Миссионерская православная газета. 2002 г. № 8. Август.

А і и с с и о н е р с к д я п р а в о с л а в н а я глзетл 3 miiTSигу т т і пт.. БЕСЕДА С РЕГЕНТОМ АРХИРЕЙСКОГО ХОРА МУРМАНСКОЙ И МОНЧЕГОРСКОЙ ЕПАРХИИ ГЕННАДИЕМ БУЗДУГАНОМ Геннадий Васильевич, скажите, пожалуйста, когда образовался архиерейский хор Мурманс­ кой и Мончегорской епархии. - Смешанный архиерейский хор был образован более четырех лет назад - в 1998 году, если за точку отсчета принимать указ архиерея о его обра­ зовании. До этого ситуация с хорами была такой. Архиерейским хором был мужской, а кроме него на клиросе пел еще один - смешанный. Эти два хора и были объединены в один со статусом «архиерей­ ский». Фактически ж е хор становится хором тогда, когда может петь службу. И впервые смешанный хор смог спеть на праздник Троицы? - Это так. Дело в том, что и до этого дня мы пели на службах, но частично. Двигаясь от предна- чинательного псалма, добавляли по мере выучива­ ния необходимые песнопения. Все же недостающее, прежде всего это касается осьмогласия, пели муж ­ ским хором. И вот, после продолжительных спевок службу на Троицу от начала до конца осилил сме­ шанный хор. Г еннадий Васильевич, расскажите немного о себе. Где вы учились, получили музыкальное образование? - В детстве, лет до пяти, когда я засыпал, мама пела мне песни. Это были лирические, обычно про любовь, песни из кинофильмов тех лет. Когда под­ рос, стали петь вместе, - то за каким-нибудь домашним делом, то за праздничным столом. Ни­ когда не пели в унисон, т.е. в один голос, а всегда раскладывали на голоса. Особенно любили «Тонкую рябину», «Калину в поле у ручья». К тому же мама играла на баяне, а я пел что-то про крейсер «Авро­ ру» или еще про что. Вы учились в музыкальной школе? - Нет. Лет в одиннадцать я поступил в кружок барабанщиков. У меня даже есть удостоверение инструктора-барабанщика, командира одиннадцатой парадной группы барабанщиков. В 13 лет я попал в духовой оркестр, образованный в школе, где учился (сейчас это 6-я гимназия), откуда, переиг­ рав на разных инструментах, поступил в музы­ кальное училище на тромбон. Закончив училище с красным дипломом, поступил в Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории в класс проф. Сумеркина Виктора Васильевича по специальнос­ ти «тромбон». В консерваторские годы работал в оркестре музыкального театра, после окончания учебы - в симфоническом оркестре Министерства культуры республики Адыгея, в Майкопе. Затем , недолго поработав в Ростовском Академическом Большом Симфоническом оркестре, подписал кон­ тракт с одним из оркестров Сеула (Ю. Корея). А теперь вернулся в Мурманск. Когда вы стеши приходить к вере, к Церкви? Вы ходили в храм в детстве или в юности? - Меня крестили в детстве. В храм я пришел в 25-26 лет. С чем это было связано? - Совершенно определенно - с пением! Тогда я работал в Майкопе. Соседкой по обще­ житию была певчая хора кафедрального собора. В разговоре с ней выяснилось, что в хоре я пел (а пел я в консерваторском смешанном хоре, в мур­ манском мужском камерном хоре под управлени­ ем Иванова Валерия Михайловича); вот и оказал ­ ся на клиросе. В мае после фестиваля православного пения мне довелось беседовать с регентом хора Воз­ несенского кафедрального собора в Мончегорс­ ке Андреем Победимским, и он сказал, что иногда прихожане упрекают певчих за обмир­ щенное, концертное, по их мнению, пение. Та­ кое пение представляется им заказным, непра­ вославным. - Я считаю, что регент должен стремиться отыскать золотую середину в огромном объеме издающегося сегодня для церковного пения ре­ пертуара. Подходить к выбору произведений для Богослужений, основываясь на теоретических только выкладках, классифицируя музыкальный матери ­ ал на русский и западный, - было бы неправиль­ ным. Всем известно, что музыкальное письмо Бортнянского, нашего композитора XVIII в., много писавшего для церковных хоров, - результат ита­ льянской школы в сочетании с русскими пред­ ставлениями о Богослужении, а отдельные сочи­ нения русского композитора Алексея Федоровича Львова очень близки хорам И. С. Баха. В подбо­ ре ж е репертуара для церковного хора было бы правильным уметь петь все - от знаменного рас­ пева до современных композиций, а исходить из требований, предъявляемых к пению конкретной службой. Апостол Павел в Послании к Ефесянам говорит: «...исполняйтесь духом... поя и воспевая в сердцах ваших Господу...» (Еф. 5, 18-19). Св. Иоанн Златоуст писал: «Ничто не возбуждает и не окры­ ляет так духа, ничто так не наполняет любовию к мудрости и равнодушием к житейским делам, как пение стройное, как песнь священная». От апос­ толов и святых отцов осталось много указаний о том, как должно петь, но нигде не сказано о том, какими распевами можно петь, а какими нельзя. Поэтому проблема, мне думается, состоит не в происхождении музыкального материала - визан­ тийское пение, древнерусские распевы, влияния западных композиторских школ, а в соответствии материала духу службы, а еще точнее, в молит­ венное™ самого пения. Расскажите о сегодняшнем составе архиерейс­ кого хора. Каковы образование, возрастпевчих? - Возраст певчих колеблется от 13 до 60. Образование от музыкальной школы до консерва­ тории. С точки зрения церковного хора, ограниче­ ний в возрасте или образовании быть не может. Требования могут быть только такие: надо хотеть петь и надо уметь петь. Не умеющему петь дается возможность учиться, находясь рядом с теми, кто уже что-то умеет. Есть в хоре и певчая с духов­ ным образованием - Ирина Фокина. Она является такж е и псаломщицей. Нужны ли архиерейскому хору певчие?Могут ли люди с музыкальным образованием обра­ щаться к вам? - Певчие всегда нужны. Сколько бы певчих ни было, работа найдется всем. Кроме большого коли­ чества служб в соборе, часто приходится выезжать на приходы, когда там служит архиерей. Хор дает и концерты, обычно на выездах: на приходах, на пограничных заставах, в Норвегии. Приходится так­ же работать и в студии звукозаписи. Поэтому хоро­ шие певчие нужны всегда. Нужна ли помощь хору и какая? Быть может, материальная? - Не помешала бы своя звукозаписывающая аппаратура, которую можно было бы использовать и в храме, и в студии. Но прежде всего нужны люди способные и трудолюбивые. Беседу провела Галина Сиротинская. Фото Екатерины Тейцель ОБЪЯВЛЕНИЕ Воскресные школы Свято-Никольского собора и Свято-Гіантелеимоновского хра­ ма Мурманска приглашают детей от шес­ ти до шестнадцати лет. У нас ребята смо­ гут изучать Закон Божий и церковное пение, познакомятся с житиями святых. В Никольском соборе Закон Божий и церковнославянский язык преподают свя­ щеннослужители. С вопросами обращаться в Свято-Ни- кольский собор (ул.Зеленая, 11) к священ­ нику Василию Вольскому и в Свято-Пан- телеимоновский храм (пер. Терский, 7а, спросить преподавателя воскресной шко­ лы Галину Викторовну).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz