Миссионерская православная газета. 2002 г. № 3. Март.

Как известно, церковное строительство в Варзуге началось с приходом соловецких монахов в середине XVI века, когда новго­ родская посадница Марфа Борецкая в 1450 году пожертвовала монастырю свои промыс­ ловые угодия в этих местах. И первой при­ ходской церковью, «состоявшей под владе­ нием монастыря», как пишет архимандрит Досифей в своем знаменитом «Описании Соловецкого монастыря» 1836 года, стал «храм во имя Св. Чудотворца Николая с приделом Успения Пресвятой Богородицы». Таким образом, мы видим, что еще с тех давних времен главным берегом села был левый, Никольский, а не правый, Пречистен­ ский. Это положение сохранялось и в тече­ ние последующих столетий. Никольская сто­ рона всегда имела свой отдельный, полно­ ценный приход - «Петропавловский» (по названию второй, теплой церкви на этой сто­ роне). Никольский же храм всегда был мно­ гопрестольный. Ныне сохранившееся здание Никольского храма (с 30-х годов прошлого века используемое как колхозный магазин), кроме главного престола в честь Николая Чудотворца, имело еще два придела - в честь пророка Божия Илии и преподобного Сергия Радонежского. Пречистенская же сторона входила в от­ дельный Варзужско-Успенский приход вмес­ те с деревнями Кузомень, Кашкаранцы и Сальница. Такое главенство Никольского прихода в селе определило и характер церковного стро­ ительства. Летняя Успенская церковь, безус­ ловный шедевр среди всех церквей Севера, при своих внушительных внешних размерах внутри весьма маловместительна, особенно в сравнении с Никольским храмом. Так же и колокольни этих церквей разнились между собой по тому же принципу. Колокольня Никольской церкви, построенная в 1885 году, срублена явно основательней и крепче, чем колокольня Успенской. Такой подход опреде­ лялся как количеством колоколов на звонни­ це, так и их весом. И если на Никольской колокольне было семь больших колоколов, из которых только один уникальный, «Бла­ говест», весил 125 пудов (2 тонны), то на Успенской колокольне было лишь 4 коло­ кола, и самый большой из них весил лишь 21 пуд (336 кг). Такое положение сохранялось и в XX веке. Сейчас же ситуация в Варзуге несколько иная. Мы видим, что село активно расширя­ ется именно на Пречистенской стороне - и дом священника, и «центр тяжести» приход­ ской жизни перенесен именно сюда. Потому и новая колокольня строилась с расчетом на большую звонницу. И уже сейчас на коло­ кольню поднято семь колоколов и два тита­ новых била. По ходу поясню: титановые била имити­ руют звук таких больших колоколов, кото­ рых, конечно, в селе никогда не будет - весом в 2000 пудов и 500 пудов, что состав­ ляет 32 тонны и 8 тонн, соответственно. К слову, единственный в России колокол в 2000 пудов сохранился на звоннице собора в Ро­ стове - это знаменитый «Сысой великий». Возможно, что выдержала бы и звонница, основанная на вертикальных столбах, как было на старой колокольне, уничтоженной в 1939 году, но решили сделать прочнее, а именно сруб. Безусловно, мож­ но поспорить о соблюдении северных архитектурных тра­ диций в новом проекте коло­ кольни, о ее пропорциях и эс­ тетических достоинствах. И в спорах этих мы, скорее все­ го, сможем лишь еще раз убе­ диться в том, что, сколько лю­ дей, столько и мнений. Так, например, многие в нынешнем облике колокольни усматрива­ ют аналогию с архитектурны­ ми формами Московского Кремля, в частности с его сто­ рожевыми башнями. На мой взгляд, гораздо важнее несколько иное. Такой колокольни и звонницы такого уров­ ня, как у нас в селе, больше нет нигде, во всей (!) Мурманской области. Колокола отлиты на Урале на лучшем на сегодняшний день пред­ приятии в России и имеют удивительно мело­ дичное и чистое звучание. Они достойные наследники славы знаме­ нитых в прошлом колоколов Варзуги. Когда в 1939 году древние колокола села сбрасывали с колоколен, стояла мрачная и пасмурная погода. Расколотую, изувеченную красоту и гордость села погрузили на лодки и свезли на Устье - для последующей от­ правки на переплавку. В ожидании погрузки на бот колокола вывалили на песчаный бе­ рег реки. Ближайший прилив привел к исчез­ новению большей части их. Пока решали, как копать да чем вытаскивать, следующий прилив поглотил все без остатка. И как по­ том ни копали, ни искали со щупами, даже и следа не нашли. Позже приезжали на это место и ученые, и археологи с приборами да металлоискателями пытались обнаружить - бесполезно, даже ни намека. Забрал Гос­ подь колокола, сокрыл от злых людей, за­ бывших свои традиции и веру предков. С тех пор прошло более шестидесяти лет. И вот в августе 2001 года, к традиционному дню села Варзуга - празднику Успения Пре­ святой Богородицы - вернулись колокола на Успенскую звонницу. И низкий поклон за это всем, кто вложил свой труд и средства в это великое дело, и в первую очередь, ко­ нечно, председателю колхоза Калюжину Свя­ тославу Михайловичу. И все же на сегодняшний день, как мне кажется, многие так до конца и не осознали всей важности произошедшего в селе Варзу­ га в августе прошлого года. Когда подымали колоко­ ла над селом, вывешивали и настраивали их с помо­ щью специалистов Москов­ ского Колокольного центра, то на этой, Пречистенской, стороне реки начался пря­ мо-таки природный катак­ лизм. Внезапно налетел шквальный ветер, дождь и непонятный для августа хо­ лод и мрак. На высоте на звоннице невозможно ста­ ло работать. И тут мы все начали понимать, что дело тут явно «нечисто» и при­ чина вся в том, что вся древняя нечисть этих мест, удобно разместившаяся в селе во времена безбож­ ные, восстала на нас, пы­ таясь помешать этой страш­ ной для нее нашей работе. Потом рассказывали, что даже люди зво­ нили с противоположной стороны реки и спра­ шивали, что у нас там происходило с пого­ дой и не шел ли снег. Со звонницы, конеч­ но, никто не ушел, и даже маленькие дети дрожали от ветра и холода, но терпели. Когда же работа, несмотря ни на что, все же была закончена, все перекрестились и зво­ нарь (тоже из Москвы), взяв благословение, наконец-то ударил в колокола... Трудно опи­ сать те чувства, которые испытали все при­ сутствующие в тот момент на колокольне. Одним словом, стало ясно, что свершилось великое Божье дело. И тут произошло то, что называется чудом: вместе со звоном наступила тишайшая, прекрасная солнечная погода. Это было столь очевидно, и столь же отрадно было видеть, как в эти древние земли возвращается некогда утраченная былая благодать Божия, а с ней и надежда на возрождение этих прекрасных берегов. И Бог даст, тьма и непогода безбожия не вер­ нутся больше сюда никогда. Так что приезжайте к нам в Варзугу пора­ доваться этому чуду - звону колокольному, плывущему на селом и уносящему в небо наши молитвы, наши чаяния и надежды на возрождение былой славы и величия России. Иеромонах Митрофан, настоятель Успенской церкви села Варзуга Фото С. Филиппова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz