Миссионерская православная газета. 2002 г. № 6. Июнь.
< П т * Ѵ П Ѵ Ш \ > Г Ѵ > Л ( А Л 1 1 Г < А И О \ ;Л й 1 1 Ш < 4 Л I іЛг5Ѵ> i л У Р О К Р А В О С Л А В Н О Г О Б Л А Г О Ч Е С Т И Я 22 июня - Троицкая родительская суббота И ©ТІШІІАШИІМІ ¥ ІО СВОБОДУ И ©СААБѴ ДАРУЙ □ □ □ Такими словами молится С вя т а я Церковь на вечер не в день Святой Троицы «о прежде усопших отцех и братиях наших и прочих сродниках по плоти, и всех своих в вере» и «о иже во аде дер- жимых» (молитва 3-я на вечерне в день Пятидесятницы). Почему перед праздником Святой Троицы Цер ковь установила совершать поминовение усопших? День Святой Пятидесятницы - это день рождения Святой Соборной Апостольской Православной Цер кви, членами которой мы являемся. Та к как дело Церкви - спасение людей, то она, как любящая Мать, непрестанно молится о своих членах, где бы они ни были - на земле или за гробом. Церковь свидетельствует, что ее членами явля ются не только живые, но и усопшие, ибо Бог «...не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 28). Поэтому Церковь и накануне дня Святой Троицы, в родительскую субботу, и в сам праздник на вечерне ходатайствует о душах усоп ших рабов Божиих (в том числе и о несовершенных, нерадивых чадах) и просит упокоить их «в месте светле, в месте злачне, в месте покойне». Но в «свободе и ослабе» нуждаются не только наши почившие сродники, но и все мы нуждаемся в освобождении от язычества, от неверия и гре ховности, которые проявляются в нас, когда мы сталкиваемся со смертью наших близких или с их поминовением. Великий старец нашего времени архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своей книге «Опыт постро ения исповеди» с горечью пишет: ««Истинной веры мало у нас, но зато мы предельно поражены суевериями... Эти суеверия достались нам от далеких пред- ков-язычников. Вот день Святой Троицы. Что у нас творится на кладбищах, на могилах, где стоят кре сты! Вместо молитвы, вместо свечей и курения ладана, справляются на могилах в этот день насто ящие языческие тризны. А наши усопшие на том свете горят огнем горести и жалости, как евангель ский богач, который просил Господа сказать брать ям. еще живым, что их ожидает по смерти. Если кто из вас справлял эти тризны и собирал на могиле застолицу, пойдите на кладбище и попроси те прощения у своих усопших за ужасные страда ния, которые вы принесли им своим неразумием, и никогда больше не делайте этого в святой день праздника, когда Церковь молится особой коленоп реклоненной молитвой о упокоении наших усопших близких, не делайте этот день мучительным для них. А сейчас просите у Господа прощение за нера зумие свое». В дни поминовения усопших люди с утра торо пятся на кладбища, набрав с собой сумки с продук тами и спиртным, чтобы на могилах «помянуть» своих усопших. Не нужно этого делать. Однажды, совершая литию на кладбище, я увидел, как непода леку женщина открыла бутылку водки и стала выли вать ее на могильный холм. На мое замечание отреагировала очень резко, сказала, что лучше знает, как правильно поминать. Не надо оскорблять память усопших своими нео бдуманными действиями. Обычай оставлять на мо гиле или дома перед портретом усопшего рюмку водки и кусок хлеба является пережитком языче ства и не должен распространяться в православной среде. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм до начала службы, подать записку с имена ми усопших для поминовения за Богослужением. Самым действенным считается поминовение на про скомидии, когда священник вынимает за каждого частицу из просфоры, а затем после причащения мирян в знак омовения грехов всех поминавшихся живых и усопших опускает эти частицы в Чашу со Святыми Дарами. Хорошо заказать и панихиду, которая в дни поминовения усопших совершается сразу по окончании Божественной литургии. После этого можно ехать на кладбище. Придя на кладбище, зажгите свечку, помолитесь хотя бы краткой молитвой: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена), прости им всякое пре грешение, вольное же и невольное, и даруй им Царствие Небесное». Можно совершить литию или панихиду так назы ваемым «чином для мирян» (в последние годы их печатают отдельными брошюрами или помещают в православных молитвословах), можно почитать 17-ю кафизму, акафист об упокоении усопших. Самое главное, чтобы молитва наша осуществлялась не формально, а из глубины любящего сердца, твердо уповающего на милость Божию. Молитва за усопших ДЕТИ ПРИХОДЯТ К СПАСИТЕЛЮ Ученики воскресного класса Казанского храма в Кировске начинают приходить ко Христу. Они пыта ются раскрывать свое сердце Богу, понимать собы тия своей жизни в свете Православной веры. И Господь посылает им Свои милости. Свою помощь. Вот собрались две подружки дома, и что-то их так смех разобрал, даже остановиться не могли. Перед чаепитием со смехом и молитву прочитали. После молитвы заметили, что сразу же успокои лись и стало им как-то хорошо и спокойно. Отдыхая с родителями в отпуске, девочка за болела очень тяжело. Причину она увидела в том, что че поблагодарила Господа за хороший отдых. Ее мама в такой беде молилась усиленно Богу, читала акафисты и утром, и днем, и ночью. В больнице Господь послал врача, видимо верующе го, так как при выписке он попросил: «Поставьте Богу свечу за вашего лечащего врача». А девочка, которая первый год ходит в вос кресную школу при храме, замечает, что у нее возникает желание не идти на занятия, и ей приходится преодолевать эту помеху. Зато, воз вращаясь с занятий, она чувствует, какое у нее хорошее настроение, не хочется грешить, она тянется ко всему доброму, появляется желание чем-то помочь близким. Есть опыт детей и встречи с воздействием темной силы, борьбе с грехом, со злом, опыт благодатной помощи Божией. Как-то у одной де вочки была ссора с братом. Дело дошло чуть ли не до драки. Мальчик стал выкрикивать плохие слова. Сестра поняла, от кого это нападение, и стала читать молитву. Ссора прекратилась, а брат сказал: «Ну, ладно, прости меня». Посещая воскресный класс, дети не только узнают о Боге, о Законе Божием, но и учатся следить за своим поведением, исправлять себя, обращаться за помощью к Богу, Божией Матери, святым угодникам Божиим. запоминают молитвы, учатся видеть в жизненных событиях действие Промысла Божия. Они начинают понимать, что надо быть обязательно благодарным Богу и в счастье, и в несчастье. А Господь подкрепляет их детскую веру. У ребятишек начинает появ ляться свой опыт духовной жизни. Алевтина Ляпинская. город Кировск - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. Если есть возможность, для совершения литии или панихиды постарайтесь пригласить священника. Почему-то в народе распространено заблужде ние, что в Троицкую родительскую субботу в храме можно поминать самоубийц. И многие люди пишут их имена в записках и передают в алтарь. Вопросы о поминовении самоубийц волновали христиан во все времена. Например, в «Книге Правил Святых Апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Помест ных, и Святых Отцов» содержатся ответы одного из участников Второго Вселенского Собора (351 г.) святейшего Тимофея, епископа Александрийского: Вопрос 14: «Если кто, будучи вне себя, подымет на себя руки, или повержет себя с высоты, - за такового должно ли быть приношение или нет?» Ответ: «О таковом священнослужитель должен рассуждать, подлинно ли, будучи вне ума, соделал сие. Ибо часто близкие к пострадавшему от самого себя, желая достигнуть, да будет приношение и молитва за него, неправдуют и глаголют, что был вне себя. Может же быть, что соделал сие от обиды человеческой или по иному какому случаю малодушия, - и о таковом не подобает быть прино шения, ибо есть самоубийца. Посему священнослу житель непременно должен со всякими трудами испытывать, да не попадет осуждению». Отсюда следует, что Церковь не молится за человека, покончившего жизнь самоубийством. Если же самоубийца до своей смерти находился под наблюдением врача и совершил этот поступок в невменяемом состоянии, то в этом случае необхо димо обратиться к правящему архиерею. Жизнь, какой бы нам она трудной ни казалась, надо прожить терпеливо, надеясь на Бога, на Его милость. Самоубийца ж е своим поступком отверга ет от себя волю и милость Божию и жизнь - этот бесценный и великий дар, который дал ему Бог. Не случайно таких в дореволюционной России хорони ли за пределами кладбища. Молиться за самоубийц можно, по благослове нию, родственникам только дома, но не в храме, проявляя смирение и послушание Святой Церкви. «Постараемся, сколько возможно, - пишет свя титель Иоанн Златоуст, - помогать усопшим, вмес то слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приноше ниями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага». Иерей Василий Вольский ЗАЧЕМ УМЕРШЕМУ ЦВЕТЫ? Если голодному цветок Вы из любви преподнесете, Ему вниманье — невдомек, Он голоден — и вы поймете. Зачем ко гробу мертвеца Несем букеты разноцветий И строим башни из венков, Притом искусственных, и лентий? Он хочет есть, как тот голодный. Чтоб его жажду утолить, Внемлите мудрости народной: Он будет вас благодарить. Усопший в мир иной ушел, Окончив путь житейской битвы. Ему не надо ничего, Он лишь нуждается в молитве. В молитве частной, и еще В молитве общей в Божьем храме, Чтоб возносилась в небосвод В благоуханном фимиаме. Игумен Ром ан (Загребнев)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz