Миссионерская православная газета. 2002 г. № 9. Сентябрь.
лѵиссионерокля п р а в о с л а в н а я г л з е т л 3 ПРЕПОДОБНЫЙ ф ео до ри т ко л ьс ки и - ХОДАТАЙ ЗА НАС ПРЕД ГОСПОДОМ (прославление 30 августа небо хмурилось, и в полдень золотисто-зеленые де ревья начал усердно поливать дождь. Но зато как тепло и ра достно было на душе у тех, кто собрался в старинном и уютном Благовещенском храме Колы на торжество по случаю прославле ния нашего нового местночтимо го святого - преподобного Феодо- рита Кольского! И это понятно: мы чувствовали, что обрели лю бящего духовного отца и заступ ника. Службу возглавил наш пра вящий архиерей епископ Мурман ский и Мончегорский Симон в сослужении священников из Мур манска. Колы, Видяева, Трифо- нов-Печенгского монастыря. Вся Кольская земля в лице своих пастырей воспевала нашего се верного угодника. Многих местных жителей - лопарей-язычников - обратил ко Христу и крестил пламенеющий духом, равный апостолам Феодорит. Согласно его житию, составленному иеромонахом Митрофаном (Бадани- ным), был такой случай, когда в один день усерд ный труженик на ниве Христовой окрестил сразу две тысячи лопарей. Проповеди его сопровожда лись чудесами и знамениями. Перед Причастием проповедь о преподобном произнёс составитель его жития, председатель комиссии по канонизации святых иеромонах Мит рофан (Баданин), настоятель Успенской церкви Варзуги: - Дорогие братья и сестры! Сегодня мы почитаем память великого подвижника - преподобного Феодо- рита Кольского, просветителя лопарей. День сегодня особенный - впервые мы чествуем его память. Кто же он для нас, этот подвижник? Мы можем смело назвать его апостолом земли северной. Феодорит был соработником великого нашего святого - Трифо на Печенгского. Они вместе в течение двадцати лет пребывали в хладных и неприступных снежных пус тынях. В те времена здесь были глухие, непроходи мые леса, в которых водилось множество диких зверей. Оба они достигли великой святости. Благо дать Духа Святаго сошла на этих подвижников, и они смогли просветить светом веры евангельской полночные, северные окраины Руси. Феодорит со временем сподобился сана архиман дрита в одном из монастырей Суздальской земли. Кроме того, в 1540 году он основал Свято-Троицкую обитель в Коле. Благовещенская церковь, в которой мы теперь возносим ему молитвы, также создана Феодоритом в 1532 году. Ещё более прославился Феодорит, когда в возрасте семидесяти семи лет, ю есть в маститой старости, был призван царём Иоан ном Грозным и именно ему, как пустыннику и под вижнику, а также глубокому богослову и знатоку языков (он в совершенстве знал греческий язык, языки тех народов Севера, которым проповедовал - перевёл для них молитвы, службы), государь пору чил ответственнейшее задание. Он должен был отправиться в Константинополь и в беседе с Патриархом доказать высокий уро вень русского богословия, русской культуры, не уступающей греческой. Всё это было необходимо для того, чтобы получить благословение Вселенско го Патриарха на коронование тогда ещё великого князя Иоанна Гоозного по чину римских кесарей, дабы Земля Российская обрела самодержца, царя Иоанна Четвертого. Будучи уже глубоким девяностолетним старцем, святой Феодорит по-прежнему совершал поездки на Крайний Север, продолжая окормлять местные мо настыри в Кандалакше: Рождество-Богородицкую оби тель, Кокуев монастырь в Порьей Губе. В своих молитвах мы вполне можем обращаться к преподобному Феодориту, как к апостолу земли Северной. Сегодня, 30 августа, отмечается день его бла женной кончины. Он прибыл в Соловецкий монас нового северного святого) Икона преподобного Феодорита Кольского тырь уже девяностолетним стар цем на празднование памяти Зо- симы и Савватия Соловецких и уже не покинул более Соловки, обретя своё последнее упокое ние там, где много лет назад двенадцатилетним отроком при нял монашеский постриг. Будем же обращаться к нему в молитвах. Это великий заступ ник за нашу землю Кольскую, и он не оставит нас в наших упо ваниях. Аминь. После Божественной литургии был торжественно отслужен мо лебен в честь праздника Успе ния Пресвятой Богородицы и пре подобному Феодориту Кольско му. В соборе раздалось радостное и ликующее пение: «Ублажаем , ублажаем тя, преподобие отче Фе- одорите, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов». После окончания молебна слово о преподоб ном произнёс епископ Мурманский и Мончегорс кий Симон: - Сегодня у нас особенный день - совершается прославление великого угодника Божия. Есть раз ные уровни прославления: 1) приходской уровень, то есть почитание на уровне прихода; 2) епархиаль ный - как местночтимого святого в епархии; 3) всецерковный, общероссийский. Сегодня у нас епархиальное почитание святого, который почитался в других русских землях под именем блаженного Феодорита. Мы хотим даже, чтобы с именем «преподобного», с таким титлом святой Феодорит вошёл в число прославленных российских угодников. До сегодняшнего дня его чтили, например, на Соловках, в Новгородской, Тверской, Архангельс кой областях. Но именно на Кольском Севере в основном подвизался Феодорит как пастырь, как просветитель. Что же нужно, какие предпосылки необходимы для совершения официального акта ка нонизации? Прежде всего, должно быть молитвен ное почитание святого угод ника Божия, то есть должен весь церковный народ, свя щеннослужители и миряне, почитать усопшего и поминать его. Первое - угодник Божий должен жить в сердцах веру ющих людей. Скончался он - надо поминать его в молитве, подавать сорокоусты, молить ся в частной молитве, свечи ставить. Если это есть, мож но уже говорить о начале по читания. Есть ли, например, у всех нас потребность каж дый год 12 августа чтить па мять моряков подводной лод ки «Курск»? Есть! Дай Бог, чтобы эта потребность сохра нялась и дальше - это будет залог святости. Залог того, что эти воины когда-нибудь будут официально прославле ны. Такое их поминание оз начает то, что они уже про славлены на Небесах. Не слу чайно 12 августа и в прошлом, и в этом году собралось мно жество людей в церквях. Собираясь помянуть кого-нибудь, люди обычно вспоминают и то, что любил усопший, например, поют его любимые песни. Так, вспоминают монахи ню Арсению из Никольского собора и говорят: «Любила матушка песнопения Иоанновского монас тыря». И в светской среде есть подобный обычай, но там всё извращено. Нецерковные люди скажут, бывает, что любил, мол, покойный похабные песни - и запоют! Вспомнят, что любил выпивать - и Иеромонах Митрофан (Баданин) произносит проповедь о преподобном Феодорите выпьют! Понимаете, как всё испохаблено ? А проис ходит так потому, что испохаблено наше сердце. Ещё раз скажу, что должна быть потребность в молитве. Вспомним наше недавнее прошлое. Андре евский собор в Кронштадте, где служил отец Иоанн, был ещё закрыт: в нём размещался клуб, а люди приходили поминать батюшку. Приходили и к мона стырю на Карповке - их гнали, а они всё равно приходили. Что их туда тянуло? Потребность молит вы... И ещё - чудеса, которые совершались. Люди получали благодатную помощь. Это и заставляло приходить, хотя и гнали, и в милицию забирали. Но среди кого же хранится драгоценная память о блаженном Феодорите? Вовсе не случайно долгое время не было благоприятных условий для его кано низации. Население на Мурмане формировалось в основном из приезжих - военных, командировочных. Зачастую они были не очень верующими, об истории Православия в крае, о блаженном Феодорите ничего не знали. У них было много других знаний, по специ альности. Но со временем выяснилось, что знания о наших святых являются гораздо более существенны ми, чем светские науки. Часто приходится слышать от наших русских людей сетования на то, что не хватаетнам духовной основы, стержня. Вотэта осно ва - Православие... Её даёт нам Святая Церковь. А Церковь - это Сам Господь наш Иисус Христос и христиане: святые угодники и мы, грешные и недо стойные. Однако нельзя исключить того, что и из нас впоследствии кто-то будет прославлен Церковью. Молясь преподобному Феодориту, не будем за бывать, что у нас сейчас совершается попраздн- ство Успения Пресвятой Богородицы. Очень умест но прославить угодника Божия в свете именно в свете святости Божией Матери. Той Святой, Кото рую никто не превзошёл: Её святость невозможно превзойти. Мы славим Божию Матерь и преподоб ного Феодорита. Славление должно происходить перед иконами. Образ святого Феодорита у нас уже есть. Кстати, это тоже предпосылка канониза ции, когда пишутся иконы. Слава Богу, есть уже и житие преподобного Феодорита, оно написано на хорошем уровне. Если действительно будет среди жителей нашего края живое молитвенное почитание преподобного Феодо рита, то через год мы сможем поставить вперед Святейшим Патриархом вопрос о причислении этого подвижника к лику всех российских святых. Вопрос, о канонизации святых вообще очень ва жен для нас сейчас, - добавил владыка в конце проповеди, - и особенно о прославлении новомучени- ков и исповедников российских. Их пытали, расстре ливали в концлагерях, и никто об этом не знал. Не то чтобы не было документов - были. Но они были, по большей час ти, сфабрикованы. Советские органы знали, что когда-нибудь следственные материалы мог ли бы их обличить. Многие документы были уничтожены. Однако нам очень важно знать о жизни святых угодников Бо- жиих, в том числе и новому- чеников. Только в этом слу чае мы не отупеем, не дегра дируем, а сможем развиваться духовно и нравственно. Спаси вас Бог!» ...Таким призывом к вос становлению исторической па мяти и духовному совершен ствованию завершил службу наш архипастырь. Люди потя нулись ко кресту. С умилени ем приложились и к иконе пре подобного Феодорита, написан ной в золотисто-коричневых тонах. Монах-аскет на иконе обращал теплую молитву ко Гос- поду за весь наш край. Вокруг него теснились суровые северные скалы, а далее, на студёном море, покачивалась маленькая лодочка с другим подвижником, соработником Феодорита. И до службы, и особенно после неё как-то осо бенно верилось в дерзновение преподобного Феодо рита пред Господом. Хотелось, как наставнику и заступнику, излить ему свои скорби и прошения. Преподобие отче Феодорите, моли Бога о нас! Га пина Сиротинская
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz