Миссионерская православная газета. 2002 г. № 5. Май.

6 ПРОТОИЕРЕЙ-ИСПОВЕДНИК ВЛАДИМИР ОБНОРСКИЙ Окончание. Начало в № 4 . Отцу Владимиру предлагали хорошую рабо­ ту в миру, но он не соглашался, говорил, что будет служить только священником. Ведь дос­ таточно было ему совершить одну-единствен- ную уступку безбожной власти - отречься от Православия, и безбедная жизнь наверняка ему была бы обеспечена. Но батюшка предпочел вытерпеть любые гонения и муки, но не отка­ заться от веры, не снять священнического сана. Нельзя точно сказать, когда отцу Влади­ миру удалось получить место священника. В его записной книжке, на титульном листе ко­ торой написано: «Готовясь к смерти», можно прочитать, что по возвращении из лагеря в 1940 году он заказывает себе священничес­ кое облачение и, находясь на гражданской работе, служит в церкви по праздникам. «19/XI-43 г. Михайлов день. Служил в Сте- фановской церкви Череповца с/з Заречье по 5.01.44 г.», - гласит одна из записей. Видимо, до 1946 года отец Владимир и служил на Вологодчине. Дальше читаем: «12 мая 1946 года. Выехал из г. Сокол и Вологды в г. Архангельск. 20 мая вернулся в Сокол. Был у епископа Леонтия, который убедил меня быть настоятелем храма в Мурманске». О епископе Леонтии (Смирнове), впослед­ ствии архиепископе, мы уже несколько раз упоминали в нашей газете. Добавим, что он тоже исповедник, прошедший через тюрьмы и лагеря в годы гонений. Что заставило отца Владимира перейти в Архангельскую епархию, остается тайной. С 17 октября по 2 ноября 1946 года отец Вла­ димир служил в архангельской Ильинской клад­ бищенской церкви (после разрушения Свято- Троицкого кафедрального собора в 30-е годы прошлого века до настоящего дня она выпол­ няет функции кафедрального собора), а со 2 ноября по 30 декабря того же года в Сретен­ ской церкви Заостровского сельсовета Иса­ когорского района города Архангельска. В январе 1947 года Указом епископа Ле­ онтия отец Владимир Обнорский назначается в Свято-Николаевский храм города Мурманс­ ка. В записной книжке отца Владимира чита­ ем: «25/VII-47 г. выехали из Сокола в Мур­ манск. 28/ѴІІ, в день ангела, прибыли в Мур­ манск». Настоятелем здесь в то время был отец Владимир Жохов. К сожалению, не на­ шлось тогда отцу Владимиру Обнорскому с семьей лучшего жилья, чем землянка, выры­ тая там, где сейчас стоит средняя школа №4 (на Жилстрое). В этой землянке роди­ лась и внучка отца Владимира Ольга Васи­ льевна Обнорская. Мурманск был почти пол­ ностью сожжен в годы войны, многие люди жили в землянках, и отец Владимир, как истинный пастырь, разделял трудности и ли­ шения послевоенного времени вместе со сво­ ей паствой. Далее в записной книжке отца Владимира написано: «9/ІХ-47 г. назначен настоятелем Благовещенской церкви г. Колы». До него с 1946 года там служил протоиерей Николай Пулькин, тоже исповедник. Отец Владимир вместе с дочерью Ксенией и внучкой Ольгой поселился в деревянной сторожке у храма, построенной в середине XIX века. Когда храм закрывался на ремонт, эту сторожку исполь­ зовали как молитвенный дом. П О М И Н А Й Т Е Н А С Т А В Н ская правда». Сам будучи отцом восьми де­ тей (правда, двое умерли еще во младенче­ стве), батюшка любил и других ребятишек. На школьных переменах дети часто прибегали к нему за водой, а батюшка угощал их конфета­ ми и печеньем. За это отца Владимира вызы­ вали в райисполком, обвиняя в том, что он заманивает детей в церковь. Но, помня слова Спасителя: «Не препятствуйте им [детям] при­ ходить ко Мне» (Мф. 19, 14), батюшка привле­ кал детей и на клирос. Ольга Васильевна вспоминает: «У деда был красивый, мощный голос, завораживающий всех, кто присутствовал на Богослужениях. Когда он пел, даже мурашки по коже бегали. Сам учил певчих правильно петь, проводил спевки. Одним из друзей деда был Свешни­ ков, который создал в Москве хор мальчиков. Заметив в одном пареньке, Толе Чижике, спо­ собности к пению, дед хотел отправить его на учебу в Москву. Но необходимо было направление от райисполкома, а там отказали: “Как это, по рекомендации попа?”» Так, может быть, и оказал­ ся закопанным в землю талант из-за упрямства и тупости го­ сударственных чиновников. В последние годы жизни отец Владимир тяжело болел, но не оставлял, как верный раб Гос­ подень, своего служения. В 1957 году Святейший Патриарх Алек­ сий і наградил протоиерея Вла­ димира Обнорского крестом с украшениями, а 25 апреля 1958 года на 65 году жизни Господь при­ звал батюшку в вечные обители. «Это было большое несчастье для нашей семьи, - рассказывает Ольга Ва- ильевна. - На его похороны собралось столько народа, что когда гроб несли на клад­ бище, то одни уже подходили к могиле, а другие еще не вышли из церковной ограды. Мне мама даже не разрешила пойти на клад­ бище, боялась, что затопчут. Собралось все духовенство Мурманского округа. После этого маму вызвали в райисполком и отругали, что она собрала столько людей. Сказали, что на демонстрации столько не ходит. А мама нико­ го не собирала, люди сами пришли и приехали проститься с любимым батюшкой, своим ду­ ховным отцом. После этого священникам зап­ ретили сопровождать покойников на кладбище и совершать там литии и панихиды». Сорок шесть лет прошло со дня кончины отца Владимира, а люди до сих пор вспоми­ нают о нем. Когда готовилась эта статья, я решил позвонить прихожанке нашего собора Нине Ивановне Захаровой (ходит в храм с 1946 года) и попросил ее поделиться воспо­ минаниями об отце Владимире. Она со сле­ зами стала рассказывать о батюшке: «Про­ тоиерей Владимир Обнорский был моим ду­ ховным отцом. Мы, три подруги: Серафима, Иулиания и Нина, - ездили к нему в Колу из Мурманска. С нами еще ездил один полков­ ник, врач из госпиталя. Батюшка нас после службы всегда хорошо принимал, а вечером мы шли в храм читать акафист. Отец Влади­ мир весь акафист на коленях прочитывал. Проповедник был замечательный, шутник, говорил красиво. Бывало, скажет: «Раньше При новом настоятеле в храме появилось более 150 икон, был произведен ремонт, вок­ руг церкви поставили деревянный заборчик, дорожки к храму зацементировали, вдоль до­ рожек летом высаживались цветы. Отец Вла­ димир сам привез из Архангельска черенки тополей и поса­ дил их вокруг храма. Зимой он обвязывал са ­ женцы мешками и укрывал снегом, чтобы они не за­ мерзли. Эти дере­ вья на церковном дворе и сейчас радуют глаз ко- лян. Дочь Ксе­ ния Владими­ ровна помогала отцу по бла­ гоустрой­ ству Про юиерей Владимир Обнорский Фото 1957 года церкви, чистила церковную утварь, топила печи, принимала многочисленных прихожан. Ольга Васильевна рассказывает, что все­ гда дед ходил в священническом облачении, никого не боясь и не стесняясь самого высо­ кого звания на земле - священника. Священ­ ство было для него образом жизни. В те годы, когда Церкви было запрещено открыто пропо­ ведовать, своим появлением в рясе отец Вла­ димир свидетельствовал отступившим от Бога людям о Христе. Он был исповедником до глубины души, цельной и сильной натурой. За это и любили его люди. И дай Бог, чтобы пример отца Владимира Обнорского зажег души современных пастырей огнем любви к наше­ му Господу и Спасителю, чтобы не стыдились мы Его в «роде сем прелюбодейном и греш­ ном» и чтобы наши священнические одежды не превращались в «спецодежду» на время совершения Богослужения. Тогда, может быть, и изменится мир. Именно подвижничество отца Владимира сплотило людей вокруг церкви, бла­ годаря чему в Коле создался крепкий приход. Отец Владимир жил напряженной духовной и общественной жизнью, вел большую пере­ писку, печатал на машинке. У него была боль­ шая библиотека, он много читал. Батюшка был разносторонним человеком, выписывал много периодических изданий, даже газету «Пионер-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz