Миссионерская православная газета. 2002 г. № 6. Июнь.

ШШОИШёРСКЛЯ ПЖВООлМНДЯ г л з ё т л я * На каждом Богослужении просим об этом, про­ сим и в домашней молитве. Просим, а задумыва­ емся ли, что такое «христианская кончина живота, непостыдная и мирная»? Наверное, не всякий ве­ рующий об этом думает, а среди неверующих о смерти вообще не принято говорить и размышлять. Не раз приходилось слышать: «Когда ещё она будет, надо жить сегодняшним днём». А между тем, смерть не минует никого: рождаясь, человек уже делает шаг к смерти. Какой будет смерть, удостоится ли человек Жизни Вечной в будущем? Это зависит от его земной жизни. Когда смерть придёт, никто не знает, и это спасительно: мы трудимся для Жизни Вечной уже сегодня, не от­ кладывая на будущее время. А то ведь как бывает с обычными делами: время терпит - успею. И оставляем все дела напоследок, делаем в спешке. С приготовлением к Жизни Вечной это невозмож­ но: каждый день должен быть трудом для Вечнос­ ти. Ибо кто знает, проснёмся ли мы завтра, ло­ жась спать сегодня? Вспоминается пронзительное чувство, испытанное в 1996 году. Тогда я приняла на дежурстве очень тяжёлую больную, которую сразу отправили в реанимацию. Было трудное по­ ложение с некоторыми лекарствами, приходилось больным кое-что покупать за свой счёт. Пришлось спросить и у той женщины, сможет ли она пору­ чить кому-нибудь приобрести лекарство. Больная сказала мне в ответ, что она состоятельная ж е н ­ щина, может себе позволить это, и лекарство купят. Я пообещала посетить её часа через два, как освобожусь от дел. Пришла я к ней через полтора часа - в палате не было ни больной, ни её кровати. Она умерла. Вот здесь и пронзило это чувство: и состоятельность ни при чём - всё состояние здесь, на земле осталось. И это так. Недаром говорят, что «у гроба карманов нет» и «не копите богатство земное, но копите богатство небесное», то есть богатство души, ибо, в чём Господь застанет, в том и судит. И никакие зва ­ ния, земные приобретения не будут спасительны: они не имеют ценности для вечности. К этому разговору меня побудила реакция кол­ лег на недавно прочитанный мной доклад о работе Хосписа. С каким напряжённым вниманием слуша­ ла аудитория рассказ о работе в Хосписе, о духов­ ном окормлении больных священниками. То, о чём я говорила, наверное, прозвучало впервые в меди­ цинской аудитории. В годы безбожной советской власти говорить об этом не всякий бы рискнул - неизвестно, чем бы закончился такой разговор. Поэтому тема умирания, смерти, подготовки к ней в прежние времена и не затрагивалась. Оттого, наверное, содержание доклада так поразило слу­ шавших. А говорила я вот о чем. В Хоспис поступают, как правило, неизлечи­ мые больные, которые рано или поздно умирают. Есть среди них люди, готовые к смерти: обычно это верующие люди. А есть и не допускающие мысли о ней, до последнего сопротивляющиеся неминуемому. Из-за этого они не имеют мира в душе, часто впадают в агрессивное или угнетённое состояние. С такими людьми трудно общаться и медикам, и родным. Что мы наблюдаем на практи­ ке? З а время пребывания у нас многие люди духовно изменяются, происходит такое в их ду­ шах, что люди сами удивляются. Приходит понима­ ние важности духовного окормления и обращения к Богу перед уходом из жизни. Например, вспоминается одна 53-летняя женщи­ на, которая, впервые попав в отделение и увидев в палате иконы, весь день пролежала, укрывшись с головой одеялом: как сама потом говорила, испуга­ лась. Постепенно чувство неприятия прошло, появи­ лось доверие к персоналу, а главное - появилось желание исповедаться и причаститься. Она причас­ тилась перед смертью, примирилась с родственни­ ками, смирилась с предстоящей кончиной и ушла из жизни спокойно, несмотря на тяжесть заболевания. Другой больной 56-ти лет, бывший следователь, очень сильный и волевой в жизни, но, когда его сломила болезнь, очень упал духом. И хотя с ним также проводились духовные беседы, исповедовать­ ся больной все же не захотел. Но на этом никто и не настаивал. Тронул мое сердце его предельно откровенный рассказ о прожитой жизни. Итогом наших бесед было то, что он захотел увидеть икону своего святого: «А то умру и своего святого не увижу». Икону ему принесли, и он подолгу смотрел на неё. Умирающий примирился с женой и дочерью, всех простил. Смерть как завершение земного бытия - очень серьёзный момент в жизни каждого человека. Нас многое удерживает на земле: родственные связи, неотданные долги, обиды, гнев, злопамятство и мно­ гое другое. Почему человек с чистой совестью уми­ рает легко? Потому что его на земле уже ничего не держит: он всех простил, сам попросил прощения у всех. А если совесть нечиста, нет покоя такой душе, и человек до последнего цепляется за жизнь зем ­ ную, не в силах расстаться с ней. Вера - лучшая психотерапия от страха смерти. Мы привыкли отно­ ситься к смерти как к чему-то ужасному, но кончи­ на может быть достойной и желанной, и такой исход делает человека удивительно прекрасным. Мне вспо­ минается еще одна старушка лет 80-ти (это было еще до работы в Хосписе), которая после Соборова­ ния и Причастия повернулась на левый бок лицом к стенке и больше ни с кем не вступала в общение - она приготовилась к исходу из жизни и к встрече с Богом. Другая старушка, 83-ти лет, с библейским именем Рахиль, которая умирала в присутствии мно­ гочисленных родственников. У них бабушка попроси­ ла прощения, и сама тоже всех простила. Трепетно было наблюдать за свершением таинства смерти. Это был ее последний урок детям и внукам. А 75- летняя Анна, которая две недели хотела умереть, скончалась только после того, как мы смогли отыс­ кать ее дочь, с которой они были в длительной ссоре. После ухода дочери, через пятнадцать минут после примирения, она умерла спокойно. Это вра­ зумляет. Хочу рассказать и о 60-летней женщине, кото­ рая поступила к нам некрещеной и не захотела принять таинства Крещения. Перед смертью впала в выраженный психоз. Думаю, что причиной психо­ за было также последствие общения с экстрасен­ сом, которого без нашего ведома из «лучших по­ буждений» привела дочь больной. Эта женщина тяжело уходила из жизни. Мы приглашаем в отделение священника раз в две недели, причащаются от 3 до 15 человек. Но иногда зовем батюшку и для одного больного, если человек близок к смерти, и такое желание было высказано. За год в отделении крестилось пять человек в возрасте от 50 до 70 лет. Крещение совершалось по искреннему желанию больных и при полном понимании важности события. Умирала 59-летняя медсестра. У нее совершен­ но отсутствовал интерес к жизни: «растительное существование» - поили, кормили, перестилали, все это без внешней реакции на что-либо. Однаж­ ды в ее палате я показывала иконы Божией М а ­ тери и говорила о Ней. В самый последний мо­ мент я решилась подойти к этой женщине, не надеясь на какой-либо ответ. Но я ошибалась: показ иконы и был ключом к ее сознанию и душе. Я никогда не забуду той живости, с которой она ухватилась за икону, поднесла ее к устам и минут пятнадцать держала икону, не отрывая от нее взгляда. Это событие в ее жизни стало нача­ лом последующего общения: она стала улыбаться, отвечать глазами или кивком головы на вопросы. Икону ей оставили. Но, конечно, наибольшее по­ трясение испытали мы в день ее причастия: она смогла перекреститься парализованной рукой и отвечать священнику «да» или «нет». После При­ чащения речь и движение руки вновь были утраче­ ны. Больная тихо ушла из жизни. Вот еще пример Божией милости. Такое же впечатление икона Божией Матери произвела на 60-летнюю больную с нарушением речи: вначале ко всему безучастная, она оживи­ лась, просияв глазами, и до конца жизни не рас­ ставалась с иконой. Мы так и прозвали ее «сол­ нышком». Были в отделении две старушки - 90 и 102 лет. С ними контакт был вначале невозможен, так как ничто в окружающем мире им было неин­ тересно. Это было тоже «растительное существова­ ние». Только иконы и прочитанная вслух молитва смогли вернуть их сознание, только на этом уров­ не было возможно общение. Медсестры потом рас­ сказывали, что одна из них все время гладила икону Божией Матери, которая висела у ее крова­ ти, и все с Нею общалась. Все сказанное - свиде­ тельство того, что даже у близкого к физической смерти человека остается живая, трепетная душа, которая чувствует Бога. Телесная оболочка почти отмерла, а душа жива и готовится к встрече с Творцом. Как же тяжко будет «неготовой душе» встретиться с Господом, как тяжко будет пред­ стать в греховных, непросветленных одеждах. Со­ здатель Всеведущ. Ему ничего не надо говорить, Он и так о нас знает, но как же стыдно будет предстать пред Ним с «неумытой» душой, без «брач­ ных риз». Даже страшно представить! Нам дано свидетельство нашего ВОСКРЕСЕНИЯ. Еще недавно мы взывали вместе со Святой Церко­ вью: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» Но проснулись ли наши души для жизни вечной, все ли мы поняли? Подготовиться к непостыдной встрече с Господом, ожидающей нас, можно только путем покаяния и покаянных слез. Теперь о своей смерти помню всегда. Собираю даже «смертный узелок» , как был собран у моей мамы. У деда, прожившего до 96 лет, долгие годы на чердаке стояла приготовленная «домовина»- гроб. Известно, что многие святые отцы, чтобы иметь память смертную, годами спали в приготов­ ленном гробе... А мы, погружаясь в земные впе­ чатления, увлеченные проходящими «прелестями» мира, «углебанием» тленных ценностей, забыва­ ем, что конец у всех один: «из земли взяты, в землю отыдем», что «дни человека - как трава: как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Пс. 102, 15-16). Вот если бы каждому помнить об этом. Но не слышим этих слов, не понимаем глубины их смыс­ ла, не боимся ответа за гробом. Елизавета грешная. Фото из архива редакции

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz