Миссионерская православная газета. 2002 г. № 9. Сентябрь.
По благословению Преосвященнейшего Епископа Мурманского и Мончегорского Симона Ш Р М Ш У Я М МИООИОН6РОКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА номер 9, год 2002, сентябрь К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА Повод для написания статьи обыкновен ный, жизненный, насущный. О школе, учебе, начале учебного года или пишут, или говорят, или показывают по телевидению сейчас мно гие. Думаю, обусловлено это не только тем, что «так надо», «так положено». Видно и другое: у многих потребность сказать, быть услышанным и что-то полезное сделать для своих учащихся детей происходит по настыр ному требованию сердца, души. Может быть, это сигналы «SOS» в нашем житейском море. Ведь стонет от боли и сердце, и вся душа, когда осознаешь, что для наших 18-ти мил лионов российских детей, для их полноцен ной жизни, развития, совершенствования (фи зического и духовного) мы, взрослые, и в одиночку, и всем обществом по существу на протяжении уже более 10-ти лет ничего сде лать не можем. Хотя и считаем себя весьма «компетентными» в этой области, создаем какие-то новые системы обучения, внедряем и даже «совершенствуем» отвергнутые в Аме рике американские системы. Имею в виду чикагскую идею школьных ваучеров Мильто на Фридмана, идею чартерных школ и др. А вот свои старые и когда-то надежные, но выхолощенные большевиками системы об разования в настоящее время оказались «не производительными» и даже нежизнеспособ ными (по причине выхолощенности). «Ком петенция» «компетенцией», а опыта-то нет. Осведомленность, знание - этого недоста точно, чтобы в нашей конкретной отечествен ной ситуации по существу и досконально решить животрепещущую проблему. Утрачен опыт индивидуальный и общественный. Все это значит, что нет мудрости у тех, кто учит и что-то создает в образовательной сфере. Мы оказались оторванными от сво их реальных возможчпо-г/^ т ■і' о г •< нас нет преемства своих собственных дос тоинств, а недостоинства ведь успешно со храняются и приживаются сами по себе. Мы стали замечательными экспертами, кон сультантами, советчиками, контролерами, методистами, репетиторами, но не работни ками на ниве обучения и образования де тей, даже своих собственных. Что было выхолощено в общегосударствен ной системе образования за советский пе риод? Понятно, самое главное, существен ное, составляющее живое содержание сис темы. А это всего-навсего - здоровая и полноценная духовная основа, которая созда на не за счет только знаний, но и путем про должительного, кропот ливого духовно-нрав- ственного воспитания всего общества, начи ная с самого раннего детского возраста, при наличии нефальшивого образца, идеала на дан ном пути. Дело школь ное, сводимое сегодня только к преподаванию и обучению, становит- Встречи с молодежью в рамках епархиальной программы «Дети Кольской земли ся односторонним, однобоким, уже уродли вым. Вместо ожидаемой пользы оно прино сит существенный вред, хотя ему отдаются со стороны обучающихся самые дорогие годы детства и юности. Одни познания, как бы глубоки они ни были, - это свет, который светит, но не гре ет. И еще есть другая весьма убедительная «житейская» мудрость о том, что наука сама по себе - это меч обоюдоострый. Он может быть употреблен как во благо, так и во зло. нее злодея неученого. И очень нередко люди пользуются изощренностью своего ума, об ширными знаниями для совершения и сокры тия преступлений. Мало для человека знать добро. Нужно еще его захотеть, найти в себе силы осуще ствить его, победить препятствия, которые стоят на пути и коренятся или в нашем внутреннем мире (эгоизм, леность и т. д.), или же в окружающей внешней обстановке. Необходимость образовать твердый харак тер, закалив волю, которая не менее, если не более, чем ум, движет человеком, наро дом, окрашивает общественную жизнь, уп равляет историей, весьма очевидна. Несчастье - иметь дело с людьми безволь ными, неустойчивыми, колеблющимися. Не счастье - доверить какое-либо дело людям, которые не могут заставить себя сделать то, что их собственный разум считает нужным и полезным, которые не умеют даже вовремя явиться и приступить к работе, которые сами на себя не могут положиться, тем более - на них другие. На воспитание воли как раз и должны быть в особенности обращены забо ты школы. Это дело представляется особенно трудным, требующим от воспитателей посто янной вдумчивости, большого опыта и уме ния, неизменной терпеливости и глубокой веры в свое дело. А кто из нас. уже взрослых людей, не испытывал в своей жизни и молодости моментов искушения злом, когда чувствен ная страсть пользу ется правом сильно го, когда грех манит обещанием наслажде ния и счастья, обеща ет уплатить наличной монетой - непосред ственным и немедлен ным удовлетворением нашего гнева, гордос ти, похоти? И мы, ты сячи раз обманутые, снова и снова легко мысленно верим та ким обещаниям. Неужели здесь бывают мо менты только неведения? Нет, при твердом знании тут имеет место какое-то бессилие, та греховность, о которой говорит нам Свя щенное Писание, возводя нас к временам первого грехопадения и к глубокомысленно му мировому учению о грехе первородном, о зле, живущем в нас, радикальном зле. Не дрессировать мозги, а воспитывать живую душу следует. Смысл и цель этого прпЯНМЯ П П М о п о и і fcs
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz