Миссионерская православная газета. 2002 г. № 2. Февраль.
для одиночной езды - керёжи (лодки), для многоместной - нарты (легкие сани на вы соких копылках). С половины лета меня перевели банщи ком. Нас было трое. Старшим был Пашка Плюснин из Шенкурского уезда, он остался на второй год. Наша обязанность была ежед невно топить баню и стирать белье. Баню топили два дня со среды. В пятницу мылась братия, в субботу - рабочие. В воскресенье мы замачивали белье в холодную воду, в понедельник кипятили и начинали стирать. Таким образом, были заняты всю неделю. Всех людей в монастыре было сто пятьде сят человек. Выходные дни у нас были, ког да мылись люди. Нам было предоставлено право ходить в любую столовую, но, конечно, братская сто ловая была лучше. Но, когда захочется мяс ного супа, ходим и в рабочую столовую, так как мясную пищу монахи не вкушают. По сты и постные дни соблюдались в обеих столовых. В братской трапезе нам подава ли: 1 - отварная рыба со сливками, 2 - суп рыбный с макаронами, 3 - каша. По воскре сеньям еще гуща (творог) в жареном (топ леном) молоке. В посты и постные дни мо лочная пища не подавалась. Во время обе да послушник игумена читал жития святых. Нам как от трудников, так и от братии дос тавалось кое-что. Например, давали семгу, пекли рыбники, на скотном дворе - жареное молоко с пенкой. Молоко давали только по воскресеньям. Особенно сильно занашивали белье олен щики - пастухи. За стирку они обещали нас покатать на оленях. В одно зимнее утро на шестерке оленей мы понеслись к их юрте. Юрта представляет собой составленные бе резовые жердочки длиной около 2,5 м (да выше там березок и не найдешь), обтяну тые сшитыми шкурами оленей, вверху вы ход для дыма, а в середине кострик огня. Вот и все устройство. НА ОЛЕНЯХ Их юрта была в то время верст за 8-10 от монастыря, но они передвигались по мере стравливания мха. По приезде остановились у юрты. Здесь весь снег широко и плотно умят. Примерно через 15-20 минут послышался лай собак: это они пригнали стадо оленей около 25-30 штук, это были ездовые олени. (Основное стадо оленей где-то в другом месте, так как стадо у монас тыря около 5 тысяч. Однажды, когда все стадо перекочевывало на другое место, олени шли через монастырь цепочкой по несколько штук почти сутки, причем у них в холках что-то потрескивало и казалось, что кто-то бросает горох.) Когда собаки пригнали и окружили оле ней, никуда не отпуская, пастухи взяли по бечевке тонкой веревки, на конце которой была костяная палочка с дырочкой. Продев конец веревки в эту дырочку и намотав кругом ве ревку, они ловко бросали ее на намеченного оленя, на рога, на расстоянии 10-15 саженей - это 20-30 метров. Ловили их, потом подтягива ли, перехватывая веревочку через березку. Олени упирались, но подтянутых уже брали руками. Впрягали в нарты, а прибывших оле ней выпускали в стадо. Опять что-то сказали собакам, и те мирно мимо оленей ушли в юрту. И мы поехали обратно на свежих оленях, которым предстояло работать неделю до сле дующего воскресенья. БУДНИ В монастыре бывает ежедневно служба: утренняя в четыре утра и вечерняя. Сначала я ходил часто к утрене, а к вечерне ходил почти ежедневно. Был у нас один демобили зованный солдатик из Костромской губернии, тот ходил на каждую службу по утрам и вече рам и исправно работал. А жизнь текла однообразно. Разнорабо чие по-прежнему после покоса работали на дороге, возили песок. Алексей Акиндинович Рухлов (Олешка), мой односельчанин, рабо тал в швейной мастерской. Солнце давно скрылось, и в сапожных и швейных мастерс ких огней не гасили. Почта к нам приходила на оленях 2 раза в месяц. В комнате нас проживало трое, то есть одни банщики. Я много читал, лежа на н о в о с т и е п А ^ х и и : ; , • РОЖДЕСТВО В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ койке и поставив лампу в изголовье. Правда, там залеживаться было нельзя, заболевали цынгой. И поэтому с вечера,- когда все же посветлей, выходили после работы кататься со Спасительной горы. ПРАЗДНИК 14 февраля бывает память преподобного Трифона, Печенгского чудотворца. В книжке о его житии была картинка: в отсутствие пре подобного Трифона в келью забрался мед ведь и выпил квашню с тестом. В Житии рассказывалось, что по молитвам к Богу пре подобного Трифона медведь мирно ушел. Так вот, к дню памяти готовились: мыли полы, прибирали в порядок кое-что по монастырю, переменяли кое-кому потрепанную одежду. На память святого Трифона приехали гости из Норвегии. Норвежата - народ рослый, здо ровый, белые, чистолицые. Приехали тоже на оленях в пыжиковых малицах и многие лопа ри. Пыжиковые малицы - из шкурок только что родившихся оленят, высоко ценились даже платки из пыжика. Богослужение было торжественное, особенно грохотал регент (старший певчий), так что стекла дребезжали, а голосина у него был медвежий. Нам дали по целой булке белого хлеба, то есть по пирогу около 500 гр. Материалы для статьи предоставлены Трифоновым Печенгским монастырем 13 января, в отдание Рождества Хр стова, состоялся Рождественский праз дник преподавателей и учащихся вос кресной школы Свято-Никольского ка федрального собора города Мурманска. Проходил этот праздник в актовом зале Мурманского государственного педаго гического института. В зале не оказа лось ни одного пустого места: были приглашены гости из Колы, Видяева, детского дома посёлка Абрам-мыс, ре абилитационного центра «Панацея». Вместе с выступавшими на сцене зри тели мысленно перенеслись в древний Вифлеем и представили, как же там жили люди в дни пришествия в мир Спасителя, как они отнеслись к Свято му семейству, искавшему пристанища. Затем на суд зрителей была представ лена русская народная сказка «Мороз- ко» в православной интерпретации. Ну и, конечно же, пели духовные песни и колядки, рассказывали стихи, прослав ляющие Рождество Господа нашего Иисуса Христа. На празднике присутствовал наш правящий архиерей епископ Симон, который после концерта каждому вос питаннику воскресной школы и при глашённым гостям преподал архипас тырское благословение и вручил рож дественский подарок. В своей речи владыка поблагода рил всех, чьими трудами был подго товлен этот праздник, и отметил, что Рождество Христово - это, по суще ству, детский праздник, так как никто лучше не понимает Богомладенца Хри ста, чем маленькие дети с ещё чисты ми сердцами. Знаменательно, что наш праздник проходил в день Отдания Рождества Христова. Владыка подчер кнул, что такое достойное заверше ние празднования Рождества Христо ва - доброе и значимое событие в жизни нашего города. Иерей Василий Вольский П Р ф Б А П £ Р А ВСТРЕЧА То ль из платины, то ль из золота, То ли просто цветная медь: Купола выбивают молотом, Чтобы что-то святое иметь. Храм-собор прекрасный, старинный, И сияющие кресты.... Это истинно славы достойно: Сколько здесь неземной красоты! Поднимись гіо высоким ступеням, Сделай шаг за святой порог; И согнутся твои колени, И моленье услышит Бог, На подставках мерцают свечи. Хор поёт. Ты стоишь, чуть дыша... Только здесь ты узнаешь, как встречи Хочет с Богом твоя душа. Пусть молитв ты не знаешь много, Пусть зашёл просто так, посмотреть, Но сегодня ты встретился с Богом - Надо что-то святое иметь. Татьяна Наумчук, п. Кильдинстрой Сретенская церковь Трофонова Печенгского монастыря. Фото начала XX века.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz