Миссионерская православная газета. 2002 г. № 6. Июнь.
2 А Ш О О И О Н е Р С К А Я П Р А В О С Л А В Н А Я Г Л 36Т А А К Т У А Л Ь Н Ы Й К О М М Е Н Т А Р И Митрополит Сергий: « БОЯТЬСЯ ПЕРЕПИСИ НЕ НАДО! » Во все времена находились люди, которые пытались спекулировать на переписи населе ния, стращая народ жуткими последствиями. Иногда запугать удавалось, особенно верующих, и те встречали переписчиков дубиной, а то и сжигали себя заживо - лишь бы «не попасть в лапы Антихриста». А что Православная Церковь? Как она относится к переписи населения? Об этом корреспондент «Российской газеты» Тать яна Смолякова беседует с Управляющим делами Московской Патриархии, членом Госкомиссии по подготовке и проведению Всероссийской пе реписи населения митрополитом Солнечногорс ким Сергием: - Перепись населения - нужное и важное дело, прежде всего для государства. При этом Церковь свидетельствует о том, что это мероприятие очень древнее. Израильский народ неоднократно перепи сывался в библейские времена. Об этом есть упо минание в священных книгах Ветхого Завета. Когда Иисус Христос родился и пришел на землю, в Римской империи проводилась перепись населения. Богоматерь вместе с названым отцом Христа Иоси фом шли в Вифлеем. И по случаю переписи у них не было возможности остановиться в гостинице - все места оказались заняты. Именно поэтому Хри стос родился в пещере, куда загоняли скотину. И заметьте, никогда Иисус Христос не говорил, что перепись - это плохо. Вспомним его высказы вание: «Богу - Богово, кесарю - кесарево». То есть законы государства надо всегда исполнять. - Тем не менее, народ не всегда однознач но поддерживал идею переписи, даже бунты устраивал. - На границе X IX и XX столетий, когда готови лась очередная перепись населения, прошли бунты - ждали лришествия Антихриста. Говорили, что сама перепись - это уже его пришествие. Были люди, которые себя сжигали, зарывали себя живьем в землю, чтобы не попасть в лапы Антихриста. И это несмотря на то, что во главе государства был православный царь. Государь Ни колай Александрович, которому верил народ, сам принимал участие в переписи. Кстати, на вопрос «род деятельности» он ответил: «Хозяин земли Русской». Всегда в советский период Церковь активно уча ствовала в переписи. Один из иерархов обязатель но входил в состав комитета по ее подготовке и проведению. Не исключение и в этот раз. - В советские времена было проще: тогда гражданин обязан был ответить на вопросы пе реписчика, сейчас - по желанию. В этой ситуа ции для людей верующих, наверное, особенно важно услышать укрепляющее слово духовных отцов. - Несмотря на то, что статус переписи сейчас изменился, результаты ее от этого нисколько не должны страдать. Во-первых, не нужно бояться пе реписи, она с концом света абсолютно не связана. Во-вторых, государство должно знать, что произош ло с населением после развала Советского Союза, когда началась огромная миграция из России и в Россию. У нас даже появились новые народы, кото рых раньше не было. Кроме численности населения и национального состава государство должно по нять и нравственное состояние общества, и соци ально-экономическое. Поэтому нам всем, в первую очередь верующим людям, надо поддержать это государственное дело. Мы видим реальные сдвиги, которые произошли в стране, и что самое главное, в вопросе о свободе совести. Нам не за что обижаться на руководство страны в плане равных прав и духовной свободы. Я не говорю о тех экономических проблемах, которые у нас есть. Простой народ живет бедно, прошло огромное расслоение на супербогатых и супербед ных, средний класс практически отсутствует. Но это временное положение. - Владыка, сначала предполагалось внести в опросный лист вопрос о вероисповедании. После долгих и жарких споров его решили исключить. Как Вы к этому относитесь? - В принципе, конечно, было бы интересно знать, сколько у нас верующих, ведь мы не ведем никакого статистического учета, ни одна конфессия его не ведет, кроме баптистов и пятидесятников. Я понимаю, почему вопрос о вероисповедании снят. В советский период людей стеснял этот вопрос, они боялись како го-нибудь учета, потому что боялись преследований. За веру страдали. Сейчас этого нет, и, мне кажется, такой вопрос был бы уместен. С другой стороны, мы можем оценить количество верующих людей по ме роприятиям, которые проводим. Я недавно вернулся из Перми. Туда привозили Почаевскую икону Божией Матери. По минималь ным подсчетам, к этой иконе в городе с населени ем в миллион подошли 300 тысяч человек, то есть каждый третий житель. Это несмотря на то, что там довольно сильна исламская конфессия. Или, ска жем, город Кунгур Пермской области: там 70 тысяч населения, и 50 тысяч из них подошли к иконе. Кроме того, за последние годы повсюду откры лось много храмов. В Перми было два храма, сейчас - сорок. В Москве было 43, сейчас - около 400. И так по всей России: где в 10, где в 20 раз увеличилось число храмов. При этом их наполняе мость не уменьшилась. Конечно, теперь нет той давки, которая наблюдалась в храмах в советское время во время больших праздников. - Недавно фонд «Общественное мнение» про вел очередной социологический опрос по пово ду предстоящей переписи населения. Кроме про чего социологи интересовались, будут ли люди отвечать на вопрос переписчиков честно. Треть опрошенных считает, что народ будет что-то привирать, что-то скрывать. Что Вы по этому поводу думаете? Перепись, конечно, не испо ведь, и все же... - Искажать информацию о себе абсолютно не нужно. Надо отвечать честно на поставленные воп росы. Иначе, какой смысл в переписи? Я думаю, что в ближайшее время на уровне Священного Си нода Православной Церкви будет обращение к на шим гражданам. Святейший Патриарх очень обеспо коен тем, чтобы перепись прошла хорошо, чтобы никакие темные силы не помешали благому госу дарственному делу, не устроили смуту. Я призы ваю всех безбоязненно принять активное участие в переписи, честно отвечать на вопросы и не думать о том, что это якобы не богоугодное дело. «Российская газета» от 9 апреля 2002 г. ЕС ЛИ М А Т Ь ЕЩЕ Ж И В А «Однажды ночью мать разбудила нас, малолет них, на молитву. Отец уже молился, стоя на коле нях перед иконами, встали и мы, в одних рубашон ках, босые. “Молитесь об Алексее, ему плохо сейчас”, - попросила мама. И мы молились. Отец записал дату и час молитвы и бумажку спрятал за икону. Прошло некоторое время. Брат Алексей приехал на побывку - он служил матросом на маленьком рыболовном судне на Каспии. Сели вечерять, и Алексей рассказал, что такого-то чис ла, ночью, их судно потерпело крушение, была близка погибель. Все приготовились умирать, оде лись во все чистое. Вдруг ветер стих, судно оста лось на плаву, выжили! Отец достал из божницы бумажку и дал Алексею - это была дата и часы нашей ночной молитвы. Бумажку брат взял с со бой. Один из матросов по возвращении Алексея рассказал, что его мать тоже молилась ночью в день катастрофы, и эта молитва спасла экипаж . Тогда и Алексей достал записку отца: “Т а к и моя мать молилась в это время, да еще и малолетние сестры с отцом!”» Так Господь услышал молитву матерей, сердцем почувствовавших беду своих сыновей, и спас их. Эту историю мне рассказала тяжелобольная женщина - теперь ей 75 лет, а тогда было лет пять. Есть и в моей жизни пример такой помощи по молитве. В 1995 году 18-летний племянник, мой крестник, был отправлен служить в Чечню. Я об этом узнала на перроне, перед самой отправкой. Благословила его иконкой Божией Матери Влади мирской и сказала, чтобы никогда не расставался с ней, всегда носил ее в нагрудном кармане. Крестился он незадолго до отправки. Уехал пле мянник, и следы его затерялись. Наверно, три месяца не было известий. Куда только не писали, разыскивая. Сколько молебнов о здравии воина Димитрия было отслужено, сколько сорокоустов подано! И дома я молилась. К счастью, срок его службы в Чечне был всего полгода, отправили же его туда на втором году службы. Но и за это время можно было погибнуть: из Мурманска от правляли четверых, двое из них погибли на глазах у племянника. А мне он потом рассказывал: «Тетя, твои молитвы спасли меня. Бывало, летит пуля или снаряд - ну, думаю: все, конец пришел, и вдруг - сворачивает в сторону...». Сберегла Цари ца Небесная моего племянника, услышал молитву Господь. Недаром говорится, что материнская мо литва и со дна морского спасает. Такое же большое значение имеет и материнское благословение. Вспоминаются слова одной простой деревенской женщины: «Материнское благословение в огне не горяще, в воде не топяще, в лесу не блудя- ще». Какой былинной стариной пахнуло от этих слов. Благословляли своих детей наши бабушки и прабабуш ки, благословение сопровождало от колыбели всю их жизнь. Испрашивали благословения на брак, на служ бу в армии, на дальнюю поездку, на любое дело. И наши матери благословляли нас. Вспоминаю свою: всегда перекрестит перед уходом из дома или поез дкой куда-либо. А сколько молитв, мне неведомых, было принесено мамой Спасителю и Божией Матери. Только мы этого не понимали. Бывало, крестит меня, благословляет, а я верчусь: «Ну, ладно, мама, хва тит!» - словно времени на принятие благословения у меня нет. Теперь эти же слова повторяются моим взрослым сыном. Да он порой еще и скажет: «Ну, мама, ты как бабушка стала». Да, как бабушка! Приношу запоздалые молитвы о ней и благодарность своей покойной маме. Благодарю ее за молитвы и благословения. Слава Богу, сын постепенно начинает понимать силу молитвы, уже терпеливо ждет моего благо словения перед выходом из дома. Носит иконки- благословения с собой, никогда не расстается, как сам сказал. О внучке и говорить нечего: с радо стью принимает благословение, с радостью пома зывается освященным маслицем от святых угодни ков Божиих, с радостью вкушает «Боженькин хле бушек» и «Боженькину водичку». Нижегородский священник Григорий так ответил матери, печалив шейся о судьбе сына-призывника: «Вот у Кого проси помощи и заступления» - и указал при этом на угол с иконами. Велика сила материнской молитвы, тем более молитвы слезной, приносимой о своих чадах. Она всегда будет услышана. И счастливы те дети, матери которых приносят молитву о них. «Если мать еще живая, счастлив ты, что на земле есть кому, переживая, помолить ся о тебе», - так поется в одной духовной песне, сочиненной в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Молитвами матерей наших, Господи, спаси и помилуй нас! Елизавета грешная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz