Миссионерская православная газета. 2002 г. № 9. Сентябрь.

п ам я ти протоиерея георгия данильца Быстро летит время. Каждый миг уносит от нас в вечность огромное количество человеческих жизней. К а ­ жется, совсем недавно отец Георгий Данилец отмечал 20-летие своего слу­ жения в священном сане, и вот накану­ не Преображения Господня в наш собор пришла скорбная весть: 18 августа 2002 года в 5 часов 30 минут по местному (8 часов утра по московскому) времени отошёл ко Господу протоиерей Георгий Васильевич Данилец, старейший по хи­ ротонии клирик нашей епархии. Для многих это было неожиданностью, хотя все знали что отец Георгий неизлечимо болен. Но когда в июне батюшка вышел из больницы и начал опять служить, вроде бы все успокоились. Поэтому мы не ожидали, что так внезапно пробьет для него этот страшный час. Трудно в это поверить. Многим кажется, что он ещё не вернулся из отпуска. Но, ока­ зывается, отец Георгий уехал от нас навсегда. Уехал по пути, который Цер­ ковь в прокимне на отпевании именует блаженным. 22 года прослужил отец Георгий в храмах Архангельской и Мур­ манской областей. Родился отец Георгий в селе Коше- лево-Залом Хустского района За кар ­ патской области в православной се­ мье. С детства посещал храм. В тече ­ ние всего Великого поста по вечерам со сверстниками ходил он каждый день в церковь, которая находилась за не­ сколько километров от дома, на вели­ кое повечерие. «Такие песнопения, как «С нами Бог...» и «Господи сил, с нами буди...», пели всем храмом», - вспоминал отец Георгий. Видимо, в те годы и родилось у него желание по­ святить свою жизнь служению Богу и Церкви. С 11 лет Георгий стал читать на клиросе, а в 13 - уже ориентировался в Уставе, самостоя­ тельно читал часы и Апостол. После окончания восьмилетней школы будущий батюшка учился в ПТУ на столяра-плотника. В 1977 году он был призван в армию и после демобилиза­ ции решил посвятить себя служению Церкви. В те годы выбор пути церковного служения требовал особой решимости. В 1980 году Георгий Данилец приехал в Архангель­ скую епархию, в древний город Каргополь, где слу­ жил священником его дядя Василий Козичко. Сначала епископ Исидор направил Георгия в село Айкино (Коми АССР), где тот нес клиросное послушание. 14 октября 1980 года, на Покров Пресвятой Богородицы, в Свято-Никольском храме города Мурманска епископ Исидор рукоположил Георгия в сан диакона и направил в Кировский храм Казанс­ кой иконы Божией Матери. А 14 января 1981 года, ровно через три месяца после этого, в архангель­ ском храме Всех святых (настоятелем тогда там был протоиерей Василий Химчук) была совершена хиротония диакона Георгия во пресвитера. В Киров- ске отец Георгий прослужил вторым священником до июля 1982 года. С 1982 по 1985 годы иерей Георгий Данилец - настоятель Свято-Введенского храма в селе Княже- строво Приморского района Архангельской области. Со многими трудностями пришлось столкнуться мо­ лодому батюшке в сельском храме. Когда умерла староста Ульяна Васильевна Коробова (она же была и певчей), а вслед за ней и казначей, то отец Георгий сам пек в русской печи просфоры, прихо­ дил в храм за несколько часов до службы, чтобы натопить печи. Тяготы его пастырского служения разделяла верная помощница - матушка Ирина, она читала и пела на клиросе. Прихожан было очень мало: в воскресный день - человек пять, на Пасху, двунадесятые праздники - не более пятнадцати. Власти даже хотели закрыть храм. Отец Георгий вспоминал, как целый день продержал его в кабинете уполномоченный, угро­ жал снять с регистрации храм и священника, но все же батюшке удалось отстоять храм. В 1984 году молодой настоятель был награжден наперсным крестом. К сожалению, эта старинная церковь со множеством древних икон не сохранилась - она сгорела после отъезда батюшки. С 1985 года отец Георгий служит в Мурманске (в это время здесь строился новый Свято-Никольский храм). В 1987 году батюшка заочно окончил Мос­ ковскую Духовную Семинарию. В 1989 году отца Георгия направили в Монче­ горск. Церковную жизнь он там начинал с нуля. Из жилого дома сделали молитвенный дом (сейчас это церковь преподобного Трифона Печенгского). Отец Георгий был зачинателем строительства Вознесенс­ кого кафедрального собора, при нем храм и был построен. Батюшку приглашали в детские сады, школы, профтехучилища, воинские части. Люди, истоско­ вавшиеся в годы атеизма по православной духов­ ности, жаждали услышать слово Божие из уст священника. В то же время отец Георгий духовно окормлял православных жителей Ревды, Ловозе- ра. Оленегорска. Он та кж е руководил строитель­ ством Покровской церкви в Ревде, при нем нача­ лась реконструкция молитвенного дома в Олене ­ горске. В 1990 году отец Георгий был возведен в сан протоиерея. В 1995 году указом епископа Пантелеймона про­ тоиерей Георгий был назначен вторым священником в Свято-Никольский храм города Мурманска. Трудно было ему расставаться с Мончегорс­ ком: его духовными чадами стали там целые се­ мьи. Но, исполняя послушание архиерея, батюшка п ереезжает в Мурманск. Отец Георгий был хорошим знатоком церковно­ го Устава и православных традиций. Это могут подтвердить те священнослужители, которые про­ ходили практику в нашем соборе и находили у отца Георгия поддержку и помощь. Батюшка все­ гда помогал начинающим священникам , не пре­ возносясь, не показывая своего опыта. Смирение было его неотъемлемым качеством. Я никогда не видел, чтобы отец Георгий раздражался, повышал голос или кого-то укорял. Глубокая вера отца Георгия, любовь к Богу и ближним выражались в усердной молитве, внима­ тельном отношении к нуждам и просьбам верую­ щих. В сердцах верующих надолго останется доб­ рая память о нём. Некоторые упрекали отца Георгия за неясную дикцию, но при всём этом он молился искренне, от всего сердца. Приходилось видеть его глаза во время Евхаристического канона, когда батюшка со­ вершал Божественную литургию: он весь был по­ гружен в молитву. Наверное, ни у одного священника нашей епархии не было и нет столько записок и поминаний, сколь­ ко было у отца Георгия. Он всегда старался на проскомидии за каждого вынуть частичку, бережно раскладывая записочки по всему жертвеннику. Некоторые записки были пожелтевшими от ста­ рости - с самых первых лет служения, и порой отец Георгий рассказывал о людях, которые у него запи­ саны: он помнил и поминал их всех. Когда отец Георгий служил один в Мончегорске, все записки он прочитывал сам. Проповедовал отец Георгий просто, но его слова западали в душу. Порой, рассказывая о подвигах и страданиях мучеников, батюшка плакал. «Надо спа­ саться, подвизаться», - такими словами почти все­ гда заканчивал он свои проповеди. И сам следовал этим словам. Особенно тяжело болел отец Георгий последний год, несколько раз лежал в больнице. В июне упросил врачей выписать его раньше време­ ни, чтобы служить. Ему тяжело было стоять на службе, но, несмотря на недуг, батюшка ни от чего не отказывался, нёс безотказно свою череду. 13 июля отец Георгий со своей семьёй уехал в отпуск на родину. Там по воскресным дням он служил с отцом Иоанном Баюром на одном приходе - в с. Каллово (Хустский район). Последний раз батюшка причастился Святых Христовых Тайн в воскресенье, 11 августа, за неделю до кончины. А 12, 13, 14 августа огец Иоанн возил отца Георгия в Покровский женский монастырь, где служит его родственник игумен Феодосий. В этом монастыре много частиц святых мощей, и батюшка приклады­ вался к ним и молился. Находясь в монастыре, отец Георгий поминал всех, кто был у него записан. О преданности отца Георгия Церкви говорит та­ кой факт. За несколько дней до смерти родствен­ ница принесла батюшке виноград и предложила попробовать. Он отказался, сказал: «На Преобра­ жение попробую»- и добавил: «Если доживу». Не дожил. Это не фарисейство, как могут сказать некоторые. Просто человек был требователен к себе даже до смерти. Отец Георгий никогда не расслаблялся: он все­ гда рано вставал, молился, раньше других приходил в храм Божий. Д аже когда он не был служащим, то старался приходить с утра, чтобы повынимать час­ тицы из просфор за своих живых и усопших срод­ ников и знакомых. Умирал отец Георгий очень тяжело, мучительно, скончался в полном сознании. 19 августа, в день праздника Преображения Господня, в Петропавлов­ ском храме села Кошелево-Залом в Закарпатье состоялось отпевание батюшки. Чин отпевания в сослужении пятнадцати священников совершил на­ стоятель храма протоиерей Михаил Беляк. «Людей на отпевании было столько, - рассказал протоиерей Иоанн Баюр, - сколько бывает у нас на престоль­ ные праздники; все очень скорбели, ведь батюшке было всего сорок три года». Похоронен отец Геор­ гий Данилец на сельском кладбище рядом со своим дядей протоиереем Василием Козичко и его матуш­ кой. В тот же день, когда скончался протоиерей Георгий, 18 августа, весть о его смерти пришла в Мурманск. Вечером после всенощного бдения нака­ нуне Преображения Господня епископ Симон в кон­ це проповеди сообщил о смерти батюшки прихожа­ нам Свято-Никольского собора Мурманска и в со­ служении духовенства собора совершил первую заупокойную литию. В кратком слове владыка по­ пытался найти духовную связь между праздником Преображения Господня и кончиной огца Георгия: - Мы верим, что подобно тому, как Господь взял с собой на Фавор апостолов Петра, Иакова и Иоан­ на, так же Он призвал к себе и отца Георгия. Почивший хотел быть похороненным у себя на родине, и Господь исполнил его желание. Отец

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz