Миссионерская православная газета. 2002 г. № 12. Декабрь.
о m m j v r i v n \ > r v n ( / v / i І і п л и ѵ ѵ а ш ш ш і 1 к и ѵ 1 кі П О С В Я Т Ы М М Е С Т А М 8декабря подростки из православного военно-патриотического клуба «Дружина», ученики воскресной школы Пантелеимоновского храма и другие паломники отправились в поездку по маршруту «Мончегорск - Апатиты - Кировск», организованную Трифонов Печенгским монастырем. ДОРОГАМИ КОЛЬСКИХ КИРОВСК - КОЛЬСКАЯ ГОЛГОФА Наш путь лежал в Кировск, в места каторжной работы и мучительной смерти тысяч православных русских людей, взрослых и детей. По дороге экс курсовод Ирина Андреевна Поливцева рассказыва ла нам о создании, по молитвам и трудам спецпе- реселенцев, Казанской церкви Кировска, о первых священниках - Александре Шаповалове, Стефане Машурине, Иоанне Шастове, Илии Кутузове (почти все они прошли советские тюрьмы и концлагеря). Как рассказала нам Ирина Андреевна, места эти настолько благодатные, что здесь в настоящее вре мя происходят чудеса. Так, например, по милости Божией, молитвами Пресвятой Богородицы исцелил ся один молодой человек, воевавший в Чечне и в результате ранения утративший зрение. Его привез ли в храм, и он молился на акафисте Божией Матери перед иконой Ее Казанской, затем воина окропили святой водой, и он прозрел. Иногда люди слышат там необыкновенной красоты ангельское пение. Был такой случай, когда поздно вечером к храму пришли муж и жена и стали стучаться, прося их впустить. Им ответили, что храм закрыт. Но они объяснили, что просят пустить их на службу, так как в церкви звучит пение. Служители храма были очень удивлены, они провели пришедших ко входу в храм и показали, что в нем никого нет, служба давно закончилась. Муж и жена были поражены: по их словам, в храме пел прекрасный церковный хор! Не только мирянам, но и священникам доводилось слы шат ангельское пение уже после окончания службы. В журнале «Живая Арктика» была напечатана карта объектов ГУЛАГа Апатитско- Кировского рай она. Меня поразило, что в одном только этом районе с 1929 по 1955 года, то есть в сталинское время, было 6 таких объектов! Станционный разъезд Белый, 3-е и 11-е отделения УСЛОНа; Апатитовые разработки, 6-е отделение УСЛОН а ... Даже речку назвали здесь Услонкой! Там трудились тысячи русских крестьян, превращенных в бесправных ра бов. Кому-то надо было такими средствами постро ить промышленный рай, но на самом деле безбож ная жизнь все больше напоминает ад. А какой была жизнь в спецпоселках для раску лаченных крестьян? Данные о жизни спецпересе- ленцев на «Нивастрое» сохранились в документах Нивского поселкового Совета. Массовая высылка раскулаченных на «Ниваст- рой» началась в 1931 году. Жители спецпоселка всецело находились во власти ОГПУ. Рабочий день спецпоселенцев был ненормированный (не менее 10 часов). Жили спецпереселенцы либо в легких щито вых бараках, либо (большинство - 3452 человека) в палатках, частью летнего типа. Палатки эти плохо снабжались топливом. Смертность была высокой. В августе 1931 года скончался 121 человек, из них детей - 99 человек, в сентябре - 108 человек, за октябрь - 115. То есть за три месяца умер каждый двадцатый (а это еще до начала зимы). За нарушение трудовой дисциплины спецпересе ленцы заключались в карцер. Самые строптивые арестовывались ОГПУ и исчезали навечно. Почти в каждой учетной карточке семьи поселенцев были арестованные. Зачастую таковыми оказывались все мужчины семьи. После 1945 года пришел приказ считать их всех умершими. В советских архивах было обнаружено письмо народного комиссара внутренних дел СССР Г. Яго ды Сталину от 17 января 1935 года. В нем говорит ся: «...возвращение восстановленных в правах труд- поселенцев в те края, откуда они были выселены, политически нежелательно. Считаю целесообразным издание ЦИКом СССР дополнения к постановлению от 27 мая 1934 г., где должно быть указано, что восстановление в правах поселенцев не дает им права выезда из мест вселения»*. И все же Святая Русь сегодня восстает из мертвых именно молитвами новомучеников. ...Ландшафт за окнами автобуса изменился. Те перь дети и взрослые восхищенными возгласами приветствовали могучие Хибины. Эти огромные, бе лоснежные и островерхие таинственные пирамиды созданы рукой Самого Творца. На фоне голубого неба и уходящего дня грозно и неприступно сияли белизной великолепные горные цепи. Далее показа лось заснеженное озеро Имандра, покоящееся по среди заледеневших гор-великанов. Ели и сосны в снегу, сугробы, тонкие березки и рябины в инее - все озарялось предзакатным розовым сиянием. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ Пред тем как посетить Казанский храм, мы заехали в Полярно-альпийский ботанический сад, где нас гостеприимно принял его директор Влади мир Константинович Жиров. Он повел нас к часов не, которую год назад освятил епископ Симон. Часовня эта даже, скорее, напоминает небольшую деревянную церковь. Она красиво сложена из жел тых бревен. Освятили ее во имя преподобного Сер гия Радонежского. Игумен Руси подвизался в уеди ненной Радонежской пустыни, и эти земли, принад лежащие ботаническому саду, окутывает тишина и безмолвие. Вспоминается поэтическое обращение к угоднику Божию: Преподобный отче Сергий, снова Кротким знаком света и любви, Знаком Воскрешающего Слова Землю Русскую благослови. И е р о д и а к о н И о с и ф Какой-нибудь монах-отшельник мог бы молить ся и спасаться здесь. Мы вошли в часовню, помо лились преподобному Сергию, поставили свечи. ' Матвеев А. Спецпоселок // Живая Арктика. Мурманск, 2002. №1. Часовня преподобного Сергия Радонежского Владимир Константинович побеседовал с паломни ками. Он рассказал, что часовню помогал строить Кемский монастырь Российских Новомучеников и Исповедников. Беседа Владимира Константинови ча в основном была посвящена теме соотношения веры и науки. Я обратила внимание, что все те полчаса, когда он говорил, школьники и студенты (а их было много среди паломников) не сводили с него глаз, ловили каждое слово. Они отвечали на его вопросы, задавали свои. Да, тема была очень острой. Владимир Константинович, например, выс казал свою точку зрения, точку зрения ученого- биолога, на теорию эволюции Дарвина. Он доказа тельно, с помощью современных научных данных объяснил, что дарвиновская теория происхождения видов не выдерживает никакой критики. Кстати, директор ботанического сада не одинок в этом. Еще многие современники Дарвина считали его научные открытия шарлатанством и авантюрой. Владимир Константинович говорил о том, что мир - это прекрасное творение Божие, но грехопаде ние людей пагубно отразилось на всей природе, появились тернии и волчцы, хищничество среди зверей, а теперь и экологические катастрофы. Растения в гораздо меньшей степени, чем все остальное, затронуло грехопадение. Как говорил святой Иоанн Кронштадтский, «цветы - это оскол ки рая на земле». Владимир Константинович справедливо заметил, что вся российская наука вышла из монастырей, которые до XVII века были крупными научными цен трами, и этот, возможно, возрождается сегодня. Он сказал и о том, что почти все выдающиеся ученые всех времен и народов были верующими. Например, знаменитый физиолог Иван Павлов оставался верным Святой Церкви и после революции, он был старостой храма, и Советы ничего не могли с ним сделать, так как он был ученым с мировым именем. РАДУЙСЯ, БЛАГОДАТНАЯ И вот наконец мы добрались до церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Над деревянным храмом почти отвесно вздымается, скрываясь вер шиной в облаках, могучая гора Айкуайвенчорр. В Казанском храме уже начался акафист Божией Матери пред иконою Ее «Знамение». Мы тоже моли лись вместе с прихожанами Казанской церкви. Пос ле акафиста настоятель храма отец Михаил произ нес проповедь о том, что по молитвам перед иконой «Знамение» Великий Новгород получил чудесное избавление во время нападения суздальцев. Икону вынесли на городскую стену, и одна их вражеских стрел поразила Лик Богоматери. На иконе из глаз Богородицы потекли слезы. А нападавшие на город ослепли и стали поражать друг друга. Отец Михаил сказал, что Господь и Богоматерь всегда призывают нас к единению и хорошо, что на акафисте молились люди из разных городов Мурманской области: Ки ровска, Мурманска, Североморска. После службы сотрудница Казанского храма Алла Алексеевна Скорикова рассказала о чудесном об новлении икон, которое ей довелось видеть. В 1992 году обновилась икона Успения Божией Матери, а накануне праздника святителя Николая в мае1994 года «заново написалась», по словам Аллы Алексе евны, икона этого святого (отец Михаил добавил, что икону заново написал сам Николай-угодник). Рассказала она паломникам и о случае исцеления по заступничеству Божией Матери. Мальчику 6-7 лет дети попали в глаз, стреляя из рогатки. Травма оказалась очень тяжелой. Родители ребенка были неверующими. Но несчастье привело их в Казанс кий храм. Был отслужен водосвятный молебен пе ред иконой Пресвятой Богородицы, и мальчик мо литвами Божией Матери совершенно исцелился. Такие чудесные явления в Казанской церкви Алла Алексеевна связывает с историей Кировска. Здесь ведь было много концлагерей и спецпоселений, то есть огромное количество мучеников и исповедни ков. Спецпереселенцы (три Марии, из ссыльных) и были теми людьми, которые с помощью Божией добились в 1946 году разрешения на создание К а занского храма. (Напомню, что одному человеку в сороковые годы в Кировске было чудесное видение Казанской иконы. Ею Сама Божия Матерь указала место будущего храма. - Ред.) Матушка Ярослава показала нам на иконостасе еще одну обновившую ся икону - святителей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz