Миссионерская православная газета. 2002 г. № 9. Сентябрь.

Иоанн Баюр, брат матушки Ирины, супруги отца Гэоргия, был вместе с ним в отпуске. Брат покой­ ного отец Василий Данилец как раз в это время поехал забирать детей из отпуска и оказался на похоронах протоиерея Георгия. Как апостолы были таинственным образом перенесены на похороны Божией Матери, так и родственники усопшего все вместе оказались у его смертного одра. Протоиерей Георгий Данилец являлся духовни­ ком нашей епархии, он всегда внимательно выслу­ шивал человека на исповеди и потом увещевал: «Старайтесь не грешить». Батюшка никогда никого не осуждал, всегда уклонялся от обсуждения чьих- то поступков. Всем сотрудникам «Православной газеты» сейчас особенно вспоминается, с каким вниманием и сочувствием относился отец Георгий к статьям по истории нашей епархии, как он духовно поддерживал нас в этой работе. Да и не только нас он поддерживал. У батюшки было много духовных чад, и они встретили весть о его смерти горькими слезами, так как почувствовали себя осиротевши­ ми. Плакали и многие другие знавшие его прихожа­ не. Батюшка был очень добр ко всем. Для него все действительно были бггижними в прямом смысле этого слова. И тех, например, кто заходил в цер­ ковь впервые в жизни, отец Георгий стремился окружить заботой и вниманием. Конечно, и у него, как и у всех нас, как и у всякого человека, были какие-то личные грехи и недостатки, но он с помощью Божией старался с ними бороться до конца жизни. За ревностное пастырское служение Церкви Христовой протоиерей Георгий Данилец награждён был наперсным крестом, саном протоиерея, пали­ цей и крестом с украшениями. Мы выражаем своё искреннее соболезнование детям, родным и вдове покойного. Будем молиться об упоко­ ении души новопреставленного протоиерея Георгия, да упокоит его Господь в селениях праведных. Вечная тебе память, дорогой собрат и сослу- житель. Иерей Василий Вольский Ещё при жизни отца Георгия в редакцию пришло письмо, которое мы при жизни батюшки не успели опубликовать. Мы не меняем в нём глаголы в настоящем времени на прошедшее, потому что «Бог не есть Бог мёртвых, но живых» (Мф. 22, 32). СЛОВО ОБ ОТЦЕ ГЕОРГИИ ДАНИЛЬЦЕ Священника Георгия Васильевича Данильца я знаю с первых дней его службы в Свято- Николь­ ском соборе. Ещё в восьмидесятые годы прибыл к нам молоденький, худенький, рыжеватый и очень миловидный священник. Осмелюсь сказать, что уже тогда прихожане обратили на него внимание, уже тогда невидимая нить притягивала их к этому ба­ тюшке. Всегда отец Георгий самым добросовестным образом относился к своему служению, и я могу сказать о нём кратко: это безотказный батюшка. Как бы он ни спешил, не было случая, чтобы отказал в помощи. Как-то я уезжала в командиров­ ку и принесла о. Георгию записки о здравии и о упокоении, чтобы он их хотя бы иногда читал. Стояли мы во дворе около его жилья, и он пригла­ сил меня зайти в гости. Тогда батюшка жил в старом одноэтажном домике. Сначала заходишь в малюсенький коридорчик, дальше как в сказке: налево - канцелярия нашей неутомимой старосты Марии Михайловны, прямо - дверка с табличкой « 0 0 » , от которой несло каким-то сильным и рез­ ким парфюмерным запахом, направо - деревянная лестница на чердак, где и проживал со своей семь­ ёй отец Георгий. Поразивший меня резкий запах проникал всюду, в том числе и в «голубятню» батюшки (квартирой это жилье было трудно на­ звать). Однако на лицах отца Георгия и его матуш­ ки сияли блаженные улыбки, рядом копошились их детки. Как я поняла, в семье царили уют и любовь. Встретив меня как-то после моего возвращения из командировки, батюшка стал словно бы отчиты­ ваться, как он исполнил мою просьбу. Мне было неловко перед ним: я и так ему верила. За всё то время, что я его знаю, никогда не доводилось видеть раздражения или гнева на его лице, он всегда был в ровном состоянии духа, а это, по-моему, отличительный признак по-настояще- му смиренного человека. Бывает, если отец Георгий проходит по храму и видит прихожанина, стоящего возле подсвечника со свечой в руке в раздумье, или слезах, или просто не знающего, куда поставить свечу, то батюшка собственноручно ставит её, что-то говорит челове­ ку, и тот отходит с просветленным лицом. Много прихожан обращается к нему с вопроса­ ми, и немало тех, которые лично ему хотят испове­ доваться. Проходя по храму, он обычно собирает копеечки с тарелок и опускает их в церковную кружку. На водосвятных молебнах батюшка сам разливает воду в сосуды, принесенные прихожана­ ми, не превозносясь своим великим саном. Даже тогда, когда отец Георгий служит молебен один, без помощников, он все записки прочитывает «от и до». Он и на панихидах, как мне сказали, записки читает по три раза. Значит, отец Георгий любит службы, дорожит ими, честно исполняя свой священнический долг перед Богом и людьми. Люблю я и проповеди батюшки. Сила его слов проникает до глубины сердца, вызывая слезы, даже в какой-то мере рассеивает душевную сму ­ ту. Правда, в последние годы всё явственнее слышится в речи протоиерея Георгия малороссий- Отец Иосиф Цюркало (слева) и отец Георгий Дани­ лец (справа) вынимают частицы из просфор в алтаре Свято-Никольского храма г.Мурманска. ский акцент, но без этого невозможно и предста­ вить себе нашего батюшку. Обращает на себя внимание постоянная собран­ ность, подтянутость священника, его опрятный вне­ шний вид, аккуратная причёска. О многом ещё можно было бы написать, но, думаю, и этого достаточно. Сколько добрых дел у отца Георгия! Из них сплетается ему венец. А фимиам его сострадания и милосердия восходит к Небу и на всех нас. Хотя жизнь и труды отца Георгия, на первый взгляд, обыденны и непримет­ ны, но его живое, теплое участие к любому из ближних говорит о высоком духовном устроении. Вспоминается знаменитое выражение Сергия Нилу- са - «великое в малом». Служит протоиерей Геор­ гий Богу во славу, а мирянам в назидание. Это совсем не преувеличение и, тем более, не лесть - слова любви и благодарности заслужены им. Думаю, на таких вот обычных, рядовых батюш­ ках в основном и держатся наши русские храмы, да и авторитет Православия. Дай Бог отцу Георгию сил, разума и долгих лет жизни для назидания вверенных ему Господом духовных чад. Гапина, прихожанка собора ВОСПОМИНАНИЯ БАТЮШКИ Эти воспоминания я записала в мае нынешнего года, перед тем как батюшка Георгий уехал в от­ пуск. Он пригласил меня зайти на клирос после окончания службы. Вспоминал очень добросовестно, в чем сказывалась вся его натура. Часто переме­ жал свою речь вопросом «Ну, что тебе ещё расска­ зать?» Все его сослуживцы в рассказе были людь­ ми смиренными, кроткими. «Хороший был батюшка», - постоянно приговаривал отец Георгий, рассказывая о священнослужителях. Такими он видел людей. ...Я начинал служить в Казанском храме Киров- ска. В то время настоятелем там был священник Владимир Луценко (целибат). Потом его перевели в Сыктывкар. Очень тихий, скромный был отец Вла­ димир, никогда никого не обижал. Он тяжело болел и в 1983 году принял схиму с именем Стефан. Довелось мне служить и вместе с протоиереем Алексием Дендаком, впоследствии он служил года два настоятелем Никольской церкви в Мурманске. Верующих тогда сильно притесняли. Когда я уже приехал в Кировск рукополагаться, меня вызывали какие-то чины (я думаю, они были из КГБ) и предлагали отказаться от священства, обещали дать хорошую работу. Я сказал им, что с детства гото­ вил себя к священству, ничего другого мне не надо! Кроме того, ещё до приезда в Кировск на Украине, в моих родных местах, меня вызывали в КГБ по той же причине, всячески отговаривали от церковного служения. Это происходило в на­ шем райцентре Хусте. А когда я уехал в Кировск, они, видимо, сразу передали информацию обо мне местным органам. В 1985 году меня перевели в Никольский храм Мурманска третьим священником. Я заменил тогда по благословению правящего архиерея отца Васи­ лия Лапко (он болящий, сейчас служит в Архангель­ ске, в храме Всех Святых). Служил я с протоиере­ ем Гэоргием Козаком и отцом Никодимом (тогда ещё Николаем Каленчуком). До начала 90-х годов подвизался в Никольской церкви священник Стефан Бандура, родом с Укра­ ины. Это был женатый батюшка, имел детей. Харак­ тер у отца Стефана спокойный, тихий. Внешне он худощавый, невысокий. Помню и уже пожилого иеродиакона Никодима, у него был очень мощный голос. Он тоже был с Украины. Усы у о. Никодима были как у запорож­ ца. Бывало, как возьмётся за ус да как возгласит ектенью! Жив он сейчас или нет, не знаю. Служил в Никольской церкви Мурманска свя­ щенник Василий Карпенец, хороший, образованный батюшка, окончивший семинарию. Диаконом был одно время отец Виктор Казак. Он очень болел, думали, что не выживет. Но вы­ жил, уехал потом куда-то. Вероятно, вышел за штат, на покой. Очень много стараний для постройки нового хра­ ма в Мурманске приложил протоиерей Гэоргий Ко - зак. Да и пожертвования стекались отовсюду. Де­ нег хватило - тогда всё было дешёвое. Работали много: бабушки разбились на две бригады и подава­ ли кирпичи строителям. Отец Гэоргий Козак свои синие «Жигули» использовал полностью для нужд строительства. Он всё своё время посвящал созда­ нию храма. Стройматериалы помогал доставать го­ рисполком. Оказывал поддержку уполномоченный по делам религий. Самое тяжёлое время для Церкви было до 1986 года. Прихожан было много, но всё это были уже пожилые люди, молодые не приходили. Сейчас многие из тех прихожан отошли в мир иной. В Мурманске до 1986 года Таинство Святого Креще­ ния принимало не так уж много людей. Хотя и тогда не только детей приносили крестить, но и взрослые приходили принять Крещение. И это при том, что в восьмидесятые годы крестившегося че­ ловека или родителей, крестивших своего ребёнка, ожидало преследование. С ними «разбирались» по месту работы. Могли, например, понизить в долж­ ности, лишить премии. Церковная староста обяза­ на была записать перед Крещением имя, отчество, фамилию, домашний адрес, место работы и данные паспорта родителей крещаемого младенца. Вооб­ ще, чтобы записаться на Крещение, люди непре­ менно должны были приходить с паспортами. По­ том эти данные забирали советские органы и по ним уже «принимали меры» по месту работы роди­ телей, крестивших ребёнка. В те годы священник не мог выйти никуда за пределы храма для служения. В виде исключения разрешали причащать и соборовать на дому тяже­ лобольных. Отпевать дозволялось только в храме. Освящать дома или квартиры запрещалось. Свя­ щенник не мог служить на приходе без справки о регистрации от уполномоченного по делам религий. Если епископ издавал указ о назначении священ­ ника на приход, последний не мог служить без регистрации. В 1986 году органы власти перестали брать из храмов сведения о крещаемых, об этом писал и «Журнал Московской Патриархии». Народ повалил с этого времени креститься. Крестились по сто человек сразу, стояли в церкви полукругом. Нас было трое священников- не успевали крестить! А в 1988 году, когда мы отмечали Тысячелетие Креще­ ния Руси, преследования почти совсем ослабли. Церковь вздохнула свободнее. Записала Галина Сиротинская

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz