Миссионерская православная газета. 2002 г. № 8. Август.
А Ш О О И О Н е Р С К А Я П Р А В О С Л А В Н А Я Г А 3 6 Т А 5 .............— — Ч ИЗ ДОКЛАДА ИГУМЕНА ДИОДОРА (БАЛАБОВА) НА ЛИТУРГИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ 5-7 АВГУСТА 2002 ГОДА ...И з шести самостоятельных литургических последований три (литургия св. Иоанна Злато уста, Василия Великого, ап. Иакова) и поныне находятся в Богослужении Православной Церк ви. Литургия Григория Двоеслова совершается в настоящее время в Русской Православной Церкви в дни Святой Четыредесятницы и изве стна как литургия Преждеосвященных Даров. Сирийская литургия ап. Иакова сохранилась в Сиро-Яковитской Церкви. Литургия Апостольс ких постановлений ныне не совершается, но представляет особо интересный памятник для литургической науки. В период совершения самого существенно го в литургии - Ехаристического канона - священник, знаменуя собой Самого Христа, повторяет Его слова, сказанные на Тайной Вечере, а затем трижды произносит молитву - призывания Духа Святого, «Который, нисхо дя по милости Божией ка хлеб и вино, пресу ществляет их в Тело и Кровь Сына Божия». И речь идет не о символах и поэтических мета форах, а о реальности. В пищу предлагается именно Его Тело и Его Кровь, как ни страшно для верующих или безумно для неверующих звучат эти слова! Церковь верит Сыну Бо- жию, любовь Которого к чадам Своим может казаться безумием мудрецам мира сего. Можно, вероятно, войти в соприкосновение с Богом, съедая кусок обыкновенного хлеба, вдыхая запах цветка, глядя на прекрасный пейзаж или, как ученые, вдумываясь в тайны мироздания. Действительно, личная встреча с Богом может произойти по милости Его всю ду: «Дух дышит, где хочет». Но в хлебе и вине, пресуществленных в Тело и Кровь Бого человека, Он присутствует совершенно осо бым, действенным образом. Непостижимо ра зумом это реальное присутствие Христа в Святых Дарах, но у верующих чад Церкви, помнящих слова Христа, есть все основания понимать эти буквально. Это присутствие мы не можем воспринимать своими телесными чувствами, так ж е как не можем восприни мать ими присутствие души в теле или знаний в мозгу. Это позволяет понять, что, вкушая Тело и Кровь Христа, мы не уничтожаем Их, но душа наша соединяется с Ним особо тес ным образом. После пресуществления ни хлеба, ни вина больше нет: остается только их видимость. То, что мы видим, что ощущаем на вкус, представ ляется нам хлебом и вином: но по существу это уже не то. Надо всегда уметь различать «внешность» и «сущность». Наша личность, яв ляющая нашу сущность, остается одной и той же в течение всей жизни. Хотя наша «види мость» - лицо, рост, цвет волос - меняется. В Таинстве Евхаристии происходит обратное: сущ ность меняется, но видимость остается неиз менной. Внецерковным рационалистам хотелось бы установить изменение хлеба и вина в Евха ристии с помощью микроскопа или химическо го анализа. В этом проявляется полное непони мание сути Таинства. Материальные инстру менты могут улавливать только материальные же свойства вещей. Можно задать вопрос: изу чая, например, такими средствами человечес кий мозг или сердце, установим ли мы в мозгу наличие гениальности, а в сердце - любви? Будем ж е верить Богу и слову Христа. В мире есть и будет немало других тайн, остающихся непроницаемыми для человеческого разума, а для Бога все возможно. Верующий человек понимает, что возможно одно из двух: либо, благоговейно поклоняясь Святым Дарам и при нимая их в пищу, он совершает бессмысленное действие, и тогда нет никакого смысла ни в чем, либо он поступает согласно своему веру ющему разуму, следуя завету Сына Божия, и тогда здесь присутствует Сам Бог... ........... ^ С в я т о й р а в н о а п о с т о л ь н ы й к н я з ь В л а д и м и р д о с т и г с в я т о с т и т е м , ч т о к р е с т и л Р у с ь . А е г о с ы н о в ь я Б о р и с и Г п е б с т а л и п е р в ы м и м у ч е н и к а м в н а ш е й з е м л е . Наместник Трифонов Печенгского монастыря (к нему приписан храм святых Бориса и Глеба) игумен Аристарх говорил о возрождении Борисоглебской церкви. Он сказал, что со временем здесь будет построен скит. Паломники смогут приезжать сюда не только два раза в году, как теперь, а гораздо чаще, на праздничные и воскресные Богослужения в течение всего года: - П р о т о и е р е й К о н с т а н т и н Щ е к о л д и н , н а с т о я т е л ь э т о г о х р а м а , п о х о р о н е н н ы й у е г о с т е н , н е д у м а л , к о н е ч н о , ч т о з д е с ь к о г д а - н и б у д ь н а с т у п и т т а к о е з а п у с т е н и е . Д о р е в о л ю ц и и п р и х р а м е б ы л а в о с к р е с н а я ш к о л а ( в з д а н и и в о з л е ц е р к в и ) , п о ч т о в о - т е л е г р а ф н о е о т д е л е н и е . Б ы л б о л ь ш о й п о с е л о к , ж и т е л и е г о , л о п а р и - р ы б а к и , п р и х о д и л и в х р а м . Р о ж д а л и с ь д е т и , п о с е л о к п р о ц в е т а л . . . Когда паломники после службы выходили из храма, я заметила, что многие из них направились к скромной могилке с простым крестом. Там, под сенью берез, покоится смиренный труженик на ниве Христовой протоиерей Константин Прокопьевич Щеколдин (1846-1914 гг.). Подошли к могилке и два стоят обелиски - там братские могилы павших в Великой Отечественной войне. Многие из тех пав ших русских воинов также были молоды и чисты душой, как святые Борис и Глеб. Их кончина тоже была мученической. По завету Христа они положи ли жизни свои за друзей своих. Некоторые палом ники подходили к обелискам, крестились. Думаю, нам надо помнить о наших воинах, детей приводить к их могилам. ...Для меня это паломничество было каким-то особенно благодатным. После него как-то угасли страсти души, утихли ссоры с близкими. Верю, что по молитвам кротких Бориса и Глеба. Дай Бог сохранить этот мир в душе. Вслед за преподобным Нестором повторяю слова молитвы к благоверным князьям: «Радуйтесь страстотерпцы Христовы, зас тупники Русской земли...» Паломничество в Бори соглебскую церковь насчитывает уже несколько лет. Господь да укрепит эту добрую традицию в наших северных краях. Она уже и сейчас развивается. В этом году в празднике святых Бориса и Глеба уча ствовали гости из Скандинавии: норвежцы, шведы, финны, датчане. Они очень внимательно следили за Богослужением в Борисоглебской церкви, было вид но, что все происходящее производит на них силь- Крестный ход вокруг церкви Бориса и Глеба после окончания литургии мальчика лет шести и восьми. Старший старательно шепотом прочитал на кресте имя священника. По том оба перекрестились, постояли... Какое-то теп лое умиление охватило мою душу возле последнего пристанища батюшки. Чуть ниже - могилка его сестры, Евдокии Прокопьевны, она скончалась рань ше брата, в возрасте 42 лет. Трогают слова на надгробной плите: «Покойся, сестра, до радостного утра». Они дышат братолюбием и верой во всеоб щее воскресение всех наших родных и близких, как и житие святых Бориса и Глеба. После Богослужения была трапеза и концерт цер ковного хора возле храма под открытым небом. В этом году были сделаны столы и навесы для трапе зы (раньше обедали прямо на траве). Перед обедом все вместе пропели молитву Господню - «Отче наш» и владыка благословил «ястие и питие» рабов Божиих. Как-то особенно радостно, даже по-детски восприняли паломники русские и украинские песни, исполненые архиерейским хором. Когда пели «Распрягайте, хлоп цы, коней», запевал сам владыка и многие подтягивали хору. Силь ное впечатление произвели на всех песни «Черный ворон», Легенда о двенадцати разбойниках. Когда пели: «Ты скажи моей любезной, что за родину я пал», все взгля ды невольно с почтением обра щались на воинов-пограничников, слушавших пение. Наша Кольская земля знала немало вражьих нашествий. На всем пути к норвежской границе ное впечатление. С удовольствием слушали после службы возле храма русские народные песни. А на следующий день в помещении воскресной школы Свято-Никольского собора в Мурманске про должился литургический семинар, на котором выс тупили с научными докладами по истории Право славного Богослужения игумен Диодор (Балабов) и регент архиерейского хора Геннадий Буздуган, а такж е некоторые их наших гостей. Нынешний праздник укрепил надежду, что мо литвами святых Броиса и Глеба Господь дарует мир нашем Отечеству, безопасность на северных границах и распространит во всех языках «святую православную веру православных христиан». П а л о м н и ц а Г а п и н а С и р о т и н с к а я Ф о т о Г е н н а д и я Б у з д у г а н а Молебен на пограничной заставе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz