Миссионерская православная газета. 2002 г. № 5. Май.
издлнив мурманской и Мончегорской © п а р х и и московского п а т р и а р х а т а По благословению Преосвященнейшего Епископа Мурманского и Мончегорского Симона мисионерский листок приложение к миссионерской православной глзете Май, год 2002 екогда монах Фипофей обучил Ивана III державной формуле: «Два Рима пали, третий стоит, четвертому - не быть». Как бы ни менялась с тех пор государственная власть, где бы ни была русская столица, кто бы ни сидел на престоле - Иван Грозный, Алексий Тишайший, русский Петр, нем ка Екатерина, профранцуз Александр, мистик Николай, Москва оставалась для них Треть им Римом, которому стоять до скончания века. Позор мировой революции и Брестского мира был временным отступлением от этой идеи, его сменила идея социализма в отдельно взятой стране, последо вавшие за его «победой» застой, перестройка - все они как будто подспудно работали на мысль старца. Все это время ни Европе, ни Америке не было никакого дела до глубинных идеологичес ких основ русской цивилиза ции. Коммунистическую идео логию. конечно, все топтали ногами. Но конфессиональной жизни никто как-то не касался. Русская Православная Церковь существовала как могла, участво вала в международных экуменических ме роприятиях, приглашала зарубежных гостей на 1000-летие Крещения Руси - и никто не подвер гал сомнению само ее существование. Революционные события 1991 г, в корне изменили ситуацию. Религиозная жизнь России сразу стала интересовать весь мир. РПЦ во многом неожиданно для себя самой оказалась одним из центральных звеньев конфликта, который некоторые историки на зывают «борьбой за советское наследство». Последние 12 лет - то есть практически в течение всего патриаршества Алексия II - РПЦ живет под постоянной угрозой папского визита в Россию. Пат риархия, которая не может одобрить данный визит по объективным обстоятельствам (поскольку не урегули рованы отношения Православной и Католической Цер квей, в частности на Украине), стала объектом злоб ной критики «демократических» СМИ, которых вовсе не интересует непреложный для Церкви факт, что «собор не парламент, Церковь не политическая феде рация, а Тело Христово», как писал один современ ный богослов. Постепенно все это стало напоминать какую-то «демократическую» охоту на ведьм... Архиепископ Тадеуш Кондрусевич, ныне апостольс кий администратор, в будущем первый в истории като лический митрополит «всея России», постоянно твер дит о сестринских отношениях между Православной и Католической Церквами и очень пеняет по поводу «неродственных» шагов Московской Патриархии. Но если две Церкви - на деле сестры, то почему бы более устойчивой, финансово сильной Церкви не помочь Церкви-сестре, оказавшейся в стеснен ных обстоятельствах? Тем более что возможности для этого, по всей видимости, есть. На наших глазах в России вырастают костелы и католические соборы в таких местах, где истори чески католиков не было - например, на Сахалине, где на строительство подобного сооружения было затрачено, по оценкам, под 4 млн. долл. В Москве за несколько лет практически из небытия восстал собор Непорочного зачатия Девы Марии - не на пожертвования же двух-трех десятков польских старушек и тех трех тысяч человек, которые собра лись на недавнюю папскую интернет-мессу, это все сделано, а на Сахалине и старушек-то этих нет! Причем эти возможности были всегда. Возьмем один пример. Итальянский режиссер Ферраре снял совсем недавно фильм «Банкир Господа», который вызвал крайнее недовольство Ватикана. В частно сти - и потому, что в фильме поднята проблема финансовой помощи Святого престола антикоммуни стическим движениям в Восточной Европе. Откро вение неожиданное, но, как утверждает режиссер, полностью документированное. Но почему помощь Церкви-сестре нужно сводить к тому, чтобы отбирать у нее детей? Ты, сестра, дескать, бедна и дурна, давай-ка мы лишим тебя материнских прав!.. Ведь именно это и беспокоит Московскую Пат риархию - то, что она называет прозелитизмом. А его методы в католичестве, в особенности у иезуитов, отлично отработаны - кто видел экумени ческие собрания, включающие в себя представите лей разных вероисповеданий, прекрасно знает, что после двух-трех иезуитских ораторов, вне зависимо сти от состава аудитории, все в конце концов начи нают хором распевать по-латыни Те Deum или Аѵе Maria. И когда посреди Москвы появляются католи ческие монахини, говорящие по-русски с сильным акцентом, что не мешает им выполнять свою основ ную функцию: указывать дорогу в костел, где значи тельная часть прихода - уже не полуассимилирован- ные поляки и католический дипкорпус, а обычные наши юноши и девушки, невольно начинаешь думать не только о том, что это не самый плохой выход из дебрей идеологического вакуума, покрывшего Рос сию, но и о том, во что может обойтись стране папская непогрешимость в случае, если финансовая зависимость от Запада со временем ослабнет, а инструментарий торговых войн окажется недействен ным, чтобы объяснить России ее «место в строю». Пока это вполне удается: в начале 90-х мы все во главе с «молодыми реформаторами» увлеченно слушали советы Джефри Сакса, а сейчас извест ный американский советолог, идейный вдохнови тель не одного американского президента времен холодной войны Збигнев Бжезинский, дружелюбно улыбаясь, советует России прийти в объятия США. В том же духе архиепископ Кондрусевич подка лывает Русскую Православную Церковь - у вас же есть-де епархии за пределами вашей канонической территории (России), и в Америке, и в Европе, и даже в католической Франции. Но ведь православные священники в той же Франции не ходят по школам, не ставят себе целью изменить конфессиональную принадлежность госу дарства, они с самого начала существования зару бежных приходов РПЦ общаются в основном с русскоязычными - эмигрантами и их потомками, сотрудниками посольств, российскими туристами... И даже в титулах епископов нет никаких претензий на зарубежную территорию: в Париже русский епископ носит титул Корсунский, в Англии - Сурожский, Керченский, Сергиевский и т.д. А вот зачем католический собор на Сахалине, где к историческим католикам можно отнести - с большой натяжкой - разве что немногочисленных потомков ссыльнопоселенцев, направленных туда после подав ления Польского восстания, совершенно непонятно. А если вспомнить Западную Украину, где православ ная Львовская епархия фактически прекратила свое существование под силовым давлением современ ных униатов? Если вспомнить Белоруссию, где совсем еще недавно, лет шесть-семь назад, право славному архиерею пытались «вручную» объяснять, где его историческое место? Если подумать, что принципиально нового в срав нении с Православием принесет России католиче ство? Что дало оно «традиционно католическим» стра нам, кроме догмата о папской непогрешимости, неэф фективной социальной доктрины II Ватиканского собора и постоянной дискуссии об абортах? Что приобретет Россия, если станет очередной провинцией папского престола? И вообще - что; если посмотреть в целом на тенденции в религиозной жизни России последних лет? При советской власти все было более-менее ясно: католики - в Литве, проте станты - в Латвии и Эстонии, православные, мусульмане, иудеи и буддисты - каждый в своем месте, и даже для пятидесятни ков, адвентистов и баптистов была своя официальная ниша в Малом Ву зовском переулке. Тишь, гладь и благодать закончились в 1992 г. С одной стороны, некоторые народные депута ты (не будем называть имен усопших) стали провозглашать (в основном в зарубежных поездках) тезис о том, что Русская Православная Церковь - последний оплот тоталитаризма, с ним надо поскорее покончить. С другой стороны, как бы в ответ на эти «благие пожелания» в Россию, используя все сред ства передвижения идей, двинулись сектанты всех мастей, включая и нехристиан (типа мормонов). Страна, стремительно утрачивавшая основы соб ственной государственности под давлением бреме ни внешней задолженности, почему-то законода тельно поддержала этот поток. Наше демократичес кое законодательство о религиозных культах оказалось куда более либеральным, чем законы европейских стран: последние весьма чтут свои интересы и либо перекрывают легальные пути лю бому религиозному течению, которое может нанес ти урон национальной безопасности, либо ограничи вают его в дееспособности (в Германии, например, адептам сайентологии запрещено работать на госу дарственных должностях). У нас ж е вскоре процесс дошел до уголовно наказуемых деяний (можно вспомнить о деятельно сти Аум Синрике, «церкви объединения» преподоб ного Муна, раскинувшей свой невод в основном в образовательных учреждениях, о сайентологии, да и о наших доморощенных сектах, явно получавших зарубежную подкормку, - «Богородичном центре», «Белом братстве», Виссарионе и т.п.). Католики в России были тогда (за исключением апостольской администратуры в Москве) отдельны ми включениями: в виде иезуитских епископов (кста ти, иезуитам, как известно, можно занимать только миссионерские епископские кафедры) - в Новоси бирске, например, а также в виде скрытых католи ков (были у нас такие «прогрессивные» игумены- »просветители», которые со временем оказывались католическими аббатами). Однако даже обедненное духовное сознание рус ского народа довольно быстро смогло разобраться в том, где христианство, а где его нет. Бескрайние просторы России не раз в истории поглощавшие ее завоевателей, поглотили и секты. Но сейчас оказалось, что на Западе планы совершенно не изменились, изменился лишь инст рументарий. Туда, где не прошли секты, отправля ется Папа. Тем более что насущное дело возврата
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz