Миссионерская православная газета. 2002 г. № 4. Апрель.

с у ч и л и щ е Б Л А Г О Ч Е С Т И Я В прошлом номере нашей газеты мы писали о проходивших с 27 января по 2 февраля этого года в Москве X Юбилейных Рождественских чтениях. Церковные СМИ, в частности газеты «Московский церковный вестник» (№2, январь 2002 г.) и «Воскресная школа» (№7,16-22 фев­ раля 2002 г.), уже публиковали обзорно выс­ тупления на открытии и пленарных заседани­ ях. Но, наверное, в меньшей степени будут освещены в прессе выступления на секциях, которых было около шестидесяти. Нам удалось побывать на секции «Препо­ давание Закона Божия и проблемы совре­ менной воскресной школы», которая прохо­ дила в Большом зале гостиничного комплек­ са Свято-Данилова монастыря. В рамках этой секции был организован семинар «Педагоги­ ческая мастерская» (тема: «Педагогическая подготовка ребенка к Исповеди»), который проводила Людмила Васильевна Сурова, пре­ подаватель курсов усовершенствования зако­ ноучителей при Отделе религиозного образо­ вания и катехизации РПЦ, бакалавр теоло­ гии. В среде православных педагогов широко известна книга Л. В. Суровой «Православная школа сегодня». Сейчас идет Великий пост, и многие роди­ тели сами исповедуются и причащаются и приводят для участия в Таинствах своих де­ тей. Но, к сожалению, часто бабушки или ро­ дители приводят своих внуков и детей только потому, что им уже больше семи лет и поло­ жено исповедоваться. И приходит такой отрок порой к исповедующему священнику и не имеет никакого понятия ни о Боге, ни о грехе, ни о Таинствах Церкви. И священник, как может, начинает вытаскивать из маленького человеч­ ка грехи, а тот и не понимает, зачем у него все это спрашивают и что это дает. Ни о каком покаянии, которое включат в себя осоз­ нание греха, раскаяние, устное исповедание на Исповеди и намерение не грешить, здесь речи быть не может. Поэтому обязанность родителей, которые лучше знают свое чадо, знают его грехов­ ные привычки и наклонности, провести пе­ дагогическую подготовку к Исповеди дома, чтобы маленький человек знал священные законы жизни. Многие из современных детей способны приступать к Исповеди уже с шестилетнего возраста. И не надо этому мешать. Если ребенок увидел, что его поступки не соот­ ветствуют христианским, если он понял раз­ ницу между человеком и грехом, то не надо препятствовать его желанию испове­ доваться, чтобы не заглушить в нем голос совести. Покаянная педагогическая работа может строиться по-разному, например: через игру, педагогическую ситуацию, беседу. Сейчас готовится к изданию книга Л. В. Суровой «Об­ щая методика православной педагогики», где будет изложен опыт работы с детьми раз­ ного возраста. Мы же остановимся на воз­ расте 6-8 лет, то есть том, когда человек впервые приходит к аналою с Крестом и Евангелием. Очень важно в ходе беседы дать ребенку представление о всех заповедях. И если он на Исповеди скажет о грехах только в отно­ шении одной какой-то, но скажет искренне то, что наболело, это уже хорошо. Л. В. Су­ рова приводила образец подготовки к Испо­ веди по заповедям Закона Божия. I заповедь. Дети ее не очень хорошо пони­ мают. Она нацелена против неверия, малове­ рия, сомнения. Ребенку надо объяснить, что Бог есть, он должен признавать везде при­ сутствие Божие. II заповедь. Детские слабости в этом воз­ расте - привязанность к игрушкам, компью­ терным играм, одежде, которые могут яв­ ляться кумирами. III заповедь. У ребенка в этом возрасте бывает молитва о мелочах: чтобы купили какую-нибудь игрушку, чтобы не спросили на уроке, не ставили «двойку», чтобы роди­ тели не обнаружили проступки, это может быть молитва о мести. В будущем это рож­ дает страшный духовный конформизм, то есть соглашательство со своими страстями и грехами, что может породить себе угож­ дающую веру, то есть когда человек жаж­ дет не Божией воли, а хочет сделать Бога служкой себе. IV заповедь. В исполнении этой заповеди у детей бывают очень большие сложности, особенно в невоцерковленных семьях. Но даже и многие верующие родители в вос­ кресенье идут в храм Божий, а своих чад оставляют дома, проявляя при этом лож­ ную жалость: «Он устал за неделю, пусть поспит подольше, отдохнет». Ребенок дол­ жен знать уже в этом возрасте: в жизни есть священный порядок, поэтому в вос­ кресный день я должен быть в храме. V заповедь. Что значит «чти»? С уваже­ нием относись к родителям, помогай, не раздражай, выполняй волю родителей. Эта же заповедь относится и к почитанию стар­ ших: священников, учителей, воспитателей, наставников. Это одно из условий твоей благополучной жизни. К сожалению, быва­ ют семьи, где дети становятся свидетелями грубости, жестокости, насилия. Как им чтить родителей? Святые отцы учат: «Чти Отца Небесного и молись за отца земного». VI заповедь. Дети должны научиться чув­ ствовать значение, смысл и святость жизни. Не убивай в себе талантов, не убивай чув­ ства времени, не убивай добрых качеств. Нужно объяснить детям, что и словом можно убить человека. VII заповедь. Ребенку очень сложно объяс­ нить эту заповедь, мы не должны учить гре­ ху. «Не предавай любви» - вот ее смысл. Семья - это любовь, храни семью, в которой ты живешь. Ребенок может и должен быть миротворцем в семье. VIII заповедь. Формирование чувства соб­ ственности нередко рождает у ребенка во­ ровство. Надо воспитать у ребенка чувство О НЕОСУЖДЕНИИ В монастыре монах спасался. Смиренней всех он братьев был, Но нерадиво подвизался, На службу поздно приходил. И братья в горьком огорченье Роптали часто на него, Игумен молвил наставленье, Грозился прочь изгнать его. Но неожиданность случилась: Монах серьёзно заболел. К закату жизнь его клонилась, Лежал он бледный, словно мел. Несчастный инок без сознанья, С молитвой братия спешит Облегчить бедному страданья... И что же каждый из них зрит? Монах спокойно умирает, Исходит радость от лица, Как будто праведник вкушает Блаженство близкого конца. Когда очнулся он немного, Спросили иноки, любя: «С кем ты беседовал так долго И чем утешил Бог тебя?» Превозмогая слабость тела, Монах ответил не спеша: «Грешил я, братья, то и дело, Сквернее всех моя душа. А бесы, с хартией склонившись, В лицо смеялись злобно мне, И плакал, будто провинившись, Мой ангел где-то в стороне. Вдруг громкий голос с неба грянул: «Монах людей не осудил - И Я судить его не стану, Я - Бог, и Я его простил!» Простите, братья, если, может, Из вас кого-то в грех я ввел. Пусть вам Господь спастись поможет...» ...И мирно к Богу отошёл. О том читая, вразумляюсь, Что осужденье - страшный грех. Я в том грехе всю жизнь валяюсь, Себя считая лучше всех. В своём глазу бревна не вижу, В чужом - сучок я нахожу. Себя за это ненавижу И слёзно Господу скажу: «Я недостойна оправданья! Но, Боже, милость прояви, Дай мне при жизни покаянье И мою душу оживи!» Раба Божия Елена, город Мурманск необходимого, и, чем раньше, тем лучше. Это всегда сопряжено с подвигом. Не взять лиш­ него, чужого - это подвиг. IX заповедь. Ребенок должен понимать святость слова. Слово - это жизнь, оно тво­ рит мир. Правда - очень важная заповедь. Необходимо с самого начала говорить о правде, о честности. Надо учить детей выражаться не красиво, а правдиво. X заповедь. Как «не пожелай», когда рек­ лама говорит: «Желай!»? Не завидуй, доволь­ ствуйся тем, что есть, не имей ропота на Бога, на родителей. Господь тебе дал все, что полезно иметь тебе. Очень важно, чтобы эта беседа прошла за один раз. Потом ее можно повторять, делая акценты на каких-то отдельных заповедях, зная слабые стороны своего чада. Пожелаем нашим читателям - взрослым и детям - духовного обновления в дни Великого поста через участие в Таинствах Исповеди и Святого Причащения. Иерей Василий Вольский

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz