Миссионерская православная газета. 2002 г. № 7. Июль.
L м и с с ионе Р О К А Я П Р А В О С Л А В Н А Я Г А 3 6 Т А П0КДЯНИі : ^!!м™й ѵмй 1 МАРИЮШКА «ВОЛОГОДСКАЯ» Никакие «пособия» к Исповеди (например, «Лекар- | ство от греха», где содержатся 250 параграфов) | человеку, который истинно кается, не нужны. | Теперь о «пособиях». Каждый из нас имеет от | Бога величайший дар - это совесть, которая есть | абсолютно у всех: у верующих и неверующих, у | язычников, христиан, мусульман, буддистов и т. д. | И если мы обращаемся при подготовке к Исповеди | к каким-либо пособиям, это показатель того, что | совесть мы потеряли, затмили ее голос своими | грехами и должны просить у Бога, чтобы Он ее | пробудил, иначе будет беда: без совести возрас- | тать духовно невозможно. Наши прародители Адам | и Ева имели чистую совесть до грехопадения, | затем по мере умножения грехов в мире Господь | дает Священное Писание, еще раз напоминая че- | ловеку о нравственных законах. Но нам, оказыва- | ется, и этого мало: мы не верим тому, что нам 1 говорит Господь в Священном Писании, мы хотим | каких-то особых инструкций, по которым было бы I удобно жить (в том числе и исповедоваться), а | работать над собой, приложить духовные усилия, { мы не желаем . 1 Поэтому, думается, все эти списки грехов не | приводят человека к раскаянию, а уводят от истин- | ного покаяния, потому что в результате отсутствия | духовного труда над собой притупляется совесть. | Когда мы приходим к зубному врачу, например, то, | не задумываясь скажем , какой зуб у нас болит, | нам записка или шпаргалка не нужна. А вот на | Исповеди определить и назвать свои грехи без | записки мы не можем. Значит, мы к Исповеди не | готовы, значит, грех не причиняет боль нашей душе. | А если так, то никакие инструкции не помогут. | Покаяние должно быть искренним и совершенно | свободным. I Это не значит, что нельзя записывать свои | грехи. Иногда это бывает полезно, некоторые опыт- | ные духовники советуют это делать. Не нужно | бездумно переписывать грехи из Молитвослова или | из какого-нибудь руководства к Исповеди, не под- | ключая к этому свою совесть. А лучше всего | почаще исповедоваться, чтобы не накапливать в | своей душе греховную скверну. | Покаяние - это не отчет о дурно проделанной | работе с перечислением того, что, когда и как 1 сделано не так как надо, а сокрушение сердца, | сжигающее в нас всю греховную скверну, с кото- | рой мы до этого жили. I На Исповеди может быть лукавым как краткость I («грешна делом, словом, помышлением и всеми мои | чувству»), так и многословие, когда за множеством | йеречиспяемого нет самого главного - желания из- | менить свой ум и свою жизнь. Священникам хоро- | шо известны тетрадки или длинные списки грехов | («хартии»), приносимые людьми на Исповедь. В | последнее время некоторые приходят прямо с книж- | ками, отмечая в них, как в анкете или тесте, | галочками то, что имеет к ним отношение. | Однажды, помню, пришла женщина на Исповедь | и говорит: «Батюшка, я забыла свои грехи дома, | как же я буду исповедоваться?» Какое надруга- | тельство над Святым Таинством Исповеди, над | благодатью Божией! | Еще в последнее время появилась лукавая | привычка приукрашивать свои грехи церковносла- | вянизмами, например, согрешил «неправдоглаго- | ланием» (почему бы не сказать: «ложью»?) или | «мшелоимством» (корыстью). К а к бы мы ни ста- | рались приукрашивать грех, легче нашей душе от | этого не станет. І Мы поймем и оценим значение покаяния тогда, | когда вспомним, что именно призывом к покаянию | началась проповедь христианства. К покаянию при- | зывал пророк Иоанн Креститель, говоря: «Покайтесь, | ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 3 ,1 -2 ). | Такими же словами начал Господь наш Иисус Хрис- | тос Свою проповедь (Мк. 1, 15). Господь призывает | нас к изменению настроения и перелому в сознании. | Крестная Жертва Спасителя - это призыв к глубо- | кой, коренной перемене мыслей, чувств и желаний, к | новой жизни во Христе. Будем же просить у Господа | особенно в дни поста, чтобы Он дал нам видеть свои | грехи и научил нас истинному нелицемерному покая- | нию: «Господи, в покаянии приими нас!» Аминь. 1 1 Иерей Василий Вольский | У подсвечника «за упокой», прижавшись боком к теплой батарее, мирно спит малень кая, худенькая бабушка - Ма- риюшка. Т а к зовем ее мы, «коллеги по работе». Имее т ся у нее и «географическое» прозвище - «Вологодская». Каким-то мистическим об разом, чувствуя подходящих к подсвечнику прихожан, она неслышно просыпается и вни мательным взглядом «следит за порядком». Убедившись, что все идет как нужно, Мариюш- ка засыпает снова. Будет нашей Мариюшке в октябре 80 лет. Почти двадцать пять лет подряд практически ежеднев но (!) приходит Мариюшка в храм, что на Зеленой, тру диться во славу Божию. С н а чала, «когда старый храм работав», а теперь вот - в новый. Всю литургию следит она за горящими свечами, а по том сразу начинает помогать в уборке. А вечером опять служба. И только в каком-то коротком перерыве удается ей отдохнуть. Вот и подремыва ет она на своем привычном месте. Давным-давно стал храм для нее даже не вторым до мом, а домом первым. Живет Мариюшка одна, время от вре мени привечая у себя двух племянниц. Родилась Мариюшка в де ревне Красавино Вологодской области, где жила и работала дояркой всю жизнь до того, как переехала к сыну в Мурманск. Теперь деревня пустует. Жильцов не осталось. У ее родителей, вологодских крестьян Соломо- ниды и Николая, родилось девять детей. Четверо из них умерли в раннем возрасте. «Заболеют да и помрут». Пятеро остались жить до своих сро ков. Рассказывала Мариюшка, что мам а ее даже радовалась, когда младенцы умирали рано. «Бу дут в Царстве Божием». Были они людьми глубо ко верующими, хотя и «нисколь неграмотными», но «деньги знали». В колхоз родители так и не вступили. А вот Мариюшка всю свою сознательную жизнь до пере езда в Мурманск «работала на скоте». В трудовой одна-единственная запись: «доярка». Была у Мариюшкиного отца родная сестра - монахиня Татьяна. После того как монастыри «стали зорить», привез ее брат в родную деревню, и стала она жить при церкви. Бывало, приходила и домой. Племянники звали ее «тетя», так и запом нилась. Сама ж е Мариюшка в «церкву» ходила постоянно, как себя помнит. Когда церковь разо рили, ходила в дом к верующим, где собирались на молитву односельчане и хранились уцелевшие иконы. Через три года, как вышла Мариюшка замуж, погиб ее муж на армейской службе от облучения. Осталась на руках с маленьким сыном. И этот ее единственный сын умер от болезни в самом расцвете сил. Спрашиваю Мариюшку: - Кто для тебя Бог? - Господь есть Господь, - уверенно отвечает она после некоторого раздумья. - А молишься как? - Евангело утром и вечером с очкам, если смогу, читаю. Да обыкновенно молюсь. Когда бо лею, все прошу у Бога прощения. Надеюсь только на Бога. А на кого еще надеяться? - А что просишь у Него? - Обратил бы Господь внука Олешку к Себе. Раныие-то он ходил со мной в церковь «молився», пока маленький был. А теперь никак не идет. Да дал бы Господь тихой смерти. А так больше ничего не хочу. Старая уже. Чего хотеть? - А вот помрешь, предстанешь перед Господом, что скажешь Ему? - А что сказать? Скажу: «Господи...» - И все? - И все. Нагрешила много. Вот и весь короткий рассказ о нашей Мариюшке. Храм убран. Окончив все свои труды, присела Мариюшка немного отдохнуть до вечных своих снов. А с Распятия так же тихо смотрит на нее Тот, Кто все понимает и все прощает. Отдыхай, наша дорогая Мариюшка. Да хранит тебя Господь. Маленькая, старенькая И сама больная, Тихо спит Мариюшка, Сидя отдыхая. Умер сын единственный, И одна осталась. Слезы материнские Да тоска остались. Ангелы Мариюшку На крылах уносят В сны, где сын-кровинушка Ни о чем не просит. Русская судьбинушка, Тяжела дорога. Ходит в храм Мариюшка Мыть полы для Бога. Послушница Та тиана. Фото Г. Буздугана
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz