Миссионерская православная газета. 2002 г. № 5. Май.
2 В О С К Р Е С Е Н И Д У Ш РОССИЙСКАЯ МИРОНОСИЦА Третье воскресенье после Пасхи носит название Неделя жен-мироносиц. Неделя эта связана со Светлым Христовым Воскресени ем и напоминает нам о женах-мироносицах, которые первыми пришли ко Горбу Господню для того, чтобы помазать тело Иисуса миром и благовониями. Эти женщины, следовавшие за Спасителем из Галилеи, являют со бой пример верности, преданности, чис тоты. Свои жены-мироносицы есть и сре ди русских православных святых. Я хочу рассказать об одной из них, а точнее, о своей мистической встрече с этой уди вительной святой. В конце 80-х годов теперь уже про шлого века я работала инструктором от дела пропаганды и агитации райкома КПСС в небольшом городке Ивановс кой области. Кроме других направле ний идеологической работы, курировала еще атеистическое воспитание. Именно оно представляло для меня и главную трудность, и наибольший интерес. Ведь в детстве моим воспитанием занима лась глубоко верующая прабабушка, как память о которой в нашем доме хра нится Казанская икона Божией Матери, относящаяся к XIX веку. Но еще в сту денческие годы я вступила в КПСС - отнюдь не из карьерных соображений, а потому, что коммунистическая идея отвечала тогда моим представлениям о высшей справедливости. Конечно, я не смогла бы заниматься атеистической работой формально, без внутреннего обоснования. Оно у меня было. Я искренне разделяла атеисти ческие взгляды. Но это был не атеизм марксистко-ленинского толка, согласно кото рому в мире не существует ничего, кроме материи. Мне было также чуждо безбожие западноевропейского типа, произрастающее из гордыни, из стремления поставить человека на место Бога. Мой атеизм основывался на неразрешимости для меня проблемы теоди цеи, то есть вопроса об оправдании бытия Бога. Как оправдать бытие Бога в мире, где торжествуют подлецы и умирают дети? Очень многое в понимании религии дава ли мне курсы, которые Ивановский обком КПСС регулярно организовывал для идеоло гических работников. На них выступали круп ные ученые из Москвы и Ленинграда. Ис ключительно сильное впечатление на всех производили лекции заместителя директора Института научного атеизма при ЦК КПСС доктора философских наук В. И. Гараджи. Никому ничего не навязывая и как будто споря с самим собой, он рассуждал о слож нейших духовных и мировоззренческих воп росах, буквально балансируя на грани меж ду атеизмом и религией. В начале 1988 года профессор Гараджа рассказал нам о подвижниках веры и благо честия, которые через полгода должны быть канонизированы Архиерейским Собором в ходе торжеств, посвященных тысячелетию Креще ния Руси. Особенно близко к сердцу многие приняли историю блаженной Ксении, тогда еще местной петербургской святой. В 26 лет потеряв горячо любимого мужа, певчего капеллы при дворе Елизаветы Пет ровны, Ксения Григорьевна Петрова пришла к полному отождествлению себя с ним. Носила одежду покойного и отзывалась только на имя «Андрей Федорович». Будучи дворянкой по происхождению, раздала все имущество бедным и жила на подаяния. Обладая даром прозорливости и чудотворения, сделала мно го добра людям. Не имела крыши над голо вой, по ночам молилась Богу в чистом поле. И так 45 лет, до самой смерти! Я была потрясена духовным подвигом Ксении Блаженной, судьба которой словно бы сконцентрировала в себе всю боль, стра дание, преданность и стойкость русских жен щин. Уже тогда у меня появилось желание поклониться могиле этой святой, но я не знала, сохранилась ли эта могила, и если да, то на каком кладбище? С тех пор прошло немного времени. Но какие удивительные изменения произошли с нашей страной и людьми! Многие начали про цесс покаяния, и это мне кажется совершен но естественным. Ведь покаяние в переводе с греческого означает перемену взглядов. Вопрос в том, чем продиктована такая пере мена: частным, корыстным интересом или логикой внутреннего развития личности? Мое покаяние было сопряжено со свойственным русским людям правдоискательством. Я по няла, что высший смысл человеческой жиз ни и мироздания связан с Богом. А пробле ма теодицеи вполне разрешима, если верить в бессмертие души. И я приняла Крещение в том самом храме, с батюшкой которого спо рила на диспутах, проводимых в эпоху пере стройки в нашем районном Доме культуры. И вот что произошло со мной в марте 2000 года. К тому времени я уже работала преподавателем истории в Мурманском тех ническом университете. Меня направили на учебу в институт повышения квалификации при Санкт-Петербургском государственном уни верситете. Еду я на автобусе от Университет ской набережной на Васильевский остров, где находится четвертое общежитие СПбГУ. Спрашиваю у сидящей рядом женщины, ког да будет нужная мне остановка. Она отвеча ет, что сразу после Смоленского кладбища. А через несколько минут она объясняет мне: «Вот Смоленское кладбище. Его хотели сров нять с землей, но Александр Невзоров его отстоял. Здесь находится могила Ксении Блаженной, покровительницы Петербурга». Я сразу же вспомнила о своей давней мечте. Много раз после учебных занятий я при ходила к скромной часовне на могиле Ксе нии. Всегда поражалась тому, как много людей здесь собирается. Женщины разных возрастов, разного социального поло жения молятся, плачут, пишут записки и оставляют их между прутьями же лезной решетки у стены часовни, там, где горит множество свечей. Мне тогда еще казалось, что человек при всех обстоятельствах должен полагаться на собственные силы, а обращение за по мощью к святой - это проявление сла бости. Но в порядке эксперимента я тоже написала записку, где выразила одно свое желание. Вскоре оно осу ществилось. Потом, бывая проездом в Петербурге, я обязательно приходила на Смоленское кладбище. Несколько раз оставляла за писки Ксении. Какие-то пожелания сбы вались, какие-то нет. А когда я стала анализировать, то поняла, что осуществ лялось как раз то, что мне нужно: реа лизация неосуществившихся желаний обернулась бы злом для меня. И теперь, бывая в часовне, я больше не пишу за писок, а просто ставлю свечку, целую мраморное надгробие и молюсь этой уди вительной святой. Находящейся под по кровом Богоматери, Ксении Блаженной видней, что нам нужно, а что нет. Обращение к святой стало для меня необходимостью еще и потому, что я, как и многие, наверное, испытываю ос трую потребность в душевной гармонии. Свой ственный мне подчас внутренний раскол свя зан с трудной проблемой поиска собствен ной идентичности, то есть своего «я». А не поняв себя, невозможно ответить на вопрос: правильно ли ты живешь? Прекрасно выра зил в стихотворении «Русь» подобные мета ния А. А. Блок: И сам не понял, не измерил, Кому я песни посвятил, В какого бога страстно верил, Какую девушку любил. Посещение часовни Ксении неизменно умиротворяет мою душу. Нет, оно не дает мне ответа на вопрос о собственной идентич ности, оно просто - пусть на время - снимает этот вопрос. И тогда я полностью принимаю известную идею Ф. М. Достоевского о необ ходимости возлюбить жизнь прежде ее смысла. То есть лучше не искать себя, а просто жить, радуясь «клейким листочкам». И каж дый раз, покидая Смоленское кладбище, я радуюсь веселой суете Большого проспекта и спокойствию знаменитых линий Васильевс кого острова, плавному течению Невы и гор дым сфинксам перед Академией художеств, величаво простирающему руку «кумиру на бронзовом коне» и восхитительным Ростраль ным колоннам. Разговаривая со знакомыми, которым при ходилось посещать заветную часовню, я по ражалась тому, что их ощущения полностью совпадали с моими. А значит, и сегодня, более чем через два столетия после своей земной жизни, Ксения Блаженная продолжа ет свой духовный подвиг, внося мир и гармо нию в наши души. Татьяна Рябинина. город Мурманск
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz