Миссионерская православная газета. 2002 г. № 12. Декабрь.

о m m j v r i v n \ > r v n ( / v / i І і п л и ѵ ѵ а ш ш ш і 1 к и ѵ 1 кі П О С В Я Т Ы М М Е С Т А М 8декабря подростки из православного военно-патриотического клуба «Дружина», ученики воскресной школы Пантелеимоновского храма и другие паломники отправились в поездку по маршруту «Мончегорск - Апатиты - Кировск», организованную Трифонов Печенгским монастырем. ДОРОГАМИ КОЛЬСКИХ КИРОВСК - КОЛЬСКАЯ ГОЛГОФА Наш путь лежал в Кировск, в места каторжной работы и мучительной смерти тысяч православных русских людей, взрослых и детей. По дороге экс­ курсовод Ирина Андреевна Поливцева рассказыва­ ла нам о создании, по молитвам и трудам спецпе- реселенцев, Казанской церкви Кировска, о первых священниках - Александре Шаповалове, Стефане Машурине, Иоанне Шастове, Илии Кутузове (почти все они прошли советские тюрьмы и концлагеря). Как рассказала нам Ирина Андреевна, места эти настолько благодатные, что здесь в настоящее вре­ мя происходят чудеса. Так, например, по милости Божией, молитвами Пресвятой Богородицы исцелил­ ся один молодой человек, воевавший в Чечне и в результате ранения утративший зрение. Его привез­ ли в храм, и он молился на акафисте Божией Матери перед иконой Ее Казанской, затем воина окропили святой водой, и он прозрел. Иногда люди слышат там необыкновенной красоты ангельское пение. Был такой случай, когда поздно вечером к храму пришли муж и жена и стали стучаться, прося их впустить. Им ответили, что храм закрыт. Но они объяснили, что просят пустить их на службу, так как в церкви звучит пение. Служители храма были очень удивлены, они провели пришедших ко входу в храм и показали, что в нем никого нет, служба давно закончилась. Муж и жена были поражены: по их словам, в храме пел прекрасный церковный хор! Не только мирянам, но и священникам доводилось слы­ шат ангельское пение уже после окончания службы. В журнале «Живая Арктика» была напечатана карта объектов ГУЛАГа Апатитско- Кировского рай­ она. Меня поразило, что в одном только этом районе с 1929 по 1955 года, то есть в сталинское время, было 6 таких объектов! Станционный разъезд Белый, 3-е и 11-е отделения УСЛОНа; Апатитовые разработки, 6-е отделение УСЛОН а ... Даже речку назвали здесь Услонкой! Там трудились тысячи русских крестьян, превращенных в бесправных ра­ бов. Кому-то надо было такими средствами постро­ ить промышленный рай, но на самом деле безбож­ ная жизнь все больше напоминает ад. А какой была жизнь в спецпоселках для раску­ лаченных крестьян? Данные о жизни спецпересе- ленцев на «Нивастрое» сохранились в документах Нивского поселкового Совета. Массовая высылка раскулаченных на «Ниваст- рой» началась в 1931 году. Жители спецпоселка всецело находились во власти ОГПУ. Рабочий день спецпоселенцев был ненормированный (не менее 10 часов). Жили спецпереселенцы либо в легких щито­ вых бараках, либо (большинство - 3452 человека) в палатках, частью летнего типа. Палатки эти плохо снабжались топливом. Смертность была высокой. В августе 1931 года скончался 121 человек, из них детей - 99 человек, в сентябре - 108 человек, за октябрь - 115. То есть за три месяца умер каждый двадцатый (а это еще до начала зимы). За нарушение трудовой дисциплины спецпересе­ ленцы заключались в карцер. Самые строптивые арестовывались ОГПУ и исчезали навечно. Почти в каждой учетной карточке семьи поселенцев были арестованные. Зачастую таковыми оказывались все мужчины семьи. После 1945 года пришел приказ считать их всех умершими. В советских архивах было обнаружено письмо народного комиссара внутренних дел СССР Г. Яго­ ды Сталину от 17 января 1935 года. В нем говорит­ ся: «...возвращение восстановленных в правах труд- поселенцев в те края, откуда они были выселены, политически нежелательно. Считаю целесообразным издание ЦИКом СССР дополнения к постановлению от 27 мая 1934 г., где должно быть указано, что восстановление в правах поселенцев не дает им права выезда из мест вселения»*. И все же Святая Русь сегодня восстает из мертвых именно молитвами новомучеников. ...Ландшафт за окнами автобуса изменился. Те­ перь дети и взрослые восхищенными возгласами приветствовали могучие Хибины. Эти огромные, бе­ лоснежные и островерхие таинственные пирамиды созданы рукой Самого Творца. На фоне голубого неба и уходящего дня грозно и неприступно сияли белизной великолепные горные цепи. Далее показа­ лось заснеженное озеро Имандра, покоящееся по­ среди заледеневших гор-великанов. Ели и сосны в снегу, сугробы, тонкие березки и рябины в инее - все озарялось предзакатным розовым сиянием. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ Пред тем как посетить Казанский храм, мы заехали в Полярно-альпийский ботанический сад, где нас гостеприимно принял его директор Влади­ мир Константинович Жиров. Он повел нас к часов­ не, которую год назад освятил епископ Симон. Часовня эта даже, скорее, напоминает небольшую деревянную церковь. Она красиво сложена из жел­ тых бревен. Освятили ее во имя преподобного Сер­ гия Радонежского. Игумен Руси подвизался в уеди­ ненной Радонежской пустыни, и эти земли, принад­ лежащие ботаническому саду, окутывает тишина и безмолвие. Вспоминается поэтическое обращение к угоднику Божию: Преподобный отче Сергий, снова Кротким знаком света и любви, Знаком Воскрешающего Слова Землю Русскую благослови. И е р о д и а к о н И о с и ф Какой-нибудь монах-отшельник мог бы молить­ ся и спасаться здесь. Мы вошли в часовню, помо­ лились преподобному Сергию, поставили свечи. ' Матвеев А. Спецпоселок // Живая Арктика. Мурманск, 2002. №1. Часовня преподобного Сергия Радонежского Владимир Константинович побеседовал с паломни­ ками. Он рассказал, что часовню помогал строить Кемский монастырь Российских Новомучеников и Исповедников. Беседа Владимира Константинови­ ча в основном была посвящена теме соотношения веры и науки. Я обратила внимание, что все те полчаса, когда он говорил, школьники и студенты (а их было много среди паломников) не сводили с него глаз, ловили каждое слово. Они отвечали на его вопросы, задавали свои. Да, тема была очень острой. Владимир Константинович, например, выс­ казал свою точку зрения, точку зрения ученого- биолога, на теорию эволюции Дарвина. Он доказа­ тельно, с помощью современных научных данных объяснил, что дарвиновская теория происхождения видов не выдерживает никакой критики. Кстати, директор ботанического сада не одинок в этом. Еще многие современники Дарвина считали его научные открытия шарлатанством и авантюрой. Владимир Константинович говорил о том, что мир - это прекрасное творение Божие, но грехопаде­ ние людей пагубно отразилось на всей природе, появились тернии и волчцы, хищничество среди зверей, а теперь и экологические катастрофы. Растения в гораздо меньшей степени, чем все остальное, затронуло грехопадение. Как говорил святой Иоанн Кронштадтский, «цветы - это оскол­ ки рая на земле». Владимир Константинович справедливо заметил, что вся российская наука вышла из монастырей, которые до XVII века были крупными научными цен­ трами, и этот, возможно, возрождается сегодня. Он сказал и о том, что почти все выдающиеся ученые всех времен и народов были верующими. Например, знаменитый физиолог Иван Павлов оставался верным Святой Церкви и после революции, он был старостой храма, и Советы ничего не могли с ним сделать, так как он был ученым с мировым именем. РАДУЙСЯ, БЛАГОДАТНАЯ И вот наконец мы добрались до церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Над деревянным храмом почти отвесно вздымается, скрываясь вер­ шиной в облаках, могучая гора Айкуайвенчорр. В Казанском храме уже начался акафист Божией Матери пред иконою Ее «Знамение». Мы тоже моли­ лись вместе с прихожанами Казанской церкви. Пос­ ле акафиста настоятель храма отец Михаил произ­ нес проповедь о том, что по молитвам перед иконой «Знамение» Великий Новгород получил чудесное избавление во время нападения суздальцев. Икону вынесли на городскую стену, и одна их вражеских стрел поразила Лик Богоматери. На иконе из глаз Богородицы потекли слезы. А нападавшие на город ослепли и стали поражать друг друга. Отец Михаил сказал, что Господь и Богоматерь всегда призывают нас к единению и хорошо, что на акафисте молились люди из разных городов Мурманской области: Ки­ ровска, Мурманска, Североморска. После службы сотрудница Казанского храма Алла Алексеевна Скорикова рассказала о чудесном об­ новлении икон, которое ей довелось видеть. В 1992 году обновилась икона Успения Божией Матери, а накануне праздника святителя Николая в мае1994 года «заново написалась», по словам Аллы Алексе­ евны, икона этого святого (отец Михаил добавил, что икону заново написал сам Николай-угодник). Рассказала она паломникам и о случае исцеления по заступничеству Божией Матери. Мальчику 6-7 лет дети попали в глаз, стреляя из рогатки. Травма оказалась очень тяжелой. Родители ребенка были неверующими. Но несчастье привело их в Казанс­ кий храм. Был отслужен водосвятный молебен пе­ ред иконой Пресвятой Богородицы, и мальчик мо­ литвами Божией Матери совершенно исцелился. Такие чудесные явления в Казанской церкви Алла Алексеевна связывает с историей Кировска. Здесь ведь было много концлагерей и спецпоселений, то есть огромное количество мучеников и исповедни­ ков. Спецпереселенцы (три Марии, из ссыльных) и были теми людьми, которые с помощью Божией добились в 1946 году разрешения на создание К а ­ занского храма. (Напомню, что одному человеку в сороковые годы в Кировске было чудесное видение Казанской иконы. Ею Сама Божия Матерь указала место будущего храма. - Ред.) Матушка Ярослава показала нам на иконостасе еще одну обновившую­ ся икону - святителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz