в церковь нести». Степан Григорьевич Попов расстрелян 21 октяб­ ря 1937 года в Ленинграде и захоронен на Лева- шовской пустоши. Просим тех, кто что-либо знает о пострадавших священнослужителях и мирянах (и вообще о свя­ щенниках) Кольского края, присылать статьи и фотографии (они будут возвращены вам) в редак­ цию «Православной газеты». Редакция

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz