Миссионерская православная газета. 2002 г. № 4. Апрель.
ГОЛГОФА Стояли мы с внучкой в храме Трифо на Печенгского. Подошли к Распятию, внучка его внимательно рассматривала. Жалела: «Боженьке больно». На уровне глаз младенца оказались стопы Госпо да, пропятые гвоздием, струйки Крови из ран. Приложилась, затихла: «Божень ка, не плачь. Боженьке больно? Божень ка умер?» На личике отразилась печаль и недоумение: как же так? Перешли на другую сторону к иконе Воскресения Господня, охватило ликова ние: «Боженька поправился! Он живой!» Да, маленькая, за нас Господь претер пел крестные мучения, пострадал за всех и «воскрес в третий день, по Писанию», даровав Крест - Спасение миру - и Жизнь вечную. Ох, если бы все это понимали и хотели бы понимать, но нет, удержаны глаза многих, так что не узнали Госпо да, как не узнали шедшие во Еммаус (Лк. 24, 16). Внучка же детским сердеч ком это поняла. В другой раз, стоя у Распятия в Свя- то-Никольском храме, во время молит вы заплакалось, внучка пальчиком вы тирала мне слезы и утешала: «Боженька поправится, не плачь, бабушка!» Запом нила: Господь воскреснет! А мне вспомнилась Голгофа и волне ние, охватившее меня там. Стоило мне, грешной, маловерующей, подняться туда - затрепетало мое сердце, подломились колени, сами полились неудержимым по током слезы. Припав к тому святому месту, душа содрогалась от плача: «Гос поди, прости!» Такой остроты ощущений собственной греховности и ничтожности, такого пони мания, что и за мои грехи восставлен ТОТ КРЕСТ и претерпел Господь ТЕ СТРА ДАНИЯ, что и мои грехи распяты на ТОМ КРЕСТЕ, - никогда не испытывала. И всплывает в памяти: «Когда пришли на место, называемое Лобное, там рас пяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону... Было же око ло шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и по меркло солнце, и завеса в храме раз- дралась посредине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк. 23, 33, 44-46). Прости, прости, прости, Господи! И мы, грешные, причастны к Распятию Твоему, и грехами своими продолжаем распинать Тебя и причинять Тебе, Сыну Божию, эту боль. Прости! Спустились к подножию Голгофы и уви дели ту скалу, которая разверзлась: ог ромная трещина по диагонали скалы, труд но сказать, какова ее ширина, а уж глу бина неведома никому. Скала закрыта огромным стеклом: смотрите, нищие ду хом, слабые верой, грешные и ничтож ные, но любимые чада Божии - ЭТО было, было, было! «Возбранный Воеводо и Господи небе- се и земли. Тебе, Царя Безсмертнаго, зря на Кресте висяща, вся тварь изме- нися, небо ужасеся, основание земли вос- колебашеся: мы же, недостойные, благо дарственное поклонение Твоему нас ради страданию приносяще, с разбойником во пием Ти: Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем» (Акафист Страстям Господним). Г оешная Елизавета ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКОВ ВАШИ ПРОТОИЕРЕЙ-ИСПОВЕДНИК Когда мы празднуем престольный празд ник какого-нибудь храма, то всегда вспоми наем тех людей, которые в нем служили, которые внесли значительный вклад в ста новление церковной жизни прихода. 7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы, пре стольный праздник Благовещенской церкви города Колы. Два года назад в «Миссионерс кой православной газете» была опубликована статья отца Андрея Разинкова «Тополя у хра ма». В ней речь шла о протоиерее Владимире Александровиче Обнорском, служившим в Бла говещенском храме с 1947 по 1958 год. И сегодня, в преддверии престольного праздни ка Благовещенской церкви, у нас опять по явилась потребность вспомнить этого замеча тельного наставника и подвижника. Об отце Владимире Обнорском впервые я узнал семь лет назад от прихожанки на шего храма Галины Михайловны Пайкаче- вой (сейчас она живет в Санкт-Петербурге). Она рассказывала о том, ее семья дружила с отцом Владимиром. На праздники он при ходил к ним и, обладая прекрасными во кальными данными, исполнял вместе с сес трой Галины Михайловны, Верой, концерт ные произведения Бортнянского. Самые теплые воспоминания остались о нем. За тем воспоминания об отце Владимире ожи вились, когда мне довелось преподавать русский язык в лицее №1. Оказалось, что среди моих учеников - правнучка протоие рея Владимира Обнорского Елена. В мае прошлого года меня пригласили на заседание Мурманского родословного обще ства. Его члены занимаются историей свое го рода, узнают свои корни. Там-то я и познакомился с внучкой отца Владимира Об норского Ольгой Васильевной Обнорской, ко торая затем и поделилась со мной матери алами о судьбе своего деда. Родился Владимир Александрович Обнор ский, согласно записи в метрической книге Николаевской Устрецкой церкви, 11 июля 1892 года по старому стилю (24 июля - по ново му) в селе Усть-река Вологодской губернии (Харовский район) в семье псаломщика Алек сандра Алексеевича Обнорского. Впоследствии его отец станет диаконом. Из клировых ве домостей, которые составлялись в каждой епархии, выяснилось, что предки отца Вла димира в течение 200 лет были священно- и церковнослужителями. В 1909 году Владимир Супруги Владимир и Ольга Обнорские в 1913 году Александрович окончил Вологодское духов ное училище и поступил в Духовную семина рию, но проучился всего один год и по сво ему желанию оставил учебу. Дело здесь вот в чем: рано умер отец, а поскольку, кроме Владимира, в семье было еще пятеро детей, то он вынужден был ис кать место службы , чтобы помогать семье. Сохранилось его прошение епископу Воло годскому и Тотемскому Никону, исполненное глубокой любви и уваженя к своему архипа стырю, с просьбой найти ему место псалом щика. Кстати, в 1995 году в издательстве «Сатисъ» вышла книга епископа Никона «Чем жива русская православная душа», где он делится с читателями некоторыми интерес ными фактами своей биографии. И в 1910 году Владимир Обнорский был принят на должность псаломщика, а затем иподиакона в Софийский кафедральный сс бор города Вологды. В начале янва ря состоялось венчание Владимира Александровича Обнорского и Ольги Николаевны Захаровой, выпускницы Пансиона благородных девиц, тоже происходившей из духовного сосло вия. И в том же месяце, 27 января 1913 года, Владимир Обнорский был рукоположен в сан диакона и слу жил в Софийском соборе. Кстати, в это же время вместе с ним там слу жил отец писателя Варлаама Тихоно вича Шаламова священник Тихон Ни колаевич Шаламов. После Вологды священническое слу жение отца Владимира продолжается в селе Устье Усть-Кубинского района Вологодской губернии. Здесь застала его революция и последовавшие гоне ния на веру. Здесь начались его ис пытания на верность Православию. Ког да началась кампания по закрытию церквей и репрессии духовенства, отца Владимира предупредили об аресте. Была воз можность уехать или оставить службу, но он не сделал этого, помня слова Апокалипсиса: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Ап. 2, 10). В начале февраля 1932 года отец Влади мир Обнорский был арестован, с 06.02.1932
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz