Миссионерская православная газета. 2002 г. № 3. Март.
К аждый из нас хотя бы раз в жизни столкнулся с такой ситуацией, когда со бытия выстраиваются не согласно с на шей волей, с нашими «могу» или «хочу», а подчиняются чьему-то незримому влиянию, выс вечивая наиболее существенное в нашем бы тии. Неверующие говорят: «Так было предоп ределено. Это судьба». Христиане же знают, что их посетил Господь, это есть проявление Божественного Промысла. Порой осознание не случайности совершающегося происходит спу стя многие годы, и ты понимаешь: нет ничего второстепенного, любая мелочь становится важ ной деталью в картине нашей жизни, автора ми которой является Бог и человек. Так и в нашем рассказе, предлагаемом вашему вни манию, события тридцатилетней давности по лучили свое завершение сегодня в храме пре подобного Варлаама Керетского города Колы. В феврале этого года в дар храму была при несена богослужебная книга - рукописный сбор ник воскресных и праздничных служб конца XVIII - начала XIX века. Время не пощадило ее. Кожаный переплет треснул, застежки ис тлели, многие страницы истерлись по краям от многократного пользования. Почему же имен но эта книга привлекла наше внимание? Дело в том, что она является, возможно, един ственной вещью, оставшейся от церкви в селе Керети. И Господу было угодно, чтобы эта книга вернулась в храм города Колы, освя щенный в честь преподобного Варлаама Ке ретского. Сама история обретения книги чрез вычайно интересна: в ней - судьба целой эпо хи, жизнь нескольких поколений. Рассказывает Голотина Галина Андреевна, профессор кафед ры литературы МГПИ: - Это было летом 1970 года во время очередной диалектологической экспедиции, которой руководил Меркурьев Иван Севасть янович. Наши студенты, он и я поехали в село Кереть, где ребята собирали языковой материал. Село было большое, красивое, с двухэтажными деревянными домами. В са мих домах - просторные комнаты, широкие лестницы. В предыдущее столетие село было чрезвычайно богатым, состояло из порядка двухсот домов. К 70-му году XX века в селе произошел экономический упадок. Благосос тояние жителей зависело от работы на лесо пильном заводе. Но завод уничтожили, рабо тать стало негде, все разъехались. В прежние же годы селение было очень людным. В нем была церковь, в которой, по преданию, когда-то служил преподобный Вар- лаам Керетский. Храм располагался в сторо не от деревни на пригорке над рекой, кото рая впадает в Белое море. Был он, вероятно, деревянный, поэтому к 70-му году от него ничего не осталось, даже фундамента. О пре жнем местонахождении церкви напоминал толь ко погост. Оставшиеся местные жители, в основном женщины, жаловались на то, что приезжала какая-то группа туристов и после их отьезда выяснилось: на кладбище со всех могил сняты металлические иконы. Это было оскорбление, но местные женщины ничего не смогли сделать. Мы прожили в Керети около недели, студенты ходили по домам, записы вали, а я командовала нашим скромным хо зяйством. Среди' нас был только один маль чик - Саша Лобанов. Мальчиков в русских деревнях очень любят, потому что, наверное, теряли мужчин все время из войны в войну. Благодаря Саше мы и узнали ^ тайну этого села. Он нам Щ рассказал, что во время по- жара церкви часть икон спас ли местные женщины и на сегодняшний день иконы хранятся в самой деревне, а семнад цать женщин являются коллективными соб ственницами того, что было спасено. И если попросить бабушек, то они покажут иконы. Саша договорился с хранительницами, и в один прекрасный день нас привели в избу, мимо которой мы ежедневно ходили. Это был дом с заросшим огородом и мо стками к крыльцу. Трава высокая, по жи вот, по плечи. Окна были забиты, дверь - на замке. Бабушка открыла дверь и впустила нас- в первую горницу. Изба и состояла-то из большой горницы и кухни. Было темно и душно, потому что помещение не проветри валось летом, не отапливалось зимой. От крыто только одно стеклянное оконце на кухне, а в самой комнате - мрак. Мы оста новились. Там было большое собрание икон. Неожиданно из темноты на тебя обращался лик Спаса, глаза святых внимательно вгля дывались в нас. Меня поразила икона свя той Параскевы Пятницы. Она была необыч на: написанная на плоскости доски, имела выступающий деревянный нос. О подобном изображении ни в одной из книг об иконах я не читала. Мы стояли и молча смотрели. Потом стали говорить: хорошо бы их увезти отсюда, так как они здесь погибнут. Понимая, что разговор бессмыслен, я выш ла на кухню. Там на старом деревянном сто лике была брошена эта книга, которую я сей час передаю в церковь. Она лежала просто, ни во что не завернутая. Я взяла ее в руки. Ко мне подошел Иван Севастьянович и шепотом сказал: «Попросите эту книжку, чтобы прода ли». Я ответила: «Попросите сами». Он произ нес: «Мне неудобно, а вам можно». Я поняла, что он член партии и потому ему нельзя, а я беспартийная - могу и попросить. Обратилась с просьбой о продаже книги к женщине, кото рая открыла нам избу. Она очень резко мне ответила: «Нет». Потом помолчала и добавила: «А если надо - бери». Я, конечно, взяла. Стала благодарить, сказала, что эту книгу отдам в музей. Она повторила: «Бери, бери». Мы ушли из этой избы и просили бабушек, чтобы они доверили нам отвезти иконы в церковь города Мурманска. Бабушки собрались: 16 из них хо тели отдать, а одна сказала: «Нет». И они нам их не отдали, правда, предложили взять мощи какого-то угодника Божия, видимо преподобно го Варлаама Керетского. Но кому предложили? Мы же были неверующие и не понимали их значения. И мощи мы, глупые, оставили. Так и уехали ни с чем. Эту книгу я привезла в Ленинград. Знала, что должна ее отдать, но потом мне стало жалко. Я подумала, что в Пушкинском Доме таких книг много, а у меня дочь и зять работали в школе. Они ее могли бы показы вать детям на уроках, посвященных древне русской литературе. И книгу я не отдала, Иван Севастьянович о ней не вспоминал. Книга прожила в нашей семье тридцать лет. С ней работали, она была желанной гостьей на уроках литературы, вызывая восхищение детей. Отдать я ее решила тогда, когда побы вала в этом году в церкви преподобного Вар лаама Керетского в Коле. В моем сознании эта книга освящена пребыванием в храме, где служил когда-то сам святой. Эта не моя вещь, она принадлежит Церкви, и я ее воз вращаю в храм, воздвигнутый в честь препо добного Варлаама Керетского. Села больше нет, оно сгорело, и церкви той тоже нет. Ничего не осталось в Керети, кроме поля. Говорят, что иконы в конце кон цов отдали в какой-то музей, но какой - неизвестно. От духовной жизни сотен людей села и церковного причта осталась только одна книга. Теперь она принадлежит вновь построенной церкви, священнослужителям и прихожанам нашего времени. С Гопотиной Г. А. беседовала Шевченко О. Н. ВЕЛИКИЙ ПОСТ Великий пост... Святое время, Дни покаяния и слёз. Грехов невидимое бремя Сложить с души зовёт Христос. Великий пост... И как-то чище И славно, тише все кругом, Стремится мысль подняться выше, Забыв о тленном и земном. Прощенье вымолить в надежде И весь в слезах, как блудный сын, В души разорванной одежде Идет во храм христианин. Великий пост... Хоть сердцу больно, Но тихо, мирно как-то в нем, Все говорит душе невольно О покаянии святом. Печальный благовест церковный, Знакомый с детства тихий звон, Особый, редкий, грустный, ровный, Во храм спешить зовет всех он. И грустный тон богослужений, И вид молящихся людей, И черный траур облачений - Все говорит: «Я всех грешней». И шум коленопреклонений, И для души мотив родной Знакомых с детства песнопений - Всё вопиет к душе больной. А величавый и прекрасный Андрея Критского канон - Ведь это вопль души скорбящей, Как умиляет сердце он. Великий пост... Души рыданье Услышь, прими, Спаситель мой, Ведь видишь ты мои стенанья, Хотя я блудный сын, но Твой. Не дай мне впасть в порабощенье Врагу спасенья - сатане, Но дай мне дух любви, смиренья, Будь, Боже, милостив ко мне. Неизвестный автор, стихи найдены среди богослужебных книг в соборе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz