Миссионерская православная газета. 2002 г. № 3. Март.
Как известно, церковное строительство в Варзуге началось с приходом соловецких монахов в середине XVI века, когда новго родская посадница Марфа Борецкая в 1450 году пожертвовала монастырю свои промыс ловые угодия в этих местах. И первой при ходской церковью, «состоявшей под владе нием монастыря», как пишет архимандрит Досифей в своем знаменитом «Описании Соловецкого монастыря» 1836 года, стал «храм во имя Св. Чудотворца Николая с приделом Успения Пресвятой Богородицы». Таким образом, мы видим, что еще с тех давних времен главным берегом села был левый, Никольский, а не правый, Пречистен ский. Это положение сохранялось и в тече ние последующих столетий. Никольская сто рона всегда имела свой отдельный, полно ценный приход - «Петропавловский» (по названию второй, теплой церкви на этой сто роне). Никольский же храм всегда был мно гопрестольный. Ныне сохранившееся здание Никольского храма (с 30-х годов прошлого века используемое как колхозный магазин), кроме главного престола в честь Николая Чудотворца, имело еще два придела - в честь пророка Божия Илии и преподобного Сергия Радонежского. Пречистенская же сторона входила в от дельный Варзужско-Успенский приход вмес те с деревнями Кузомень, Кашкаранцы и Сальница. Такое главенство Никольского прихода в селе определило и характер церковного стро ительства. Летняя Успенская церковь, безус ловный шедевр среди всех церквей Севера, при своих внушительных внешних размерах внутри весьма маловместительна, особенно в сравнении с Никольским храмом. Так же и колокольни этих церквей разнились между собой по тому же принципу. Колокольня Никольской церкви, построенная в 1885 году, срублена явно основательней и крепче, чем колокольня Успенской. Такой подход опреде лялся как количеством колоколов на звонни це, так и их весом. И если на Никольской колокольне было семь больших колоколов, из которых только один уникальный, «Бла говест», весил 125 пудов (2 тонны), то на Успенской колокольне было лишь 4 коло кола, и самый большой из них весил лишь 21 пуд (336 кг). Такое положение сохранялось и в XX веке. Сейчас же ситуация в Варзуге несколько иная. Мы видим, что село активно расширя ется именно на Пречистенской стороне - и дом священника, и «центр тяжести» приход ской жизни перенесен именно сюда. Потому и новая колокольня строилась с расчетом на большую звонницу. И уже сейчас на коло кольню поднято семь колоколов и два тита новых била. По ходу поясню: титановые била имити руют звук таких больших колоколов, кото рых, конечно, в селе никогда не будет - весом в 2000 пудов и 500 пудов, что состав ляет 32 тонны и 8 тонн, соответственно. К слову, единственный в России колокол в 2000 пудов сохранился на звоннице собора в Ро стове - это знаменитый «Сысой великий». Возможно, что выдержала бы и звонница, основанная на вертикальных столбах, как было на старой колокольне, уничтоженной в 1939 году, но решили сделать прочнее, а именно сруб. Безусловно, мож но поспорить о соблюдении северных архитектурных тра диций в новом проекте коло кольни, о ее пропорциях и эс тетических достоинствах. И в спорах этих мы, скорее все го, сможем лишь еще раз убе диться в том, что, сколько лю дей, столько и мнений. Так, например, многие в нынешнем облике колокольни усматрива ют аналогию с архитектурны ми формами Московского Кремля, в частности с его сто рожевыми башнями. На мой взгляд, гораздо важнее несколько иное. Такой колокольни и звонницы такого уров ня, как у нас в селе, больше нет нигде, во всей (!) Мурманской области. Колокола отлиты на Урале на лучшем на сегодняшний день пред приятии в России и имеют удивительно мело дичное и чистое звучание. Они достойные наследники славы знаме нитых в прошлом колоколов Варзуги. Когда в 1939 году древние колокола села сбрасывали с колоколен, стояла мрачная и пасмурная погода. Расколотую, изувеченную красоту и гордость села погрузили на лодки и свезли на Устье - для последующей от правки на переплавку. В ожидании погрузки на бот колокола вывалили на песчаный бе рег реки. Ближайший прилив привел к исчез новению большей части их. Пока решали, как копать да чем вытаскивать, следующий прилив поглотил все без остатка. И как по том ни копали, ни искали со щупами, даже и следа не нашли. Позже приезжали на это место и ученые, и археологи с приборами да металлоискателями пытались обнаружить - бесполезно, даже ни намека. Забрал Гос подь колокола, сокрыл от злых людей, за бывших свои традиции и веру предков. С тех пор прошло более шестидесяти лет. И вот в августе 2001 года, к традиционному дню села Варзуга - празднику Успения Пре святой Богородицы - вернулись колокола на Успенскую звонницу. И низкий поклон за это всем, кто вложил свой труд и средства в это великое дело, и в первую очередь, ко нечно, председателю колхоза Калюжину Свя тославу Михайловичу. И все же на сегодняшний день, как мне кажется, многие так до конца и не осознали всей важности произошедшего в селе Варзу га в августе прошлого года. Когда подымали колоко ла над селом, вывешивали и настраивали их с помо щью специалистов Москов ского Колокольного центра, то на этой, Пречистенской, стороне реки начался пря мо-таки природный катак лизм. Внезапно налетел шквальный ветер, дождь и непонятный для августа хо лод и мрак. На высоте на звоннице невозможно ста ло работать. И тут мы все начали понимать, что дело тут явно «нечисто» и при чина вся в том, что вся древняя нечисть этих мест, удобно разместившаяся в селе во времена безбож ные, восстала на нас, пы таясь помешать этой страш ной для нее нашей работе. Потом рассказывали, что даже люди зво нили с противоположной стороны реки и спра шивали, что у нас там происходило с пого дой и не шел ли снег. Со звонницы, конеч но, никто не ушел, и даже маленькие дети дрожали от ветра и холода, но терпели. Когда же работа, несмотря ни на что, все же была закончена, все перекрестились и зво нарь (тоже из Москвы), взяв благословение, наконец-то ударил в колокола... Трудно опи сать те чувства, которые испытали все при сутствующие в тот момент на колокольне. Одним словом, стало ясно, что свершилось великое Божье дело. И тут произошло то, что называется чудом: вместе со звоном наступила тишайшая, прекрасная солнечная погода. Это было столь очевидно, и столь же отрадно было видеть, как в эти древние земли возвращается некогда утраченная былая благодать Божия, а с ней и надежда на возрождение этих прекрасных берегов. И Бог даст, тьма и непогода безбожия не вер нутся больше сюда никогда. Так что приезжайте к нам в Варзугу пора доваться этому чуду - звону колокольному, плывущему на селом и уносящему в небо наши молитвы, наши чаяния и надежды на возрождение былой славы и величия России. Иеромонах Митрофан, настоятель Успенской церкви села Варзуга Фото С. Филиппова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz