Миссионерская православная газета. 2002 г. № 7. Июль.

4 л ш о о и о н е Р С К А Я п р а в о с л а в н а я г дзет а Omeu Иоанн Баюр. «Я ИЗБРАЛ СВОИ ПУТЬ перевели настоятелем Никольского храма в Мур­ манск, затем в Сыктывкар, потом в Архангельск (в Соломбалу). Родом же отец Алексий был из Львовской области. Помню и сослужившего со мной священника Алексия Поповича (он из Закарпатской области). Трудно ему было постигать богослужеб­ ную практику: он был в возрасте, когда его руко­ положили (уже за сорок). Отца Алексия Поповича очень любили в Кировске. Добрый был, вниматель­ ный батюшка. По воскресеньям старался всегда произносить проповедь. Потом отец Алексий уехал с семьей в Казахстан. Вообще, отношения между священнослужителями Казанского храма были теп­ лыми, братскими. По церковному Уставу, каждый священнослужитель перед Литургией читает особое молитвенное правило. А мы, священники, собира­ лись и читали перед службой это правило все вместе. Вопрос: Каким Вы запомнили свой первый приход, прихожан? Отражалось ли как-то на цер­ ковной жизни то, что прихожане были из ссыль­ ных, раскулаченных спецпереселенцев? В Казанском храме много старинных, прекрас­ ных икон. Их жертвовали как раз раскулаченные. Очень трудно им пришлось во время гонений на Церковь и крестьянство. Одна женщина-спецпере- селенка рассказывала, что их с мужем высадили в лесу в холод и дали им один лишь топор. Этим топором они срубили себе зимой из бревен что-то вроде кельи в лесу, хижину. А летом уже стали строить дом. Много было заключенных, лагерей. Наша железная дорога вся усеяна костями строив­ ших ее узников. Скажу еще несколько слов о спецпереселенцах. Наши прихожане, ссыльные, раскулаченные крестья­ не, были очень достойные люди. Когда их лишали имущества, насильно вывозили из родных мест, эти крестьяне брали не вещи или какие-то ценности. С собой они везли на Север самое главное - святы­ ни: старинные иконы своих отцов и дедов, книги Священного Писания. Я уверен, что раскулачивали наиболее благочестивых. И материальный достаток был не главным и не единственным поводом для репрессий против крестьян. Гонения начали против них как православных людей. Когда крестьян раску­ лачивали, они оставались без земли, без дома, без В июле исполняется 20 лет церковного служения митрофорного протоиерея Иоан­ на Баюра, настоятеля Вознесенского кафедрального собора Мончегорска, благочин­ ного Мончегорского округа. Служение священника - поистине ангельское служение. В самые радостные моменты (Крещение, Венчание) и в самые скорбные (напут­ ствие умирающих, отпевание) рядом с нами отец духовный. Его молитвы поддержи­ вают нас во все дни нашей жизни... С одним из таких людей Господь сподобил меня побеседовать. Вопрос: Отец Иоанн, расскажите, пожалуйста, о себе, о своих родителях. Родился я 2 октября 1961 года. Мой небесный покровитель - святой Предтеча и Креститель Гос­ подень Иоанн, именины - 20 января. И прадеды, и деды, и родители мои - верующие. Отец и мать живы сейчас. Меня они воспитали в вере с дет­ ства. Всегда ходили по воскресеньям и праздникам в храм Божий. В алтаре я с детства не прислужи­ вал: в советское время это было сложно. Но на службы приходил. Это теперь, когда я приезжаю в родную деревню, в церкви в алтаре вижу по десять парней и даже больше. Времена изменились. Родом я с Украины: Закарпатская область, Хустский район, село Кошелево-Залом. Церковь там у нас никогда не закрывали. А в последние годы на том же месте возвели новый храм, и вторую, в другом конце села. И оба эти храма заполнены молящимися! Ведь в моём родном селе три тысячи жителей, и почти все они ходят на службы. Отец мой, Василий Андреевич Баюр, уже на пенсии, но продолжает работать плотником. Мама, Мария Дмитриевна, до выхода на пенсию трудилась в колхозе. Вопрос: Батюшка, Вы сказали, что родители водили Вас в храм с детства. Не было ли у Вас из-за этого трудностей в школе? Вспоминаю такие случаи из своих школьных лет. На праздник Георгия Победоносца (6 мая) мы, школьники, убегали с уроков и обязательно прихо­ дили в церковь (по православной традиции, в этот день служат молебны перед первым выгоном скота. - П р и м . р е д . ) . А учителя гнали нас из храма на уроки. Конечно, тогда детей отвращали от веры, от Богослужений. Я постоянно приезжаю в родные места и знаю, что многие из наших преподавате­ лей, которые были неверующими и препятствовали нам, своим ученикам, посещать службы, теперь обратились к Богу, покаялись. Некоторые из них даже поют в церкви на клиросе. Мои школьные учителя приглашают меня в гости на чай, беседуют. Они очень хорошо относятся ко мне, радуются, что я стал священником. Вопрос: Отец Иоанн, как Вы попали с дале­ кой, южной Украины на Крайний Север, к нам? В Кировске в начале 80-х годов служил отец Георгий Данилец. Он ж ен а т на моей сестре. Я приехал как-то к ним погостить. Уже тогда у меня было желание стать священником. Так получилось, что епископ Архангельский и Мурманский Исидор побеседовал со мной о том, какой жизненный путь я предполагаю избрать, узнал, что я хочу служить в храме. Через некоторое время владыка Исидор ру­ коположил меня во диакона. Это было как раз двадцать лет назад, в июле 1982 года. Заочно посту­ пил в семинарию. Первым местом моего служения был храм Казанской иконы Божией Матери в Киров­ ске. Начало моего служения не обошлось без ослож­ нений. Годы-то были советские. Советским органам власти еще один священник в городе Кировске был не нужен. Вызвал меня тогда сам председатель горисполкома Кировска (по-теперешнему, мэр). Это было еще до моего рукоположения во диакона. Гра­ доначальник всячески уговаривал меня не прини­ мать священный сан. «Зачем Вам это? В храме одни бабушки! - говорил он. - Вы молодой, мы найдем Вам достойную работу». Но я ответил, что избрал свой путь, по нему и пойду. Нужно напом­ нить, что в то время священники для неверующих людей (а тогда почти все люди были неверующими) были людьми «третьего сорта». Вопрос: Батюшка, расскажите о первых годах служения, о священниках Казанского храма. Со мной служили маститые батюшки: отец Алек­ сий Дендак, отец Василий Химчук. Они тоже были родом с Украины. Тогда в Мурманской области почти все священники были украинцы. В 1983 году настоятелем Казанского храма назначили протоие­ рея Василия Химчука. Он очень строго, с большим благоговением относился к Богослужениям. Раньше он был протодиаконом у епископа Архангельского и Мурманского Никона (Фомичева), который управлял епархией до владыки Исидора. У отца Василия прекрасный голос, он великолепно пел, поэтому долго прослужил протодиаконом. И к самому себе, и ко всем сослужащим ему наш настоятель отно­ сился требовательно. Подвергал большим взыска­ ниям за небрежное совершение Богослужений. Это была для меня хорошая закалка. Тогда я многого не понимал, строгость казалась мне ненужной. Но теперь я вижу, что под руководством отца Василия получил достойное воспитание. А иначе я, навер­ ное, никогда не стал бы настоятелем такого огром­ ного собора в Мончегорске. Вопрос: Расскажите немного об отце Алексии Дендаке, пожилые прихожане Казанского храма тепло вспоминают о нем. Отец Алексий Дендак - очень хороший батюшка. Мне довелось служить с ним всего год, когда он был настоятелем Казанского храма. Он вместе со своей матушкой замечательно пел, любил петь. Да и мы все тоже любили пение, собирались все вместе, пели. Матушка отца Алексия руководила церковным хором. У них было двое детей: Миша и Маша. Маша уже выросла, вышла замуж. А Михаил Дендак стал священником. Отца Алексия потом Митрофорный протоиерей Иоанн Баюр Диакон Иоанн Баюр, протоиерей Василий Химчук и матушка Макрина на крыльце Казанского храма

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz