Миссионерская православная газета. 2002 г. № 2. Февраль.

4 14 февраля - День Ангела преподобного Трифона Печенгского ТРИФОНОВ И До пт ЯщЯМ. А, Ш 1 1 Яги ml « > Какой была жизнь Кольского Севера в царское время? Известно благочестие русских людей. Почитание Спасителя, Божией Матери и святых угодников. У нас на Мурмане поморы и лопари (а также иностранцы, норвежцы) чтили память небесного заступника земли Кольской, просветителя лопарей преподобного Трифона Пе­ ченгского (XVI век). Обитель Святой Троицы была и остаётся духовным оплотом нашего края. Как теперь, так и в ХѴІ-ХІХ веках молитвами иноков-подвижников цвела Кольская земля. Русские и лопари по обету приходили потрудиться к преподобному Трифону. Многие оставались в монастыре послушниками, принимали затем монашество. О трудной, суровой, но духовной, прекрасной жизни монастыря той поры (1900- 1901 годы) рассказывается в воспоминаниях крестьянина Аристарха Максимовича Черепанова. Из вологодской деревни пришёл он пятнадцатилетним подростком без­ возмездно потрудиться на благо обители. , gg§g В МОСКВЕ ПРОШЛИ ДЕСЯТЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ С 27 января по 2 февраля этого года в Москве прошли Юбилейные Де­ сятые Международные Рождественские чтения под гоедседательством Святей­ шего Гіатр ,рха Московского и всея Руси Алексия II. В этом году пробле­ матика чтений была обозначена так: «Роль Православной Церкви в духов­ ном возрождении современного обще­ ства». Многим было непонятно, поче­ му чтения называются Рождественс­ кими, ведь Рождество Христово уже прошло. Мысль здесь такая: Рожде­ ство и возрождение - однокоренные слова. И как бы некоторые из нас ни относились к событию Рождества Хри­ стова, оно реально присутствует в на­ шей жизни хотя бы потому, что отчёт времени идёт от Рождества Христова. Так и Православие, независимо от от­ ношения к нему, является важным мо­ ментом в Российской действительнос­ ти, без которого невозможно дальней­ шее развитие и выход страны из затяжного кризиса. Чтения проводил Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при участии Ми­ нистерства образования РФ, Академии образования, Российской Академии Наук, Российского земского движения, Нацио­ нального фонда «Русская школа», всех отделов Русской Православной Церкви, Российского Православного университе­ та святителя Иоанна Богослова, Право­ славного Свято-Тихоновского Богослов­ ского института, Московских Духовных Академии и Семинарии, МГУ им. М.В. Ломоносова и других организаций. В чте­ ниях приняли участие священноначалие и духовенство Русской Православной Церкви и других поместных Православ­ ных Церквей, российские государствен­ ные деятели, учёные, деятели культуры, педагоги и руководители образования. Всего участников было около пяти ты­ сяч человек. Пленарные заседания прошли в зда­ нии мэрии Москвы, а затем по секциям (их было около 60), где обсуждались важные вопросы православного образо­ вания, задачи взаимодействия Церкви и государства в различных областях об­ щественной жизни, проблемы науки и культуры в свете православного миро­ понимания, укрепления нравственных устоев жизни, возрождения семьи, вос­ питания детей, работы с молодёжью, социального служения Церкви и многое другое. Особое внимание на чтениях было уделено путям развития российского об­ разования за прошедшее десятилетие и его перспективам. В работе чтений принимали участие сотрудники отдела религиозного обра­ зования и катехизации нашей епархии. В последующих номерах «Миссионерс­ кой Православной газеты» мы позна­ комим читателей с наиболее интерес­ ными выступлениями и мыслями, выс­ казанными в ходе работы Чтений. Иерей Василий Вольский ПРИБЫТИЕ На берегу Печенгской бухты стояло не­ сколько строений: барак, склад, да, пожалуй, и все. Пароход не дошел до берега километ­ ра 2-3. Подошел баркас или два, нас и пред­ назначенный сюда груз выгрузили в барка­ сы, и мы отплыли к берегу. Нас заставили разгружать. Носили мешки с мукой по 4,5 пуда. Пришли после выгрузки в барак: на столах медные чайники, ржаной хлеб и деревянные ставцы, полные сахару. Пошли дальше, в монастырь. Идти еще нуж­ но было 18 км. Монастырь, по преданию, был здесь на берегу, и его во время царствования сына царя Иоанна, Федора, разорили шведы. Монахов перебили, монастырь разграбили и сожгли. А куда мы пошли, там был скит, куда преподобный Трифон, Печенгский чудотворец, уходил молиться и еще до разграбления обите­ ли преставился. Там, на месте, где он похоро­ нен, стояла часовенка, и мощи находились под спудом, еще не открытые. Шли пешком, местность - мох и очень мел­ кий кустарник из березок. От скита к морю проводили дорогу, возили песок, он только и был в одной небольшой горе. Рыли канавы. Земля - чернозем, оттаивает летом только на аршин в глубину, а глубже вечная мерзлота. По приходе в монастырь - скит. Нас пове­ ли в баню. Баня очень хорошая, мылись каж­ дую субботу. Здесь же в бане сменили всю одежду: выдали по сапогам, подряснику, а на голову островерхий колпак из плисовой мате­ рии (скуфья). РАБОТА В МОНАСТЫРЕ В монастыре было две столовые: одна для рабочих, другая для братии - монахов, назы­ валась братская трапеза. В рабочей трапезе по скоромным дням варили мясной суп из соленой оленины и кашу пшенную, соответ­ ственно, со скоромным (животным) или пост­ ным (растительным) маслом. Хлеба давали вволю, чаю - один и сахару - три фунта на месяц. Вволю давали очень хороший квас из солода. Одним словом, кормили хорошо. По праздникам давали белого хлеба - четверть булки обыкновенного пирога. Но и работы спрашивали не по нашим летам. Вставали по колотушке (висела доска, и в нее ударяли молоточком) в 5 часов утра, в 6 - выход на работу, в 10 часов - чай на час, в 2 часа дня обед и 2 часа давалось на отдых. В 8 часов вечера -1конец работы. Первая работа у нас была - возить песок на дорогу к морю. Мне дали артачную ло­ шадь, и однажды она меня чуть не подмяла. Потом ходили на пожни по берегу реки Пе- ченги, обставляли подпоры. А подпоров было у каждого стога около сотни. Осенью сено переметывали в более толстые стога, а зи­ мой возили на оленях. Косцы были нанятые взрослые мужчины, им платили по рублю в день. Косы были горбуши с очень короткой ручкой. Через неделю с начала покоса меня опре­ делили в помощники кашевару. Продукцию мы переправляли по реке на баркасе. У нас было мясо оленье, больше солонина, но хорошее. В постные дни рыба - палтус, треска, зубатка. Бочонок коровьего топленого масла и расти­ тельное масло, крупа пшенная и гречневая. Когда по реке вверх покрс кончили, коси­ ли возле домов лопарей деревни «Москва», жители которой летом кочевали у моря. «Москва» от монастыря была в пяти вер­ стах. Зимой лопари каждое воскресенье при­ езжали в монастырь молиться. Свои оленьи наряды они умели украшать. Особенно кра­ сивы были головные уборы у женщин и обувь на ногах. Ездили все на оленях. Повозки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz