Миссионерская православная газета. 2002 г. № 12. Декабрь.

ШК О Л А П Р А В О С Л А В Н О Г О Б Л А Г О Ч Е С Т И Я ГРЕХ ПРОТИВ СЕМЫЛ МОГЛО МЕНЯ НЕ БЫТЬ... «Могло меня не быть», - сказала мне вось­ мидесятидвухлетняя старушка, смахивая слезу уголком платка. Вдова, хозяйка дома, у которой я в гостях, после долгих лет изнурительного труда уже не может выпрямить спину, ходит, опираясь на палочку. Она вспоминает о своей жизни с мужем, сетует на современную молодежь, на воровство, пьянство. Затем мы в беседе коснулись роли женщи­ ны - жены и матери - в семье, и хозяйка поведала историю своей матушки: - Моя мама вынашивала третьего из нас (всего нас было шестеро). Беременность проте­ кала очень тяжело, гораздо хуже, чем прежде, мама встревожилась и измучилась. Она решила избавиться отмалыша, который приносил столько страданий и беспокойства, от такой, как ей казалось, опасной и угрожающей ее здоровью беременности. Назначен был уже и день абор­ та... Но... Ночью маме было видение во сне: большой зал, столы с угощением, за столами народ, прислуживали мужи в золоченых одеж­ дах. Мама с подругой стояли у теплой изразцо­ вой печи. Их попросили подождать, сказав, что блюдо для них еще не готово. Готовили его долго... Несут. Подают. На блюде... её ребенок! Ужас охватил маму, когда проснулась ут­ ром. Она сразу же отказалась отмысли сде­ лать аборт. Родила хорошего сына, будущего воина, защитника Родины в Великой Отече­ ственной войне. Я была младшей и могла сделаться жертвой аборта, если бы убили братика, то, наверное, не пощадили бы и меня. «Могло бы меня не быть», - снова повтори­ ла хозяйка, смахивая слезу. Б о р и с Г у р о в , г . М у р м а н с к Часто сегодня можно услышать, что мы живем в эпоху новой морали, потому что на наших глазах исчезают понятия о совести, чести, стыде, верности, любви. А то, что в христианстве называется грехом и преступлением, теперь - естественная норма жиз­ ни, так называемая «реализация прав человека». Черное становится белым, а белое - черным. Иска­ жаются понятия о браке, семье, об обязанностях родителей, супругов, детей. Меняется сознание чело­ века. «Свобода» - всепобеждающее учение XXI века. Это та самая свобода, когда человек хочет, чтобы Бог ему не мешал, чтобы Бога можно было изгнать из своей жизни. Суть этой мнимой свободы в том, что человек не должен иметь никаких нравственных или религиозных ограничений. На самом деле это самое дикое рабство, когда человек оказывается пленником у своих грехов, страстей, пороков. Мы, христиане, знаем, что истинная свобода - это свобо­ да от греха, это предание себя в рабство Богу, которое является «благим игом и легким бременем». Противостоять злу, которое окружает нас в мире сегодня, той грязи, нечистоте, которая распростра­ няется в нем, - вот задача христиан третьего тысячелетия. На наших глазах исполняется проро­ чество преподобного Антония Великого о том, что придет время, когда скажут: «Ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участие в общем безумии, но мы заставим тебя быть как все». Многие из нас ощущают себя в глазах окружающе­ го мира безумными. Но еще тяжелее становится оттого, что безумным тебя считают христиане, люди, которые считают себя верующими и вроде бы хотят спасаться. Появились даже в церковной среде грехи, кото­ рые мало кто грехом считает и в которых почти никто не кается. Можно всю жизнь ходить в храм Божий, знать хорошо свою веру и ревновать о вере, а в жизни служить своим страстям в соответствии с богобор­ ческими принципами жизни, одеваться в срамные одежды греха и порока. В этих условиях с особой тревогой, приобретая новое духовное содержание, звучат наши церковные праздники. 22 декабря по новому стилю Церковь празднует Зачатие праведной Анною Пресвятой Бо­ городицы. Есть и другой праздник, предметом кото­ рого стало зарождение новой жизни, - Зачатие Иоанна Предтечи в утробе праведной Елизаветы (6 октября по новому стилю). Действительно, это - праздники. Человек еще не родился, но мы знаем, что он уже есть. Иоаким и Анна, Захария и Елисавета - свя­ тые, праведные люди, но не имели детей и дожили до глубокой старости. У еврейского народа, как и у всех народов Земли, бездетность или малочадие воспринимались как наказание, а многочадие всегда считалось благословением Божиим. Мать пророка Самуила пророчица Анна (память ее тоже праздну­ ется 22 декабря) также почитала свое бесплодие несчастием и очень скорбела, пламенно молилась Богу о разрешении бесчадия. Ныне времена изменились: если раньше люди молились о даровании чад, то теперь большинство супругов думает о том, как бы жене не забереме­ неть. Никогда, наверное, человечество не знало такой самоубийственной морали, такого взгляда на деторождение, который господствует сейчас в мире. Святой пророк Давид говорит: «Вот наследие от Господа дети; награда от Него - плод чрева» (Пс. 126, 3). К сожалению, многими сегодня дети воспри­ нимаются не как дар Божий, а как обуза, помеха в достижении земного благополучия, карьеры - одним словом, удобств жизни сей. Господь, создав человека, благословил первую семью: «Плодитесь и размножайтесь, и населяйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1,28 ). Вот первая заповедь, данная Богом человеку. Но диавол, «чело­ векоубийца от начала» (Ин. 8, 44), делает свое дело: все усилия он направил к тому, чтобы уничтожить человечество, чтобы люди не рождались вовсе. Такое понятие, как многодетность, в наше время кажется несвоевременным и несовременным. Для «нормальной» семьи сегодня считается в порядке вещей иметь одного-двух детей. Помните, в 80-е годы прошлого века звучала песня: «У меня сест­ ренки нет, у меня братишки нет...скоро мода на детей совсем пройдет»? Это мы и наблюдаем сей­ час. Чаще всего разговор заходит о социальных трудностях. Фарисейски сказанные слова: «Зачем плодить нищету?» - стали афоризмом среди тех, кто научился бесовским образом «планировать» семью. Но самом деле, как показали опросы, толь­ ко 10% семей отказываются от рождения детей в связи с материальными трудностями. А что, нашим предкам жилось лучше, чем нам? Разве лучше нас жилось священникам, на долю которых выпали годы гонений на Церковь, когда в любой момент могли арестовать, расстрелять, лишить прихода и имуще­ ства, крыши над головой? В нашем храме служили такие исповедники, которые во всем были верны Богу и которых Бог не оставил: протоиерей Владимир Жохов (t1 9 8 8 ) воспитал пять детей, протоиерей Сергий Кузнецов ( f 1 971) вырастил восемь детей, протоиерей Влади­ мир Обнорский ( f 1 958) - тоже восемь детей, иерей Димитрий Афанасьев (t1 9 5 2 ) поставил на ноги две­ надцать детей. Человек, который живет по воле Божией, может быть всегда спокойным. Псалмопе­ вец Давид говорит: «Я был молод и состарился, но не видел праведника оставленным и потомков его, просящих хлеба» (Пс. 36, 25). «Дает Бог детей - дает и на детей», - говорят верующие люди. Нескромно писать о своей семье, но в качестве примера хочется вспомнить своих благочестивых прадедов: Федот Федоров - отец 18 детей (бабушка была восемнадцатым ребенком), Петр Стрелков - отец 12 детей. Сейчас нам это кажется нереальным, а кто-то сочтет такое многочадие за отсталость, темноту. На самом же деле это показатель преда­ ния себя в волю Божию. Прежде такое отношение к деторождению, которое наблюдается у большинства сейчас, считалось чудовищным грехом. В Библии упоминается некий Онан, которого Господь покарал смертью за такое «планирование». «Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил его» (Быт. 18, 10). Несомненно, это прообраз смерти ду­ ховной. В древности закон наказывал за этот грех смертью. Безнравственность абортов еще можно как-то объяс­ нить людям, но трудно заставить задуматься о таком кощунственном понятии, как «планирование семьи». Ведь именно здесь человек вторгается в запретную для него область Божественного Промысла, пытается изуродовать естественный, Богом установленный по­ рядок: близость - зачатие - ребенок. И из этой цепи люди хотят вырвать только первое - близость, а от остального избавиться любыми путями. Этот грех особенно опасен тем, что он почти никем не считает­ ся грехом, но это грех, который сильно уродует и отдельных супругов, и семью в целом. Иерей Василий Вольский (Продолжение в следующем номере) Такими были традиционно русские семьи - оплот Православия. Фото из семейного архива автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz