Миссионерская православная газета. 2002 г. № 2. Февраль.
4 14 февраля - День Ангела преподобного Трифона Печенгского ТРИФОНОВ И До пт ЯщЯМ. А, Ш 1 1 Яги ml « > Какой была жизнь Кольского Севера в царское время? Известно благочестие русских людей. Почитание Спасителя, Божией Матери и святых угодников. У нас на Мурмане поморы и лопари (а также иностранцы, норвежцы) чтили память небесного заступника земли Кольской, просветителя лопарей преподобного Трифона Пе ченгского (XVI век). Обитель Святой Троицы была и остаётся духовным оплотом нашего края. Как теперь, так и в ХѴІ-ХІХ веках молитвами иноков-подвижников цвела Кольская земля. Русские и лопари по обету приходили потрудиться к преподобному Трифону. Многие оставались в монастыре послушниками, принимали затем монашество. О трудной, суровой, но духовной, прекрасной жизни монастыря той поры (1900- 1901 годы) рассказывается в воспоминаниях крестьянина Аристарха Максимовича Черепанова. Из вологодской деревни пришёл он пятнадцатилетним подростком без возмездно потрудиться на благо обители. , gg§g В МОСКВЕ ПРОШЛИ ДЕСЯТЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ С 27 января по 2 февраля этого года в Москве прошли Юбилейные Де сятые Международные Рождественские чтения под гоедседательством Святей шего Гіатр ,рха Московского и всея Руси Алексия II. В этом году пробле матика чтений была обозначена так: «Роль Православной Церкви в духов ном возрождении современного обще ства». Многим было непонятно, поче му чтения называются Рождественс кими, ведь Рождество Христово уже прошло. Мысль здесь такая: Рожде ство и возрождение - однокоренные слова. И как бы некоторые из нас ни относились к событию Рождества Хри стова, оно реально присутствует в на шей жизни хотя бы потому, что отчёт времени идёт от Рождества Христова. Так и Православие, независимо от от ношения к нему, является важным мо ментом в Российской действительнос ти, без которого невозможно дальней шее развитие и выход страны из затяжного кризиса. Чтения проводил Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при участии Ми нистерства образования РФ, Академии образования, Российской Академии Наук, Российского земского движения, Нацио нального фонда «Русская школа», всех отделов Русской Православной Церкви, Российского Православного университе та святителя Иоанна Богослова, Право славного Свято-Тихоновского Богослов ского института, Московских Духовных Академии и Семинарии, МГУ им. М.В. Ломоносова и других организаций. В чте ниях приняли участие священноначалие и духовенство Русской Православной Церкви и других поместных Православ ных Церквей, российские государствен ные деятели, учёные, деятели культуры, педагоги и руководители образования. Всего участников было около пяти ты сяч человек. Пленарные заседания прошли в зда нии мэрии Москвы, а затем по секциям (их было около 60), где обсуждались важные вопросы православного образо вания, задачи взаимодействия Церкви и государства в различных областях об щественной жизни, проблемы науки и культуры в свете православного миро понимания, укрепления нравственных устоев жизни, возрождения семьи, вос питания детей, работы с молодёжью, социального служения Церкви и многое другое. Особое внимание на чтениях было уделено путям развития российского об разования за прошедшее десятилетие и его перспективам. В работе чтений принимали участие сотрудники отдела религиозного обра зования и катехизации нашей епархии. В последующих номерах «Миссионерс кой Православной газеты» мы позна комим читателей с наиболее интерес ными выступлениями и мыслями, выс казанными в ходе работы Чтений. Иерей Василий Вольский ПРИБЫТИЕ На берегу Печенгской бухты стояло не сколько строений: барак, склад, да, пожалуй, и все. Пароход не дошел до берега километ ра 2-3. Подошел баркас или два, нас и пред назначенный сюда груз выгрузили в барка сы, и мы отплыли к берегу. Нас заставили разгружать. Носили мешки с мукой по 4,5 пуда. Пришли после выгрузки в барак: на столах медные чайники, ржаной хлеб и деревянные ставцы, полные сахару. Пошли дальше, в монастырь. Идти еще нуж но было 18 км. Монастырь, по преданию, был здесь на берегу, и его во время царствования сына царя Иоанна, Федора, разорили шведы. Монахов перебили, монастырь разграбили и сожгли. А куда мы пошли, там был скит, куда преподобный Трифон, Печенгский чудотворец, уходил молиться и еще до разграбления обите ли преставился. Там, на месте, где он похоро нен, стояла часовенка, и мощи находились под спудом, еще не открытые. Шли пешком, местность - мох и очень мел кий кустарник из березок. От скита к морю проводили дорогу, возили песок, он только и был в одной небольшой горе. Рыли канавы. Земля - чернозем, оттаивает летом только на аршин в глубину, а глубже вечная мерзлота. По приходе в монастырь - скит. Нас пове ли в баню. Баня очень хорошая, мылись каж дую субботу. Здесь же в бане сменили всю одежду: выдали по сапогам, подряснику, а на голову островерхий колпак из плисовой мате рии (скуфья). РАБОТА В МОНАСТЫРЕ В монастыре было две столовые: одна для рабочих, другая для братии - монахов, назы валась братская трапеза. В рабочей трапезе по скоромным дням варили мясной суп из соленой оленины и кашу пшенную, соответ ственно, со скоромным (животным) или пост ным (растительным) маслом. Хлеба давали вволю, чаю - один и сахару - три фунта на месяц. Вволю давали очень хороший квас из солода. Одним словом, кормили хорошо. По праздникам давали белого хлеба - четверть булки обыкновенного пирога. Но и работы спрашивали не по нашим летам. Вставали по колотушке (висела доска, и в нее ударяли молоточком) в 5 часов утра, в 6 - выход на работу, в 10 часов - чай на час, в 2 часа дня обед и 2 часа давалось на отдых. В 8 часов вечера -1конец работы. Первая работа у нас была - возить песок на дорогу к морю. Мне дали артачную ло шадь, и однажды она меня чуть не подмяла. Потом ходили на пожни по берегу реки Пе- ченги, обставляли подпоры. А подпоров было у каждого стога около сотни. Осенью сено переметывали в более толстые стога, а зи мой возили на оленях. Косцы были нанятые взрослые мужчины, им платили по рублю в день. Косы были горбуши с очень короткой ручкой. Через неделю с начала покоса меня опре делили в помощники кашевару. Продукцию мы переправляли по реке на баркасе. У нас было мясо оленье, больше солонина, но хорошее. В постные дни рыба - палтус, треска, зубатка. Бочонок коровьего топленого масла и расти тельное масло, крупа пшенная и гречневая. Когда по реке вверх покрс кончили, коси ли возле домов лопарей деревни «Москва», жители которой летом кочевали у моря. «Москва» от монастыря была в пяти вер стах. Зимой лопари каждое воскресенье при езжали в монастырь молиться. Свои оленьи наряды они умели украшать. Особенно кра сивы были головные уборы у женщин и обувь на ногах. Ездили все на оленях. Повозки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz