Миссионерская православная газета. 2002 г. № 4. Апрель.
m w i i v n v i i n m ivn 1^ 1 v r v n v n V>11WFЛПП illlVlrfiVBVhVl V 11 Л 1 ГНЛГАЛІ Л По благословению Преосвященнейшего Епископа Мурманского и Мончегорского Симона О Г Ш Ш И ■ ш е т і МИООИОНвРСКАЯ ПРАЕООЛАВНЛЯ ГАЗвТА номер 4, год 2002, апрель Окончание. Начало в №3. В третью Неделю Великого поста Святая Церковь выносит Крест Господень. Крест выносится на середину храма не только как напоминание нам об искуплении Христовом и не только как цель, на которую должны быть направлены наши усилия, но также и для почитания его как пути спасения. «...Кто не берет своего креста и следует за Мною, тот не достоин Меня», - говорит Господь (Мф. 10, 38). Проходя подвиг поста, мы не должны думать, что через невкушение ско ромной пищи мы спасёмся: «Пища не при ближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теря ем» (1 Кор. 8, 8). Постимся мы единственно для себя, для того, чтобы привести душу и тело в должное соотношение, а спасаемся мы Крестными страданиями Господа нашего Иисуса Христа. Взирая на Крест Господень, мы должны подумать и о своем крестоноше- нии, без которого не бывает пасхальной ра дости. Христианину надо понести свой крест, пойти с ним по пути Господа. Пост - это тоже подвиг, причем доброволь ный. И некоторые, попостившись первые сед мицы, наверное, подумали: «А не вернуться ли назад? Не свернуть с пути следования на Голгофу?» И Святая Церковь в нашем малом усердии - в посте - укрепляет нас Крестом, чтобы каждый подумал над тем, что претер пел Господь. И когда мы взираем на Крест Господень, вспоминаем Страсти Господни, тог да начинаем устыжаться своих скорбей, сво его ропота и недовольства. Четвертое воскресенье Великого поста посвящено преподобному Иоанну Пествични- ку, автору книги «Лествица» (то есть лестни ца). Игумен монастыря святой Екатерины на Синае (VI век), он свидетельствует о том духовном усилии, которое необходимо сде лать, чтобы войти в Царство Божие. Святой Иоанн Лествичник говорит о том, что духов ная лестница - это восхождение к совершен ству, которое состоит из тридцати ступеней. Первая ступень - отречение от жития мирс кого, высшая - союз трех добродетелей: веры, надежды и любви. Особенно в дни поста мы должны понять, что духовная работа над собой, над очищением своего сердца и нрава очень трудна. И в один момент стать чистым, свя тым, совершенным невозможно. Мы должны постоянно подниматься по этой лестнице, восходить «от силы в силу», как пишет свя той апостол Павел, чтобы в результате прий ти в меру возраста Христова. К сожалению, многие из нас, пытаясь во- церковлять своих родных и близких, этого не упитывают: они хотят сразу заставить чело века поститься по Типикону, выполнять мо литвенное правило, в котором новоначальный ничего не понимает, заставляют ходить в храм утром и вечером. И что же в результате? В лучшем случае ничего не получится, в худ шем же у человека это вызовет отвращение к Церкви, неприязнь, и он на несколько лет (а то и десятилетий) может быть оторван от полноценной церковной жизни. И виноваты в этом будем мы. Ведь никто не заставит мла денца нести большое ведро с водой: он на дорвется. Так же и человек, который только пришел в церковь: он младенец в вере, и, если его нагрузить, он надорвется в духовном плане и не сможет дальше развиваться. Пусть в отношении поста он хотя бы вначале отка жется от мяса, пусть вместо обычного для всех правила читает хотя бы только началь ные молитвы до «Отче наш», пусть он ходит в храм хотя бы один раз в неделю. Он еще младенец. В будущем все человек наверстает при помощи содействующей ему благодати Божией. У каждого эта лествица восхождения совершается по-разному. Этому учит нас Святая Церковь опытом святого Иоанна Ле- ствичника во дни Великого поста. В пятое воскресенье Великого поста Цер ковь вспоминает преподобную Марию Еги петскую, раскаявшуюся блудницу. История о ней учит нас, что никакой грех и никакое беззаконие не могут быть непреодолимой преградой на пути человека к Богу. Хрис тос пришел «призвать грешников к покая нию» (Лк. 5, 32), и Он с радостью принима ет всех, кто приходит к Нему, даже и в «одиннадцатый час», если только наш при- □ □ □ ход сопровождается глубоким и искренним покаянием. Почему из всех раскаявшихся грешников Церковь в дни поста приводит нам пример бывшей блудницы, а не убийцы, например? Блуд - это один из смертных грехов. И именно в блудных грехах люди стыдятся исповедоваться духовнику, часто отговари ваясь фразой: «Грешен против седьмой за поведи». Нет ни одного человека, которого не мучила бы блудная страсть, которого не посещали бы блудные помыслы. И лекар ством для нашей плоти, чтобы она не вос ставала на нас, является святой пост. Все мы, независимо от того, являемся монаше ствующими или состоим в браке, призваны к воздержанию. Не случайно супруги в дни поста должны жить как брат с сестрой, чтобы воспитать в себе навыки воздержан ной, целомудренной жизни. Святые отцы, в частности преподобный Иоанн Лествичник, поставили блудный грех сразу после греха чревоугодия, так как де мон блуда тесно связан с демоном чревоуго дия. Чревоугодие разжигает блудную страсть. Святые отцы говорили: «Если ты хочешь бо роться с блудом, не обуздав чрева, то это то же самое, что пытаться потушить костер, бросая в него ветки дерева». Не потому ли наше общество сегодня от мала до велика поражено грехом блуда, что утратило благо говейное отношение к посту? Грех блуда - один из самых богопротивных. Когда «некто из начальствующих» спросил Господа, что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную, Христос ответил в первую очередь: «...не прелюбодействуй» (Лк. 18, 20), то есть грехи в отношении этой заповеди являются наиболее мерзкими перед Богом. Легко зара зиться этим грехом, но трудно исправиться. Семнадцать лет боролась Мария Египетская только с воспоминаниями о своей греховной жизни и лишь на восемнадцатом году приобре ла глубокое успокоение и после этого прожила в пустыне еще 30 лет. Она стала подлинным ангелом во плоти: когда молилась, то подни малась от земли и стояла в воздухе. Не случайно перед седмицей, подготови тельной к Страстным дням, Церковь нази дает нас примером Марии Египетской: вот она, полнота покаяния. Дух человеческий, освященный молитвой и постом, приобрета ет огромную власть над плотью, ибо плоть наша есть орудие духа и должна быть под чинена его велениям. В этом и заключается смысл поста. Иерей Василий Вольский
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz