Миссионерская православная газета. 2002 г. № 6. Июнь.

2 А Ш О О И О Н е Р С К А Я П Р А В О С Л А В Н А Я Г Л 36Т А А К Т У А Л Ь Н Ы Й К О М М Е Н Т А Р И Митрополит Сергий: « БОЯТЬСЯ ПЕРЕПИСИ НЕ НАДО! » Во все времена находились люди, которые пытались спекулировать на переписи населе­ ния, стращая народ жуткими последствиями. Иногда запугать удавалось, особенно верующих, и те встречали переписчиков дубиной, а то и сжигали себя заживо - лишь бы «не попасть в лапы Антихриста». А что Православная Церковь? Как она относится к переписи населения? Об этом корреспондент «Российской газеты» Тать­ яна Смолякова беседует с Управляющим делами Московской Патриархии, членом Госкомиссии по подготовке и проведению Всероссийской пе­ реписи населения митрополитом Солнечногорс­ ким Сергием: - Перепись населения - нужное и важное дело, прежде всего для государства. При этом Церковь свидетельствует о том, что это мероприятие очень древнее. Израильский народ неоднократно перепи­ сывался в библейские времена. Об этом есть упо­ минание в священных книгах Ветхого Завета. Когда Иисус Христос родился и пришел на землю, в Римской империи проводилась перепись населения. Богоматерь вместе с названым отцом Христа Иоси­ фом шли в Вифлеем. И по случаю переписи у них не было возможности остановиться в гостинице - все места оказались заняты. Именно поэтому Хри­ стос родился в пещере, куда загоняли скотину. И заметьте, никогда Иисус Христос не говорил, что перепись - это плохо. Вспомним его высказы­ вание: «Богу - Богово, кесарю - кесарево». То есть законы государства надо всегда исполнять. - Тем не менее, народ не всегда однознач­ но поддерживал идею переписи, даже бунты устраивал. - На границе X IX и XX столетий, когда готови­ лась очередная перепись населения, прошли бунты - ждали лришествия Антихриста. Говорили, что сама перепись - это уже его пришествие. Были люди, которые себя сжигали, зарывали себя живьем в землю, чтобы не попасть в лапы Антихриста. И это несмотря на то, что во главе государства был православный царь. Государь Ни­ колай Александрович, которому верил народ, сам принимал участие в переписи. Кстати, на вопрос «род деятельности» он ответил: «Хозяин земли Русской». Всегда в советский период Церковь активно уча­ ствовала в переписи. Один из иерархов обязатель­ но входил в состав комитета по ее подготовке и проведению. Не исключение и в этот раз. - В советские времена было проще: тогда гражданин обязан был ответить на вопросы пе­ реписчика, сейчас - по желанию. В этой ситуа­ ции для людей верующих, наверное, особенно важно услышать укрепляющее слово духовных отцов. - Несмотря на то, что статус переписи сейчас изменился, результаты ее от этого нисколько не должны страдать. Во-первых, не нужно бояться пе­ реписи, она с концом света абсолютно не связана. Во-вторых, государство должно знать, что произош­ ло с населением после развала Советского Союза, когда началась огромная миграция из России и в Россию. У нас даже появились новые народы, кото­ рых раньше не было. Кроме численности населения и национального состава государство должно по­ нять и нравственное состояние общества, и соци­ ально-экономическое. Поэтому нам всем, в первую очередь верующим людям, надо поддержать это государственное дело. Мы видим реальные сдвиги, которые произошли в стране, и что самое главное, в вопросе о свободе совести. Нам не за что обижаться на руководство страны в плане равных прав и духовной свободы. Я не говорю о тех экономических проблемах, которые у нас есть. Простой народ живет бедно, прошло огромное расслоение на супербогатых и супербед­ ных, средний класс практически отсутствует. Но это временное положение. - Владыка, сначала предполагалось внести в опросный лист вопрос о вероисповедании. После долгих и жарких споров его решили исключить. Как Вы к этому относитесь? - В принципе, конечно, было бы интересно знать, сколько у нас верующих, ведь мы не ведем никакого статистического учета, ни одна конфессия его не ведет, кроме баптистов и пятидесятников. Я понимаю, почему вопрос о вероисповедании снят. В советский период людей стеснял этот вопрос, они боялись како­ го-нибудь учета, потому что боялись преследований. За веру страдали. Сейчас этого нет, и, мне кажется, такой вопрос был бы уместен. С другой стороны, мы можем оценить количество верующих людей по ме­ роприятиям, которые проводим. Я недавно вернулся из Перми. Туда привозили Почаевскую икону Божией Матери. По минималь­ ным подсчетам, к этой иконе в городе с населени­ ем в миллион подошли 300 тысяч человек, то есть каждый третий житель. Это несмотря на то, что там довольно сильна исламская конфессия. Или, ска­ жем, город Кунгур Пермской области: там 70 тысяч населения, и 50 тысяч из них подошли к иконе. Кроме того, за последние годы повсюду откры­ лось много храмов. В Перми было два храма, сейчас - сорок. В Москве было 43, сейчас - около 400. И так по всей России: где в 10, где в 20 раз увеличилось число храмов. При этом их наполняе­ мость не уменьшилась. Конечно, теперь нет той давки, которая наблюдалась в храмах в советское время во время больших праздников. - Недавно фонд «Общественное мнение» про­ вел очередной социологический опрос по пово­ ду предстоящей переписи населения. Кроме про­ чего социологи интересовались, будут ли люди отвечать на вопрос переписчиков честно. Треть опрошенных считает, что народ будет что-то привирать, что-то скрывать. Что Вы по этому поводу думаете? Перепись, конечно, не испо­ ведь, и все же... - Искажать информацию о себе абсолютно не нужно. Надо отвечать честно на поставленные воп­ росы. Иначе, какой смысл в переписи? Я думаю, что в ближайшее время на уровне Священного Си­ нода Православной Церкви будет обращение к на­ шим гражданам. Святейший Патриарх очень обеспо­ коен тем, чтобы перепись прошла хорошо, чтобы никакие темные силы не помешали благому госу­ дарственному делу, не устроили смуту. Я призы­ ваю всех безбоязненно принять активное участие в переписи, честно отвечать на вопросы и не думать о том, что это якобы не богоугодное дело. «Российская газета» от 9 апреля 2002 г. ЕС ЛИ М А Т Ь ЕЩЕ Ж И В А «Однажды ночью мать разбудила нас, малолет­ них, на молитву. Отец уже молился, стоя на коле­ нях перед иконами, встали и мы, в одних рубашон­ ках, босые. “Молитесь об Алексее, ему плохо сейчас”, - попросила мама. И мы молились. Отец записал дату и час молитвы и бумажку спрятал за икону. Прошло некоторое время. Брат Алексей приехал на побывку - он служил матросом на маленьком рыболовном судне на Каспии. Сели вечерять, и Алексей рассказал, что такого-то чис­ ла, ночью, их судно потерпело крушение, была близка погибель. Все приготовились умирать, оде­ лись во все чистое. Вдруг ветер стих, судно оста­ лось на плаву, выжили! Отец достал из божницы бумажку и дал Алексею - это была дата и часы нашей ночной молитвы. Бумажку брат взял с со­ бой. Один из матросов по возвращении Алексея рассказал, что его мать тоже молилась ночью в день катастрофы, и эта молитва спасла экипаж . Тогда и Алексей достал записку отца: “Т а к и моя мать молилась в это время, да еще и малолетние сестры с отцом!”» Так Господь услышал молитву матерей, сердцем почувствовавших беду своих сыновей, и спас их. Эту историю мне рассказала тяжелобольная женщина - теперь ей 75 лет, а тогда было лет пять. Есть и в моей жизни пример такой помощи по молитве. В 1995 году 18-летний племянник, мой крестник, был отправлен служить в Чечню. Я об этом узнала на перроне, перед самой отправкой. Благословила его иконкой Божией Матери Влади­ мирской и сказала, чтобы никогда не расставался с ней, всегда носил ее в нагрудном кармане. Крестился он незадолго до отправки. Уехал пле­ мянник, и следы его затерялись. Наверно, три месяца не было известий. Куда только не писали, разыскивая. Сколько молебнов о здравии воина Димитрия было отслужено, сколько сорокоустов подано! И дома я молилась. К счастью, срок его службы в Чечне был всего полгода, отправили же его туда на втором году службы. Но и за это время можно было погибнуть: из Мурманска от­ правляли четверых, двое из них погибли на глазах у племянника. А мне он потом рассказывал: «Тетя, твои молитвы спасли меня. Бывало, летит пуля или снаряд - ну, думаю: все, конец пришел, и вдруг - сворачивает в сторону...». Сберегла Цари­ ца Небесная моего племянника, услышал молитву Господь. Недаром говорится, что материнская мо ­ литва и со дна морского спасает. Такое же большое значение имеет и материнское благословение. Вспоминаются слова одной простой деревенской женщины: «Материнское благословение в огне не горяще, в воде не топяще, в лесу не блудя- ще». Какой былинной стариной пахнуло от этих слов. Благословляли своих детей наши бабушки и прабабуш­ ки, благословение сопровождало от колыбели всю их жизнь. Испрашивали благословения на брак, на служ­ бу в армии, на дальнюю поездку, на любое дело. И наши матери благословляли нас. Вспоминаю свою: всегда перекрестит перед уходом из дома или поез­ дкой куда-либо. А сколько молитв, мне неведомых, было принесено мамой Спасителю и Божией Матери. Только мы этого не понимали. Бывало, крестит меня, благословляет, а я верчусь: «Ну, ладно, мама, хва­ тит!» - словно времени на принятие благословения у меня нет. Теперь эти же слова повторяются моим взрослым сыном. Да он порой еще и скажет: «Ну, мама, ты как бабушка стала». Да, как бабушка! Приношу запоздалые молитвы о ней и благодарность своей покойной маме. Благодарю ее за молитвы и благословения. Слава Богу, сын постепенно начинает понимать силу молитвы, уже терпеливо ждет моего благо­ словения перед выходом из дома. Носит иконки- благословения с собой, никогда не расстается, как сам сказал. О внучке и говорить нечего: с радо­ стью принимает благословение, с радостью пома­ зывается освященным маслицем от святых угодни­ ков Божиих, с радостью вкушает «Боженькин хле­ бушек» и «Боженькину водичку». Нижегородский священник Григорий так ответил матери, печалив­ шейся о судьбе сына-призывника: «Вот у Кого проси помощи и заступления» - и указал при этом на угол с иконами. Велика сила материнской молитвы, тем более молитвы слезной, приносимой о своих чадах. Она всегда будет услышана. И счастливы те дети, матери которых приносят молитву о них. «Если мать еще живая, счастлив ты, что на земле есть кому, переживая, помолить­ ся о тебе», - так поется в одной духовной песне, сочиненной в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Молитвами матерей наших, Господи, спаси и помилуй нас! Елизавета грешная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz