Миссионерская православная газета. 2002 г. № 5. Май.

3 В Е Р У Ш как северный: то идет, то не идет. Не дождь, а какая-то сечка. Наконец привезли ящик с мо- то было прошлым летом. Июль. За- А вот еще история, тоже связанная с дож '** I суха. Все вокруг пожелтело. И толь- дем. Сразу хочу оговориться, что, когда про I ко редкие зеленые пятна в низи- исходили эти события, была я молода и в щами. Поставили около храма. Началась служ- нах и в тени от забора нашего уча- обрядах церковных разбиралась очень слабо, ба. Мы, конечно, были без платочков и поэто- стка. Коровы в поисках зелени разбрелись Умный поймет и не осудит. А кто будет брюз- му встали позади всех, чтобы бабушки не по большому лугу. Мне было жаль и свою жать по этому поводу, тому, видно, и не ругали нас за то, что мы с непокрытыми пожелтевшую картошку, и пожухлые листья понять, о чем этот рассказ, смородины. Даже птицы летали с раскры­ тым клювом. И на ум приходили строки из стихотворения Маяковского: «В сто сорок солнц закат пылал...» Действительно, каж­ дый вечер закат пылал и предвещал новый знойный день. Однажды ночью я проснулась от этой С ужасной духоты. Вышла на крыльцо. На небе было большое количество звезд, с Они висели, как большие лампочки. И тогда я прочитала молитву «Отче наш» / и спросила: «Почему, Отец наш Небес- ^ ... ный, ты оставил нас?»’ Что говорила, '«••ѵ*-., уже не помню. Просила прощения за ■ себя и за людей, за то, что не ведаем, что творим. Затем я ушла спать. Утром поглядела на небо. Оно было чис­ тое до горизонта, стоял зной. Часа через два-три над головой откуда-то появилось ма­ ленькое облачко. Это было единственное облако до самого горизонта. Потом оно ста- головами. С пением медленно двигалась про­ цессия вокруг храма. По-прежнему сеялся мел­ кий дождь. Мы с дочкой идем в конце процес­ сии. Вот уже занесли раку с мощами в храм и люди заполнили помещение церкви. С боку церковного здания перед нами открывается ^ дверь (запасной выход) с железной решет- I ■) кой. Мы решили, что лучше нам встать около железной решетки: так дочке будет видно, как будет идти дальше служба. Что происходило дальше, было подобно чуду. Как только люди вошли в церковь, начался проливной дождь. Ведь ни минутой раньше! Это был такой ливень, как будто туча наби­ рала силы и ждала этой минуты. Это был не простой дождь. Такого благоухания я не вдыхала никогда. А перед нами открыли же­ лезную решетку, и нас, без платочков на голо­ ве, пригласили спуститься в церковь. Мы ока­ зались около мощей. Никто нас не укорял. Видимо, ничего не бывает «просто так». Свя­ той Питирим допустил нас, грешных, чтобы Будучи в отпуске в городе Тамбове у роди­ ло расти и потемнело. Вначале ударили в телей, проснувшись довольно не рано, с утра могла я об этом рассказать не видящим чуде- землю редкие тоненькие полоски дождя, как решила съездить в церковь поставить свечки, са. Вроде и чуда нет, но нет - чудо есть. Чудо бы примериваясь, а затем ливневый дождь Вместе с дочкой доехала на троллейбусе до в том, что не пролили свои воды небеса, когда обрушился на землю. Вылив на землю всю нужной остановки и направилась к церкви. По шла служба вне храма. А потом было омове- свою влагу, туча растворилась так же, как и времени служба должна была закончиться, но ние и благоухание, и была радуга. Радуга свя- появилась. Причем дождь прошел не везде, на церковном дворе было много людей, что-то зи между Отцом Небесным и нами, людьми. А а всего лишь в радиусе не более километра, ожидавших. Я спросила, что ждут люди. Мне город подумал, что просто дождь прошел. Это было настоящее чудо. Просите, и дано ответили: «Должны скоро привести мощи свя- Мы проходим мимо и нечего не видим, вам будет. Просила я больше, видимо, не того Питирима из краеведческого музея». Это, А чудесного много. Отец наш Небесный лю- должно быть, интересно, и я решила остаться, бит нас и дарит эти чудеса нам, людям. Пришлось долго ждать. Начался мелкий дождь, Антонова Нина Сергеевна, город Мурманск для себя, а ради живой природы. А Его ми лость досталась и мне. УРОКИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И БУДУЩЕЕ РОССИИ Во многих областях России вводят в школь­ ную программу совершенно необходимый пред­ мет «Основы православной культуры», чтобы не вырастали дети иванами, не помнящими родства. Вот и в нашу область пришла благая весть. 29 марта в Благовещенском приходе города Колы состоялась православная педаго­ гическая конференция по теме «Преподавание “Основ православной культуры” в общеобра­ зовательных школах». Проходила она в интер­ нате №8 города Колы. Отец Михаил (Кисе­ лев) пригласил рассказать об этом предмете старшего преподавателя кафедры истории пе­ дагогики Санкт-Петербургского института пе­ дагогического мастерства Наталью Витальев­ ну Скурскую. Наталья Витальевна входит в Координационный совет Московской Патриар­ хии и Министерства образования РФ по раз­ работке программы и учебников по предмету «Основы православной культуры». Она не скрывала, что сама - человек ве­ рующий, православный. Работает в воскрес­ ной школе прихода преподобного Серафима Вырицкого в Петербурге. Однако ее живой и яркий рассказ был обращен не только (и даже не столько) к воцерковленным людям, которых на конференции было немного. Ее лекцию с интересом слушали и педагоги, пока еще далекие от веры и Церкви: - В 90-е годы в России почему-то долго и безуспешно искали свою национальную идею. И никак не могли найти! А она есть. Взгля­ ните на икону святого Андрея Рублева «Тро­ ица» (Наталья Витальевна показала репро­ дукцию иконы). Попробуйте сами назвать это чувство, мысль возникающую при взгляде на образ. Радость? Единство? А точнее? Да, эта национальная русская идея - Единство в Любви (как Бог Един в Трех Лицах). «Русский - это значит православный», - говорил Ф. Достоев­ ский. «Основы православной культуры» могут преподаваться не только как отдельный пред­ мет. Православная культура может войти в программы, разработки уроков истории, рус­ ского языка, литературы. Вообще, Правосла­ вие включает в себя всю нашу отечествен­ ную культуру - и русскую словесность, и историю. И на уроках биологии, географии, физики, химии мир можно изучать как чу­ десное создание Божие. Взять хотя бы русский язык. Сколько от­ крытий нас ожидает! Язык наш вырос из цер­ ковнославянского языка Евангелия и молитв, созданного святыми Кириллом и Мефодием. Это язык символов, в котором воедино слиты образ и смысл, горнее и дольнее. Если бы мы помнили, изучали наши полузабытые те­ перь старинные русские слова и понятия: со­ весть, благочестие, целомудрие, честность... Это уже было бы духовное воспитание. Если говорить собственно о проведении уроков по предмету православной культуры, то, естественно, возникает вопрос: с чего на­ чинать, какую ставить цель? На первом эта­ пе обучения самой главной целью станет раз­ личение добра и зла. Ребенок должен иметь понятие о совести (весть от Бога). Он посте­ пенно будет учиться тому, что такое христи­ анские добродетели. Ученик сможет со вре­ менем видеть и различать грехи и пороки в своей душе. Но это лишь первая ступень. Вторая и самая важная - выбор добра. Ребе­ нок свободно, сознательно и твердо выбира­ ет добродетельную, нравственную жизнь в оте­ чественных традициях, освященных веками. Он также сознательно сам начинает бороть­ ся со своими греховными привычками, очи­ щать свой внутренний мир от зла. Ученик будет совершать подъем по лест­ нице духовно-нравственного развития. При этом преодолевать ее будет не только школьник, но и педагог. Наталья Витальевна заметила, что на лестнице духовно-нравственного раз­ вития во многих случаях учитель стоит ниже ребенка (душа взрослого человека больше замутнена страстями). Но оба: и учитель, и ученик - находятся чаще всего в разладе с самими собой и окружающими. Их внутрен­ ний мир нуждается в возврате гармонии, мира. И вот в этом-то случае незаменима Церковь с ее Таинствами: Исповедью, Причастием Тела и Крови Христовых. Урок может строиться по принципу: урок- беседа, урок-диалог, он будет предполагать вопросы и ответы (из вопроса вытекает от­ вет). Нельзя забывать, что цель урока по предмету «Основы православной культуры» - привести ребенка к порогу храма. На конфе­ ренции был показан фрагмент одного из уро­ ков по предмету «Основы православной куль­ туры» по теме «Крещение Руси». «Уподобился еси купцу ищущему доброго бисера, славнодержавный Владимире...» - воспевает Святая Церковь подвиг крестителя Руси святого князя Владимира, который об­ рел сокровища Православной веры. И нам, и нашим русским детям, надо бережно сохра­ нить этот сияющий жемчуг Православия, на­ следия наших предков. Г апина Сиротинская

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz