Миссионерская православная газета. 2003 г. № 1. Январь.
м и с с и о н е р с к а я п р а во с л а в н а я г а з ѳ т а 3 ТЕРСКИЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ Ежегодно в первое воскресенье после 25 января (по старому стилю) Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедни ков Российских (в этом году празднование приходится на 9 февраля по новому стилю). В этот день совершается также поминовение всех усопших, пострадавших в годы гонения за веру Христову. Собор новомучеников поис- тине всенародный праздник. У кого из нас нет родственников, которые в 20- 30-е годы безвинно сидели в тюрьмах, томились в концлагерях, ссылках или даже были расстреляны? А если спросить, у кого родители, деды и прадеды были раскулачены? Почти каждый ответит, что такое случилось и с его семьей. Как же нам, потомкам новомучеников и исповедников, не прийти в день поминовения в храм Божий ? Как не привести своих детей ? В этом номере мы публикуем статью о некоторых новомучениках и исповедниках Терского берега, составленную по архивным материалам, со бранным иеромонахом Митрофаном (Баданиным). Поминать их призывает голос нашей совести. Их молитвами, можно сказать, на их крови возрожда ется сейчас Православие, вырастают храмы на Мурмане. В годы гонений верующие подчинялись власти: по словам апостола Петра, «всякая власть - от Бога», и советскую власть Господь попустил за грехи русских людей. Православные платили налоги, служили в армии, жили мирно и послушно. Но в вере стояли твердо, и только в одном этом не покорялись безбожному начальству, за что и страдали. Были расстреляны или замучены в лагерях священнослужители и благочестивые миряне, крепкие рыбаки, готовые уме реть за Христа, за Его храмы. Царствие им Небесное... Лучших людей России извели, воцерковленных людей пока ещё немного - вот и умирают духовно в безбожии, пьянстве и наркомании Мурманск, Умба, Варзуга и другие наши города и поселки. Не потому ли опустел и Терский берег (ведь умерли целые деревни), что из-за разрушения храмов (здесь их было особен но много) благодать Божия отступила от этих мест и они превратились в дикую пустыню? Но еще страшнее пустыня в душах человеческих, равнодуш ных к Богу и своему спасению. Редакция ПРИХОД ЦЕРКВИ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ПОСЕЛКА УМБЫ СТАРОСТА ПАВЛА Павла Васильевна Дурынина (1881 года рожде ния) с 1930 года была избрана старостой церковной двадцатки посёлка Лесной (нынешний посёлок Умба). После смерти в апреле 1937 года умбского священ ника Николая Михайловича Павловского (1869 г. р.), прилагала все усилия по поиску нового настоятеля в поселковую церковь Воскресения Христова. Павла Васильевна нашла священника в Старой Руссе, со брала и выслала ему деньги на дорогу. С прибытием в Умбу 23 октября 1937 года священника Григория Лисеенкова была восстановлена церковная «двад цатка». Старостой были собраны и представлены в Совет документы, необходимые для регистрации при хода и возобновления богослужений. Через несколько дней, 11.11.37 года, Павлу Ва сильевну и отца Григория арестовали. Им предъяви ли обвинение в проведении среди населения контр революционной (религиозной) агитации и создании контрреволюционной группы («двадцатки»), 15.12.37 года старосту приговорили к 8 годам концлагерей. СВЯЩЕННИК ГРИГОРИЙ ЛИСЕЕНКОВ Священник Григорий Евтихиевич Лисеенков (1893 года рождения) прибыл в Умбу из Новгородской епархии 23.10.37 года. Активно приступил к воз рождению приходской жизни, ходил по домам к верующим, возобновил требы («крестил по домам в антисанитарных условиях» и «открыто ходил по поселку в священнической одежде» - в этом обви няли его власти). Арестован 11.11.37 года. Обвинял ся в систематическом ведении среди населения контрреволюционной (религиозной) агитации как по прежнему месту службы в Старой Руссе, откуда он якобы скрылся, опасаясь ареста, так и в новом месте - Умбе. Особая Тройка УНКВД 15.12.37 года приговорила его к расстрелу. Отца Григория рас стреляли 18.12.1937 года. ПРИХОД ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СЕЛА ОЛЕНИЦА Моисей Никитич Кожин (1868 года рождения) с 1896 года иеромонах Соловецкого монастыря вплоть до его закрытия в 1924 году. С 1926 года, вернув шись в родное село, служил священником церкви Рождества Иоанна Предтечи села Оленица. Вместе с церковным старостой Петром Егоровичем Кож и ным и псаломщиком Феодором Климентьевичем Ко жиным («святая троица», как их называли колхоз ные активисты) он занимал твердую позицию в вопросе сохранения православных устоев на селе. Священника арестовали 16.04.31 года по обвинению в том, что систематическом проводил антиколхоз- ную пропаганду, «прикрываясь флагом религии». Приговорили его к трем годам ссылки в исправи тельно-трудовой лагерь. Умер батюшка 7 сентября 1931 года в Ленинградской больнице доктора Гааза с диагнозом «скорбут (цинга), энтероколит». Феодор Климентьевич Кожин (1870 года рож дения) служил пономарем (дьячком) церкви с. Оле ница. Являлся активным помощником священника села. Вместе со своей женой Кожиной, сыном Иоси фом и прихожанами: Кожиным Александром Рома новичем, Кожиным Сергеем Яковлевичем, Василье вым и Терентьевым Иваном Федоровичем - зимой 1931 года Феодор Климетьевич проводил работу по объединению сельчан вокруг церкви и укреплению церковной общины: «Записывайтесь, православные, во спасение от врага». Арестовали его 16.04.31 года. Осудили на три года ссылки в концлагеря Северного Края. Освободили его по инвалидности на два месяца раньше срока, 10.02.34 года. Из Архангельска отправили по прежнему месту ж и тельства. Похоронен Феодор Климентьевич в селе Оленица. Петр Егорович Кожин (1868 года рождения) был церковным старостой (председатель приходско го собрания) села Оленица, в прошлом - старостой села. Активно поддерживал Белое движение при мобилизации жителей на Терском берегу в 1919 году. Вместе со своими родными и близкими: Топи- хиным Никанором Гавриловичем и Талых Алексеем Ипполитовичем - он являлся твердым сторонником православного уклада жизни на селе. Ка к церков ный староста, собирал прихожан и противостоял насильственному внедрению коммунистической иде ологии и проведению коллективизации, призывая «не творить дел антихриста» и «укреплять воедино паству Христову». Арестовали его также 16.04.31 года и осудили по ст. 58-10 УК, приговорили к трем годам ссылки в концлагеря Северного Края. По окончании срока Петр Егорович вернулся в село Оленицу, где и похоронен. Фотография 1948-1950 годов. Мужчина слева - бывший староста Предтеченского прихода села Оленица Кожин Петр Егорович. ПРИХОД УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА ВАРЗУГА СВЯЩЕННИК НИКОЛАЙ ГУСЕВ Николай Николаевич Гусев служил священником в селе Варзуга. В 1929 году Афанасиевскую цер ковь отобрали под ясли-сад. Вскоре там сделали мастерскую по изготовлению лодок. С Никольской церкви сняли купола и также реквизировали храм под магазин. 16.08.32 года за контрреволюционную (религиозную) агитацию был арестован отец Нико лай. Осужден по статье 58-10 УК. Досрочно осво божден по суду 31.03.33 года. Когда к 1937 году закрыли и последнюю Петропавловскую церковь села, то отец Николай продолжал окормлять веру ющих: крестил, исповедовал и совершал все требы у себя на дому. Батюшка был повторно арестован в 1939 году. ЗАЩИТНИК УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ Степан Григорьевич Попов (1888 года рожде ния) был председателем церковной «двадцатки» Ус пенского прихода села Варзуга. Он отличался креп кой верой и удивительным благочестием. Был при мером исполнения христианского долга как в своей многодетной (6 человек детей) семье, так и среди прихожан. Объединил вокруг себя людей оставших ся на селе верными Церкви Христовой («двадцат ку»), чем спас последний (Успенский) приход в Варзуге от ликвидации. С обыском к Степану Гри горьевичу пришли 27 августа 1937 года, накануне главного праздника села - Успения Пресвятой Бо городицы. При обыске изъяли вещественные дока зательства: «книг божественных - 13 шт., икон- картинок - 2 шт., книга, в которую он собственно ручно записывал прихожан, - 1 шт.» Арестован 4 сентября 1937 года. В качестве доказательств кон трреволюционной и антиколхозной агитации и «ре лигиозного одурманивания масс» в деле упоминает ся постоянное обращение церковного старосты к сельчанам со словами из Священного Писания («спе циально подобранные выдержки для запугивания верующих»). Также в показаниях свидетелей цити руются и собственные слова Степана Григорьевича о том, что его вступление в колхоз было бы «от ступлением и грехом», поскольку все происходя щее «есть признаки конца времен и завершения жизни». Свое нежелание получать пособие по мно годетности он объяснял так: «Принимая эти деньги, мы соглашаемся с тем, что у нас отнимут гораздо больше, и даже наших детей... я от этой власти помощи не приму и сам помогать ей не хочу, власть царская - вот была власть законная и от Бога данная. А этой власти деньги на заем давать - грех, деньги надо в церковь нести». Степан Григорьевич Попов расстрелян 21 октяб ря 1937 года в Ленинграде и захоронен на Лева- шовской пустоши. Просим тех, кто что-либо знает о пострадавших священнослужителях и мирянах (и вообще о свя щенниках) Кольского края, присылать статьи и фотографии (они будут возвращены вам) в редак цию «Православной газеты». Редакция
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz