Миссионерская православная газета. 2002 г. № 5. Май.

2 прибранных католиками к рукам в XV II веке, но при советской власти утраченных территорий (мы имеем в виду униатские приходы на Украине) ус­ пешно завершено. К а к странно совпадает в основном его маршрут с тем, по которому шли в начале 90-х сектантские «просветители» американского образца! Вначале - в объезд России, по ее ближайшим границам. А те ­ перь - пора бы, видимо, и за дело взяться: вновь подоспел и вопрос о государственном визите, и придание нового, епархиального статуса апостольс­ кой администратуре (а ведь епархия - это террито­ рия, на которой не вправе действовать никакой другой христианский епископ, значит, и епископ РПЦ!), а потом - хотя бы о виртуальном присут­ ствии Папы на российской территории с использо­ ванием интернет-моста. Вот уж воистину «гонишь в дверь, а он - в окно»! Все эти шаги - явно недружественные, не мир они несут, а разделение. Вполне в духе одного из после­ дних интервью Бжезинского, который с удивительным спокойствием заявил российскому телевидению, что экономическое развитие России будет наиболее эффек­ тивным в условиях децентрализации - и то при условии, если она разумно выберет себе союзников, не входя ни в какие антигегемонистские (читай - антиамерикан­ ские) блоки (со странами Европы, например). И география планируемых к внедрению католи­ ческих епархий удивительно совпадает с намечен­ ными тем же Бжезинским границами трех новых республик, которым надлежит возникнуть в резуль­ тате «децентрализации» России: Восточноевропейс­ кой, Сибирской и Дальневосточной... У ж не за этим ли так стремится в Россию Папа? Ведь он явно воспринимает Россию уже в этом «новейшем» геополитическом качестве, о чем яв­ ственно свидетельствуют некоторые детали - С аха­ лин для него, например, уже не Сахалин, а «пре­ фектура Карафуто» (такая префектура действитель­ но была на Сахалине - но в 1905-1945 гг., когда юг острова принадлежал Японии). Причем, несмотря на протест российского МИДа, расценившего титул апостольского администратора «Восточной Сибири и префектуры Карафуто» как неуважение к законам и вмешательство во внутренние дела России, все осталось неизменным... Конечно, мы не говорим об абсолютной непорочно­ сти современного Православия. Оставим в стороне финансовые проблемы, которые так любят смаковать некоторые СМИ. Нужно сказать о том, что современ­ ное российское Православие потеряло за 70 лет советской власти очень много духовного опыта. Часто приходится сталкиваться с утерей «догматического чутья» не только в народе, но и среди духовенства. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на недав­ ний пример: некто диакон Михаил Першин, сотруд­ ник молодежного отдела Патриархии, вдруг заявля­ ет с экрана телевизора, что «Церкви как таковой нет, есть люди, живущие в Таинствах». «Вот так-то, - думает рядовой телезритель, - нас учат со всех амвонов, что Церковь - живой организм, Тело Хри­ стово, а теперь появились новые «учители Церкви», живой организм разделившие на отдельные клетки, превратившие его в конгломерат более или менее религиозных людей... Т ак недалеко и до «духовно­ го» клонирования (в церковной жизни его принято называть сектантством и ересью)!.. Это почти как отец Федор, который проповедовал птицам, почему- то склоняя их к лютеранству». Еще более опасна, на мой взгляд, тенденция к некоей абстрактной «духовности». Недавно, напри­ мер, в одной хорошей статье вполне православно настроенного автора я прочитал фразу: «Национальный характер определяют язык, религия и ландшафт». Но разве язык не определяется религией? Ведь русский язык фактически вырос из христианской ли­ тературы, формировался на ней (взять хотя бы лето­ пись Нестора или «Слово о полку Игореве»), церков­ ная литература долгое время фиксировала норматив­ ный язык и не впускала в него «площадной дух». Но как только (с Петра Великого) эта фиксация стала представляться необязательной, началась пор­ ча языка, бездумное формирование в нем иноязычно­ го субстрата, произошел отказ от родного языка в Издательство Мурманской и Мончегорской Епархии Московского Патриархата Адрес: 183010, Мурманск, ул.Зеленая, 11, тел. 56-43-71. E-mail: mispaper@mail.ru. Редактор иерей Василий Вольский образованных и «благородных» кругах (ведь чуть не треть «Войны и мира» написана по-французски, так что современному читателю роман местами становит­ ся просто недоступным!), и все это вылилось в ре­ форму правописания при большевиках и дальнейшие реформы, вплоть до современных попыток исказить язык до неузнаваемости. А в итоге мы в массе своей даже не знаем, о чем написан роман-эпопея Толстого, а ведь он - о войне и міре, а «мір» - это не «мир», это социум, society, а не состояние без войны. Но религию мы ставим примерно туда, куда ее относит абстрактная «духовность»: куда-то в середину потока сознания. Вот для этой-то духовности, которая разучилась различать духов, «кто поп - тот и батька». Причем желательно, чтобы разговоров было побольше, а требований, и прежде всего требований к духовной жизни, поменьше. И чтобы все было поудобнее. Поэто­ му от многих представителей интеллигентских «прицер­ ковных» и «околоцерковных» кругов часто можно слы­ шать: как удобно в костеле, кругом лавочки, можно посидеть, отдохнуть, орган послушать... Но думаем ли мы, говоря так, что это - удобства для тела, для человека, а не для души? Мне видится в этом элемент «религиозной свет­ скости», рациональности, столь чуждой более умоз­ рительному, более иррациональному, может быть - даже эмоциональному православному сознанию. Этот рационализм многие чувствуют. В том чис­ ле и на Западе, Об этом говорит, например, стрем­ ление части англикан и католиков погрузиться в корни православной аскетической традиции. Но нам не надо для этого, как им, отправляться в Россию - мы здесь живем , живем именно в России, а не в «этой стране», как стало модно говорить в последнее время. И православная тради­ ция для нас - не музейно-этнографические воспоми­ нания или кичевые игрушки в стиле «Золотого коль­ ца» или Надежды Бабкиной. Она продолжает развиваться на наших глазах и при нашем собственном участии. Но, живя в Рос­ сии, мы видим начало вымывания русской культур­ ной традиции. И началось оно с попыток конфесси­ онально расчленить Россию на отдельные анклав- чики, каждый из которых должен поклоняться своему богу. Кто-то это делал (или делал вид, что делает) вполне искренне (я имею в виду разные американ ­ ские сектантские образования, которые были со­ вершенно уверены, что едут не выполнять глобали­ зационную миссию, а спасать дикую страну, не имеющую понятия о Боге, причем вполне могут оказаться в ситуации, когда, кроме медведей, и спасать будет некого). Но нельзя ж е ведь поверить в то, что Папа, поляк по происхождению, основную часть своей жизни проживший по соседству с Рос­ сией, столь ж е наивен и не знает, что Русь креще­ на значительно раньше его родной Польши! Мне бы очень не хотелось, чтобы данная репли­ ка была понята как попытка подчеркнуть приоритет одной конфессии в ущерб другой. Это - дело бого­ словов. Дело ж е политика, как представляется, - вовремя увидеть то, что пытается прикрыться тон­ ким кружевом богословских рассуждений. Россия - страна веротерпимая. Это сложилось исторически - прирастая территориально, она обяза­ на была выработать такие основы государственной религиозной политики, которые позволяли бы мирно сосуществовать в едином централизованном государ­ стве народам, исповедующим самые различные веро­ вания. Именно поэтому, начиная с Петра, русские императоры «Великия, и Малыя, и Белыя, и прочая, и прочая», предки которых умудрялись длительное время относительно мирно сосуществовать даже с татаро-монгольскими баскаками, юридически не ог­ раничивали существование и деятельность костела в Польше и Литве - так ж е как не истребляли мусуль­ манские обычаи среди поволжских и кавказских народов и не вмешивались в жизнь буддистских дацанов в Бурятии или, например, прибалтийских лютеран. Оставаясь еретиками или язычниками с церковной точки зрения, юридически все они были подданные одной державы, «одного царя дети». На российском престоле сиживали и немцы, про­ водившие весьма жесткую политику в отношении Православной Церкви (вспомним, например, секуля­ © «Миссионерская православная газета» зарегистрирована в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. Отпечатано в ООО «Кольское полиграфическое предприятие» Тираж 7.000 экз. ризацию при Екатерине II). Однако единственной границей, которую не переходили никогда, была культурная идентичность российского народа, и Пра­ вославие в этом смысле всегда рассматривалось как краеугольный камень, о который разбивались все, кто на эту культурную идентичность посягал. Россия никогда никого не крестила «огнем и ме­ чом» (так, как крестили, например, крестоносцы «чудь и жмудь», в результате чего жемайты были практически полностью уничтожены), практически не жгла еретиков (почему ей и нет необходимости извиняться перед всем миром за «злоупотребле­ ния» Средневековья, как это вынужден был сделать нынешний Папа). Она была открыта для любых видов сотрудничества, если это сотрудничество было взаимовыгодным. И сейчас государство стремится обеспечить равные условия развития конфессий, традиционных для России: Православия, мусуль­ манства, буддизма, иудаизма и др. Но всегда на любую попытку интервенции - воен­ ной или духовной - Россия отвечала весьма жестко, охранительно. Те, кто был на острие главного удара - Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков, Жуков и многие другие, - теперь ее национальные герои и святые. Но это - теперь. Пока мы еще помним нашу историю (а ведь были же - с западной финансовой поддержкой, кстати - в начале 90-х гг. попытки вытравить в российской школе русскую историю, предлагались учебные программы, где родной исто­ рии отводилось лишь порядка 10 % учебного време­ ни; видимо, для тех, кому все равно, кто такие талибы - рок-группа или что-то в этом роде, подоб­ ная постановка вопроса вполне естественна!). Но уже - при нашем собственном попущении (нам некогда было, мы в это время в очередной раз пытались что-то выстроить в истории) - выросло поколение, которое после школьного курса истории не знает, кто такие Рюриковичи. Которое не знает (не говорю уж - не поет!) русских песен. Которое активно приближается к уровню исторического со­ знания американских детей, слабо представляющих, кто и с кем воевал во Вторую мировую, и из всех слоев культуры предпочитает совершенно инерт­ ную, космополитичную и вполне подходящую для развития процесса глобализации попсу. И очень не хотелось бы, чтобы следом пошли новые поколения, стремительно теряющие свои духовные основы, свою историческую память. Но ведь уже и в Европе начинают осознавать, что глобализация постепенно выливается в «глобус США» и та страна, которая шла в авангарде этого процесса, первой нарушила глобализационные принципы, как только создалась угроза ее национальным интересам. В политике мы уже начали привыкать, что к нацио­ нальным интересам США относится практически весь мир. Но вот отступление Штатов от всех прекрасно­ душных и очень романтических лозунгов экономичес­ кого либерализма к системе жесткого экономического протекционизма оказалось ударом ниже пояса для всего мира, не только для России. Мораль сей басни такова, что мы, вместе со всем миром, начинаем осознавать, что протекцио­ нистские меры - какие бы лозунги и призывы вок­ руг них ни вращались - и ныне, как и при Кольбере, остаются нормальным инструментом международно­ го развития, который применяется для защиты наци­ ональных интересов. Когда под угрозу попадают те или иные отрасли народного хозяйства - наступает время таможенного протекционизма. Когда под угрозой национальное самосознание - приходит время протекционизма культурного. Недавно я услышал очень справедливые слова: чистая правда, в которой есть хотя бы один про­ цент неправды, - уже ложь. И пусть та или иная религиозная концепция видится истиной в после­ дней инстанции, но если она втихомолку принесет России новые попытки внешнего политического дав­ ления и будет служить подрыву национального са­ мосознания, то вряд ли ее истинность можно будет считать абсолютно непреложной. Валерий Павлович Горегляд - первый заместитель пред­ седателя Совета Федерации Федерального собрания РФ. Независимая газета. № 52. 19 марта. 2002. Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерский листок» для хозяйственных целей. Если он Вам больше не нужен, дайте его почитать кому-либо другому или верните в православный храм.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz