Миссионерская православная газета. 2002 г. № 6. Июнь.
ШШОИШёРСКЛЯ ПЖВООлМНДЯ г л з ё т л я * На каждом Богослужении просим об этом, про сим и в домашней молитве. Просим, а задумыва емся ли, что такое «христианская кончина живота, непостыдная и мирная»? Наверное, не всякий ве рующий об этом думает, а среди неверующих о смерти вообще не принято говорить и размышлять. Не раз приходилось слышать: «Когда ещё она будет, надо жить сегодняшним днём». А между тем, смерть не минует никого: рождаясь, человек уже делает шаг к смерти. Какой будет смерть, удостоится ли человек Жизни Вечной в будущем? Это зависит от его земной жизни. Когда смерть придёт, никто не знает, и это спасительно: мы трудимся для Жизни Вечной уже сегодня, не от кладывая на будущее время. А то ведь как бывает с обычными делами: время терпит - успею. И оставляем все дела напоследок, делаем в спешке. С приготовлением к Жизни Вечной это невозмож но: каждый день должен быть трудом для Вечнос ти. Ибо кто знает, проснёмся ли мы завтра, ло жась спать сегодня? Вспоминается пронзительное чувство, испытанное в 1996 году. Тогда я приняла на дежурстве очень тяжёлую больную, которую сразу отправили в реанимацию. Было трудное по ложение с некоторыми лекарствами, приходилось больным кое-что покупать за свой счёт. Пришлось спросить и у той женщины, сможет ли она пору чить кому-нибудь приобрести лекарство. Больная сказала мне в ответ, что она состоятельная ж е н щина, может себе позволить это, и лекарство купят. Я пообещала посетить её часа через два, как освобожусь от дел. Пришла я к ней через полтора часа - в палате не было ни больной, ни её кровати. Она умерла. Вот здесь и пронзило это чувство: и состоятельность ни при чём - всё состояние здесь, на земле осталось. И это так. Недаром говорят, что «у гроба карманов нет» и «не копите богатство земное, но копите богатство небесное», то есть богатство души, ибо, в чём Господь застанет, в том и судит. И никакие зва ния, земные приобретения не будут спасительны: они не имеют ценности для вечности. К этому разговору меня побудила реакция кол лег на недавно прочитанный мной доклад о работе Хосписа. С каким напряжённым вниманием слуша ла аудитория рассказ о работе в Хосписе, о духов ном окормлении больных священниками. То, о чём я говорила, наверное, прозвучало впервые в меди цинской аудитории. В годы безбожной советской власти говорить об этом не всякий бы рискнул - неизвестно, чем бы закончился такой разговор. Поэтому тема умирания, смерти, подготовки к ней в прежние времена и не затрагивалась. Оттого, наверное, содержание доклада так поразило слу шавших. А говорила я вот о чем. В Хоспис поступают, как правило, неизлечи мые больные, которые рано или поздно умирают. Есть среди них люди, готовые к смерти: обычно это верующие люди. А есть и не допускающие мысли о ней, до последнего сопротивляющиеся неминуемому. Из-за этого они не имеют мира в душе, часто впадают в агрессивное или угнетённое состояние. С такими людьми трудно общаться и медикам, и родным. Что мы наблюдаем на практи ке? З а время пребывания у нас многие люди духовно изменяются, происходит такое в их ду шах, что люди сами удивляются. Приходит понима ние важности духовного окормления и обращения к Богу перед уходом из жизни. Например, вспоминается одна 53-летняя женщи на, которая, впервые попав в отделение и увидев в палате иконы, весь день пролежала, укрывшись с головой одеялом: как сама потом говорила, испуга лась. Постепенно чувство неприятия прошло, появи лось доверие к персоналу, а главное - появилось желание исповедаться и причаститься. Она причас тилась перед смертью, примирилась с родственни ками, смирилась с предстоящей кончиной и ушла из жизни спокойно, несмотря на тяжесть заболевания. Другой больной 56-ти лет, бывший следователь, очень сильный и волевой в жизни, но, когда его сломила болезнь, очень упал духом. И хотя с ним также проводились духовные беседы, исповедовать ся больной все же не захотел. Но на этом никто и не настаивал. Тронул мое сердце его предельно откровенный рассказ о прожитой жизни. Итогом наших бесед было то, что он захотел увидеть икону своего святого: «А то умру и своего святого не увижу». Икону ему принесли, и он подолгу смотрел на неё. Умирающий примирился с женой и дочерью, всех простил. Смерть как завершение земного бытия - очень серьёзный момент в жизни каждого человека. Нас многое удерживает на земле: родственные связи, неотданные долги, обиды, гнев, злопамятство и мно гое другое. Почему человек с чистой совестью уми рает легко? Потому что его на земле уже ничего не держит: он всех простил, сам попросил прощения у всех. А если совесть нечиста, нет покоя такой душе, и человек до последнего цепляется за жизнь зем ную, не в силах расстаться с ней. Вера - лучшая психотерапия от страха смерти. Мы привыкли отно ситься к смерти как к чему-то ужасному, но кончи на может быть достойной и желанной, и такой исход делает человека удивительно прекрасным. Мне вспо минается еще одна старушка лет 80-ти (это было еще до работы в Хосписе), которая после Соборова ния и Причастия повернулась на левый бок лицом к стенке и больше ни с кем не вступала в общение - она приготовилась к исходу из жизни и к встрече с Богом. Другая старушка, 83-ти лет, с библейским именем Рахиль, которая умирала в присутствии мно гочисленных родственников. У них бабушка попроси ла прощения, и сама тоже всех простила. Трепетно было наблюдать за свершением таинства смерти. Это был ее последний урок детям и внукам. А 75- летняя Анна, которая две недели хотела умереть, скончалась только после того, как мы смогли отыс кать ее дочь, с которой они были в длительной ссоре. После ухода дочери, через пятнадцать минут после примирения, она умерла спокойно. Это вра зумляет. Хочу рассказать и о 60-летней женщине, кото рая поступила к нам некрещеной и не захотела принять таинства Крещения. Перед смертью впала в выраженный психоз. Думаю, что причиной психо за было также последствие общения с экстрасен сом, которого без нашего ведома из «лучших по буждений» привела дочь больной. Эта женщина тяжело уходила из жизни. Мы приглашаем в отделение священника раз в две недели, причащаются от 3 до 15 человек. Но иногда зовем батюшку и для одного больного, если человек близок к смерти, и такое желание было высказано. За год в отделении крестилось пять человек в возрасте от 50 до 70 лет. Крещение совершалось по искреннему желанию больных и при полном понимании важности события. Умирала 59-летняя медсестра. У нее совершен но отсутствовал интерес к жизни: «растительное существование» - поили, кормили, перестилали, все это без внешней реакции на что-либо. Однаж ды в ее палате я показывала иконы Божией М а тери и говорила о Ней. В самый последний мо мент я решилась подойти к этой женщине, не надеясь на какой-либо ответ. Но я ошибалась: показ иконы и был ключом к ее сознанию и душе. Я никогда не забуду той живости, с которой она ухватилась за икону, поднесла ее к устам и минут пятнадцать держала икону, не отрывая от нее взгляда. Это событие в ее жизни стало нача лом последующего общения: она стала улыбаться, отвечать глазами или кивком головы на вопросы. Икону ей оставили. Но, конечно, наибольшее по трясение испытали мы в день ее причастия: она смогла перекреститься парализованной рукой и отвечать священнику «да» или «нет». После При чащения речь и движение руки вновь были утраче ны. Больная тихо ушла из жизни. Вот еще пример Божией милости. Такое же впечатление икона Божией Матери произвела на 60-летнюю больную с нарушением речи: вначале ко всему безучастная, она оживи лась, просияв глазами, и до конца жизни не рас ставалась с иконой. Мы так и прозвали ее «сол нышком». Были в отделении две старушки - 90 и 102 лет. С ними контакт был вначале невозможен, так как ничто в окружающем мире им было неин тересно. Это было тоже «растительное существова ние». Только иконы и прочитанная вслух молитва смогли вернуть их сознание, только на этом уров не было возможно общение. Медсестры потом рас сказывали, что одна из них все время гладила икону Божией Матери, которая висела у ее крова ти, и все с Нею общалась. Все сказанное - свиде тельство того, что даже у близкого к физической смерти человека остается живая, трепетная душа, которая чувствует Бога. Телесная оболочка почти отмерла, а душа жива и готовится к встрече с Творцом. Как же тяжко будет «неготовой душе» встретиться с Господом, как тяжко будет пред стать в греховных, непросветленных одеждах. Со здатель Всеведущ. Ему ничего не надо говорить, Он и так о нас знает, но как же стыдно будет предстать пред Ним с «неумытой» душой, без «брач ных риз». Даже страшно представить! Нам дано свидетельство нашего ВОСКРЕСЕНИЯ. Еще недавно мы взывали вместе со Святой Церко вью: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» Но проснулись ли наши души для жизни вечной, все ли мы поняли? Подготовиться к непостыдной встрече с Господом, ожидающей нас, можно только путем покаяния и покаянных слез. Теперь о своей смерти помню всегда. Собираю даже «смертный узелок» , как был собран у моей мамы. У деда, прожившего до 96 лет, долгие годы на чердаке стояла приготовленная «домовина»- гроб. Известно, что многие святые отцы, чтобы иметь память смертную, годами спали в приготов ленном гробе... А мы, погружаясь в земные впе чатления, увлеченные проходящими «прелестями» мира, «углебанием» тленных ценностей, забыва ем, что конец у всех один: «из земли взяты, в землю отыдем», что «дни человека - как трава: как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Пс. 102, 15-16). Вот если бы каждому помнить об этом. Но не слышим этих слов, не понимаем глубины их смыс ла, не боимся ответа за гробом. Елизавета грешная. Фото из архива редакции
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz