Миссионерская православная газета. 2002 г. № 5. Май.
2 прибранных католиками к рукам в XV II веке, но при советской власти утраченных территорий (мы имеем в виду униатские приходы на Украине) ус пешно завершено. К а к странно совпадает в основном его маршрут с тем, по которому шли в начале 90-х сектантские «просветители» американского образца! Вначале - в объезд России, по ее ближайшим границам. А те перь - пора бы, видимо, и за дело взяться: вновь подоспел и вопрос о государственном визите, и придание нового, епархиального статуса апостольс кой администратуре (а ведь епархия - это террито рия, на которой не вправе действовать никакой другой христианский епископ, значит, и епископ РПЦ!), а потом - хотя бы о виртуальном присут ствии Папы на российской территории с использо ванием интернет-моста. Вот уж воистину «гонишь в дверь, а он - в окно»! Все эти шаги - явно недружественные, не мир они несут, а разделение. Вполне в духе одного из после дних интервью Бжезинского, который с удивительным спокойствием заявил российскому телевидению, что экономическое развитие России будет наиболее эффек тивным в условиях децентрализации - и то при условии, если она разумно выберет себе союзников, не входя ни в какие антигегемонистские (читай - антиамерикан ские) блоки (со странами Европы, например). И география планируемых к внедрению католи ческих епархий удивительно совпадает с намечен ными тем же Бжезинским границами трех новых республик, которым надлежит возникнуть в резуль тате «децентрализации» России: Восточноевропейс кой, Сибирской и Дальневосточной... У ж не за этим ли так стремится в Россию Папа? Ведь он явно воспринимает Россию уже в этом «новейшем» геополитическом качестве, о чем яв ственно свидетельствуют некоторые детали - С аха лин для него, например, уже не Сахалин, а «пре фектура Карафуто» (такая префектура действитель но была на Сахалине - но в 1905-1945 гг., когда юг острова принадлежал Японии). Причем, несмотря на протест российского МИДа, расценившего титул апостольского администратора «Восточной Сибири и префектуры Карафуто» как неуважение к законам и вмешательство во внутренние дела России, все осталось неизменным... Конечно, мы не говорим об абсолютной непорочно сти современного Православия. Оставим в стороне финансовые проблемы, которые так любят смаковать некоторые СМИ. Нужно сказать о том, что современ ное российское Православие потеряло за 70 лет советской власти очень много духовного опыта. Часто приходится сталкиваться с утерей «догматического чутья» не только в народе, но и среди духовенства. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на недав ний пример: некто диакон Михаил Першин, сотруд ник молодежного отдела Патриархии, вдруг заявля ет с экрана телевизора, что «Церкви как таковой нет, есть люди, живущие в Таинствах». «Вот так-то, - думает рядовой телезритель, - нас учат со всех амвонов, что Церковь - живой организм, Тело Хри стово, а теперь появились новые «учители Церкви», живой организм разделившие на отдельные клетки, превратившие его в конгломерат более или менее религиозных людей... Т ак недалеко и до «духовно го» клонирования (в церковной жизни его принято называть сектантством и ересью)!.. Это почти как отец Федор, который проповедовал птицам, почему- то склоняя их к лютеранству». Еще более опасна, на мой взгляд, тенденция к некоей абстрактной «духовности». Недавно, напри мер, в одной хорошей статье вполне православно настроенного автора я прочитал фразу: «Национальный характер определяют язык, религия и ландшафт». Но разве язык не определяется религией? Ведь русский язык фактически вырос из христианской ли тературы, формировался на ней (взять хотя бы лето пись Нестора или «Слово о полку Игореве»), церков ная литература долгое время фиксировала норматив ный язык и не впускала в него «площадной дух». Но как только (с Петра Великого) эта фиксация стала представляться необязательной, началась пор ча языка, бездумное формирование в нем иноязычно го субстрата, произошел отказ от родного языка в Издательство Мурманской и Мончегорской Епархии Московского Патриархата Адрес: 183010, Мурманск, ул.Зеленая, 11, тел. 56-43-71. E-mail: mispaper@mail.ru. Редактор иерей Василий Вольский образованных и «благородных» кругах (ведь чуть не треть «Войны и мира» написана по-французски, так что современному читателю роман местами становит ся просто недоступным!), и все это вылилось в ре форму правописания при большевиках и дальнейшие реформы, вплоть до современных попыток исказить язык до неузнаваемости. А в итоге мы в массе своей даже не знаем, о чем написан роман-эпопея Толстого, а ведь он - о войне и міре, а «мір» - это не «мир», это социум, society, а не состояние без войны. Но религию мы ставим примерно туда, куда ее относит абстрактная «духовность»: куда-то в середину потока сознания. Вот для этой-то духовности, которая разучилась различать духов, «кто поп - тот и батька». Причем желательно, чтобы разговоров было побольше, а требований, и прежде всего требований к духовной жизни, поменьше. И чтобы все было поудобнее. Поэто му от многих представителей интеллигентских «прицер ковных» и «околоцерковных» кругов часто можно слы шать: как удобно в костеле, кругом лавочки, можно посидеть, отдохнуть, орган послушать... Но думаем ли мы, говоря так, что это - удобства для тела, для человека, а не для души? Мне видится в этом элемент «религиозной свет скости», рациональности, столь чуждой более умоз рительному, более иррациональному, может быть - даже эмоциональному православному сознанию. Этот рационализм многие чувствуют. В том чис ле и на Западе, Об этом говорит, например, стрем ление части англикан и католиков погрузиться в корни православной аскетической традиции. Но нам не надо для этого, как им, отправляться в Россию - мы здесь живем , живем именно в России, а не в «этой стране», как стало модно говорить в последнее время. И православная тради ция для нас - не музейно-этнографические воспоми нания или кичевые игрушки в стиле «Золотого коль ца» или Надежды Бабкиной. Она продолжает развиваться на наших глазах и при нашем собственном участии. Но, живя в Рос сии, мы видим начало вымывания русской культур ной традиции. И началось оно с попыток конфесси онально расчленить Россию на отдельные анклав- чики, каждый из которых должен поклоняться своему богу. Кто-то это делал (или делал вид, что делает) вполне искренне (я имею в виду разные американ ские сектантские образования, которые были со вершенно уверены, что едут не выполнять глобали зационную миссию, а спасать дикую страну, не имеющую понятия о Боге, причем вполне могут оказаться в ситуации, когда, кроме медведей, и спасать будет некого). Но нельзя ж е ведь поверить в то, что Папа, поляк по происхождению, основную часть своей жизни проживший по соседству с Рос сией, столь ж е наивен и не знает, что Русь креще на значительно раньше его родной Польши! Мне бы очень не хотелось, чтобы данная репли ка была понята как попытка подчеркнуть приоритет одной конфессии в ущерб другой. Это - дело бого словов. Дело ж е политика, как представляется, - вовремя увидеть то, что пытается прикрыться тон ким кружевом богословских рассуждений. Россия - страна веротерпимая. Это сложилось исторически - прирастая территориально, она обяза на была выработать такие основы государственной религиозной политики, которые позволяли бы мирно сосуществовать в едином централизованном государ стве народам, исповедующим самые различные веро вания. Именно поэтому, начиная с Петра, русские императоры «Великия, и Малыя, и Белыя, и прочая, и прочая», предки которых умудрялись длительное время относительно мирно сосуществовать даже с татаро-монгольскими баскаками, юридически не ог раничивали существование и деятельность костела в Польше и Литве - так ж е как не истребляли мусуль манские обычаи среди поволжских и кавказских народов и не вмешивались в жизнь буддистских дацанов в Бурятии или, например, прибалтийских лютеран. Оставаясь еретиками или язычниками с церковной точки зрения, юридически все они были подданные одной державы, «одного царя дети». На российском престоле сиживали и немцы, про водившие весьма жесткую политику в отношении Православной Церкви (вспомним, например, секуля © «Миссионерская православная газета» зарегистрирована в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. Отпечатано в ООО «Кольское полиграфическое предприятие» Тираж 7.000 экз. ризацию при Екатерине II). Однако единственной границей, которую не переходили никогда, была культурная идентичность российского народа, и Пра вославие в этом смысле всегда рассматривалось как краеугольный камень, о который разбивались все, кто на эту культурную идентичность посягал. Россия никогда никого не крестила «огнем и ме чом» (так, как крестили, например, крестоносцы «чудь и жмудь», в результате чего жемайты были практически полностью уничтожены), практически не жгла еретиков (почему ей и нет необходимости извиняться перед всем миром за «злоупотребле ния» Средневековья, как это вынужден был сделать нынешний Папа). Она была открыта для любых видов сотрудничества, если это сотрудничество было взаимовыгодным. И сейчас государство стремится обеспечить равные условия развития конфессий, традиционных для России: Православия, мусуль манства, буддизма, иудаизма и др. Но всегда на любую попытку интервенции - воен ной или духовной - Россия отвечала весьма жестко, охранительно. Те, кто был на острие главного удара - Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков, Жуков и многие другие, - теперь ее национальные герои и святые. Но это - теперь. Пока мы еще помним нашу историю (а ведь были же - с западной финансовой поддержкой, кстати - в начале 90-х гг. попытки вытравить в российской школе русскую историю, предлагались учебные программы, где родной исто рии отводилось лишь порядка 10 % учебного време ни; видимо, для тех, кому все равно, кто такие талибы - рок-группа или что-то в этом роде, подоб ная постановка вопроса вполне естественна!). Но уже - при нашем собственном попущении (нам некогда было, мы в это время в очередной раз пытались что-то выстроить в истории) - выросло поколение, которое после школьного курса истории не знает, кто такие Рюриковичи. Которое не знает (не говорю уж - не поет!) русских песен. Которое активно приближается к уровню исторического со знания американских детей, слабо представляющих, кто и с кем воевал во Вторую мировую, и из всех слоев культуры предпочитает совершенно инерт ную, космополитичную и вполне подходящую для развития процесса глобализации попсу. И очень не хотелось бы, чтобы следом пошли новые поколения, стремительно теряющие свои духовные основы, свою историческую память. Но ведь уже и в Европе начинают осознавать, что глобализация постепенно выливается в «глобус США» и та страна, которая шла в авангарде этого процесса, первой нарушила глобализационные принципы, как только создалась угроза ее национальным интересам. В политике мы уже начали привыкать, что к нацио нальным интересам США относится практически весь мир. Но вот отступление Штатов от всех прекрасно душных и очень романтических лозунгов экономичес кого либерализма к системе жесткого экономического протекционизма оказалось ударом ниже пояса для всего мира, не только для России. Мораль сей басни такова, что мы, вместе со всем миром, начинаем осознавать, что протекцио нистские меры - какие бы лозунги и призывы вок руг них ни вращались - и ныне, как и при Кольбере, остаются нормальным инструментом международно го развития, который применяется для защиты наци ональных интересов. Когда под угрозу попадают те или иные отрасли народного хозяйства - наступает время таможенного протекционизма. Когда под угрозой национальное самосознание - приходит время протекционизма культурного. Недавно я услышал очень справедливые слова: чистая правда, в которой есть хотя бы один про цент неправды, - уже ложь. И пусть та или иная религиозная концепция видится истиной в после дней инстанции, но если она втихомолку принесет России новые попытки внешнего политического дав ления и будет служить подрыву национального са мосознания, то вряд ли ее истинность можно будет считать абсолютно непреложной. Валерий Павлович Горегляд - первый заместитель пред седателя Совета Федерации Федерального собрания РФ. Независимая газета. № 52. 19 марта. 2002. Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерский листок» для хозяйственных целей. Если он Вам больше не нужен, дайте его почитать кому-либо другому или верните в православный храм.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz