Миссионерская православная газета. 2002 г. № 6. Июнь.
6 л\исоис>нерскдя православная г л з е т л И С Г О Р И Я П Р А В О С Л А В И Я Н А М У Р И А Н ПЕРВЫЕ НАСТОЯТЕЛЬ НИКОЛЬСКОЙЦЕРКВИГ. ІШМДНСКД В течение многих столетий в России было при нято в день основания нового города закладывать новый храм, который становился не только мес том, где верующие возносили свои молитвы к Богу, но и центром всей духовной и мирской жизни прихожан. В церковь шли с надеждой на чудо, когда болели близкие или стряслась беда, с радо стью в сердце, когда надо было крестить детей или поставить свечу за чудесное избавление от горестей и страданий, когда начинали новое дело и просили благословения на него у своего духовни ка: здесь исповедовались, пытаясь примириться душой с Богом, людьми, с самим собой. Каждый искал в доме Божием утешения, совета и помощи, но находил он их или нет, зависело во многом от собственной силы веры и в немалой степени от личности священника. Нашему краю везло на хороших, чутких, а порой и неплохо образованных священнослужителей. И хотя порой и здесь случались внутрицерковные конфликты и непонимание, всё же это было, ско рее, исключением, нежели правилом. Кольская зем ля проверяла силу духа священников, их терпение и отзывчивость. И те, кто по-настоящему мог стать духовным наставником, либо оставались в своём отдалённом приходе на долгие десятилетия, либо всегда стремились туда, где было труднее, где всё приходилось начинать с нуля. Когда в 1916 году в Мурманске появилась вре менная деревянная Никольская церковь, население города было небольшим. Новый храм предназначал ся, прежде всего, для моряков, а потому и первыми священнослужителями его были штатные судовые священники: Алексей Иваницкий, Петр Покаров, Иоанн Стефановский, Павел Воронов. За плечами у всех была духовная служба на кораблях Черноморской или Сибирской флотилий с самого начала Первой мировой войны. Но постоянного настоятеля в Мур манске так и не было. Шло время, менялся и облик города, и ситуация в стране. После октября 1917 года отношение к Церкви в нашем государстве стало совсем иным, чем преж де. Она потеряла не только свой официальный ста тус, юридические права и имущество, но и была исключена из почти всех сфер жизни своих прихо жан. В январе 1918 года декретом СНК были ликви дированы духовники в армии и на флоте, отменены все государственные дотации и субсидии Церкви и духовенству1. Те из священников, кто не отказывал ся от сана в период лихолетья, искали себе новое место в близлежащих приходах. Так случилось и с протоиереем Павлом Ивановичем Вороновым. Отец Павел стал настоятелем и первым штат ным священником Никольской церкви города Мур манска. Это был 54-летний священник, родом из Курской губернии, в жизни которого было немало славных страниц. Он на «отлично» закончил Таври ческую Духовную Семинарию, и только болезнь помешала ему завершить своё образование в Санкт- Петербургской Духовной Академии, куда он блестя ще сдал вступительные экзамены. За свою службу в Таврической епархии он неоднократно удостаи вался архипастырской благодарности за заботу о храмах, за открытие новых церковноприходских школ. Отец Павел проявлял большую активность в работе Комитета Общества Красного Креста, Комитета попечительства о народной трезвости, преподавал Закон Божий в школах и гимназиях. Когда нача лась Первая мировая война, он попросился на вакансию штатного судового священника на линей ный корабль «Евстафий», а позже в разные годы был священником госпитального судна «Пётр Вели кий» и линейного корабля дредноута «Императрица Мария». За свою «отлично-усердную» службу он был удостоен высшего священнического (для бело го, не монашествующего духовенства) сана прото иерея, а позже, к августу 1915 года, стал благочин ным всего Черноморского флота и должен был осуществлять надзор за церквями и духовенством, являясь в этом деле помощником епископа своей епархии. Отец Павел связал свою судьбу с флотом в трудное для России время - военное. Корабли, на которых он служил, участвовали в бомбардировках Сангулдака, Босфора, Трапезунда и Анатолийских берегов. Во время знаменитого боя в Чёрном море с крейсером дредноутом «Гебеном» он был на ли нейном корабле «Евстафий», ободряя бойцов и на путствуя умиравших от ран. За своё нелёгкое слу жение протоиерей Воронов был удостоен высоких церковных и даже военных наград - золотого напер сного креста, ордена святой Анны третьей степени по епархиальному и ордена святой Анны второй степени с мечами по военно-морскому ведомствам. Отец Павел всегда шёл навстречу трудностям, и. когда была создана флотилия Северного Ледовитого океана, он устремился на Крайний Север, где как раз нужны были такие сильные духом и верой свя щенники. Отец Павел подал прошение на место судо вого священника на линейном корабле «Чесьма» в октябре 1917 года и вскоре получил туда назначение, а в 1918 году стал штатным священником-настояте- лем мурманской Никольской церкви2. К сожалению, судьба распорядилась так, что протоиерей Воронов недолго пробыл на Кольском полуострове. Осенью 1919 года он попросил у епископа разре шения съездить в краткосрочный отпуск (до 20 мая 1920 г.), на что и получил его согласие. Однако по документам не совсем ясно: уехал ли он на родину (так написано в материалах Государственного архи ва Мурманской области), как было указано в проше нии, то есть в Курскую губернию, или же, как сообщается в материалах Канцелярии епископа Ар хангельского и Холмогорского, отправился в Крым, к месту своей прежней службы - в Таврическую губернию? Как бы то ни было, отец Павел уже больше никогда не возвращался в Мурманск, и дальнейшая судьба его и его домочадцев (оба его сына были врачами, а дочь окончила Высшие женс кие курсы в Харькове), неизвестна3. То пи он пред почёл остаться в каком-нибудь приходе на родине и провести там свою старость, то ли его поглотило пламя безжалостной Гражданской войны. Как бы то ни было, но очевидно одно: протоиерею Воронову, образованному, мужественному человеку и образцо вому священнику, не суждено было до конца свя зать свою жизнь с нашей суровой Кольской землёй. По материалам историко-исследовательского центра Трифонов Печенгского монастыря (www.trifon.ru) 1 Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Советская власть в 1917-1927 годах // Вопросы истории. 1993. №8. С. 41. 2 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 200 (1 отд., 1 стол). Д. 28. Л. 3: Государ ственный архив Мурманской области (ГАМО). Ф. 17-И. Оп 1. Д. 330. Л. 17 об. 3 ГАМО. Ф. 17-И. Оп. 1. Д. 335. Л. Зоб, 8 об: Государ ственный архив Архангельской области (ГААМО). Ф. 1025. Оп. 5. Д. 1262. Л. 236; РГИА. Ф. 796. Оп. 200 (1 отд., 1 стол). Д. 28. Л. 5. Мы предлагаем вниманию наших читателей рассказ о духовном в о з растании человека, обретении себя в обретении своего креста - ж ер т венного служения Богу и Отечеству... Знаменательно, что речь идет о молодом человеке. Мужчины менее эмоциональны, неразговорчивы. Д у ховные переживания, рассказы о сво их жизненных испытаниях - чаще всего удел женщин. И мы с большой пользой для всех уже публиковали письма на ших сестер. Но как отрадно услышать голос верующего молодого человека - будущего отца семьи, кормильца, защитника Отечества! Слава Богу, и молодые постепенно обретают веру... I Вполне верующим он еще не был... Его крестик с цепочкой вместе с други ми вещами лежал в ящике письменного стола. Правильно креститься он не умел. Но душа его тянулась к молитве, к Богу. Господь одарил Петра глубокой со зерцательностью. Молитвенную потреб ность обращаться к Богу он обнаружил в себе еще в раннем детстве. И пусть не знал Петр келейных утренних и вечерних молитв, сердце его находило слова, с которыми он всегда обращался к Госпо ду. Со временем Петр осознал Троичную Нераздельную сущность Божества, Отца, Сына и Святого Духа. Крестили Петра в одиннадцать лет в церкви в глухой дере веньке, затерявшейся среди бескрайних полей и рощиц Владимиро-Суздальского ополья - древней русской земли, предве стницы Московской Руси. Каждое лето он отдыхал в этих благодатных краях вместе с родителями у своей боголюби вой и благочестивой бабушки. Работал в огороде, помогал по хозяйству. Любил деревенский труд. Старался находить время для молитвы, зачастую отказыва ясь от участия в общей семейной трапе зе. Петр любил славословить Бога в поле, подальше от суеты. Здесь он был наеди не с Господом. В церковь он не ходил, так как вера его была еще смутной, зарождающейся. Да и до ближайшей дей ствующей церквушки - ни мало, ни много - полдня ходьбы пешком. ...Так прошло несколько лет. Мно гое изменилось внутри и вовне Петра. Теперь он любил вчитываться в с та ринные русские книги. Трудно чита лась церковнославянская вязь жития великомученика Пантелеймона. Петр закрыл книгу и положил ее на подо конник. Низкое багровое солнце, едва выкарабкавшись из-за заснеженной сопки, осветило яркими лучами лицо Петра. Наверное, так же и свет ис тинной Божественной любви вспыхнул в его сердце. Непрочная утренняя ап рельская дымка нежно покрыла про зябшую землю. Землю на которой Петр родился, вырос и утвердился в вере Христовой. Этим утром он рано проснулся и, прогнав всю лень, исполнил утренние молитвы пред образами кротко взираю щего на него Спаса и Господа нашего Иисуса Христа и Казанской Богоматери. День выдался тяжелый и хлопотли вый. Окончив дела, Петр, измученный духовно и физически, вышел на улицу. Он в задумчивлсти побрел по городу. Серая апрельская сырость на ули це. А на душе? Бес отчаяния и безве рия искусил Петра, заблудшего средь городских построек. В чем ж е пробле ма? Первая половина дня принесла ему немало огорчений - все шло не так, как ему хотелось бы. Он не понимал, что на то воля Божия. С поникшим взором Петр прошел мимо очередного дома, завернул за угол, сделал несколько шагов и... замер, слов но в землю вмерз. Что он почувство вал и пережил в это мгновение - веч ность? Прозрение! И на то была воля Божия. Петр приподнял голову и уперся взгля дом в небольшую деревянную церквуш ку великомученика и целителя Панте леймона. Над папертью с иконы сам целитель Пантелеймон взирал на Пет ра, давая понять, что излечит его от недуга неверия. Петр невольно поднял свой взор еще выше, где на высоком шатре надвратной звонницы в беспре дельной небесной синеве утопал уста новленный на главке деревянный крест. - Ты видишь крест? - вопросил таин ственный голос сердца. - Вижу, - ответил Петр по себя. - Так неси его и не ропщи на Бога. Раскаявшись, Петр перекрестился и пал ниц на холодную, сырую от про шедшего дождя северную землю. Петр сделал земной поклон и приложился к земле, как ребенок прижимается к сво ей матери. Только Всевышнему Богу ведомо, сколько ему предстоит пере жить скорбей. Но юноша от всего сер дца желал всю свою жизнь посвятить Господу и возрождению Святой Руси, Дома Пресвятой Богородицы, ушедшей некогда на глубину, словно Китеж-град. Сергей Суровцев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz