Миссионерская православная газета. 2002 г. № 5. Май.
3 В Е Р У Ш как северный: то идет, то не идет. Не дождь, а какая-то сечка. Наконец привезли ящик с мо- то было прошлым летом. Июль. За- А вот еще история, тоже связанная с дож '** I суха. Все вокруг пожелтело. И толь- дем. Сразу хочу оговориться, что, когда про I ко редкие зеленые пятна в низи- исходили эти события, была я молода и в щами. Поставили около храма. Началась служ- нах и в тени от забора нашего уча- обрядах церковных разбиралась очень слабо, ба. Мы, конечно, были без платочков и поэто- стка. Коровы в поисках зелени разбрелись Умный поймет и не осудит. А кто будет брюз- му встали позади всех, чтобы бабушки не по большому лугу. Мне было жаль и свою жать по этому поводу, тому, видно, и не ругали нас за то, что мы с непокрытыми пожелтевшую картошку, и пожухлые листья понять, о чем этот рассказ, смородины. Даже птицы летали с раскры тым клювом. И на ум приходили строки из стихотворения Маяковского: «В сто сорок солнц закат пылал...» Действительно, каж дый вечер закат пылал и предвещал новый знойный день. Однажды ночью я проснулась от этой С ужасной духоты. Вышла на крыльцо. На небе было большое количество звезд, с Они висели, как большие лампочки. И тогда я прочитала молитву «Отче наш» / и спросила: «Почему, Отец наш Небес- ^ ... ный, ты оставил нас?»’ Что говорила, '«••ѵ*-., уже не помню. Просила прощения за ■ себя и за людей, за то, что не ведаем, что творим. Затем я ушла спать. Утром поглядела на небо. Оно было чис тое до горизонта, стоял зной. Часа через два-три над головой откуда-то появилось ма ленькое облачко. Это было единственное облако до самого горизонта. Потом оно ста- головами. С пением медленно двигалась про цессия вокруг храма. По-прежнему сеялся мел кий дождь. Мы с дочкой идем в конце процес сии. Вот уже занесли раку с мощами в храм и люди заполнили помещение церкви. С боку церковного здания перед нами открывается ^ дверь (запасной выход) с железной решет- I ■) кой. Мы решили, что лучше нам встать около железной решетки: так дочке будет видно, как будет идти дальше служба. Что происходило дальше, было подобно чуду. Как только люди вошли в церковь, начался проливной дождь. Ведь ни минутой раньше! Это был такой ливень, как будто туча наби рала силы и ждала этой минуты. Это был не простой дождь. Такого благоухания я не вдыхала никогда. А перед нами открыли же лезную решетку, и нас, без платочков на голо ве, пригласили спуститься в церковь. Мы ока зались около мощей. Никто нас не укорял. Видимо, ничего не бывает «просто так». Свя той Питирим допустил нас, грешных, чтобы Будучи в отпуске в городе Тамбове у роди ло расти и потемнело. Вначале ударили в телей, проснувшись довольно не рано, с утра могла я об этом рассказать не видящим чуде- землю редкие тоненькие полоски дождя, как решила съездить в церковь поставить свечки, са. Вроде и чуда нет, но нет - чудо есть. Чудо бы примериваясь, а затем ливневый дождь Вместе с дочкой доехала на троллейбусе до в том, что не пролили свои воды небеса, когда обрушился на землю. Вылив на землю всю нужной остановки и направилась к церкви. По шла служба вне храма. А потом было омове- свою влагу, туча растворилась так же, как и времени служба должна была закончиться, но ние и благоухание, и была радуга. Радуга свя- появилась. Причем дождь прошел не везде, на церковном дворе было много людей, что-то зи между Отцом Небесным и нами, людьми. А а всего лишь в радиусе не более километра, ожидавших. Я спросила, что ждут люди. Мне город подумал, что просто дождь прошел. Это было настоящее чудо. Просите, и дано ответили: «Должны скоро привести мощи свя- Мы проходим мимо и нечего не видим, вам будет. Просила я больше, видимо, не того Питирима из краеведческого музея». Это, А чудесного много. Отец наш Небесный лю- должно быть, интересно, и я решила остаться, бит нас и дарит эти чудеса нам, людям. Пришлось долго ждать. Начался мелкий дождь, Антонова Нина Сергеевна, город Мурманск для себя, а ради живой природы. А Его ми лость досталась и мне. УРОКИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И БУДУЩЕЕ РОССИИ Во многих областях России вводят в школь ную программу совершенно необходимый пред мет «Основы православной культуры», чтобы не вырастали дети иванами, не помнящими родства. Вот и в нашу область пришла благая весть. 29 марта в Благовещенском приходе города Колы состоялась православная педаго гическая конференция по теме «Преподавание “Основ православной культуры” в общеобра зовательных школах». Проходила она в интер нате №8 города Колы. Отец Михаил (Кисе лев) пригласил рассказать об этом предмете старшего преподавателя кафедры истории пе дагогики Санкт-Петербургского института пе дагогического мастерства Наталью Витальев ну Скурскую. Наталья Витальевна входит в Координационный совет Московской Патриар хии и Министерства образования РФ по раз работке программы и учебников по предмету «Основы православной культуры». Она не скрывала, что сама - человек ве рующий, православный. Работает в воскрес ной школе прихода преподобного Серафима Вырицкого в Петербурге. Однако ее живой и яркий рассказ был обращен не только (и даже не столько) к воцерковленным людям, которых на конференции было немного. Ее лекцию с интересом слушали и педагоги, пока еще далекие от веры и Церкви: - В 90-е годы в России почему-то долго и безуспешно искали свою национальную идею. И никак не могли найти! А она есть. Взгля ните на икону святого Андрея Рублева «Тро ица» (Наталья Витальевна показала репро дукцию иконы). Попробуйте сами назвать это чувство, мысль возникающую при взгляде на образ. Радость? Единство? А точнее? Да, эта национальная русская идея - Единство в Любви (как Бог Един в Трех Лицах). «Русский - это значит православный», - говорил Ф. Достоев ский. «Основы православной культуры» могут преподаваться не только как отдельный пред мет. Православная культура может войти в программы, разработки уроков истории, рус ского языка, литературы. Вообще, Правосла вие включает в себя всю нашу отечествен ную культуру - и русскую словесность, и историю. И на уроках биологии, географии, физики, химии мир можно изучать как чу десное создание Божие. Взять хотя бы русский язык. Сколько от крытий нас ожидает! Язык наш вырос из цер ковнославянского языка Евангелия и молитв, созданного святыми Кириллом и Мефодием. Это язык символов, в котором воедино слиты образ и смысл, горнее и дольнее. Если бы мы помнили, изучали наши полузабытые те перь старинные русские слова и понятия: со весть, благочестие, целомудрие, честность... Это уже было бы духовное воспитание. Если говорить собственно о проведении уроков по предмету православной культуры, то, естественно, возникает вопрос: с чего на чинать, какую ставить цель? На первом эта пе обучения самой главной целью станет раз личение добра и зла. Ребенок должен иметь понятие о совести (весть от Бога). Он посте пенно будет учиться тому, что такое христи анские добродетели. Ученик сможет со вре менем видеть и различать грехи и пороки в своей душе. Но это лишь первая ступень. Вторая и самая важная - выбор добра. Ребе нок свободно, сознательно и твердо выбира ет добродетельную, нравственную жизнь в оте чественных традициях, освященных веками. Он также сознательно сам начинает бороть ся со своими греховными привычками, очи щать свой внутренний мир от зла. Ученик будет совершать подъем по лест нице духовно-нравственного развития. При этом преодолевать ее будет не только школьник, но и педагог. Наталья Витальевна заметила, что на лестнице духовно-нравственного раз вития во многих случаях учитель стоит ниже ребенка (душа взрослого человека больше замутнена страстями). Но оба: и учитель, и ученик - находятся чаще всего в разладе с самими собой и окружающими. Их внутрен ний мир нуждается в возврате гармонии, мира. И вот в этом-то случае незаменима Церковь с ее Таинствами: Исповедью, Причастием Тела и Крови Христовых. Урок может строиться по принципу: урок- беседа, урок-диалог, он будет предполагать вопросы и ответы (из вопроса вытекает от вет). Нельзя забывать, что цель урока по предмету «Основы православной культуры» - привести ребенка к порогу храма. На конфе ренции был показан фрагмент одного из уро ков по предмету «Основы православной куль туры» по теме «Крещение Руси». «Уподобился еси купцу ищущему доброго бисера, славнодержавный Владимире...» - воспевает Святая Церковь подвиг крестителя Руси святого князя Владимира, который об рел сокровища Православной веры. И нам, и нашим русским детям, надо бережно сохра нить этот сияющий жемчуг Православия, на следия наших предков. Г апина Сиротинская
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz