Миссионерская православная газета. 2002 г. № 8. Август.
2 лш о о и о н е р о к А я правоолдкндя глзетл МААЫМШІІШ, СТАВШИ! МУЖАМИ Тридцатого июля завершились очередные летние лагерные сборы молодежно-патриотического объеди нения «Дружина» при братстве прп. Варлаама Ке- ретского Трифонов Печенгского монастыря. Это уже третий лагерь, организованный обителью преподоб ного Трифона. Однако на сей раз он кардинально отличался от предыдущих двух, поскольку проводил ся в Хибинских горах и имел иные цели. - Мы учли опыт проведения лагерей предшеству ющих двух лет и в этом году ограничились только воспитанниками нашей «Дружины», которые в ближайшие полгода-год будут призваны в армию, - поясняет наместник Трифонов Пе ченгского монастыря игумен Аристарх. - Пре жние лагеря можно образно назвать детс ким садом. А теперь наши парни подраста ют, и им скоро придется встать в ряды Вооруженных Сил России. И мы их к этому готовим. Замечу, что командиры воинских подразделений, расположенных на Кольской земле, крайне заинтересованы в бойцах, ко торые многое умеют и задолго до воинской службы начали подготовку к несению этого тяжкого креста. Ребят в нынешнем походе участвовало немного, что связано со сложностью марш рута. Кроме того отправке в лагерь предше ствовала строгая медкомиссия, поскольку физические нагрузки дружинникам предсто яли весьма серьезные, ведь только вес каж дого рюкзака составлял более тридцати ки лограмм. Таким образом, была составлена группа, в которую вошли восемь будущих воинов и пять опытных инструкторов. Основной задачей сборов являлось укрепление духовного и физического состояния молодых людей - будущих защитников Отчизны. А программа сбо ров предусматривала подготовку по следующим на правлениям: военная (стрелковая, строевая, поле вая), горная, физическая, медицинская и военно историческая. Одиннадцатого июля после молебна о путеше ствующих, получив благословение отца Аристарха, дружинники отправились в путь. Хибины - одно из красивейших мест нашей страны. Могучие горные массивы рассекают стре мительные потоки кристально чистых горных рек. Ниспадающие с отвесных скал ручьи разбивают ся на миллиарды сверкающих на солнце брилли антовых брызг. Покрытые снежными шапками вер шины надменно взирают с высоты своей недося гаемости на зеленые островки скудной северной растительности, стремящейся за короткое запо лярное лето показать все особенности своей не затейливой красоты. Горы - творение Божие, несущее на себе неиз гладимый отпечаток того совершенства, которое можно встретить на земле. Это всегда тайна, прав да, очень суровая тайна. Горы требуют мужества, стойкости, незримого обеспечения жизни. - За эти двадцать дней, что длился поход, - рассказывает инструктор по военно-исторической подготовке кандидат исторических наук Антон Туч ков, - мне довелось наблюдать, как из «мешка с картошкой», что в той или иной степени представ лял из себя каждый участник, выковывался моно лит. Многие туристы, находившиеся в Хибинах, и в половину не испытали того, что пришлось претер петь нашим дружинникам. Но никто не сломался. Общее стремление достигнуть намеченную цель как можно лучше приводило к тому, что многие слож ные участки маршрута проходили с песнями. И это был настоящий мужской вызов дикой природе. По словам руководителей сборов Александра Гущина и Алексея Клепцова, нынешний лагерь явил ся вершиной спортивного мастерства, которую дру жинники смогли достигнуть за последние три года существования объединения. - Очень важно было то, что наш коллектив состоял из мужчин разного возраста, жизненного опыта, образования, - вступает в разговор инст руктор по рукопашному бою, президент Ассоциа ции русских боевых искусств Михаил Береговых. - И возможностью тако го общения и преподава тельского, и просто человеческого обогатился каж дый из нас. В ходе сборов я выделил для себя три важных момента в Православии. Первый - это пост. Пищу готовили сами из тех продуктов, что взяли с собой. Поэтому стол наш был очень прост и ни о каких разносолах говорить не при ходилось. Кроме того, мы были выключены из потока телевизионной, газетной информации, той, которую порой называют «чернуха». Следующий - физический труд для достижения общей цели, от которого зависела часть дела, будь то путь, который требовалось пройти, или груз, который нужно было нести, либо заготовка дров, приготов ление пищи, постановка базового лагеря, трени ровки - все участвовали в этом . И третий - это молитва, которую произносил каждый в своем сердце, общая молитва, сопровождающая начало каждого нашего дня, трапезу, предстоящие слож ные переходы. Лагерь строился так, что набор высоты в пря мом и переносном смысле шел не спеша от начала и до последнего, самого сложного перехода, в пол ной мере показавшего, что есть в ребятах внутрен няя крепость, воля и общая сплоченность. - В ходе сборов мы занимались общей физичес кой подготовкой, закаливанием - купанием в гор ных реках и озерах, - продолжает Михаил Михай лович. - Умывание в ледяной горной воде ни для кого не составляло проблемы. Далее - тренировки по русскому рукопашному бою как одному из ору дий и средств, которые возможно использовать для достижения благих целей, а не для унижения, унич тожения кого-либо, даже если это и враг. Ведь его можно постараться вразумить. Затем наши общие разговоры, направленные на миропонимание мужчи ны, воина-христианина сегодняшних дней, в кото ром привалирует не силовая, разрушительная сто рона, как это присуще многим мужчинам, а, наобо рот, созидательная. Мы проводили занятия по развитию способности общаться, тренировали свой речевой аппарат, обра щались к нашему фолклору - пословицам, скорого воркам, четкоговоркам - с тем, чтобы человек мог четко и ясно выражать свою мысль, давать воз можность говорить другому, усваивая то, что рас сказывает собеседник, анализируя и выстраивая в дальнейшем свою речь. Проводились занятия по истории России и мировой истории. Очень важно то, как ребята общались между собой. Всегда присутствовали спокойствие, воз можность выйти из ситуации, не обостряя ее, вза имопонимание и терпение. Побеседовав с руководителями лагерных сбо ров, мы обратились к дружинникам с намерением узнать их впечатления от этого непростого, а порой и опасного путешествия общей протяженностью бо лее ста километров. Максим Найденов: П е р в ы е д н и п р и х о д и л о с ь н е с л а д к о . С т е п л о й п о с т е л и , с д о м а ш н и х п и р о ж к о в и в т а к и е у с л о в и я . . . П о н а ч а л у д у м а л : « З а ч е м я с ю д а п о ш е л ? С и д е л б ы д о м а » . Д е й с т в и т е л ь н о , м ы с т а л и с и л о й , д р у ж и н о й . В к а ж д о м и з н а с б ы л с т е р ж е н ь , н о г д е - т о д а л е к о . А т е п е р ь н а с н е с о г н у т ь . Николай Снегирев: П о н а ч а л у б ы л о о ч е н ь с л о ж н о . П о д н и м а я с ь н а п е р в ы й п е р е в а л , у ж а с а л с я п р и м ы с л и о т о м , ч т о ж д е т в п е р е д и . О д н а к о п р и в ы к и о с в о и л с я д о в о л ь н о б ы с т р о , с т а л п о я в л я т ь с я и н т е р е с к о в с е м у . А н а п о с л е д н е м п е р е х о д е с б ы л а с ь м о я м е ч т а - я д в а р а з а д о т р о н у л с я д о о б л а к о в . Игорь Береговых: С а м ы й с л о ж н ы й п е р е х о д , к о н е ч н о ж е , б ы л п е р в ы й . Р ю к з а к к а з а л с я н е в ы н о с и м о т я ж е л ы м . Н о к о г д а э т о и с п ы т а н и е о с т а л о с ь п о з а д и , п о ч у в с т в о в а л к а к о е - т о о б л е г ч е н и е . А н а п о д х о д е к п е р в о м у б а з о в о м у л а г е р ю з а п е л и п е с н ю и д а ж е ш у т я н а ч а л и п о д г о н я т ь д я д ю С а ш у ( А . Г у щ и н а ) . О н н е г о д о в а л : к а к э т о в о з м о ж н о , ч т о б ы « ч а й н и к и с в и с т е л и » в м е с т о т о г о , ч т о б ы п ы ж и т ь с я о т н а т у г и ? Н е в з и р а я н а т р у д н о с т и , н а х о д и л о с ь в с е ж е в р е м я и с и л ы д л я ш у т о к . С о ж а л е ю , ч т о ж и в у д а л е к о о т М у р м а н с к а ( в С а н к т - П е т е р б у р г е ) . Х о т е л о с ь б ы п о ч а щ е в ы х о д и т ь в т а к и е п о х о д ы . Н а д е ю с ь , ч т о т е п е р ь н а н а с м о ж н о п о л о ж и т ь с я . Дмитрий Панов: П о с к о л ь к у я б ы л в п р о ш л о м л а г е р е , м н е е с т ь с ч е м с р а в н и в а т ь . Т е п е р ь я п о н я л , ч т о т а к о е н а с т о я щ и й м у ж с к о й к о л л е к т и в , ч т о т а к о е м у ж с к а я д р у ж б а . Евгений Веревкин: Р о д и т е л и , в с т р е ч а я м е н я н а в о к з а л е , о ч е н ь у д и в и л и с ь т о м у , ч т о я б о л ь ш е н е с г и б а ю с ь п о д т я ж е с т ь ю р ю к з а к а , к а к э т о б ы л о п р и о т п р а в к е в л а г е р ь . К а к г о в о р и л А л е к с е й Г э н н а д ь е в и ч , л а г е р ь д е л и т с я н а т р и ч а с т и : н а ч а л о ( « з а ч е м я с ю д а п р и е х а л » ) , с е р е д и н а ( « а в р о д е т е р п и м о » ) и т р е т ь я ( « ж а л к о , ч т о в с е т а к б ы с т р о к о н ч и л о с ь » ) . Илья Ракусевич: Э т о м о й п е р в ы й о п ы т п о х о д о в т а к о г о р о д а . В п е р в о м п е р е х о д е п р е с л е д о в а л а л и ш ь о д н а м ы с л ь : « У п а д у н а з е м л ю и б о л ь ш е н е п о д н и м у с ь » . Н о к а к н и с т р а н н о , п о с л е п р и в а л а б у д т о о т к р ы л о с ь в т о р о е д ы х а н и е , к о т о р о е н е п р е р ы в а л о с ь в с е д а л ь н е й ш е е в р е м я . П о ж а л у й , т у т с к а з а л а с ь п с и х о л о г и ч е с к а я п о д д е р ж к а т о в а р и щ е й . К т о м у ж е , г л я д я н а р е б я т , к о т о р ы м т а к ж е т я ж е л о , н о о н и и д у т , з а с т а в л я е ш ь р а б о т а т ь и с е б я . И м е н н о н а ш а с п л о ч е н н о с т ь и м у ж с к а я д р у ж б а н е д а в а л а н и к о м у п р о г н у т ь с я и с л о м а т ь с я . - Как вы считаете, именно такого плана должны быть последующие лагеря или все-таки необходимо организовывать тот «детский сад», что был в пре дыдущие годы? - с таким вопросом обратились мы ко взрослым участникам похода. - Если мы ставим перед собой цель подгото вить для российской армии достойных воинов, то и работать надо именно на достижение этой цели путем проведения именно таких лагерей, в ходе которых юноша все больше будет чувствовать себя мужчиной. Сейчас можно с уверенностью сказать, что ребята получили отличную подготов ку не только к службе в армии, но к обыденной жизни в современных городских условиях. А по своим морально-волевым качествам это готовые воины-защитники Отечества, - таков был едино душный ответ. * * * Подводя итог, можно сказать, что нынешний лагерь, организованный монастырем, открыл для ребят новые горизонты в познании самих себя и в познании другого человека. Думается, что, создавая на приходах подобные клубы или объединения, где молодые люди смогут постичь смысл воинского долга как долга христи анского, организуя такие лагеря, возможно будет давать российской армии воинов, являющих собой образец настоящего христианского подхода к воин скому служению родной стране. Ведь установка на жертвенность, состоящая не просто в забвении своих частных интересов на годы службы, но и в самореализации, в раскрытии внутреннего, сокро венного человека через преодоление ветхого, ста новится для юноши необходимой в результате мно гогранной духовно-воспитательной работы. Тогда, быть может, вновь с прежней силой воспримутся слова А. В. Суворова: «Ни руки, ни ноги, ни брен ное человеческое тело одерживают победу, но бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, - и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то и победа несомненна». Андрей КОНЮШАНЕЦ, сотрудник историко-исследовательского центра Трифонов Печенгского монастыря Фото из архива автора
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz