Миссионерская православная газета. 2002 г. № 12. Декабрь.
ШК О Л А П Р А В О С Л А В Н О Г О Б Л А Г О Ч Е С Т И Я ГРЕХ ПРОТИВ СЕМЫЛ МОГЛО МЕНЯ НЕ БЫТЬ... «Могло меня не быть», - сказала мне вось мидесятидвухлетняя старушка, смахивая слезу уголком платка. Вдова, хозяйка дома, у которой я в гостях, после долгих лет изнурительного труда уже не может выпрямить спину, ходит, опираясь на палочку. Она вспоминает о своей жизни с мужем, сетует на современную молодежь, на воровство, пьянство. Затем мы в беседе коснулись роли женщи ны - жены и матери - в семье, и хозяйка поведала историю своей матушки: - Моя мама вынашивала третьего из нас (всего нас было шестеро). Беременность проте кала очень тяжело, гораздо хуже, чем прежде, мама встревожилась и измучилась. Она решила избавиться отмалыша, который приносил столько страданий и беспокойства, от такой, как ей казалось, опасной и угрожающей ее здоровью беременности. Назначен был уже и день абор та... Но... Ночью маме было видение во сне: большой зал, столы с угощением, за столами народ, прислуживали мужи в золоченых одеж дах. Мама с подругой стояли у теплой изразцо вой печи. Их попросили подождать, сказав, что блюдо для них еще не готово. Готовили его долго... Несут. Подают. На блюде... её ребенок! Ужас охватил маму, когда проснулась ут ром. Она сразу же отказалась отмысли сде лать аборт. Родила хорошего сына, будущего воина, защитника Родины в Великой Отече ственной войне. Я была младшей и могла сделаться жертвой аборта, если бы убили братика, то, наверное, не пощадили бы и меня. «Могло бы меня не быть», - снова повтори ла хозяйка, смахивая слезу. Б о р и с Г у р о в , г . М у р м а н с к Часто сегодня можно услышать, что мы живем в эпоху новой морали, потому что на наших глазах исчезают понятия о совести, чести, стыде, верности, любви. А то, что в христианстве называется грехом и преступлением, теперь - естественная норма жиз ни, так называемая «реализация прав человека». Черное становится белым, а белое - черным. Иска жаются понятия о браке, семье, об обязанностях родителей, супругов, детей. Меняется сознание чело века. «Свобода» - всепобеждающее учение XXI века. Это та самая свобода, когда человек хочет, чтобы Бог ему не мешал, чтобы Бога можно было изгнать из своей жизни. Суть этой мнимой свободы в том, что человек не должен иметь никаких нравственных или религиозных ограничений. На самом деле это самое дикое рабство, когда человек оказывается пленником у своих грехов, страстей, пороков. Мы, христиане, знаем, что истинная свобода - это свобо да от греха, это предание себя в рабство Богу, которое является «благим игом и легким бременем». Противостоять злу, которое окружает нас в мире сегодня, той грязи, нечистоте, которая распростра няется в нем, - вот задача христиан третьего тысячелетия. На наших глазах исполняется проро чество преподобного Антония Великого о том, что придет время, когда скажут: «Ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участие в общем безумии, но мы заставим тебя быть как все». Многие из нас ощущают себя в глазах окружающе го мира безумными. Но еще тяжелее становится оттого, что безумным тебя считают христиане, люди, которые считают себя верующими и вроде бы хотят спасаться. Появились даже в церковной среде грехи, кото рые мало кто грехом считает и в которых почти никто не кается. Можно всю жизнь ходить в храм Божий, знать хорошо свою веру и ревновать о вере, а в жизни служить своим страстям в соответствии с богобор ческими принципами жизни, одеваться в срамные одежды греха и порока. В этих условиях с особой тревогой, приобретая новое духовное содержание, звучат наши церковные праздники. 22 декабря по новому стилю Церковь празднует Зачатие праведной Анною Пресвятой Бо городицы. Есть и другой праздник, предметом кото рого стало зарождение новой жизни, - Зачатие Иоанна Предтечи в утробе праведной Елизаветы (6 октября по новому стилю). Действительно, это - праздники. Человек еще не родился, но мы знаем, что он уже есть. Иоаким и Анна, Захария и Елисавета - свя тые, праведные люди, но не имели детей и дожили до глубокой старости. У еврейского народа, как и у всех народов Земли, бездетность или малочадие воспринимались как наказание, а многочадие всегда считалось благословением Божиим. Мать пророка Самуила пророчица Анна (память ее тоже праздну ется 22 декабря) также почитала свое бесплодие несчастием и очень скорбела, пламенно молилась Богу о разрешении бесчадия. Ныне времена изменились: если раньше люди молились о даровании чад, то теперь большинство супругов думает о том, как бы жене не забереме неть. Никогда, наверное, человечество не знало такой самоубийственной морали, такого взгляда на деторождение, который господствует сейчас в мире. Святой пророк Давид говорит: «Вот наследие от Господа дети; награда от Него - плод чрева» (Пс. 126, 3). К сожалению, многими сегодня дети воспри нимаются не как дар Божий, а как обуза, помеха в достижении земного благополучия, карьеры - одним словом, удобств жизни сей. Господь, создав человека, благословил первую семью: «Плодитесь и размножайтесь, и населяйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1,28 ). Вот первая заповедь, данная Богом человеку. Но диавол, «чело векоубийца от начала» (Ин. 8, 44), делает свое дело: все усилия он направил к тому, чтобы уничтожить человечество, чтобы люди не рождались вовсе. Такое понятие, как многодетность, в наше время кажется несвоевременным и несовременным. Для «нормальной» семьи сегодня считается в порядке вещей иметь одного-двух детей. Помните, в 80-е годы прошлого века звучала песня: «У меня сест ренки нет, у меня братишки нет...скоро мода на детей совсем пройдет»? Это мы и наблюдаем сей час. Чаще всего разговор заходит о социальных трудностях. Фарисейски сказанные слова: «Зачем плодить нищету?» - стали афоризмом среди тех, кто научился бесовским образом «планировать» семью. Но самом деле, как показали опросы, толь ко 10% семей отказываются от рождения детей в связи с материальными трудностями. А что, нашим предкам жилось лучше, чем нам? Разве лучше нас жилось священникам, на долю которых выпали годы гонений на Церковь, когда в любой момент могли арестовать, расстрелять, лишить прихода и имуще ства, крыши над головой? В нашем храме служили такие исповедники, которые во всем были верны Богу и которых Бог не оставил: протоиерей Владимир Жохов (t1 9 8 8 ) воспитал пять детей, протоиерей Сергий Кузнецов ( f 1 971) вырастил восемь детей, протоиерей Влади мир Обнорский ( f 1 958) - тоже восемь детей, иерей Димитрий Афанасьев (t1 9 5 2 ) поставил на ноги две надцать детей. Человек, который живет по воле Божией, может быть всегда спокойным. Псалмопе вец Давид говорит: «Я был молод и состарился, но не видел праведника оставленным и потомков его, просящих хлеба» (Пс. 36, 25). «Дает Бог детей - дает и на детей», - говорят верующие люди. Нескромно писать о своей семье, но в качестве примера хочется вспомнить своих благочестивых прадедов: Федот Федоров - отец 18 детей (бабушка была восемнадцатым ребенком), Петр Стрелков - отец 12 детей. Сейчас нам это кажется нереальным, а кто-то сочтет такое многочадие за отсталость, темноту. На самом же деле это показатель преда ния себя в волю Божию. Прежде такое отношение к деторождению, которое наблюдается у большинства сейчас, считалось чудовищным грехом. В Библии упоминается некий Онан, которого Господь покарал смертью за такое «планирование». «Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил его» (Быт. 18, 10). Несомненно, это прообраз смерти ду ховной. В древности закон наказывал за этот грех смертью. Безнравственность абортов еще можно как-то объяс нить людям, но трудно заставить задуматься о таком кощунственном понятии, как «планирование семьи». Ведь именно здесь человек вторгается в запретную для него область Божественного Промысла, пытается изуродовать естественный, Богом установленный по рядок: близость - зачатие - ребенок. И из этой цепи люди хотят вырвать только первое - близость, а от остального избавиться любыми путями. Этот грех особенно опасен тем, что он почти никем не считает ся грехом, но это грех, который сильно уродует и отдельных супругов, и семью в целом. Иерей Василий Вольский (Продолжение в следующем номере) Такими были традиционно русские семьи - оплот Православия. Фото из семейного архива автора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz