Миссионерская православная газета. 2002 г. № 9. Сентябрь.

По благословению Преосвященнейшего Епископа Мурманского и Мончегорского Симона Ш Р М Ш У Я М МИООИОН6РОКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА номер 9, год 2002, сентябрь К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА Повод для написания статьи обыкновен­ ный, жизненный, насущный. О школе, учебе, начале учебного года или пишут, или говорят, или показывают по телевидению сейчас мно­ гие. Думаю, обусловлено это не только тем, что «так надо», «так положено». Видно и другое: у многих потребность сказать, быть услышанным и что-то полезное сделать для своих учащихся детей происходит по настыр­ ному требованию сердца, души. Может быть, это сигналы «SOS» в нашем житейском море. Ведь стонет от боли и сердце, и вся душа, когда осознаешь, что для наших 18-ти мил­ лионов российских детей, для их полноцен­ ной жизни, развития, совершенствования (фи­ зического и духовного) мы, взрослые, и в одиночку, и всем обществом по существу на протяжении уже более 10-ти лет ничего сде­ лать не можем. Хотя и считаем себя весьма «компетентными» в этой области, создаем какие-то новые системы обучения, внедряем и даже «совершенствуем» отвергнутые в Аме­ рике американские системы. Имею в виду чикагскую идею школьных ваучеров Мильто­ на Фридмана, идею чартерных школ и др. А вот свои старые и когда-то надежные, но выхолощенные большевиками системы об­ разования в настоящее время оказались «не­ производительными» и даже нежизнеспособ­ ными (по причине выхолощенности). «Ком­ петенция» «компетенцией», а опыта-то нет. Осведомленность, знание - этого недоста­ точно, чтобы в нашей конкретной отечествен­ ной ситуации по существу и досконально решить животрепещущую проблему. Утрачен опыт индивидуальный и общественный. Все это значит, что нет мудрости у тех, кто учит и что-то создает в образовательной сфере. Мы оказались оторванными от сво­ их реальных возможчпо-г/^ т ■і' о г •< нас нет преемства своих собственных дос­ тоинств, а недостоинства ведь успешно со­ храняются и приживаются сами по себе. Мы стали замечательными экспертами, кон­ сультантами, советчиками, контролерами, методистами, репетиторами, но не работни­ ками на ниве обучения и образования де­ тей, даже своих собственных. Что было выхолощено в общегосударствен­ ной системе образования за советский пе­ риод? Понятно, самое главное, существен­ ное, составляющее живое содержание сис­ темы. А это всего-навсего - здоровая и полноценная духовная основа, которая созда­ на не за счет только знаний, но и путем про­ должительного, кропот­ ливого духовно-нрав- ственного воспитания всего общества, начи­ ная с самого раннего детского возраста, при наличии нефальшивого образца, идеала на дан­ ном пути. Дело школь­ ное, сводимое сегодня только к преподаванию и обучению, становит- Встречи с молодежью в рамках епархиальной программы «Дети Кольской земли ся односторонним, однобоким, уже уродли­ вым. Вместо ожидаемой пользы оно прино­ сит существенный вред, хотя ему отдаются со стороны обучающихся самые дорогие годы детства и юности. Одни познания, как бы глубоки они ни были, - это свет, который светит, но не гре­ ет. И еще есть другая весьма убедительная «житейская» мудрость о том, что наука сама по себе - это меч обоюдоострый. Он может быть употреблен как во благо, так и во зло. нее злодея неученого. И очень нередко люди пользуются изощренностью своего ума, об­ ширными знаниями для совершения и сокры­ тия преступлений. Мало для человека знать добро. Нужно еще его захотеть, найти в себе силы осуще­ ствить его, победить препятствия, которые стоят на пути и коренятся или в нашем внутреннем мире (эгоизм, леность и т. д.), или же в окружающей внешней обстановке. Необходимость образовать твердый харак­ тер, закалив волю, которая не менее, если не более, чем ум, движет человеком, наро­ дом, окрашивает общественную жизнь, уп­ равляет историей, весьма очевидна. Несчастье - иметь дело с людьми безволь­ ными, неустойчивыми, колеблющимися. Не­ счастье - доверить какое-либо дело людям, которые не могут заставить себя сделать то, что их собственный разум считает нужным и полезным, которые не умеют даже вовремя явиться и приступить к работе, которые сами на себя не могут положиться, тем более - на них другие. На воспитание воли как раз и должны быть в особенности обращены забо­ ты школы. Это дело представляется особенно трудным, требующим от воспитателей посто­ янной вдумчивости, большого опыта и уме­ ния, неизменной терпеливости и глубокой веры в свое дело. А кто из нас. уже взрослых людей, не испытывал в своей жизни и молодости моментов искушения злом, когда чувствен­ ная страсть пользу­ ется правом сильно­ го, когда грех манит обещанием наслажде­ ния и счастья, обеща­ ет уплатить наличной монетой - непосред­ ственным и немедлен­ ным удовлетворением нашего гнева, гордос­ ти, похоти? И мы, ты­ сячи раз обманутые, снова и снова легко­ мысленно верим та­ ким обещаниям. Неужели здесь бывают мо­ менты только неведения? Нет, при твердом знании тут имеет место какое-то бессилие, та греховность, о которой говорит нам Свя­ щенное Писание, возводя нас к временам первого грехопадения и к глубокомысленно­ му мировому учению о грехе первородном, о зле, живущем в нас, радикальном зле. Не дрессировать мозги, а воспитывать живую душу следует. Смысл и цель этого прпЯНМЯ П П М о п о и і fcs

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz